Мудрецы истинные и мнимые

Эвелина Винтерхальтер
Все мы в душе уважаем мудрых людей, признаем за ними право быть умнее нас и готовы прислушаться к их советам. В мучительные минуты трудного выбора нам так хочется, чтобы пришел кто-то мудрый и решил за нас, как нам поступить правильно. Даже «правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях» (Абуль Фарадж). И Мудрецы приходят. Они дотягиваются до нас через века своим Словом, облегчают нам жизнь своими мудрыми советами.

Мудрец находится в вечном поиске Рая. Он ищет Истину в море знаний. «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ). Это выражение мудреца Сократа можно считать главным девизом Мудреца, девизом, который не дает ему остановиться в постижении мира и поиске Истины.

«Ты будешь отрицать и утверждать, задавать вопросы и отвечать на них, размышлять и постигать откровения, познавать внутренний смысл, предназначение Слов при помощи трёх главных вопросов: Почему? Где? Как?» (Шаршин А.А.) Вот этим и занимается Мудрец всю свою жизнь. Ум, ум, ум – это Бог Мудрецов! Мудрец ищет истины, которые делают нас свободными. Мудрец – это олицетворенное знание.

Истинный мудрец умеет жить и в горах в уединении, и среди людей, причем порочных. Мудрец отличается тем, что почти всегда имеет ровность духа, чуткость, смирение, прозорливость, бескорыстие. Он не будет бросаться всем помогать. Только мудрец знает, что помогать следует тому, кто сам себе хочет помочь. Он уравновешенно смотрит на то, как люди истязают себя сами, он не идентифицирует себя с их страданием. Он умеет от него не зависеть. Именно так и только так он может принести пользу, если его попросят о помощи. Мудрец не принимает ничью позицию больше, чем чью-то другую. То есть он способен понять и объять любовью любого человека. Это необходимо для того, чтобы дать нужные знания любому: и правому, и неправому. Он сочувствует и тому, кто обижен, и тому, кто обижает. Потому что он видит, в чем заключается страдание и несчастье того, кто агрессивен, злобен, жалок.

Чтобы познать мудрость, не нужно прожить целую жизнь, ведь мудрость приходит не с годами, а с пережитыми в жизни событиями. Мудрый человек учится на чужих ошибках и на своих, которые не повторяет впредь.

Мудрец знает, в чем состоит смысл жизни, потому что у него есть опыт, и он может анализировать его со стороны прожитых лет и событий. Мудрец знает, где и какие знания искать, и когда ему это нужно, он их извлекает.

Мудрецы всегда являются счастливыми людьми. Именно знание мудреца помогает ему стать счастливым человеком. Суть и цель мудрого человека основана на знании – нужно стать счастливым.

Однако Мудрец говорит только то, что испытано на практике. Мудрость держит в памяти только реализованное знание.

«Многие многознайки не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию» (Демокрит).

«Истинный мудрец не тот, кто много знает, а тот, кто эффективно использует знания, находит им новое применение, совершенствуя и расширяя их. Многознание уму не научает» (Гераклит).

Слова Гераклита не устарели и в наши дни. Скорее наоборот. Сейчас знаний так много, что знать все просто невозможно. Надо уметь находить нужные знания, осмысливать и применять их. Иначе пользы от таких знаний никакой, разве что выиграть в какой-либо викторине.

«Невозможно соединить в себе знаменитую «мудрость змия» с «голубиной кротостью», если не познать до самых глубин природу самого зла. Без этого у добродетели не будет надежной защиты. Более того, честный и порядочный человек никогда и никоим образом не сможет исправить и перевоспитать бесчестных и дурных людей, если сам он прежде не исследует все тайники и глубины зла» (Фрэнсис Бэкон).

Мнимый мудрец... Картонный мудрец...

Мнимый мудрец не только бесполезен, но и опасен, пока имеет возможность воздействовать на сознание населения, особенно молодежи. Ведь мнимый мудрец – это самый обычный лжец, даже если он обманывает исключительно с целью подтвердить свой мнимый статус в глазах окружающих.

Обман – феномен, присущий, в основном, человеческому обществу.
В природе, впрочем, встречаются весьма своеобразные формы приспособления к обстоятельствам, которые напоминают обман, однако, несмотря на внешнее сходство с ним, в корне отличаются по своей сути. К таким чисто животным феноменам можно отнести маскировку и мимикрию. В отличие от животных человек чаще всего обманывает сознательно, как говорится, «с дальним прицелом», заранее прогнозируя итог своего обманного действия.

«Искусно подобранное одеяние может скрыть от человека не только дефекты тела, но и души» (Гвидо дель Рей).

«Большая часть человеческих взаимоотношений основана на обманах и уловках, иногда веселых и забавных, иногда низких и злобных. Лишь немногие счастливцы, такие, как матери и младенцы, истинные друзья и любящие, совершенно искренни друг с другом» (Эрик Берн).

Зачем же «мнимые мудрецы» обманывают нас?

К сожалению, ложь в какой-то степени стала нормой жизни. Обманывают друг друга все без исключения. Только одни люди это делают крайне редко и в особых обстоятельствах, а другие практикуют обман ежедневно и ежечасно. Постепенно такое поведение входит в привычку и становится уже образом жизни. При этом не имеет значения, большая ложь или маленькая, - главное, что постоянно говорится неправда. И это очень печально.

Причин обмана может быть много. Это неуверенность в себе, страх осуждения, незнание своей индивидуальности, недоверие к окружающим. Это и банальное получение материальной выгоды без каких-либо существенных вложений моральных и материальных ресурсов. Иногда «мнимый мудрец» обманывает не только окружающих, но и себя самого, а иногда просто хочет казаться сильнее, умнее, ну или покрасоваться, изображая из себя Мудреца, коуча, психолога, успешного предпринимателя...

Мнимый мудрец не может быть полностью счастливым априори. Какому же счастью он «научит» нас? Такому же лживому, как и он сам?
Впрочем, каждый из нас сам «рисует» свою жизнь, сам выбирает краски, кисти и... мудрецов, к советам которых будет прислушиваться.