Религия и мифология древних германских племен, рано принявших христианство, известны нам очень фрагментарно. Основные сведения о германских и скандинавских богах ученые черпают из двух исландских памятников XIII в.: поэтической «Старшей Эды» – сборника мифологических и героических песен - и прозаической «Младшей Эды» - своеобразного учебника поэтического искусства скальдов (последний был составлен знаменитым исландцем Снорри Стурлусоном и содержит образцы поэзии скальдов, расшифровку скальдических мифологических иносказаний и обзор самой мифологии).
Представления древних германцев и скандинавов о мире божественного (при всем том, что мы находим в них несколько общих для всех индоевропейских народов сюжетов) были чрезвычайно своеобразны. Они считали, что Вселенная возникла в результате заполнение пустоты мировой бездны Гинунгагап мировыми водами Эливагар. Когда эти воды застыли льдом, из них выделился ядовитый иней. Затем под влиянием тепла он стал таять и превратился в великана Имира. Возникшая из растаявшего инея корова Аудумла выкормила его своим молоком. Чуть позже из соленых камней, которые она лизала, появился предок богов Бури - отец Бора. Сыновьями Бора были Один, Вили и Ве. Но первоначально боги не являлись в мире ведущей и определяющей силой. Главную роль здесь играли исполины, порожденные Имиром. Сообщается, что первые дети – мальчик и девочка – появились у него под мышками, а его ноги породили сына Трудгельмира. От них ведет свое начало многочисленный и могущественный род великанов-ётунов. Их безраздельное господство, впрочем, продолжалось недолго.
Возмужав, Один и его братья убили Имира и создали из его тела окружающий нас физический мир: плоть великана при этом стала землей, кровь – морем, кости – горами, череп – небом, а волосы – лесом. Затем боги обуздали древних хтонических чудовищ – змея Ёрмунганда, волка Фенрира и их сестру Хель – хозяйку царства мертвых. Отцом всех троих считался Локи – самая загадочная фигура скандинавского пантеона. Он происходил из великанов, однако оказал очень важные услуги богам, поселился среди них, как бы вошел в их круг, но при этом остался их злокозненным противником. По одному из мифов, именно Локи вместе с Одином создал первых людей. Их деревянные прообразы, бездыханные и «лишенных судьбы», боги нашли на берегу моря и оживили.
Утвердившись в мире, боги захотели создать свой небесный город Асгард и наняли для этой цели одного из великанов, владевшего чудесным конем Свадильфари. Тот обещал окончить строительство за полтора года, но запросил при этом немалую награду: Солнце, Луну и прекрасную богиню Фрейю себе в жены. Поскольку сами боги не умели строить, они вынуждены были согласиться на эти условия. Но когда работа уже близилась к концу, хитроумный Локи, превратился в кобылу и сумел отвлечь Свадильфари от работы. В результате строительство Асгарда оказалось незавершенным к назначенному сроку, что спасло Солнце, Луну и Фрейю. Локи после этого родил для Одина чудесного восьминогого коня Слейпнира.
С тех пор весь мир оказался разделенным на три части: Мидгард (обиталище людей), Асгард (обитель богов) и Утгард (внешний пустынный и холодный мир, населенный великанами-ётунами). Вот что сказано на этот счет в «Младшей Эде»: «Она (земля) снаружи округлая, а кругом нее лежит глубокий океан. По берегам океана они (боги) отвели земли великанам, а весь мир в глубине суши оградили стеною для защиты от великанов. Для этой стены они взяли ресницы великана Имира и назвали крепость Мидгард».
ОДИН. В скандинавской мифологии бог войны и воинской доблести. У древних германцев - франков, саксов, англов, вандалов и готов – он почитался под именем Водан. Считалось, что Один живет в Асгарде в небесном, крытом серебром жилище, восседая там на престоле Хлидскьяльв. Его постоянными атрибутами являются незнающее промаха копье Гунгнир и кольцо Драупнир, порождающее себе подобные. В поэтическом портрете, нарисованном «Старшей Эдой», отмечены следующие характерные черты внешности Одина: он одноглаз, ходит в синем плаще и надвинутой на лоб широкополой шляпе. Одину подчинены девы битв - воинственные валькирии, распределяющие по его приказу победы и поражения. Валькирии считались богинями воинской судьбы. Из павших в бою воинов они отбирают храбрых, погибших смертью героев, и уносят их души в небесную Вальхаллу («Чертог убитых»). Те проводят время в постоянных пирах и праздниках. А трусливых воинов ожидает промозглое подземное царство – Хель. Там они будут прозябать до того, как начнется Рагнарёк - последняя битва перед очередным концом света.
