Ростовский завод Прибор. Взгляд сквозь десятилетия

Остров Буян
Анна Пепеляева,
корреспондент молотиражной заводской газеты,
годы работы на заводе «Прибор» 1988-1990

Очерк написан по просьбе совета ветеранов Таганрогского Научно-Исследовательского Института Связи, создающих книгу о ветеранах.


НА ПИКЕ УСПЕХА

У М.А.Селезнёва, рассказ о котором впереди, есть книжка с названием «Завод «Прибор» – моя судьба».  Конечно, можно так высоко озаглавить главы своей жизни, если предприятие развивалось несколько десятилетий подряд, а профессиональный личный рост шёл так же поступательно. Я же, чья судьба перехлестнулась с РЗП по закономерной случайности лишь в 1988-м году, свои записи воспоминаний озаглавила бы совершенно иначе, примерно так: «Завод «Прибор» – история моего разочарования».
Конец 80-х был историческим периодом, предшествовавшим развалу страны, назовём её имя весомо, без сокращений: Союз Советских Социалистических Республик. И сейчас, спустя 30 лет после тех событий, я испытываю неподдельную грусть оттого, что русло жизни пролегло в каком-то фатальном направлении и в нашей стране, и на нашем заводе. И задаюсь вопросом: а могло ли быть иначе, если… В истории, конечно, нет сослагательного наклонения, но так же верно и то, что ошибки прошлого помнить надо, а большое видится на расстоянии. Но всё по порядку.

В 1963-м году Совнарком СССР принял решение построить завод для нужд Военно- Морского Флота. План строительства был рассчитан на 5 лет, стройка началась в 1964-м году, велась основательно, с перспективой, вступала в эксплуатацию частями. Первым директором, перед которым была задача наладить производство, был назначен Сергей Иванович Соловьёв, которого все ветераны завода вспоминают с уважением, граничащим с пафосом или благоговением: «это наша легенда». В период его директорства завод освоил не только выпуск изделий для ВПК, но и производство диктофона специального назначения. Но Соловьев всегда думал о перспективе и  на всех уровнях власти отстаивал свою идею: поставить на поток стационарный магнитофон.

Историю завода «Прибор» в воспоминаниях работников ц.19 – см. публикацию в газете «Вечерний Ростов» 12 февраля 2018 г., автор Александр Оленев (текст).


Мне остаётся только сожалеть, что годы расцвета этого предприятия меня никак не затронули, а о С.И.Соловьёве никакой информации в Интернете я не нашла. От ветеранов завода известно только то, что он ушёл работать в Москву, на повышение, передав своё детище другому директору на пике успеха.

О демократии, о судьбах, о «Приборе»,
Чтоб не погасла искорка во взоре,
Пишу рассказ, отвергнув времена,
Хоть на банкеты не была звана.
Мне птица Соловей стократ дороже,
Поскольку она многое итожит.

Между тем завод развивался, дисциплина была строгой, в соответствии с режимным характером предприятия, финансовые показатели росли вверх, что позволяло определять перспективные направления для жилья, быта и отдыха заводчан.


Второе десятилетие истории (1974-1985) связано с именем Юрия Константиновича Густова, человека, который запомнился ветеранам, прежде всего тем, как формировалась инфраструктура, строилось жилье. Завод твёрдо стоял на возведённом первым директором основании. Недавно с З.А.Берёзой мы чертили эскиз жилого массива, который строился на собственные средства. Она помнит, как здесь появлялись новостройки, но мне так и не удалась подсчитать общее количество заводских домов и садиков, да и кому эта информация теперь нужна?

Густо наш сеятель зёрна бросал,
Программы верстал тугие,
Будто волшебник из старых лекал
Строил  дома заводские.
Вкруг «Прибора» – сплошной СССР:
Белая Русь* и Украйна*.
Что же потом всё застыло при ЕР?
Не заживает рана?

*типичные названия улиц и переулков в пос.Чкалова в Ростове-на-Дону: Белорусская, Украинская,  Казахская, Киргизская, Вятская, Днепровский.

КАК МЫ УЧИЛИСЬ "ДЕМОКРАТИИ"

Всё резко изменилось, когда новым директором был назначен В.В. Денисов. В годы его управления коллектив получил многомиллионный штраф за срыв поставок продукции. Как в цехах, так и в отделах считали, что завод объективно не мог выполнить заказ из-за своих поставщиков, которые были навязаны «Прибору» министерством радиопромышленности СССР. Это в открытую звучало в тот самый год, когда завод шёл к конференции по выборам руководителя.
из дневника:
Когда Халин выставил свою кандидатуру, завод стало лихорадить. Коллектив был настроен явно не в пользу кандидата Мартыненко (зам.председателя облисполкома). Денисов же, заранее согласившись на преемника и, видимо, реально оценивая свои шансы, участвовать в выборах не стал. Как говорили, ему это недвусмысленно подсказали. А тут появился самовыдвиженец, в недавнем прошлом занимавший должность главного инженера. При  этом он, будучи и.о. директора в течение нескольких месяцев, принял некоторые принципиальные решения, которые раскололи коллектив на его сторонников и противников.
Решения Халина состояли в передаче некоторых производственных процессов филиалам с целью разгрузить «узкие» места производства. Когда этот вопрос контролировался напрямую начальником сборочного цеха, вопросов по сборке не возникало. Кроме того, у Халина были предложения о загрузке цехов другим ассортиментом, но осуществить намеченное он не успел. При новом директоре уменьшились его функциональные полномочия, попросту он был переведён на должность заместителя главного инженера.

