Тизнаос, или Стальные солдаты гражданской войны

Русский Медведь
Гражданская война в Испании 1936 – 1939 гг. является одним из наиболее значимых конфликтов Интербеллума. Противостояние поддержанных Италией и Германией франкистов с пользовавшимися советской помощью республиканцами, длившееся почти три года, оказалось, практически, генеральной репетицией Второй мировой войны. И одним из символов Guerra Civil Espa;ola стали тизнаос – самодельные бронированные машины, активно применявшиеся всеми сторонами противоборства.

Что в имени тебе моем?

Сам термин тизнаос (исп. los tiznaos) появился в среде испанских шахтеров в начале ХХ века. Древесный уголь, ими добываемый, назывался tizines, а вот пятна от него, которыми рабочие были покрыты с ног до головы к концу дня, именовались tiznar. Доподлинно сейчас неизвестно, кто именно придумал словечко los tiznaos, но жители деревни Алькаусин в провинции Малага считают, что авторство принадлежит кому-то из их соплеменников. Термин прижился, и скоро почти всех испанских шахтеров именовали таким образом. В наиболее адекватном переводе на русский язык los tiznaos – это грязнуля, пачкун или замарашка.

В армейскую среду слово «тизнаос» пришло после реформы 1929 года. Тогда, в соответствии с новыми инструкциями вся бронетехника была выкрашена в «артиллерийский серый». Когда же началась Гражданская война, прозвище машин довоенных войск перешло к причудливым шушпанцерам. Имя укоренилось настолько, что так называли даже камуфлированные и украшенные разными надписями броневики.

Генеалогия

Корни испанского шушпанцеростроения уходят в далекий 1909 год, когда во время восстания местных племен в Марокко войскам срочно понадобилось средство для перевозки грузов и пехоты под прикрытием брони. Видимо, проблема была настолько значимой, что решение о заказе французской фирме Schneider бронегрузовика принимал сам король Альфонс XIII. Получив заказ и немного поразмыслив, инженеры решили пойти довольно простым путем. Они взяли изготавливавшийся их фирмой парижский автобус Brilli и с помощью кучи болтов и заклепок обшили его стальной 5-мм броней. В получившийся шушпанцер можно было посадить двух стрелков с пулеметами Готчкисса, а также 10 пехотинцев с винтовками. В корме машины размещался грузовой отсек. Получившееся чудище привезли в Испанию 20 июня 1910 года. В начале карьеры шуш попал в Артиллерийскую автомобильную школу в Карабанчелле. Там на нем учились курсанты, а также проходили пробеговые испытания. На фронт бронеавтобус попал только через 2 года. В Марокко он использовался по своему непосредственному предназначению: возил грузы и пехоту, сопровождал конвои. Правда, этот отрезок жизненного пути был не очень долгим – в 1913 году машина свой ресурс выработала и ее разоружили. Однако идея настолько приглянулась испанцам, что к 1914 на вооружении состояли два десятка подобных шушпанцеров. Некоторые из них остались в Марокко до 1936 года и в составе войск Франко приняли участие уже в гражданской войне.

1920-е гг. были для испанской армии, как, впрочем, и для многих других, временем проб и ошибок. Так, из-за нехватки средств, вынужденно строились ограниченные серии или вообще отдельные экземпляры кустарных и полукустарных броневиков на базе коммерческих грузовиков. Одной из наиболее крупных серий этого периода можно считать 19 машин на французском шасси Latil TAR, которые строились в 1922 – 1923 гг.

В 1934 году во время восстания басков в Астурии, шушпанцеры применялись обеими сторонами конфликта. Повстанцы, к примеру, использовали несколько грузовиков, полностью или частично обшитых котельным железом или же листами заводской брони.

«Над всей Испанией безоблачное небо»

С началом гражданской войны стороны конфликта стали испытывать нужду в бронетехнике. Машин, состоявших на вооружении испанской армии до войны, всем не хватило, а поставки враждующим сторонам из-за рубежа не могли полностью ликвидировать потребности воюющих. Поэтому с первых же дней началось активное шушпанцеростроение. Причем занимались им и республиканцы, и франкисты.