В поздней скандинавской мифологии Один предстает также отцом колдовства и колдовских заклинаний, владельцем магических рун и богом мудрости. Он владеет искусством менять свое обличие. Об этой его удивительной способности Снорри Стурлусон пишет буквально следующее: «Тогда тело его лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей, или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или делам других людей… Он мог также словом потушить огонь, или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел; и у него был корабль, …на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок».
Известно, что перед концом света, в последнем сражении богов с чудовищами и великанами, Одину суждено погибнуть в пасти гигантского волка Фенрира.
ФРИГГ. Жена Одина и мать Бальдара. Считалась богиней любви, брака, семейного очага и деторождения. У континентальных германцев ей, по-видимому, соответствовала Фрия.
ЛОКИ. Сын великана Фарбаути, связанный с Одином обрядом кровного братства, но как произошло это братание – нигде не сообщается. Образ Локи сложный и многоплановый. Учитывая его склонность строить всяческие козни, враждовать с богами и насмехаться над ними, есть основание считать его воплощением зла, темным пятном в светлом Асгарде. Однако этим его роль далеко не исчерпывается. Хотя Локи часто творит злые дела, он не менее часто совершает и благие поступки. Его можно считать воплощением бурной деятельности, хитрости, изворотливости, проницательности и аморальности.
Локи считался отцом чудовищного волка Фенрира, которого родила ему исполинша Ангрбода. У этой четы имелись и другие дети: владычица царства мертвых Хель и мировой змей Ёрмунганд. Во время Рагнарёка – последней битвы перед концом света – Локи будет сражаться на стороне великанов. Именно он, по некоторым мифам, приведет под стены Асгарда ужасный корабль Нагльфар, полный оживших мертвецов. Конец Локи тоже известен – он погибнет в поединке с доблестным Хеймдаллем – сыном Одина.
ХЕЙМДАЛЛЬ. Сын Одина и страж богов. Он охраняет чудесный мост Биврёст, соединяющий небо с землей. Считалось, что Хеймдалль отличается чрезвычайно острым слухом и зрением. Когда наступит конец мира – Рагнарёк, он протрубит в свой громогласный рог Гьяллархорн, призывая богов на последнюю битву. Хеймдалль будет убит в этом сражении Локи, которому в свою очередь успеет нанести смертельные раны.
ФЕНРИР. В скандинавской мифологии гигантский волк, одно из трех чудовищ, порожденных в лесу Ярнвид великаншей Ангрбодой от Локи. Боги сначала держали Фенрира у себя. Но так как все пророчества говорили о том, что он создан им на погибель, боги постарались сковать его покрепче. После того как Фенрир разорвал несколько цепей, карлики по просьбе богов изготовили из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны крепчайшую цепь Глейпнир и приковали ей Фенрира к трем камням. Известно, что перед концом света Фенрир вырвется из пут и проглотит солнце. В последней битве чудовищ и великанов с богами он победит Одина. Однако сын последнего Видар, мстя за отца, разорвет Фенриру пасть (или пронзит мечом его сердце).
После возникновения мира в течение долгого времени царил золотой век, когда не было ни вражды, ни распрей, а люди и боги наслаждались покоем. Конец благоденствию положила война между двумя группами божеств – асами (обитателями Асгарда) и ванами – жителями другого божественного города Ванахейма, располагавшегося где-то на границе Мидгарда и Утгарда. Как повествует легенда, от ванов к асам явилась злая колдунья Хейд (ее звали еще Гулльвейг). Асы пронзили ее копьями и трижды сжигали, но она возрождалась вновь. И тогда Один бросил копье в сторону ванов и таким образом начал войну. Поначалу ваны имели успех и некоторое время угрожали Асгарду. Однако решительной победы не достигла ни одна из сторон. Война завершилась перемирием и обменом заложниками. В качестве таковых, к асам перешли Ньёрд и его сын Фрейр, игравшие потом в Асгарде далеко не последнюю роль.