…Шёл СТК, один из заместителей директора подверг кандидата критике. Халин попросил слово в ответ, председатель СТК его не дал.  Халин обратился к залу: «Я прошу слова у трудового коллектива», и, получив поддержку, начал аргументировано  опровергать прозвучавшие в его адрес негативные тезисы. 
…По предстоящей конференции собрали партком. Парт.секретарь продавливал мнение вышестоящей парторганизации в том плане, что Халин в порядке партийной дисциплины должен снять свою кандидатуру. Партком выстоял.
…Появилась другая мысль: рекомендовать конференции трудового коллектива выбрать генеральным директором Мартыненко. Партком не согласился с позицией секретаря парткома, мотивируя тем, что это является прерогативой конференции трудового коллектива.
…Собрались четырехугольники (начальник цеха/отдела, секретарь парт.организации, председатель профкома, председатель СТК). Предложение то же: решить, кого рекомендовать конференции в качестве директора завода.  Денисов, апеллируя к мнению трудового коллектива через актив, недвусмысленно сказал, что Халин не будет утверждён в министерстве.

Это был период максимальной взбудораженности. Все поверили в возможность, в демократичность, политическую необходимость выборов директора.  Всем хотелось участвовать в этом событии. Отстоять принципиальность, отбить не-электронщика. Все хотели перемен.
За Халина на конференции хорошо выступали его сторонники. Противники говорили много неприятного, при этом и тон выступлений был яростный.

При всём том Халин победил, но, как прогнозировал Денисов, его не утвердили в должности. Министерство РП сделало «шаг конём», пересмотрев  структуру создаваемого объединения. Вместо самостоятельного ПО (производственного объединения) создали НПО (научно-производственное объединение) во главе с генеральным директором ТНИИС.

Таким образом, мы все направленно попали в новые выборы директора, в результате которых еще одним руководителем  завода «Прибор» стал Р.К.Зарипов.
 
До сих пор не понимаю В.В. Денисова, отказавшегося от участия в первых выборах в пользу другого кандидата, но при этом баллотировавшегося в повторных.
До сих пор не понимаю А.В.Халина, победившего в первых выборах и снявшего свою кандидатуру в повторных. (…хотя должна добавить, что накануне повторной конференции он около месяца провёл в командировке, был отозван из неё буквально накануне конференции…).   
До сих пор не понимаю Р.К.Зарипова, не имевшего пути для выхода из многомиллионного долга, но добившегося директорской должности.

В тот год, видимо, завод «Прибор» окончательно предопределил своё банкротство, сначала разменявшись на кооперативы и малые предприятия,  а затем влившись в ТНИИС в качестве заводской площадки.

Из дневника:
Была на похоронах Р.К. Зарипова. Ушёл из жизни в той же последовательности, что и уход директоров с завода – Ю.К.Густов, В.В.Денисов, Р.К.Зарипов. Какая-то мистика. В народе прозвучала фраза: «Чего они пасуют-то перед этим заводом? Его надо из пропасти вытаскивать, а не бояться».

ДВЕ ЛЮДМИЛЫ ИЗ ЦЕХА ГАЛЬВАНИКИ

Пройдясь по частному сектору посёлка Чкалова в г.Ростова-на-Дону в преддверии встреч с героями очерка, встретила бывшую работницу завода Людмилу Ефимовну Овсянникову (цех гальваники, 26 лет работы на РПЗ). Вот она-то и подвела главный итог всем моим рассуждениям «о демократии, о судьбах, о «Приборе»…» такой фразой:
– Всё эти  проблемы руководства нас не очень касались. Работали, как требовало начальство, старались выполнять план.
А самым ярким воспоминанием за эти четверть века работы оказалась путаница между ней и другой Людмилой Овсянниковой, мастером того же цеха гальваники, подпитываемая тем обстоятельством, что одна родила сына, другая дочь – в одно и то же время. Долгоздравия вам, добрые люди.

ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ В 1988-90 ГОДЫ

В 1988-90 годы в заводоуправлении работали:
Денисов В.В. (19**-19**), Зарипов Р.К. (19**-19**) – директора,
Ерин А.И. – главный инженер,
Черкасов А.А., Баистов В.Г. (19**-19**), Бублик Е.В. (19**-2019), Минюков А.М., Кузьминов Н.Г., Итяйкин В.Н., Стрельцов И.С. (19**-****), А.П.Махно, Дерменджи – заместители директора,
Афанасьев С.Т. (19**-19**) – главный бухгалтер,
Лисицкая Л.А. – главный экономист,
Гончаров С.П. (19**-19**) – главный конструктор,
Пастух Н.С. – заместитель главного конструктора,
Струнец В.А. – главный технолог,
Курбатов Е.Н. – заместитель главного технолога,
Заубер Б.П. – главный механик,
Рубайло В.П. – главный энергетик,
Орлов Ю.П. (19**-19**) –  начальник отдела метрологии,
Лезвин С.Л. – начальник ОАСУП,
Фисечко М.Н. – начальник отдела технического контроля,
Черных А.Д. – представитель заказчика (начальник отдела ПЗ), 
Гавреляк В.К. (19** - ****) – начальник отдела научной организации труда и заработной платы,
Ермилов С.Г. –  начальник отдела комплектации,
Начальниками цехов в этот период были Столбунов А.И. (ц. № 4 ), Кубанкин А.М. (ц.13), Савельев Н.И. (ц.14), Рябов В.В. (ц.19), Шмаков Г.В (ц.20), Стельмах Б.И. (ц.42), Демидович  И.В. (ц.7)

Административный корпус завода был трёхэтажный, на каждом из этажей была своя атмосфера, определяемая теми отделами, которые структурировались рядом. И если на третьем, где располагались конструктора, царила тишина, то на второй этаж однажды спровоцировал рейд отдела кадров с целью выяснения кто и по каким причинам находится вне своего рабочего кабинета. Но режим есть режим, по поводу которого порой возникали крылатые фразы типа: «…ещё и вратарей на проходной поставили…».
 
