Таинства Церкви не зависят от человеческих качеств

Виталий Митропольский
1. Зависит ли объективная действительность Таинств от нравственных достоинств их совершителя или принимающего их и почему?

Таинства обусловлены не людьми, а Церковью. Их святость и действенность от Бога, Который их и установил.

«Благодать действует и через недостойных, так что мы освящаемся и через недостойных иереев» (Блаженный Феодорит Болгарский).

Однако, в нашем отношении к священству проявляется и наше послушание Церкви, которая есть Столп и Утверждение Истины.

Если мы начинаем оценивать пастырей наших субъективными мерками падшего естества, то обязательно впадем в грех осуждения. Поэтому лучше всегда начинать с себя: кто я, чтобы осуждать, будучи сам осужден с рождения.

Господь наш Иисус Христос молился даже за распинающих Его.

Святые считали себя самыми грешными из всех живущих.

И если видели согрешающего брата, то просили Бога об одном, чтобы Он им дал познание грехов своих: «Не я ли, Господи, виновен в грехе брата своего: словом, делом, помышлением?»

Принимающий Таинства ни коим образом не может повлиять на их святость и действенность.

Если его главная цель – соединение со Христом, Таинства будут все больше и глубже ему в этом содействовать. В том случае, если цель принимающего Таинства Церкви - иная, или корыстная, то будут ему в суд и осуждение.


2. Какие два аспекта, согласно игум.Петру (Мещеринову), должны быть в нашем расположении по отношению к Таинствам Церкви для их усвоения?

Игумен Петр (Мещеринов) обращает наше внимание на два главных аспекта усвоения Таинств: 1) осознанную веру и непрерывные духовные усилия в стремлении к совершенству; 2) действие Благодати Божией, подаваемой немощному человеческому естеству в Таинствах для их полноценного усвоения.

Человек должен непрерывно устремляться к Богу, исполняя Его заповеди, участвуя в Богослужении, принимая Таинствах Церкви.

Таким образом, выполняя свое предназначение: рожденным по Образу – стать по Подобию.