НЬЁРД. В скандинавской мифологии бог из числа ванов. Олицетворяет морскую стихию и ветер. Он покровительствовал мореплаванию, рыболовству, охоте на морского зверя. Считалось, что в течение девяти дней Ньёрд живет в небесном жилище Ноатун, неподалеку от моря а следующие девять проводит в горах Трюмхейма вместе со своей женой - охотницей и лыжницей Скади.
ФРЕЙР. В скандинавской мифологии бог из числа ванов, олицетворяющий растительность, урожай, богатство и мир. Сын Ньёрда. В «Младшей Эде» о Фрейре сказано так: «Ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире». По свидетельству Адама Бременского, в языческом комплексе в Упсале (Швеция) существовал особый храм, посвященный Фрейеру. Там находилась его статуя с огромным фаллосом. Считалось, что этому богу принадлежит волшебный кабан Гуллинбурсти и чудесный корабль Скидбладнир, всегда имеющий попутный ветер и вмещающий любое количество воинов. В битве перед концом света Фрейр должен погибнуть в поединке с великаном Суртом.
ФРЕЙЯ. Дочь Ньёрда. Богиня любви, плодородия и красоты. Мужем Фрейи считался таинственный Од, который не участвует ни в одном из мифов, так как находится в дальних странствиях. Фрейя оплакивает золотыми слезами его отсутствие, но не слишком твердо хранит ему верность. Недаром злоязычный Локи бросает ей в лицо следующее обвинение: «Ты к Оду стремилась, желаньем томясь, и другие к тебе под подол забирались; ты по ночам, распутная бегаешь, как коза с козлами бегать умеет». Главным атрибутом Фрейи считалось чудесное ожерелье Брисингамен.
ТЮР. Древнее германское божество. Первоначально Тюр считался богом неба и во времена Тацита играл большую роль в верованиях всех германских племен, почитавших его под именем Тиу. Позднее он был оттеснен на задний план Одином. В скандинавском эпосе Тюр считался покровителем военных собраний и поединков. Число мифов, связанных с ним, сравнительно невелико. В последней битве перед концом мира Тюра должен убить демонический пес Гарм.
Основная тема скандинавских сказаний о богах – столкновения между асами и их извечными врагами ётунами. Так рассказывают, что однажды Локи, Один и постоянный спутник последнего Хёнир странствовали по свету и решили приготовить для своей трапезы быка. Но не тут-то было! Великан Тьяцци в обличие орла всячески мешал изжариться бычьему мясу. Раз, когда орел выхватывал из огня лучшие куски, Локи ударил его палкой. Тьяцци, по-видимому, только того и ждал, поскольку руки и палка Локи тотчас пристали к телу орла, и тот поднял его в воздух. Локи стал умолять Тьяцци отпустить его, но великан соглашался дать ему свободу только в обмен на богиню Идуни и ее золотые яблоки. Надо сказать, он попросил не мало! Идуни была женой бога-скальда Браги, ее яблоки обладали чудесным свойством - возвращали молодость каждому, кто их ел. Но у Локи не было выбора. Поэтому он согласился на все требования похитителя. Возвратившись в Асгард, он заманил Идуни в лес (пообещав показать найденные им другие золотые яблоки) и отдал ее во власть Тьяцци. Последствия этого недальновидного поступка не замедлили сказаться. Боги, оставшись без «молодильных яблок», стали стареть и седеть. Однажды они схватили Локи и стали угрожать ему смертью. Пришлось тому пообещать, что он сам исправит причиненное им зло. В одолженном им у Фрейи соколином оперении Локи полетел к Тьяцци, ловко похитил Идуни и, превратив ее в орех, доставил в Асгард. Тьяццы-орел помчался вслед за вором в Асгард, но ожидавшие его появления асы сумели подпалить и убить незадачливого великана.
ТОР. Сын Одина. Считался богом грозы, грома, бури и плодородия. Основная функция Тора - это защита Мидгарда и Асгарда от враждебных им великанов-ётунов. Мифы рисуют его сильным рыжебородым воином, проводящем все свое время в походах на врага. Главное оружие Тора – громадный молот Мьёлльнир, который он мечет во врагов и который возвращается к нему на манер бумеранга. Обычно Тор путешествует в повозке, запряженной козлами. Останавливаясь на ночевку, он убивает и съедает этих козлов, а утром опять возвращает их к жизни. В последней битве богов Тору суждено сразиться с чудовищным морским змеем Ёрмунгандом. Тор убьет его, но сам умрет от нанесенным им ядовитых ран. У древних германцев этот бог почитался под именем Донара.