ШТРИХ К ПОРТРЕТУ А.В.ХАЛИНА

После того, как я выпустила несколько номеров заводской газеты, а какой-то абзац в ней не понравился директору завода, на парткоме был поднят вопрос о дальнейшей судьбе малотиражки, поскольку я была комсомолкой, спортсменкой и т.д., а руководить «органом парткома, профкома, СТК и администрации» члену ВЛКСМ не полагалось. На заседании парткома за мою газету активно заступились двое: представитель заказчика А.Д. Черных и А.В.Халин, которому вскоре дали партийное поручение – «редактор газеты» (на общественных началах). И Александр Владимирович – в этом новом своём качестве – познакомил меня с руководителями отделов ОАСУП (С.Л.Лезвин) и эрокопии (В.П.Галова), сказав им, что-де газета дело важное, руководство завода к ней относится серьёзно, поэтому журналистке нужно выделить часы работы на ЭВМ, а тиражирование газетных выпусков внести в производственный план.
Это кардинально облегчило мне мою корреспондентскую участь, поскольку сравнивать различие набора и возможности редактирования текстов на печатной машинке и на ЭВМ не приходится. Сейчас это ясно всем, а тогда никому из членов «парткома, профкома, СТК, администрации», чьим органом учреждалась заводская газета, такое простое и напрашивающееся решение в голову не приходило.
Но ведь есть же …справедливость на свете.

ЛЮДМИЛА И АНАТОЛИЙ ХАЛАИМОВЫ,
КОНСТРУКТОР И ТЕХНОЛОГ

Л.Н. Халаимова  не хочет распространяться о своей работе на заводе, считая, что и вспоминать, в общем-то, нечего, поскольку завод был закрытым, а выпускаемая продукция была подчинена запросам ВПК. Мол, об этом и сейчас-то не многое расскажешь. Её работа была связана с многочисленными командировками на судоверфи для решения многочисленных возникающих вопросов по изделиям и высокой персональной ответственностью за дело. И это длилось в течение четверти века.

А познакомились мы с ней благодаря тому, что в заводской газете были опубликованы стихи  инженера ОТБ Н.Дедяевой. Людмила Николаевна дала их прочесть своему сыну, окончившему Ростовскую консерваторию им. С.В.Рахманинова по классу композиции. Это было, пожалуй, первое серьёзное знакомство Сергея Халаимова с донской поэзией, к настоящему времени выросшее в колоссальное количество песен и романсов, и недостаточно, по-моему, оценённых современниками-исполнителями (ну да чему удивляться!). Как сейчас помню тот обеденный перерыв, когда мы с Надеждой в первый раз пришли к Халаимовым «слушать песни».   
А первым ценителем произведений сына всегда была Людмила Николаевна, без понимания и поддержки которой его творческая судьба была бы, наверное, иной. На ум приходит роман М.Горького «Мать», сравнение с которым напрашивается, когда я пишу эти строки. Людмила Николаевна, выйдя на пенсию, всю себя посвятила дочери и внукам, и талантливому сыну, будучи его то ли секретарём, то ли зрителем, то ли диспетчером, в общем – мамой. А значит, каждая его удача – это её большая личная радость.

Людмила Николаевна заканчивала радиотехнический институт в г.Таганроге, этот город навсегда остался в её памяти как город трудолюбивых, интеллектуальных и интеллигентных людей. Надо ли говорить, что всё, что связано с молодостью, имеет особенно весомый смысл? Потому-то, на просьбу написать воспоминания о работе на «Приборе», она увлеклась и написала новеллу о ТРТИ.

Анатолий Алексеевич Халаимов (1929–1993) многие годы работал на заводе «Прибор» инженером-технологом. Он знал порядка 10 тысяч единиц оснастки, отслеживал их внедрение в производственных цехах. Это характеризует его как высококлассного специалиста. И, пожалуй, настоящие ветераны завода, те, кто провёл в цехах, отделах и командировках по 20 и больше лет, таковыми все и являются.

Сейчас, когда всё больше современников ностальгируют по СССР, мне кажется: тот период нашей Родины в громадной степени определяется, прежде всего, отношением человека к труду через знание своего дела (многие процессы удерживались в уме, не полагаясь на бумажные или компьютерные носители памяти!). А отсюда – очень частые нетривиальные производственные решения, которыми так полна была заводская жизнь.


АНДРЕЙ И ЗОЯ БЕРЁЗЫ,
ДОНСКОЙ КАЗАК И СЕВЕРЯНКА С РЕКИ ВЕЛИКОЙ

Удивительно, всё-таки, устроена жизнь. Время течёт себе, разводя в разные стороны людей, некогда работавших рядом, а потом нежданно-негаданно сводит снова, уже на каком-то ином уровне, и уже навсегда.
Хорошая дружба у меня сложилась с Зоей Александровной Берёзой. В ту пору, когда я  работала на заводе, мы с ней почти не общались, у нее свои дела – в отделе научной организации труда и заработной платы, свои командировочные и туристические маршруты, свои семейные хлопоты, у меня – свои. А позже нас подружила ростовская поэтическая среда. Очень часто после литературно-музыкальных тусовок в клубах города я оказывалась у неё в гостях, мы пили кофе и разговаривали. Зоя Александровна вспоминала Андрея Ильича Берёзу и раскрывала свою душу – через стихи о нём и воспоминания.

