О циклах Времени в истории цивилизаций

Зера Черкесова 2
Илл.:Цикличность времени — задаётся космическими ритмами.

Моя тема на научно-тех. форуме/раздел Философия. Форумный ник Elza1
 

О циклах Времени в истории цивилизаций (Прочитано 3636 раз)

Здесь много дискуссий о природе времени. В основном, физических:что есть Время?
Мне хотелось бы заострить внимание на таком аспекте, как Цикличность Времени.

Но сначала приведу несколько, на мой взгляд, интересных цитат классиков.

Вот очень выразительное определение Времени по Платону:

"Время это текущий образ Вечности".
 
Как определял природу Времени Гегель?

«Время не есть как бы ящик, в котором все помещено, как в потоке увлекающем с собою в своем течении и поглощающем все, попадающее в него. Время есть лишь абстракция поглощения...Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время».

Гегель подвергает критике ньютоново понимание времени. 

Природа Времени циклична во всех цивилизациях.

Кстати, для иных это будет откровением, но не Эйнштейн открыл предельную скорость в природе. А Гегель.
О ПРИРОДЕ СВЕТА У ГЕГЕЛЯ  РАНЬШЕ ЭЙНШТЕЙНА

  Вот гегелево предвосхищение  положения теории относительности Эйнштейна о том, что никакой процесс в природе  не может быть быстрее скорости света. 

«Бытие света является абсолютной скоростью».
Гегель. Соч., т.2, с. 124.

--------------------
Я не исключаю, впрочем, что и Гегель был не первым в истории, кто высказал эту мысль.
Но более ранние источники неизвестны.

Итак, что же такое идея Цикличности Времени? Она пронизывает красной нитью все цивилизации Земли, от древнейших до современных. От земледельческих культур до изощренных философских  и научных доктрин прошлого и современности.
Время нелинейно. Мыслить время волнами и спиралями обычно для нашего времени, и было естественно для древних цивилизаций.
Это Коловорот по славянски. Само слово Время в славянских наречиях от "Вертмя"-Веретено!То есть Спираль.
Оцените как это созвучно спиралевидному пониманию развития в диалектической философии(диамате).

И ассирийцы, и вавилоняне, и индусы, и греки, и славяне...
Например, ассиро-вавилонская культура воспринимала Время Даром Божеств, позволяющем познать душу Вселенной.
И в нынешних представлениях возрождается понимание Космоса, как единого поля, вибрирующего и цикличного.  От лунных и солнечных  фаз до великих циклов цивилизаций.
Да и фазность в космических телах нельзя сбрасывать со счетов. Циклична пятнообразовательная деятельность Солнца, кореллирующая с земным миром.

Предпринимаются попытки построения универсальной вселенской Иерархии временнЫх циклов.

*Конечно, рассуждая о феномене цикличности времени проносятся в уме и Освальд Шпенглер, опровергший впервые в сознании  новейшей эпохи представление о линейности цивилизации, и создавший теорию внутренней замкнутости и цикличности культурно-цивилизационных миров;

*И Лев Гумилев, постулировавший космическое происхождение этносов в результате невыясненных процессов в Космосе, отражающиеся на выборе мест пассионарного толчка и дальнейшего возвышения племени, обитающего на этой территории- до величайшей Империи. Взлет и фазы  циклического развития и сход со сцены.
По новейшим изысканиям в русле "гумилёвики" такими космическими триггерами, задающими возвышение империй из диких племен, могут быть вспышки Сверхновых. Процессу этногенеза с подциклами Л.Н. Гумилев задал продолжительность в полторы тысячи лет. По этой концепции Европейская цивилизация близка к мемориальной стадии этногенеза, во что начинаешь верить, видя деградацию европейского духа, о которой писал уже Шпенглер.

Российской цивилизации Гумилев предрек возвышение и расцвет. Объяснив заодно"отсталость"российской цивилизации в прошлом именно несоразмерностью циклического развития Европы и России.

*Вспомним и Большие волны капитализма по Николаю Кондратьеву. Они пользуются немалым влиянием в экономической мысли Запада и дошли наконец до Родины автора теории.

*Теорию А.Чижевского, естественно.

*Циклична даже теория Маркса. 4-х ступенчатое развитие от рабовладельческой до коммунистической цивилизации. Причем ранний наивный коммунизм древней общины и высокотехнологичный, социально, интеллектуально и нравственно высокоразвитый коммунизм посткапиталистического мира смыкаются в спирали истории. 

*Но есть и очень древние циклические концепции Времён.(кали-юга и т.д.)

Несколько отклонюсь от стержневой темы:цикличность времен и приведу фрагмент своей вчерашней дискуссии с одним оппонентом, спрашивавшим меня как совместимы диалектический материализм и астрология."Это же взаимоисключающие параграфы!"-удивлялся он.

Я ответила ему следующее:

А вот это уже называется догматизмом.
Разложить Знания по полочкам и навесить ярлычки:это истина, это лже-наука и т.д.

Почитайте А.Ф.Лосева "Античный космос и современная наука"-там он прямо пишет:Диалектика не только не отрицает, но требует астрологии и алхимии!

