Российский наставник израильского флота

Александр Ресин
Экипаж «Сарра Алеф».
Третий справа - Арье Боевский

Израиль многими историческими корнями связан с Россией .Практически все первые руководители Израиля были рождены в Российской империи. Современный разговорный иврит был создан выходцем из России Элиэзером Бен-Иегудой (настоящее имя которого было Ицхак Перлман Элиэзер). 

Вооруженные силы Израиля, также создавались не без  помощи бывших российских граждан. Одним из основателей первых военизированных отрядов был знаменитый Иосиф Трумпельдор, полный георгиевский кавалер ,герой Русско-Японской войны произведенный в офицеры, не смотря на законы запрещающие  давать офицерские звания евреям. В 1906 году получил чин прапорщика, став, таким образом, одним из немногих офицеров иудейского вероисповедания в российской армии.

После войны Трумпельдор поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно он собирал единомышленников, готовых участвовать в создании сельскохозяйственной коммуны в Палестине; целью группы было освобождение еврейского народа от национального угнетения путём обеспечения его независимого существования в Эрец-Исраэль.

В 1911 году Иосиф Трумпельдор  репатриировался в Палестину. Когда началась Первая мировая война, Трумпельдор отказался принять турецкое подданство и был выслан в Египет. В Александрии он поддержал идею В. Жаботинского о создании из числа евреев, изгнанных турками из Эрец-Исраэль (свыше одиннадцати тысяч человек), добровольческого легиона, который поступил бы в распоряжение британского командования и участвовал бы в освобождении Эрец-Исраэль от турецкого господства.

В июне 1917 года Трумпельдор вернулся в Россию с целью убедить Временное правительство сформировать в составе русской армии еврейский полк. По его замыслу, полк прорвался бы через турецкий фронт на Кавказе в Эрец-Исраэль.
10—15 октября 1917 года в Киеве под председательством Трумпельдора прошла конференция представителей союзов евреев-воинов, где было принято решение о создании Всеобщей федерации еврейских солдат в России и Всеобщей федерации еврейской самообороны.

В августе 1919 года, Трумпельдор с партией переселенцев отплыл из Ялты в Стамбул. Там он организовал перевалочный пункт. Через три месяца Иосиф вновь оказался на Святой Земле. Эта была уже не та Палестина, которую он оставил пять лет назад. Здесь начали формироваться зачатки будущего государства: создавались структуры самоуправления, появилась промышленность, возникали политические партии, выстраивалась инфраструктура.

Иосиф привык быть в центре событий, и на сей раз он с головой окунулся в эту кипящую атмосферу. Дел было множество,. Это военизированная организация Хагана, прообраз Армии обороны Израиля, и Гистадрут – профсоюзное объединение, которое продолжает работать и сегодня.

Трумпельдору было поручено обеспечить безопасность поселений. 1 марта в районе Тель-Хая стали скапливаться отряды конных и пеших арабов. Их предводители изначально вступили в переговоры. Но неожиданно переговоры закончились перестрелкой, в ходе которой Иосиф был ранен в живот. Бой продолжался до вечера, и лишь после того как у арабов закончились боеприпасы, уже в сумерках, его и других раненых смогли переправить в Кфар-Гилади. Но по дороге Трумпельдор умер.

Он стал легендой ещё при жизни. Трумпельдор погиб, когда ему не было и сорока, но его короткая жизнь была настолько яркой и насыщенной, что её хватило бы на десяток сценариев для крутых боевиков и авантюрных романов.

Другой выходец из России Израиль Натанович Гальперин родившийся в Витебске в 1912 г. стал основателем и первым руководителем разведки Моссад, создал службу общественной безопасности и контрразведки «Шин Бет». вошёл в историю Израиля под именем Исер Харел.   

О славных  победах израильской армии  известно много, но  мало кто знает ,что военно-морской флот, являющийся  одним  из основных  составляющих военной мощи этой маленькой страны, так же создавался при участии выходцев из России ,причем не только евреев.

Днём рождения ВМФ Израиля считается 17 марта 1948 г, когда приказом командующего Хаганы (еврейская полувоенная организация в подмандатной Британской Палестине /1920-1948 гг/, после провозглашения Независимости ставшая основой Армии Обороны Израиля), были созданы морские части будущего ЦАХАЛа (АОИ).

Но история израильского флота началась значительно раньше. В 1934 г в порту Чивитта-Векьа в Италии была открыта военно-морская школа Бейтара. Для обучения кадетов был приобретён 4-х мачтовый парусный фрегат, названный "Сара Алеф", в то время бывший самым большим парусным кораблём на Средиземном море. На борту находилось более сотни кадетов, познающих основы мореходства на Средиземном и в Атлантике.

И первым капитаном  этого корабля - человек с незаурядной биографией.
На борту "Сарра Алеф" собрались десятки юношей, говорящих на разных языках. И обучал их мореходному искусству бывший офицер Российского Императорского флота, Глеб Алексеевич Баклавский.