Они познакомились в молодости, где-то на Псковщине, где Андрей служил в армии, а она училась в техникуме и работала на городской фабрике. А потом пришлось расстаться, как и почему – это история на целый роман. И она, и он завели свои первые семьи, родились первые дети, но не сложилось ни у неё, ни у него. И вот тогда, после череды разочарований и  многих лет разлуки, они встретились снова и уже не расставались до рокового дня.

На заводе Зоя Александровна анализировала, сравнивала, описывала новшества, а Андрей Ильич трудился в бюро эстетики. Наверное, самым объёмным его детищем было оформление  заводской базы отдыха с таким русским и ёмким названием – «Берёзка». Строилась она силами завода, на перспективу, обновлялась каждый год – к открытию пионерского лагеря.
Как-то Зоя Александровна показала мне чеканку А.И.Берёзы. Работы наполнены изяществом сюжета, гармонией и юмором. Художник он был от Бога, умелец, каких поискать. Много их, этих эксклюзивных изделий, он раздарил друзьям, родственникам и коллегам, а те, что остались, З.А.Береза даже предполагала опубликовать в своей книжке стихов.  Пока не сложилось.
Мне казалось, что они были разными. Так ли на самом деле? Но то, что они всей семьёй – с тремя детьми! – могли сорваться в пятницу вечером, после работы, куда-нибудь на Черноморское побережье или на Украину на своих видавших виды «жигулях», а вернуться в понедельник под утро, к заводскому «гудку», меня восхищает до сих пор. Вот это лёгкость на подъём! вот это родство душ! вот это мудрость! Андрей Ильич брал с собой баян, и в ночной тиши у костра возле большой палатки летели к звёздам любимые песни.

Рано овдовев (Андрей Ильич умер в 1994-м году, в 63 года), Зоя Александровна до сих пор грустит о своём супруге, не может смириться с тем, что он ушёл так рано, и наполняет свой закат жизни воспоминаниями о молодости, о поездках, о любви.
А ещё мне нравятся её рассуждения о поколениях, о том, что жизнь меняется, а мы не успеваем передать молодёжи свои знания, воспитать их на тех ценностях, которые были сутью нашей жизни. (В скобках замечу, есть у нас с ней много общего, если я так вот лихо прибавила к своим годам четверть века). В декабре 2018-го года Зое Александровне исполнилось 84 года. Живите ещё долго, уважаемый ветеран, и наполняйте мир своей мудростью и грустью, стихами и грёзами о дне завтрашнем. И пусть почаще Вас навещают друзья и коллеги, и, может быть, Вам пора взяться за мемуары?

Мы на кухне беседуем тихо,
Вечер вяжет привычный узор.
Кофе, выпечка, новое лихо,
Нездоровье, потупленный взор.
Вязь стихов обретает звучанье
(Верен долгу настырный Пегас!).
Ваше кредо – стихи без названья,
Невзирая на прожитый час.


ВЯЧЕСЛАВ И ИРИНА БЖИСКИЕ,
ПОТОМСТВЕННЫЕ ВРАЧИ

Поэтическому кредо, а не заводу «Прибор» я обязана знакомству с Ириной Иссахаровной Бжиской. Меня сразу же после знакомства покорили её прямо-таки волшебно-чарующие строки о природе, сквозь которые сквозила родственная душа, неиссякаемая доброжелательность и приветливость.

Ирина Иссахаровна – потомственный врач, её мама была по профессии инженер-химик, которая какое-то время преподавала химию в Николаевском медучилище, где училась дочь. Спрашивала мама дочку по своему предмету – чуть не каждый урок, и однажды Ирина услышала от своей подруги: «Чего она тебя так гоняет? За что ненавидит?».  Никто ведь и не знал о родстве, потому что фамилии были разные. Пошла Ирина по стопам отца (хирург, врач-онколог, г. Николаев), но знание химии ей здорово пригодилась в выбранной профессии.

Мама Вячеслава много лет работала дермато-венерологом в г.Краснодаре, передав сыну приверженность к профессии врача. В этом городе Ирина и Вячеслав учились в одной группе в Кубанском медицинском институте, а поженились они на пятом курсе. После окончания вуза он служил в армии в г.Фролов Волгоградской области, а она работала там же в районной больнице. После двух лет службы Вячеслава вызвали в СКВО и предложили остаться в армии полковым врачом, но он решил, что б;льшую врачебную практику получит в гражданских учреждениях здравоохранения, а значит, и б;льшую пользу принесёт людям. Начмед СКВО понял аргументы В.Я.Бжиского и порекомендовал его главврачу в 4-ю поликлинику г.Ростова-на-Дону, что на Чкаловском.
– Мы в Ростове-то никогда и не были, он родом из Омска, я из Оренбурга, – говорит Ирина Иссахаровна, – а тут вот так всё и устроилось.
Было это в 1972 году. Несколько позднее директор завода С.И.Соловьёв лично озадачил главврача 4-й поликлиники подобрать кандидатуру на должность цехового терапевта, самостоятельного и ответственного. В медпункте была и половина ставки физиотерапевта. Так супруги Бжиские стали работниками завода.
Ирина Иссахаровна продолжает:
– Кроме нас в то время в медпункте работали: Татьяна Петровна Король (гинеколог), Иван Семёнович Поляков (зубной врач), Василий Петрович Орешкин (зубной техник), Фаина Андреевна Утемешева (зав.фельдшерским пунктом), Светлана Паас, Алла Юзефова, Галина Могильченко, Галина Терпугова (медсёстры),  Тамара Владимировна Чигрина (фельдшер). Хороший был коллектив, оборудование отличное, нормальная работа. Директор завода вникал во многие вопросы, связанные с работой медсанчасти, и решал их, давая непосредственные задания своему заместителю Михаилу Алексеевичу Селезнёву.  Достойные были люди.