А как многие ученые точных наук религиозны-не взаимоисключающие параграфы? А вы докажите. Если у вас не было этого пути-это не означает что именно ваш путь единственно правильный.

Можно сказать и так:умы неодинаковы. Есть умы строго-однонаправленные, и есть умы широкие и всеобъемлющие. Угадайте, к какому типу относитесь вы и к какому-я. Это и есть ответ на ваш вопрос в наиболее общем виде.

Кроем того, есть умы позитивного типа, то есть то, что называли когда-то позитивными науками, никакой философии! Моветон.
А есть умы, склонные к философским обобщениям, к универсализации(а кстати, астрология универсальна).
Мой ум и научный, и философский, поэтому, повторю, меня коробит презрение к философии. Но из всей философии строго-научной я считаю только Диалектику.
А как возможно  НЕ ВОСХИЩАТЬСЯ красотой диалектической философии-я искренне не понимаю.

То есть выставляют великих ученых прошлого или придурками, или врунами, водившим за нос толпу и царей-зарабатыванием гороскопами.
А правильно ли   ВЫРЫВАТЬ ИЗ КОНТЕКСТА ЭПОХИ:мол, это   они сами не верили, а дурачили публику и королей и эмиров.
Птолемей, Ибн Сина(Авиценна), Улугбек, Омар Хайам (великий математик, а не только поэт)Кеплер, Ньютон, Эйнштейн...

Вы слышали о такой отрасли философии и текстологии 20в., берущей истоки из более отдаленных времен-ГЕРМЕНЕВТИКА.
Чем занимается? Тем, что учит  ПОНИМАТЬ.
Это наука об АУТЕНТИЧНОМ ПОНИМАНИИ ТЕКСТОВ. НЕ вырывая из контекста своего времени и культуры, не приписывая своих установок и предубеждений, чистыми очами читать глазами автора и его эпохи. Аутентичность понимания. Тем вульгарнее утверждения, что они-де не верили сами, а дурачили простаков.

Вот к этому хотела бы призвать уважаемых читателей и собеседников/оппонентов:не скатываться к вульгаризации наследия тысячелетий, примеряя свои  парадигмы и предубеждения-но стремиться с распахнутым разумом читать и думать очами и разумом авторов и  эпох. Герменевтически. Стремясь к  ПОНИМАНИЮ. Без этого и любые дискуссии изначально  не имеют смысла и выхолащиваются в переход на личности.

Философские основания Теории относительности и перспективы эйнштейнианства

Это совершенно чеканная формулировка, но и определение Платона я нахожу прежде всего изысканным.
Но в  этом определении, заметьте, Платон противопоставляет Вечность-и Время. Время-текущий образ Вечности.
И потом Время у Платона обладает текучестью. А Вечность нечто пребывающее в неизменном виде без различения времен прошлого, настоящего, будущего.

Ваше же определение-это Часы. Время как мера изменения вещей. Но эта мера задается нашим восприятием и относительно каких-то циклических вариантов. То есть в основу берется цикл. В новейшее время:атомные часы.
  Закон полярности(диалектика) в отношении природы Времени:

"Время есть текущий полярной образ Вечности.
Тем самым каждый воплощенный процесс-объект, являясь полярным подобием Вечности, несет в себе, как статическую Вечность, так и динамическое Время".

Не добавить, ни убавить, все точно и на месте. Спасибо за замечательную формулировку диалектики времени  и вечности во всем.

Что еще примечательно:то, как Вы связываете текучее понятие Времени как мы воспринимаем Время-со Статикой, время, как содержащее в себе момент статической Вечности. И Вечность проявляющееся динамикой Времени, которое всегда в движении.
Получается, что Время при пристальном изучении- статично в той же мере, сколь и динамично.

Вот изложение этой мысли Николаем Кузанским:
Истинная диалектика, Н. Кузанский ведь и считался диалектиком. Подчеркнуто мной.

Кузанский Н.

Бесконечное единство есть свернутость (complicatio) всего. Да единство ведь и значит, что оно соединяет все… То же самое единство есть покой, поскольку в нем свернуто движение, которое, если пристально рассмотреть, есть расположенный в ряд покой (quies seriatim ordinata). Соответственно движение есть развертывание покоя.
Точно так же в "теперь", или настоящем, свернуто время: прошедшее было настоящим, будущее будет настоящим, и во времени не находим ничего, кроме последовательного порядка настоящих моментов. Соответственно прошедшее и будущее есть развертывание настоящего, настоящее есть свернутость всех настоящих времен; все настоящие времена – развертывание его в последовательный ряд (seriatim), и в них не найдешь ничего, кроме настоящего. Единое "теперь" свернуто и заключает в себе все времена, но это "теперь" есть все то же единство.
Точно так же тождество есть свернутость различия, равенство – свернутость неравенства, а простота – свернутость всех разделений или различений.
(Кузанский Н. Об ученом незнании // Соч. в 2 тт. Т. 1. М. 1979. С. 103-104).

А посмотрите что мне встретилось:

Ленин В.

Время вне временных вещей = бог.
(Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29)

https://zera-cherkesov.livejournal.com/354659.html