Зачем я в этот мир явился?

Олег Гонозов
По разному люди приходят в страну Поэзии. Одни едва научившись читать и писать. Другие во второй половине жизни, когда уже пора подводить какие-то итоги. Руководитель Ярославской областной организации «Дети войны» Геннадий Александрович Хохлов увлекся стихами после пятидесяти. Начинал с политических памфлетов, писал стихи для детей (его книжка «Про ёжиков и не только…» выдержала два издания), а потом появилась лирика. Сегодня в его поэтическом багаже уже три сборника стихов: «Тропинка», «И каждый новый день благодарю…», «Я родился в апреле…».
Геннадий Хохлов родился 13 апреля 1940 года в Пошехонском районе, а в 1941-м началась война, и о том времени он напишет:

Не ходил я в атаку
На военных ветрах…
Я от голода плакал,
Просыпаясь с утра.

Видел мамины слёзы
За вину без вины.
И гремели не грозы,
А раскаты войны.

Мне бы хлеба кусочек –
Я бы ныть перестал…
Но с небес – днём и ночью
Падал только металл…

Напишет ярко, образно. Ничего лишнего, надуманного, только свои ощущения без всякого словесного трюкачества, как говорил Александр Твардовский: «Вот стихи, а все понятно,/Все на русском языке».
Деревенская жизнь, связь с родной природой, ее лесами, полями и реками лейтмотивом проходят через многие стихи:

Огнём пылает зарево рассвета,
И всё смелее песня соловья,
И манит сад туманный белым светом,
Уже почти рассвета не боясь.

Невестой юной робко смотрит слива,
В душе рождая счастья миражи,
И. как вино весеннего разлива,
Мне пьяный воздух голову кружит.

Геннадий Хохлов рано познал труд – с 15 лет начал работать на заготовке леса, 30 лет отдал Ярославскому моторному заводу. В стихотворении «Так и живу» он, не скрывая, признается:

Я бедно жил и в бедности умру –
Горбатого могила не исправит.
Люблю я южный ветер на юру,
Когда грачи над пашнею картавят.

Мне на излишки денег наплевать:
Приучен с детства к скромному достатку…

Несмотря на довольно позднее приобщение к лире, за счет особой крестьянской душевности и теплоты Геннадий Александрович сразу выделился среди начинающих авторов. Его открытость и откровенность действуют подкупающе, что в наше время, увы, редкость:

А мне плевать! Пусть мир утрётся!
Живу, довольный сам собой.
А мир... Да ладно – перебьётся,
Раз так задумано судьбой.

Свободен от любых догматов,
Бреду по жизни наугад.
И дышит пьяным ароматом
Зелёный яблоневый сад.

Я солидарен с ним: пол-литра –
И мне сегодня чёрт не брат…
И в этой сказочной палитре
Я снова молод и богат…

Не каждый пишущий стихи может вот так запросто признаться в своих чувствах и переживаниях:

Зачем я в этот мир явился
И шёл по жизни столько лет?
Я много над ответом бился.
По-прежнему ответа нет.

Пора мне собирать манатки,
Чтобы осваивать погост.
А там другие непонятки.
Потусторонний мир не прост.

И все ж осваивать придется
Мне может ад, а может рай.
Но здесь прекраснее живется –
Хоть никогда не помирай.

Сильно, честно, откровенно!
Вспомним Лермонтова: «Что без страданий жизнь поэта?/ И что без бури океан?» Настоящие стихи (а не рифмованные паровозики) всегда пропускаются через сердце. Читатели это чувствуют, их не обманешь, не обведешь вокруг пальца.
 «Спасибо тебе, Геннадий, за твою доброту, которой дышат твои стихи», - пишет Валентина Гаврюшина на сайте «Стихи.ру».
 «Хорошие стихи Геннадий Александрович! Яркие осенние образы, легко читаются», - вторит Николай Камнев.
«Геннадий Александрович, ваши стихи про малую родину зацепили душу до слёз... Ваши стихи краткие, но в них такой широкий охват чувств и воспоминаний! Это талант!» - отмечает Галина Богатырева.
И таких добрых, идущих от души откликов на стихи Геннадия Хохлова в Интернете десятки, если не сотни. А это уже признание.
Валерий Брюсов писал, что «стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно». Геннадий Хохлов старается держать планку творчества высоко:

У него дорогая машина
И жена – чуть постарше, чем дочь,
Он, по виду, успешный мужчина,
Но на сердце – кромешная ночь.

Зачерствела душа от наживы,
Предал друга, ушёл от жены,
Алчно рвал он и сердце, и жилы,
Перед Богом не чуя вины.

Но настигла инфарктом расплата
В миг какой-то по жизни его…
И сегодня в больничной палате
Рядом с ним – никого... Никого…

Вполне естественно, что не всегда все получается, но в советское время считалось, что если в поэтическом сборнике есть хотя бы одно цепляющее читателя стихотворение, то книга издана не зря. У Геннадия Александровича Хохлова достаточно сильных, цепляющих строк. Взять стихотворение «Осень на кладбище»:

Снег скрыл собой огрехи лета
И грязь осеннюю укрыл.
Гусарской пышной эполетой
Лёг на надгробия могил.

Иду неспешно меж крестами,
Читаю надписи мельком
И только об одном мечтаю,
Чтоб лечь не завтра, а потом. 

Какой образ: «Гусарской пышной эполетой» снег лёг на надгробия! И какой искренний, сильный поворот в последних строчках: «И только об одном мечтаю,/ Чтоб лечь не завтра, а потом».
«Дай выстрадать стихотворенье! – писал Давид Самойлов. - Дай вышагать его! Потом./ Как потрясенное растенье, / Я буду шелестеть листом».
Стихи Геннадия Хохлова потрясают, радуют, вселяют надежду.