Слушаю Ирину Иссахаровну и будто вижу ту лестничную площадку, которая выводила в заводской медпункт, где так запросто, без очереди и совершенно бесплатно можно было получить необходимую врачебную помощь, а медосмотры были регулярными, за этим медики следили тщательно.

Дальнейшие трудовые биографии В.Я. и И.И. Бжиских были связаны с повышением квалификации в ординатуре Ростовского медицинского института, где им (в разное время) была присвоена квалификация «терапевт-кардиолог». Ирина Иссахаровна, анализируя свой трудовой путь, и с грустью и с гордостью называет имена тех главврачей г.Ростова-на-Дону, кто своим опытом, знанием, а часто своей принципиальностью и просто характером отстаивал интересы того или иного трудового коллектива медучреждения нашего города. И итожит:
– В последние годы мне довелось работать в медицинском колледже, преподавала я терапию на отделениях «Лечебное дело» и «Сестринское дело». А весь трудовой стаж по профессии насчитывает 45 лет. Хорошую, правильную профессию я выбрала делом своей жизни.

Семья Ирины Иссахаровны и Вячеслава Якубовича – две дочери, зять и внук. Потомственная  преемственность пока не продолжается.  А вот поэтическое увлечение Ирины Иссахаровны с годами приобретает всё большую красоту и мастерство. Особенно мне нравится, как она сочетает поэтические стихи с зарисовками и воспоминаниями. Прямо скажем, завораживает.
И.И.Бжиская – автор книг «Времена года» (2003 г.),  «Вчера. Сегодня. Завтра» (2003 г.), «Вернисаж двенадцати строк» (2005 г.), «Пластинка весны» (2006 г.) – КИФ «Признание»), «Времена души» (2015 г.), «Отзовись, моё слово...» (2017 г.), «Кружево слов» (2018 г,) – «Донской Издательский Дом»). С её творчеством можно познакомиться в Интернете.

Ваш день рожденья - на исходе
С последним вздохом февраля…
«Ирина» связана народом
С чудесным лётом журавля…

И, каждый раз с зимой прощаясь,
Я думаю о той Ирине,
Которую зовут «Покой».
Но Вы, лечебною рукой
Волшебной радуги касаясь,
Всё познаёте по латыни. 

А ирисы в саду проснулись,
Зовут в надежды, в жизнь, в весну…
И Вы мне так же улыбнулись.
Зима почила на Дону.

Живите радостно сто лет,
Прекрасный лекарь и поэт!

*****
Ирина в переводе с греческого означает «мир», «покой», а в нашем народе есть переводы
Арина-рассадница, Арина – разлей берега, Арина – журавлиный лёт.

ирис – Ирина Иссахаровна


ВИКТОР И ТАТЬЯНА РОВЧАКОВЫ,
«ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН» и «ОРЛИЦА»

Завод «Прибор» в свои лучшие годы – это коллектив, численностью более чем 3000 человек. Немалая сила. А теперь прикиньте, сколько у этой силы детей народилось? Силища!!! Куда ни кинь взор на посёлке Чкаловском – всюду воспитанники подросткового клуба «Орлёнок», где директором более четверти века проработала Татьяна Яковлевна Ровчакова, а фото- и драмкружок кружок вёл работник цеха № 7 Виктор Николаевич Ровчаков.

Мир детства – это особый мир, он втягивает в себя взрослых, родителей, бабушек и дедушек. Потому и любое событие в клубе «Орлёнок» проходило при большом стечении народа, особенно это касалось новогодних карнавальных постановок, организаторам приходилось приглашать гостей на спектакли, распределяя пригласительные в несколько смен. И вся детская художественная самодеятельность, собираемая в бесчисленные концерты к многочисленным праздникам в течение года, кружилась в едином художественно-артистическом круговороте. 
Однажды, лет 20 назад, я посмотрела в клубе «Орлёнок» спектакль с «почтальоном Печкиным», роль которого исполнял В.Н. Ровчаков, и до сих пор считаю, что наш артист был более убедительным, чем сам персонаж мультфильма. Неподражаемый, искромётный, задиристый и задорный, и то, что называется в теме – это надо уметь, любить и жить этим. Собственно, так супруги Виктор и Татьяна Ровчаковы идут по жизни свои десятилетия – как правая нога с левой, как два вола в одной упряжи, как две птицы в одном полёте.
За годы своего существования «Орлёнок» сменил три места жительства. Всё начиналось с полуподвального помещения на Медведицком в далёкую весну 1973 года, и назывался он тогда «Комнатой школьника» (первые организаторы В.Г.Белоусова, И.П.Костырина). Там было тесно и прохладно, но зато весело, интересно и дружно, потому что кружков было много, вели их не только педагоги-организаторы, но и работники завода. Судомодельный, например, будоражил мальчишескую мечту, трудолюбие и настырность, а кружки рукоделия воспитывали не только модниц, но и трудяшек. В 1988-м году «Орлёнок» переехал на Днепровский, 103/18 в уютное, просторное помещение, и получил статус подросткового клуба при профкоме Ростовского завода «Прибор», а в 2018-м году уже отметил 45-й свой юбилей, правда, уже в других административно-образовательно-структурных рамках.
Атмосфера теплоты, неиссякаемый энтузиазм и особый творческий дух соперничества сопутствует клубу все эти годы. Об этом свидетельствуют как сами старые и новые орлята, так и сотни грамот, благодарственных писем, фотографий и видеокассет, бережно хранимых в архивах.
На фото: Виктор Николаевич, Татьяна Яковлевна, Инна и Александр Ровчаковы.

