Его популярность шагнула далеко за пределы России

Стукалов Александр Петрович
Рассказ из книги краеведческих фотоочерков Александра Афанасьевича Стукалова "Край мой Смоленский"

В Рославле на вопрос, как проехать в деревню Максимково, нам ответили: "Это 3-4 километра от деревни Грязенять, куда тоже сейчас асфальт протянули".
Едем. Погода не радует, особенно меня,- не хотелось бы снимать на натуре при такой небесной нахмуренности.
В Грязеняти круто поворачиваем влево и вскоре видим совсем не блестящие купола Никольской церкви и колокольни. Поднимаемся на взгорок, и дорога упирается в церковный парк. Могучие липы чуть ли не едва в два обхвата с еще держащейся кое-где на ветках желтой осенней листвой встречают нас - вот и деревня Максимково.
Целостность панорамы деревни не ощущается: несколько старых изб, разбросанных там и тут, а на поле выросли совсем новые дома под шиферными крышами; архитектура этих новых домов не привлекает глаз: похожи они больше на складские помещения.
С трудом пробираюсь через заросли крапивы и каких-то кустов и останавливаюсь перед печальной картиной: среди дремучих деревьев, словно после страшной катастрофы, взметнулись в небо купола и шпиль без крестов - полуразрушенная церковь и колокольня. Черные проемы окон и дверей, груды битого кирпича, полнейшее запустение - осквернено, разрушено когда-то святое место, приносившее не одному поколению радость и надежду.Что сказал бы, увидя все это, знаменитый скульптор, который родился в этом селе и крестился в этой церкви, - Михаил Осипович Микешин?
Старые липы(сколько им лет? - наверно уже далеко за сто) и эта полуразрушенная церковь остались единственными памятниками и свидетелями тех давних лет, когда наш земляк начинал свой триумфальный путь к большой славе.
М.О. Микешин родился 9(21) февраля 1835 года. С юных лет у него проявился талант художника. В городе Рославле он окончил трехклассное уездное училище. Первоначальное обучение рисунку получил у местного иконописца Тита Андроновича.
В 1852 году при содействии "смоленского Дюма" - писателя А.Н.Вонлярлярского - поступил в Академию художеств, которую блестяще закончил в 1858 году по классу батальной живописи.
В 1859 году М.О.Микешин участвовал в конкурсе по созданию памятника "Тысячелетия России" в Новгороде. Проект 23-летнего скульптора был признан лучшим, и он получил заказ на изготовление памятника, который и был открыт в Новгороде 8 сентября 1862 года. Лучшим был и его проект памятника Екатерине 2 для Петербурга в конкурсе 1860 года.
Третьей интересной работой художника был памятник Богдану Хмельницкому в Киеве, созданный им в 1888 году.
В содружестве с другими скульпторами он работал над созданием памятников, прославляющих величие своей Родины и славу предков: Кузьме Минину в Нижнем Новгороде и Ермаку в Новочеркасске, памятников в честь русского оружия в Полтаве и Севастополе.
Популярность М.О.Микешина шагнула за пределы России. Известны его проекты памятников в честь португальской конституции для Лиссабона, памятник Георгию Черному и князю Михаилу 3 для Сербии, А Мицкевичу - для Варшавы, А.Линкольну - для Вашингтона и др.
М.О Микешин - известный иллюстратор и публицист. Его иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,Н.А.Некрасова,Т.Г.Шевченко составляют золотой фонд русской графики.
Умер М.О.Микешин 19 января 1896 года. Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
В память о нашем великом земляке в Рославльском историческом музее уже много лет размещается экспозиция о жизни и творчестве художника, его юношеский портрет известного в свое время художника А.Е Рокачевского(родившегося в г.Рославле), некоторые личные вещи и документы. Привлекает внимание посетителей музея и картина М.О.Микешина "Ночь на Лысой горе".
В Смоленске 4 октября 1985 года открыт памятник выдающемуся скульптору 19 века. Авторы памятника - скульптор А.И.Рукавишников и архитектор И.Н.Воскресенский. Памятник гармонично вписался в окружающий ансамбль культурно-исторических зданий.
Смоляне поставили памятник своему выдающемуся земляку, чьи скульптуры украшают многие города России и Европы, и не знали, что в нашем городе чудом сохранились две подлинные работы великого мастера. Это не памятники, а ...две декоративные гранитные вазы, сделанные им по заказу в имение Вонлярово. В 50-е годы они были перевезены в Смоленск. Одна ваза украсила городской парк, а вторая была поставлена на месте снятого памятника И.В.Сталину у кинотеатра"Октябрь". Она и сейчас стоит у "Октября" как всеми забытая золушка.
В одном из своих высказываний о ценности воздвигаемых памятников М.О Микешин говорил:
"...Каждый памятник должен представлять собой идею, а эта идея должна быть выражена в такой ясной и наглядной форме, которая была бы понятна всем и говорила сердцу и уму людей о великих деятелях, оставивших неизгладимы след своей деятельности в истории жизни народа..."
Эти слова скульптора можно полностью отнести к нему самому и его жизни и творчеству.