О внутреннем сродстве доминаций эпох

Зера Черкесова 2
первая публикация на научно-техническом форуме в разделе Философия.

О внутреннем сродстве философских, политических художественных и научных доминаций эпох.

Эта  тема восходит к шпенглерианству, однако его он разрешил ее  в рамках своих личных интеллектуальных установок, с изрядной долей мистицизма.
Контекст эпохи. Как всё связано со всем. Неожиданные внутренние связи и отсвет философских и даже религиозных предпочтений эпохи на ее художественное наполнение и даже естественнонаучные теории и открытия, задающие тон.
Здесь уместно привести случай из физики. Молодой Вернер Гейзенберг в соответствии с господствовавшим в то время позитивизмом(только точные науки, власть фактов, никакой философии и теоретизирования!)явился к старому Альберту Эйнштейну с этим убеждением, со словами: Я твердо решил более никаких теорий не придерживаться, а стремиться исключительно к установлению точных научных фактов!
Мэтр  покачал головой и произнес:
"Но то, какие факты вы будете наблюдать, зависит от того, какой теорией вы будете пользоваться!"

Это ли не доказательство примата философии, к которой восходят научные теории, над добываемой наукой фактологией?
Есть ли связь философских предпочтений автора и содержания его теории? И даже сделанных открытий("Но то, какие факты вы будете наблюдать, зависит от того, какой теории вы будете придерживаться").

Данная тема внутренно связана с темой автора:
 
О циклах Времени в истории цивилизаций

Ибо люди, ум человеческий-во власти меняющихся Законов Времен.  Цикличность времени выдвигает на первый план определеные пра-архетипы коллективного бессознательного, которые и кристаллизуются в философско- художественно- идеологическо-научный фон эпохи  в их нерасторжимой внутренней сцепленности в Великом Единстве.
 
 
О том, как Майкл Фарадей открыл новую эру человечества, сделав великое открытие в физике, исходя из... своих религиозных представлений.  Включая то, как мы ныне пишем в интернете, получив самую такую возможность, во Всемирной Паутине. В буквальном смысле подтвердив правоту Эйнштейна, что то, какие факты наблюдает ученый-зависит от того, какой теорией(даже религиозно-философской теорией) он пользуется, верует в нее. см. первый пост этой темы.

И о том, как философские доктрины начала 20 в. претворились в магическом кристалле эйнштейновской- я бы сказала не теории, но линии Эйнштейна в науке-победа Релятивизма над Абсолютизмом прежней науки  прежде всего в мировоззренческом плане. Ныне наблюдается обратный процесс-неоклассицизм науки прошлого, наступает. В последнем я вижу Платоновы эйдосы, о которых много писал акад. Лосев. По Платону:эйдосы(идеи) вечны и неучтожимы, кружа и уходя в тень, они на время исчезают, но спустя время неожиданно выходят на свет и захватывают позиции в обновленном и усиленном виде, наполнившись новым содержанием.

Порассуждаем и о связи нашей эпохи постмодернизма с господствующими научными теориями-пойдя уже не по дорожке, проторенной О.Шпенглером о прошлом и современном ему мире, но самостоятельно-творчески воссоздавая суть нашей эпохи и будущее, вызревающее из этих главенствующих представлений.
 
 05.08.15  от Elza1 (форумный ник)