Многие годы помню фразу Виктора: «Мне бесконечно жаль, что распалась пионерская организация…»

Орёл и Орлица мои дорогие,
Как быстро-то годы бегут!
В «Орлёнке» вожатые нынче другие
Походные игры ведут.
Но вы – пионеры. Тем именем звонким
Наполнены ваши сердца,
А судьбы сложились кружением тонким
В единую песнь без конца.


Коллектив клуба «Орлёнок» в 90-е: Слюсарева Л.Г., Гамова В.Н., Рыжиченкова Т.В., Талышева А.М., Бедросова И.И., Антоненко Е.В., Немыкина И.Н., Сладкевич З.Н., Кравченко Л.И., Иванов С.Д., Савков А Н., Малюга В.И.


ПОСЛЕ РАБОТЫ 

Изначально меня (сельскую дивчину) поразила инфраструктура предприятия: здесь была не только столовая, но и подсобное хозяйство, в котором выращивалась животноводческая и овощная провизия. Собственная база отдыха «Берёзка» располагалась на левом берегу Дона, а на Черноморском побережье, в Лазаревской, летними месяцами работал пионерский лагерь для детворы. Рядом с заводом строился спортивный комплекс с сауной.
Общественная жизнь текла своим чередом, несмотря на долг предприятия. Помню грандиозное торжество по случаю сдачи в эксплуатацию спортивного комплекса «Импульс», мы тогда встречали очередной новый год. Красиво украшенная большая ёлка, музыка, выступление художественной самодеятельности, танцы, тьма народа – всё как полагается при открытии нового культурно/спортивно-значимого объекта.
 А несколькими месяцами позже были организованы первые межцеховые соревнования по волейболу. Настоящих любителей игры было мало, команды подобрались самые разные по уровню подготовки. В одну из них попала и я. Нам пророчили последнее место, в ходе матчей к этому всё и шло. Но на последней игре произошло неожиданное, мы выиграли у команды, претендующей на первое (!) место, никому до этого не проигрывавшей, и остались довольны своим азартом, появилось желание продолжать тренироваться по вечерам, чтобы в следующий раз победить по-настоящему. Нет-нет, соперник нам не поддавался, мы его просто ослабили своей дилетантской игрой, в ходе которой, однако ж, возникали непредсказуемые пассажи.
Где она теперь, команда молодости нашей: Ира, Наташа, Аня, Гена, Витя, Вера?
Недавно прошлась с фотоаппаратам по тем самым тротуарам, ведущим к проходной завода. Печальное зрелище запечатлел мой Nikon, наполнив сердце безудержной ностальгической грустью. Не пульсирует «Импульс», даже вывески нет, разбиты стёкла, перед входом собирается мусор, жизнь замерла. Когда и кто её запустит снова?

Отдых (часто семейный) организовывался на заводской базе отдыха «Берёзка» на левом берегу р.Дон. Периодически там организовывались субботники, или соревнования.

Через профком многие заводчане получили земельные участки для своих дач, а передовики производства осваивали туристические маршруты по городам СССР. Собственно, типичная картина для множества предприятий того периода.

СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЕРМИЛОВ,
ИНЖЕНЕР, КАЗАЧИЙ АТАМАН И РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ ПЕСНИ

С.Г.Ермилов работал начальником отдела комплектации, надо ли говорить, насколько выполнение производственных планов, и успешность завода в конечном итоге, зависели от поставок комплектующих деталей? География его командировок обширна – от Дальнего Востока до Армении, в общем, жизнь на колёсах.
После увольнения с завода «Прибор» у С.Г.Ермилова появилось много общественных обязанностей, которые он на себя взвалил – по линии казачества, по линии самоуправления в микрорайоне, по линии профсоюза в ПО «Водоканал». Всё это говорит только о том, что человек он неравнодушный, деятельный, настойчивый в достижении целей.

Общаясь с Сергеем Григорьевичем на заводе, я и предположить не могла, что, когда его инженерная карьера закончится, он станет менеджером ансамбля народной песни, создаст его из остатков заводской художественной самодеятельности и взрастит до лауреата многочисленных конкурсов, областных и южно-федеральных. Задорно и весело, по казачьи, играет свои песни «Сторонушка». А первыми сподвижниками С.Г.Ермилова (на фото первый справа) на этом поприще были заводчане Ю.Переверзев, О.Панфилова, Т.Асмаян (на фото первая слева).

Я же вспоминаю концерт на заводе накануне 23 февраля, в котором участвовали, кроме уже названных, работники завода В.Грицун, А.Линник, В.Рудковская, Л.Никольская, клуб «Орлёнок».

Из дневника:
Пишу сценарий для концерта, посвящённого дню СА и ВМФ. Нынешний февраль – месяц особый. Несколько дней назад советские войска возвратились из Афганистана, на Родину. С грустью и радостью смотрю по телевизору  хронику этого возвращения. Но прежде чем состоялось это событие, были долгие мучительные годы войны, отголоски которой ещё очень долго будут напоминать о себе. И я помню, что моё  поколение первым отправило своих ровесников на чужую землю.