Существует легенда, что он был старшим офицером на крейсере Аврора в момент революции, но это миф.

Глеб Баклавский родился в 1889 году в г. Хельсинки в семье украинского дворянина.
Окончил Политехнический, Морской корпус и Военно-морскую академию в Санкт-Петербурге, стал капитаном, служил офицером учебного судна.
Во время Первой мировой войны служил в минной дивизии Балтийского моря, участвовал в боевых действиях, был контужен, став глухим на одно ухо.
После Октябрьской революции 1917 года оказался на Чёрном море, отказался участвовать в затоплении флота большевиками. Несколько кораблей самовольно ушли. С ними ушёл к белым и Глеб Баклавский, затем воевал в стрелковой роте в составе Черноморского флотского экипажа, где был произведён из гардемаринов в подпоручики. Принимал участие в боевых действиях против большевиков в качестве заместителя командира корабля на Чёрном море.

Затем бежал в Стамбул, в Турцию. В 1920 году служил на судне, на котором евреи «халуцим» переправлялись в Эрец-Исраэль по маршруту Триест — Яффа.
Познакомившись и подружившись с евреями, сблизился с группой сионистов, организованной Иосифом Трумпельдором, остался в Эрец-Исраэль, прошёл гиюр и принял иудаизм приняв имя Арье Баевский

Он прокладывает дороги в Галилее, работает в иерусалимских каменоломнях, рыбачит в Эйлате. Но, главное, он одержим идеей создания флота: ведь возвращаются евреи в страну, имеющую выход к морю.

В 1925 году вместе с несколькими евреями создал Морской союз, который и возглавил.
В то время его горячо поддерживает Жаботинский и объявляет себя «поклонником Боевского». А сам капитан Арье примыкает к бейтаровцам (аббревиатура от «Брит Йосеф Трумпельдор» – «Союз имени Иосифа Трумпельдора») и начинает обучение бойцов Хаганы (сохранилась его рукопись «Курс полицейской тактики»).

В 1929 году, после того как арабы устроили кровавую резню в Хевроне и Иерусалиме, разъяренный Боевский ворвался один в мечеть во время молитвы и, размахивая, как гранатой, бутылкой водки, осыпал правоверных солеными русскими выражениями. Сотни мужчин бросились врассыпную, а «московский террорист», как его с тех пор называли и арабы, и англичане, предстал перед британским военным судом. Бутылка водки не подпадала под статью «предмет, годный для убийственных целей» и он не был осужден.

Баклавский был разносторонним человеком и писал не только учебные инструкции. Сохранились его стихи и проза .В середине 1930-х годов в парижскую эмигрантскую газету приходит пакет с рукописями из Палестины. Редактор Павел Николаевич Милюков, в восхищении знакомится с присланными статьями и стихами, а затем поделился впечатлениями со своим добрым знакомцем —Владимиром Евгеньевичем Жаботинским. Он спрашивает у Жаботинского: реально ли существует этот автор — Арье Боевский, помощник капитана еврейской морской школы, офицер-иудей, так изощренно владеющий мельчайшими интонациями русского языка, пишущий отменно умно и с живым искрящимся юмором. И реальны ли обстоятельства его жизни: «Обучает будущие кадры еврейского морского флота, судно базируется в Италии, плавает под французским флагом, капитан — еврей из Палестины, команда — итальянцы и французы, помощник — этот Боевский, видимо, еврей из России, а курсанты — еврейская молодежь со всего света!» «Все верно, — ответил  Жаботинский, — кроме одного пункта: Боевский — не еврей, он русский, православный, и настоящее его имя — Глеб Алексеевич Баклавский».
 
Владимир Жаботинский, знакомый с его творчеством, отметил их отменное написание и живой искрящийся юмор.

Попытка Баклавского создать семью была неудачной. В Стране обетованной он женился на красивой девушке Ципоре, и у них родилась дочь, которую они назвали Шломит. Но юная жена, мечтавшая строить социализм, а потом и коммунизм, уехала в Крым, где на рубеже 20–30-х годов прошлого века поднимались советские еврейские колхозы. Познавший в годы Гражданской войны в России, почем фунт лиха Баклавский строить «светлое коммунистическое будущее» решительно отказался.

Урожденная еврейка, причислявшая себя к революционерам-большевикам, погналась за мечтой в Крым, а бывший русский дворянин, офицер, православный человек остался в Палестине, чтобы создать флот возрождаемого еврейского государства и его защищать. Что случилось с Ципорой и маленькой Шуламит, не известно.

В 1935 г Бейтаром была открыта ещё одна военно-морская школа, на сей раз в Латвии (г.Рига), где будущие моряки будущего государства штурмовали не только основы кораблевождения и военно-морской тактики, но и суровые волны Балтики и северных морей. В 1938 г была создана школа морских офицеров, уже непосредственно, на территории подмандатной Палестины в г.Акко (школа функционирует и по сей день).