Любимым героем древних скандинавских сказаний, помимо Локи и Одина, считается бог Тор. Страшным оружием Тора, наводившим ужас на всех великанов, был его грозный молот Мьёлльнир. Враги не раз пытались захватить его. Один из мифов рассказывает, как однажды, проснувшись поутру, Тор не обнаружил чудесного молота. Узнав об этом, асы всполошились: ведь Тор был их главным защитником, а без Мьёлльнира он не многого стоил. Вскоре выяснилось, что молот похитил ётун Трюм. Он согласился вернуть оружие, но только в обмен на прекрасную Фрею, которую он захотел взять в жены. Узнав об этом, прямодушный Тор отправился к Фрее и предложил ей выйти замуж за Трюма (без своего молота он не рисковал вступить с этим исполином в бой). Но богиня категорически отказалась. На совете богов и богинь было решено отправить к ётуну самого Тора в убранстве невесты и со многими украшениями, а чтобы эта хитрость выглядела более убедительно, вместе с ним в страну великанов должен снарядился Локи, переодетый служанкой. Предосторожность, как показало дальнейшее, оказалась совсем не лишней, поскольку Тор плохо справлялся с возложенной на него ролью. Так на вечернем пиру, к несказанному удивлению гостей, «невеста» съела целого быка, восемь лососей и все сласти, припасенные для женщин, запив это тремя бочками медовухи. Изумленный Трюм вопрошает:
«Кто в жизни видел столь прожорливых жен?
Не видел я век, чтоб невеста так ела,
И меду так много умела бы выпить!»
Ловкий Локи выручил Тора, пояснив, что невеста не ела восемь ночей – так страстно она стремилась к жениху. Тогда Трюм захотел поцеловать невесту, но, раздвинув покров, отпрянул в страхе, увидев ее грозно горящие очи. Но и тут мнимая служанка нашлась: это, мол, оттого, что невеста восемь ночей не смыкала глаз, дожидаясь свадьбы. На торжество явилась престарелая сестра Трюма и потребовала от невесты драгоценностей в качестве свадебного дара. Тогда и Трюм повелел принести молот-Мьёлльнир в качестве ответного подарка. Как только грозное оружие оказалось в руках Тора, он оставил притворство, сбросил покров невесты и стал крушить всех ётунов, сидевших за столом, начиная с Трюма и кончая его старухой сестрой.
«Смерть вместо золота старой досталась,
Вместо подарка – удар молотка», - подводит итог «Старшая Эда».
В другом известном мифе Тор, его слуга Тьяльви и Локи отправляются по какому-то делу к великанам в Утгард и постоянно попадают впросак замороченные коварными ётунами. Все начинается с того, что ночью боги оказались в дремучем лесу и, встретив какое-то жилище, решили заночевать в нем. Утром оказалось, что они провели ночь в перчатке гороподобного великана Скрюмира. Затем они отправляются в волшебный замок Скрюмира, где богам в виде соревнования поручают выполнить нетрудные на первый взгляд задания. Увы, все они были посрамлены. Тор не смог осушить рог меду, не сумел побороть старуху и оказался не в силах приподнять с пола кошку. Правда, его спутники оказались не в лучшем положении – Тьяльви проиграл великану Хуги состязание в беге, а Локи был посрамлен своим соперником Логи, который, как оказалось, умел есть намного быстрее. Но потом выяснилось, что великаны с самого начала вели с богами нечестную игру. Так в роге было скрыто море, под видом старухи скрывалась старость, кошка была на самом деле мировым змеем, Хуги – мыслью, а Логи – огнем.