Предмет особой гордости С.Г.Ермилова – праздник «Масленица», которая  ежегодно организовывается в нашем микрорайоне.

А совсем недавно Сергей Григорьевич выпустил свою вторую книжку стихов «Мои маленькие блокноты», на фото как раз запечатлена презентация в библиотеке им. Н.Г.Чернышевского в сентябре 2018-го года, в моём же архиве находится его первая книжка «Я вновь в тревогах и сомненьях», с автографом.

ОТДЕЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ 

Мой читатель уже заметил, что я с особым теплом отношусь к людям, в ком замечена божья искорка – дар стихосложения. Да и как иначе, если весомо сказано: «в начале было слово…».
 
Недавно ушедший из жизни Михаил Алексеевич Селезнёв прожил без малого 95 лет, и, что особенно важно – до самой кончины жил он в трезвой памяти и ходячем режиме. Думается, это абсолютный рекорд жизни среди заводчан и некое завещание или пример всем нам – жить в таком же  долголетии. Родом он из Омской области, в Ростов-на-Дону приехал вслед за С.И.Соловьёвым строить завод «Прибор» в середине 60-х, многие годы работал заместителем директора по общим вопросам.

История судьбы М.А.Селезнёва - это история нашей отчизны, с тех самых лет коллективизации и индустриализации в 20-е и 30-е годы прошлого века, в которых участвовали его родители. Это жажда знаний с раннего детства, это занятия в аэроклубе, это маршруты и бои военного лётчика в Великую Отечественную, это учёба в вечерней школе уже после войны. И одновременно работа, и понимание, что нужно оканчивать вуз, чтобы что-то добиться в жизни.
Мне посчастливилось общаться с ним, когда он, уже 80-летним, итожил годы своей жизни в незатейливые книжки. Их у него несколько: «Надо жизнью дорожить» (2001 г.), «Завод «Прибор» – моя судьба» (2002 г.), «О себе и близких людях» (2003 г.), «Что было, то было» (2004 г.) - КИФ «Признание»). Я, будучи его издателем, попутно анализируя его опусы с точки зрения психологии текста, думаю, что это его хобби – систематизировать пережитое в некий отчёт – и есть определённый секрет его долголетия. Плюс, конечно, генетика – он ведь считал себя челдоном, а это слово таит в себе не только географию, но и жизненную закваску семей староверов. Нельзя путать челдона и казака, хотя и тот и другой родом с Дона, их разделила на разные этносы реформа церкви. Чем она обернулись для отечества, думающий человек определит сам. Я же пишу об этом, потому что считаю, выживание человека в современных условиях, нужно изучать науке применимо к этносу и вере.
Помню, в пору работы над его книжками меня восхитила схема его генеалогического древа. На такой скрупулёзный труд отваживаются немногие, а  Михаил Алексеевич считал, что свои корни он обязан передать потомкам.

В конце 80-х рядом с М.А.Селезнёвым в отделе техники безопасности работала Надежда Георгиевна Дедяева. Яркая, эффектная, сильная, мне казалось тогда, что природа не поскупилась отмерить ей  женской силы и здоровья до запредельной старости. Будучи казачкой, гордилась принадлежностью к этому сословию. Что случилось, что ушла она из жизни, едва перешагнув свое 60-летие, на пике творческого подъёма? Как, когда и почему случается этот перелом, превращающий абсолютно здорового человека в безнадёжно больного?  Остаётся только сожалеть, что щедрость природы имеет свои пределы, а мы ещё не умеем разумно пользоваться её мудростью.

Надежда умерла осенью 2012 года, моё воспоминание о ней того периода см.
http://www.proza.ru/2012/09/12/311
С её творчеством можно познакомиться в Интернете.

ЧАСЫ ОТ МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА ФИСЕЧКО

В 1990-м году, когда ломалась страна, я, наступив на горло собственной профессии, ушла из заводской газеты, а заодно и из журналистики. То, чему меня учили на филфаке в Ростовском-на-Дону госуниверситете, вдруг потеряло всякий смысл, нужно было время, чтобы принять или не  принять всё то, что неслось из телевизора. В тот период М.Н.Фисечко организовал МПФ «Радиоприбор» (структурно выделилось из РПЗ), и я стала работать его помощником. От тех контрастных (по сравнению с газетной деятельностью лет) осталось чувство коллектива, которого не было, когда я выпускала газету, и доверие к руководителю. Это по-настоящему важно, чтобы работа ладилась, а не тянулась криво-косо. Михаилу Николаевичу я благодарна за несколько событий тех лет, одно из которых – законченные мною курсы бухгалтеров, которые были оплачены фирмой. Новая специальность мне однозначно пригодилась в жизни, спасая от безденежья в самые трудные годы российской действительности. В то же время я издала свою первую книжку стихов и получила подарок от коллектива – ручные часы с перекатывающимися разноцветными камешками. Сейчас не понимаю, каким образом весть состав ИТР, а это 12 человек, поместились в моей маленькой комнате заводского общежития, но прийти на застолье по этому поводу решили все без исключения: М.Н.Фисечко, Н.Бойко, Г.Шмаков, В.Киреев, Ю.Гожев, А.Тушев, А.Титаренко, И.Дудкина, З.Спицына, Г.Хаустова, Л. Красильникова, С.Кушковский. Как сейчас помню начало тоста директора: «Сколько раз собирался за столом по разным поводам, но такой в моей жизни впервые…»
Сегодня, суммируя свои сборники стихов с книжками заводчан, могу констатировать: неплохая сложилась подборка в палитре поэзии Донского края, в т.ч. с моим авторским и редакторско-издательским участием.