В начале Второй мировой войны Баклавский пошел добровольцем в британский флот. Мировая война привела в ряды Военно-морского флота Британии сотни еврейских моряков-добровольцев из Эрец Исраэль. В конце 30-х годов прошлого столетия в составе Пальмаха (ударные части Хаганы) сформировались морские подразделения "ПАЛ-ЯМ" ( в переводе - "морские команды"), выполнявшие морские перевозки иммигрантов из охваченной войной Европы.
Сотни бойцов "Пал-Яма" добровольно призвались в Британские ВМС с началом WW2 и сражались в составе экипажей надводного флота и подводных лодок против нацистов. Были они и в составе экипажей английских кораблей (полярные морские конвои), доставляющих оружие, снаряжение и продовольствие в северные порты Советского Союза, с началом ВОВ.
Умер Баклавский от болезни 16 июня 1942 года в больнице «Хадасса» в Иерусалиме. Похоронен в самом престижном месте в Иерусалиме на Масличной горе.

Труды Баклавского не прошли даром.Накануне Войны за Независимость у израильтян имелось уже пять крупных кораблей, которые можно было считать боевыми: корвет А-16 «Эйлат» (бывший американский ледокол «Нортланд»), К-20 «Хагана» (бывший канадский корвет «Норсид»), К-24 «Веджвуд» (бывший канадский корвет «Бьюхамоис»), К-24 «Маоз» (изначально немецкий круизный лайнер «Ситра») и К-26 «Нога» (бывший американский патрульный корабль «Юкатан»).

Первые боевые операции израильского военно-морского флота были проведены уже во время Войны за независимость 1948 года.

Победа Израиля   войне за независимость была обеспечена мужеством израильского народа и добровольцев со всего света ,а так же дальновидностью руководства, обеспечившего вновь созданное государство не только производством собственного  оружия, но  и возможностью закупки вооружения благодаря финансовой помощи американских евреев. Боевой дух еврейских солдат был очень высок. Они знали, что могут или победить, или умереть. Отступать или бежать им было некуда.

Первой боевой победой стало потопление флагмана египетского флота — крейсера «Эмир Фарук» и минного тральщика в результате дерзкой операции израильских морских коммандос. 22 октября 1948 года эсминец "Маоз" доставил заминированные лодки в район Газы, где находилась египетская эскадра. Бойцы морских коммандос Варди и Абрамов сумели скрытно подойти к борту египетского крейсера и взорвать его с помощью заминированных лодок. Позднее такую же операцию против египетского тральщика осуществил Иохай Бен-Нун, в будущем ставший главкомом ВМФ Израиля. Этой операцией была полностью снята угроза морской блокады Израиля.

После войны продолжилось строительство военно-морского флота. Были сформированы эскадры и флотилии, флот пополнился новыми кораблями и вооружениями: в Великобритании были приобретены эсминцы "Яффо" и "Эйлат", созданы флотилии десантных и сторожевых кораблей, 13-ая флотилия морского спецназа.

Потенциальная уязвимость в эпоху распространения ракетных технологий даже самых защищенных наземных объектов, подтолкнула Израиль к стратегии, предполагающей подводное базирование оружия возмездия. Тем самым ЦАХАЛ обеспечивает себе возможность устрашения и ответного удара на случай неожиданной ракетной атаки со стороны враждебных сил.
Еврейское государство никогда не подтверждало и не опровергало наличия в своих арсеналах ядерного оружия. Тем не менее, согласно публикациям в иностранных источниках, Израиль модернизирует подводные лодки таким образом, чтобы торпедные аппараты могли использоваться для пуска ракет с ядерными боеголовками.

Именно на подводные лодки возложена задача ответа на любые глобальные угрозы для еврейского государства и любой потенциальный противник знает, что Израиль  обладая ядерным оружием имеет возможность ответить любому агрессору ядерным оружием и возмездие неотвратимо.

Согласно ряду военных источников, Израиль присоединился к тройке государств (Россия, США и Китай), имеющих на вооружении средства доставки ракет с ядерными боеголовками всех трех видов базирования. Считается, что Израиль постоянно держит одну-две подлодки типа «Дольфин» в Индийском океане, в непосредственной близости от Персидского залива. Израильские подводные лодки способны нанести сокрушающий удар по любому неприятелю из акватории Средиземного, Красного и Аравийского морей.

Газета Times писала, что каждая из этих подлодок способна запускать крылатые ракеты с ядерными боеголовками с дальностью до 1.500 км, Также подчеркивается, что израильские подлодки способны совершать автономные выходы сроком до 50 дней и не менее недели находиться на глубине 1.150 футов. Новые подлодки стали самыми дорогими боевыми системами в составе вооруженных сил Израиля и оцениваются в более чем 700 миллионов долларов каждая. После того, как они войдут в строй, Израиль будет обладать одним из самых мощных подводных флотов в средиземноморском регионе.

В мировой табели о рангах военно-морских флотов ВМФ Израиля не смотря на малые размеры, занимает одно из ведущих мест - это воюющий флот, чьи корабли непрерывно участвуют в морских операциях по защите страны.