Яркая особенность скандинавской мифологии состоит в том, что она буквально насквозь пронизана эсхатологическими мотивами. Огромную роль в ней играет грядущая мировая битва – Рагнарек, в которой суждено погибнуть старшему поколению богов. Причем, благодаря пророчеству предсказательницы-вёльвы, перипетии этой последней войны известны во всех деталях. Первым актом драмы станет смерть Бальдара - прекрасного юного сына Одина, олицетворяющего весну и всеобщее возрождения жизни. «Младшая Эда» характеризует его следующим образом: «Второй сын Одина – это Бальдар. О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и все его прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние». И вот этому всеобщему любимцу начинают сниться зловещие сны – предвестники беды. Узнав об этом, боги решат оградить его от возможных опасностей. Один отправляется в царство мертвых, чтобы узнать от провидицы судьбу сына. Пробудив пророчицу-вёльву от вечного сна, Один услышит от нее, что Бальдару суждено умереть от руки слепого бога Хёда. Мать Бальдара, богиня Фригг, попытается преодолеть судьбу и возьмет клятву с огня и воды, камней и металлов, деревьев и животных – со всех существ и вещей – в том, что они не причинят никакого вреда ее сыну. Предусмотрев, казалось бы, все возможные опасности, она забудет только о ветвях омелы. Между тем боги, считая Бальдара неуязвимым, будут забавляться метанием в него стрел и дротиков. Слепому Хёду тоже позволено принимать в этом участие. Однажды злокозненный Локи подсунет ему вместо дротика ветку омелы и тот сразит ею светлого бога.
Дальше – хуже. За смерть Бальдара начнет мстить Вали - другой сын Одина от богини Ринд. Хотя ему будет всего лишь один день от роду, он убьет невольного убийцу Хёда. Потом верхом на Слейпнире он отправится в царство мертвых, чтобы вернуть брата в мир живых. Хозяйка Преисподней Хель согласится отпустить Бальдара, но при условии, что все живое и мертвое в мире будет его оплакивать. Казалось бы, желание ее легко исполнимо – ведь все любили Бальдара! Но когда наступит день скорби, будут плакать все, кроме великанши Тёкк, обличье которой примет тот же злокозненный Локи. Бальдар останется в царстве мертвых. Судьба мира предрешена.
Узнав о коварстве Локи, боги поймают его и крепко привяжут к трем камням. Он будет жестоко мучиться, но сумеет в конце концов освободиться. С этого начинается гибель богов, и она примет страшный размах в последней битве с устремленными на них темными и свирепыми силами. Миф сообщает, что Рагнарёку будут предшествовать нарушение родовых норм, кровавые распри родичей и моральный хаос. Непосредственно перед ним наступит трехгодичная суровая зима Фимбульветер. Затем с юга явится огненный великан Сурт. Тогда же на свободу вырвется гигантский свирепый волк Фенрир и появится величайший корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов, на котором умершие, возглавляемые Локи, явятся на бой с богами. Нагльфар прибудет с севера, тогда как с юга будет наступать огненная стихия, олицетворяемая Суртом, а из моря, разверзнув пасть, встает чудовищный змей Ёрмунганд.
Страж богов Хеймдалль, протрубит в рог Гьяллархорн, разбудит богов-асов во главе с Одином и его дружину из павших воинов. Один выступит против Фенрира, Тор - против Ёрмунганда, Тюр - против демонического пса Гарма, Хеймдалль - против Локки, Фрейр - против Сурта. В начале битвы Фенрир проглотит Одина. Видар тут же разорвет волку пасть. Сурт спалит Фрейра. Другие участники поединков убьют друг друга. Когда все асы падут, Сурт сожжет мир.
В этой всемирной катастрофе погибнут все люди и почти все боги. Однако жизнь на этом не кончится! Выживут и поселятся на месте, где раньше был Асгард, сыновья Одина Видар и Вали, а также сыновья Тора Магни и Моди, которые унаследуют его чудесный молот. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, и два человека – Лив и Ливтрасир, от которых вновь возродится человеческий род. Пророчество завершается следующими строками:
«Знаю я, вижу, как снова возникнет,
Вновь зеленея, из моря земля.
Бьют водопады; орлы за добычей
Станут к водам на лету припадать.
Жить будут асы в полях Идавалльра,
Часто в речах вспоминать им случится
Мидгарда Змея, и судьбы минувшие,
И стародавние Одина руны.
В новых дворах своих асы под травами
Доски найдут золотые, чудесные,
В древние дня для игры им служившие…
Станут хлеба вырастать без посевов.
Горе забудется; Бальдр возвратиться…»
Конспекты по истории человеческой культуры http://proza.ru/2011/06/02/190
Англия и Скандинавия http://www.proza.ru/2018/10/17/1822