А практическую бухгалтерию я начинала осваивать при добром внимании главного бухгалтера завода С.Т. Афанасьева, он курировал тогда и фирму «Радиоприбор». Савелий Тимофеевич разбирался во всех тонкостях счётной дисциплины, работал при всех директорах завода. Когда я попадала в его кабинет, он мог что-нибудь рассказать по случаю, вспомнить историю. Был он участником Великой Отечественной войны, и я с запоздалым сожалением понимаю, что интервью у самых интересных ветеранов завода я уже никогда не возьму. Осталась только светлая память.

«СОЛОВУШКИ»

Старожилы поселка Чкаловского помнят, что сразу за заводскими корпусами начиналась роща, где весенней и летней порой выводили свои виртуозные трели соловьи. Урбанизация отодвинула птичьи концерты далеко за город, оставив нам на память остановку «Соловушки» и детский сад с одноименным именем на улице Вятской. А если помнить, что фамилия первого директора завода созвучна имени этой талантливой птахи, то очень хочется верить, что ещё не все резервы исчерпаны у нашего завода, равно как и у нашей России.

Я географию учу не по учебникам,
По судьбам, что сложились на Дону,
И чувствую себя простым посредником
Меж автором и памятью.
                В плену
Весомых слов и отзвуков событий
Слежу, как время обрывает вязь
Реалий жизни, таинства наитий. 
…А Соловей насвистывает связь...

СОВАМ - СЛОВО

Последние полтора десятилетия я занимаюсь исследованиями по теме: «Фонетическая этимология знаний (общешкольная тематика) на основе сопоставления образов староверов и научно-технических данных». Работа базируется, с одной стороны, на транскрипции терминов из различных дисциплин (терминологии как части лингвистики), а с другой, опирается на фольклор, русские народные сказки, предания, легенды и имеет цель – помощь учащимся в освоении предметных знаний через образ, символику и аббре-слово.

Внимательному читателю очерка (и потенциальному разработчику!) предлагается авторская теория дву-векторного (переменного) алгоритма времени с идеей технического устройства СОВА  (Счётчика Оптимального Временн`ого Алгоритма). Её смысл сводится к простой, но противоречащей основам математики формуле:  18+(-6)  = 24, где
24 это период, равный суткам в общепринятом смысле или 1/365 и ;  года;
18 – это период бодрствования индивида в течение суток (усредненно-расчетное),
(-6) это период сна в течение суток (усредненно-расчётное).

Этот аргумент авторской теории подтверждается:
.а) непреложным аргументом эволюции: человеческий детёныш вынашивается в организме матери не 365 и ; года, а 28 дней х 9 = 252 ( ±  несколько дней/недель).
.б) статикой человеческого организма во время сна и его динамикой во время бодрствования;
.в)  некоторыми библейскими подсказками;
.г) наличием сбывающихся пророчеств, которые можно объяснить с помощью изложенного.

У автора идеи есть несколько вариантов СОВА, ближайших технический аналог которого – часы для шахматной игры, когда играющие включают/выключают таймер попеременно. Вариантов прибора с включением/выключением времени для одного человека при современных технологиях и возможностях компьютерного дизайна можно разработать много. Я же могу осмысливать технические знания только через образ, при этом не обладаю навыками рисования, поэтому предлагаю ТНИИС и «Прибору» – через совет ветеранов – разработать эту идею. Возможно, СОВА и есть тот самый Феникс, знания о котором заложены в сказках русского народа.

Зачем это нужно? 
Затем, чтобы устранить дисбаланс между правым (образным) и левым (логическим) полушариями головного мозга. Предполагаю, что историческое многовековое нарушение этого баланса напрямую влияет на то, что нейроны в правом и левом полушариях имеют разную степень активности (скорости импульсов) из-за одновекторного и довлеющего представления о времени как о бесконечной спирали. Вследствие этого левое полушарие в наших организмах доминирует, а правое угнетается, а следовательно, это несоответствие влияет на здоровье, продолжительность и качество жизни любого человека.

СОВА представляет собой корпус с циферблатом и переключателем, после каждого нажатия на который цифры меняют свой счет на противоположный, при этом скорости течения бодрого и ночного времени имеют соотношение 3:1, отражающее теоретический дисбаланс между правым и левым полушариями:

(-6)=6, 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24(=0), (-21),(-18),(-15),(-12),(-9),(-6).

В момент 24 (=0) меняется дата, каждые 252 дня высвечивается сигнал ДАР – ДАта Рождения.

В корпус СОВА вводится карта памяти, которую можно подключить к компьютеру и проанализировать персональный алгоритм. Самую интересную информацию можно будет получать, сравнивая графики счётчика временного алгоритма с кардиограммами и другими медицинскими параметрами. Разработка идеи предполагает эксперимент с участием ветеранов завода «Прибор». Инструкции и условия эксперимента разработаны в ооо КИФ «Признание».
Счётчик должен быть именной. Источник питания – электрическое сетевое.

Сова к соловушкам слетела…
Отлично хороводит жизнь!).
Вчера на год я постарела,
А завтра…
Молодость, держись!

Сова Солирует Соловушкам Ростова:
Лик  Веры, песнь Надежды, всплеск Любви.
О Мать  София!  Я готова
Встречать закат,  и утро  снова –
Одна, но  с Русью  визави.

07.11.2018–07.02.2019.