Учителя. М. И

Тамара Бакина
    Вначале я познакомилась не с М.И., а с её старшим братом. Он был местным врачом, но уже не практиковал по  возрасту.  Ко мне А.И. пришел по старой памяти. Когда-то он лечил моего деда. А я болела неизвестно чем. Периодически поднималась высокая температура. Ничего не помогало.
    Говорят, что больному становится легче только от присутствия настоящего врача. Так и было....
    А. И. простучал мне грудную клетку пальцами и прослушал, просто, прикладывая ухо. От прикосновения его сухих и тёплых пальцев стало спокойнее, а от взгляда добрых серых глаз - легче. Будто груз с души упал.
---------------------
    Мама глядела с тревогой. - Что с ней, доктор?
    - У вас растёт очень нежная душа.:)
    - Она изнежена?... разбалована?
    - Вовсе нет.:)... Знаете, цветы бывают разные: ромашка, одуванчик, чертополох..... Так и люди бывают разными.  У  вас растёт роза. Она вас ещё порадует. Ничего-ничего.... Берегите,... вырастет.- И выписал общеукрепляющие.
------------------
    Когда мы в следующий раз приехали на мамину родину, мне было тринадцать. А.И. уже не было в живых.
    Первого сентября лил дождь. Я шла в новую школу под зонтиком. Старушка, с которой я случайно познакомилась летом, шла под проливным дождём без зонта. Её седые волосы и тёмное платье промокли насквозь, а по щекам стекали дождевые капли.
     - М.И., идите ко мне под зонт. Вам в какую сторону?
     - В школу, как и тебе:) А зонты я с детства не люблю. Ну что такого страшного в дожде?
     - Простудиться можно.
     - Меня так просто не одолеть.:) И как-то глупо нести перед собой ненужный предмет.
     - Зонт - ненужный?
     - Ну, да:) - И в этот момент я узнала улыбку и добрый взгляд серых глаз.
     - Увидимся. - Мы увиделись на уроке математики, неожиданно. М.И. было уже семьдесят два года.
-----------------------
     Она не выглядела особенной, но была.
     Если бы меня обвинили в чём-то плохом, мама стала бы выспрашивать, требовать от меня объяснений. А М.И.?.... Она бы просто не поверила, что я способна на плохое. Она верила нам абсолютно. И эта вера была такой сильной и чистой, что невозможно было подвести...
     М.И. вообще не ставила двоек, НИКОГДА. Если кто-то не выполнял задание, она подзывала к себе на переменке и заново объясняла. Если опять не выполнял, опять объясняла. На третий раз даже самый отпетый бездельник выполнял домашнюю работу.
     Помню, хотелось решить трудную задачу: М.И. обрадуется.- И не страшно было не решить: М.И. поможет.
--------------------------
     Много позже я узнала, что каждый из нас считал себя её любимчиком.:)
     Во время самостоятельной работы М.И. могла подойти и слегка прикоснуться пальцами к плечу или волосам: "Получается?" - И начинало получаться.
     Когда у одноклассницы внезапно умерла мать, М.И. подарила ей своё пианино: "Ты ведь хорошо поёшь... Я слышала." -
--------------------------------------
     К ней можно было приходить домой в гости или по делу. Она могла забыть имя, но не суть: "Зайди ко мне, девочка, я нашла книгу А. Камю. Тебе должно понравиться."-
     Однажды я видела, как знаменитый местный скупердяй принёс ей цветы просто так.
     Если в школе что-то случалось, например, срывали урок, то звали не директора, а М.И. Она молча входила и стояла на пороге, обводя всех своим особенным тёплым взглядом. Наступала тишина и всеобщее умиротворение.
---------------------------
     - М.И., вы ведь из Питера. А что вы делали в революцию?
     - То же, что и сейчас:). Детей учила.
     - Но вы революцию видели?
     - Видела, как ходили с лозунгами. Ульянова видела... Но для меня это ничего не меняло. Я ведь учила детей рабочих.
----------------------------
     - А как вы жили в войну? Где были в эвакуации?
     - Я не была в эвакуации. Тут оставалась.
     - Почему?
     - У меня на руках была очень старая мать и умирающая от туберкулёза сестра. Она умерла в первые дни оккупации. (А.И. стал врачом, чтобы её вылечить. И сюда мы тоже ради неё переехали.)
     - Мой дедушка организовывал эвакуацию и уехал уже смертельно больной.
     - Ему нельзя было остаться, он был партийный. А ехать тоже было нельзя в последней стадии туберкулёза.
-----------------------
     - Что тут было во время оккупации?
     - Был голод, девочка. Тяжелые времена проявляют неожиданное....
     - И как же вы жили?
     - Варили суп из картофельной шелухи. Её давали нам друзья.:)
     -......?
     - Я ходила пешком через перевал в Симферополь, меняла вещи на продукты.
     - Но ведь очень далеко...
     - Подвозили румыны. Враги.... Но жалели: "Садись, мать, подвезём".-
     - Вы садились?
     - ...Да.
--------------------------------
     - Мы попросили учительницу немецкого сходить в комендатуру и получить разрешение открыть школу. Как-то собрали оставшихся детей и учили. Я была директором.... А после войны эту учительницу репрессировали.
       Я писала Сталину, просила за неё. Меня вызвали и пригрозили, если буду писать, пойду за ней следом..... Она ведь плохого не сделала.... -
-----------------------------------
     Однажды М.И. подарила мне дорогое дореволюционное издание "Войны и мира" Л.Н. Толстого. Оно было ещё с ятями, с великолепными иллюстрациями и непереведёнными диалогами на французском.
      - М.И., а почему французский без перевода?
      -...:) До революции те, кто читал "Войну и Мир", знали французский....на среднем уровне.... Ульянов сделал великое дело: дал народу образование. Но средний уровень снизил.-
-------------------------------
     - М.И. умерла, когда я была в отъезде.
     Возможно, это малодушие, но я до сих пор притворяюсь перед собой, что она жива. Будто, стоит мне захотеть, и я могу зайти в её маленькую скромную комнатку и услышать:"Здравствуй, девочка. Я тебя вспоминала:)".