Произвести какую-либо удобоваримую классификацию всего того гремящего, чадящего и стреляющего железного хлама, что рассекал по испанским полям и дорогам на протяжении 3 лет войны, практически невозможно. Тизнаос было много, самых разных конструкций, дизайнов и назначений. Строили их как безвестные мастера на коленке, так и довольно серьезные коллективы железнодорожных депо и автозаводов. Поэтому одни тизнаос выглядят как техника орков из Вахи, а другие являют собой образец детища людей с высокой технической культурой.

Однако, можно выделить три наиболее часто встречающихся вида тизнаос:

1. Тизнаос-бронетранспортер. Чаще всего его создавали на основе обычного автобуса или коммерческого грузовика. Внутри помещался экипаж из 2-3 человек и до 10, а в некоторых случаях и до 20 человек десанта. При этом тизнаос-бронетранспортер имел как минимум два подвида: вооруженный и невооруженный. Вооружение составляли пулеметы (на наиболее продвинутых образцах – даже зенитные). Невооруженные же были, по сути, бронеавтобусами, и являлись потомками того самого шнайдеровского шуша, который бороздил просторы марокканских пустынь за три десятка лет до этого. Единственным оборонительным средством для них было личное вооружение экипажа, который вел из него огонь через бойницы в бортах.

2. Тизнаос-машина для перевозки вип-персон. Полевые командиры, особенно анархического толка, использовали шушпанцеры для передвижения вне своих штаб-квартир. Наиболее ярким примером являются два тизнаос на базе легкового автомобиля Hispano Suiza T-60, которые принадлежали лидеру FAI (Федерации анархистов Иберии) Хуану Гарсии Оливеру.

3. Тизнаос-машина огневой поддержки. Наиболее хорошо вооруженные и опасные тизнаос. Данные машины не могли нести десант, зато имели неплохую огневую мощь и защиту. В качестве базы для них чаще всего выступали тяжелые коммерческие грузовики или сельскохозяйственные трактора. Тизнаос такого вида оснащались одним или несколькими пулеметами. Самые же продвинутые шушпанцеростроители вооружали свои детища даже пушками. Так, франкисты использовали малосерийные тизнаос MC-36 на базе грузовика Hispano Suiza T69, на которую устанавливалась башня от трофейного танка Т-26.

При этом важно понимать – тизнаос появлялись у противоборствующих сторон отнюдь не от хорошей жизни, и противостоять настоящей бронетехнике практически не могли. Пушечные и пулеметные танки с легкостью могли разобрать не один тизнаос, не получив при этом особых повреждений. Так что подобные машины чаще всего использовались для моральной поддержки войск, в которых не хватало нормальной бронетехники и для ведения боев в городах и передвижений в тылу в составе колонн. Вдобавок те же анархисты использовали свои тизнаос и в качестве агитационного средства: исписанные воинственными лозунгами и названиями партий, чадящие монстры производили немалое впечатление.

Тизнаос – в серию!

Особенностью испанского шушпанцеростроения времен гражданской войны стало создание крупными предприятиями целых серий тизнаос со сходными характеристиками, вооружением и защитой. Так, серийное производство самодельных броневиков развернулось в Бильбао, Валенсии, Барселоне и т.д. Причем каждая серия имела свой неповторимый дизайн и особенности. Так, например, машины серии Ebro (Сарагоса) отличались своими монструозными размерами и серьезной защитой, которая включала даже специальные контуры из цепей для шасси, а тизнаос под номером 3 вообще считается самым большим и тяжелым шушпанцером времен гражданской войны в Испании.

Серии, которыми производились шушпанцеры, впечатляют. Bilbao 32, разработанный в Бильбао и выпускавшийся в Систао на базе грузовиков фирм Dodge, Chevrolet и Ford, появился на полях сражений в количестве 48 штук. До конца войны, впрочем, дотянули только 7, а сегодня в Испании есть только один Bilbao 32.

Однако самым массовым стал все же республиканский тизнаос UNL-35 (Union Naval de Levante), который производился на базе советского грузовика ЗИС-5 с января 1937 года. Всего серия насчитывала 120 машин. Интересно, что разработкой проекта занимались советские инженеры Николай Алимов и Адриан Воробьев, которые создали, соответственно, общую конструкцию и бронекорпус. Эти тизнаос ждала несколько другая судьба, чем описанные выше машины из Бильбао. Они были настолько успешными и хорошо произведенными, что оставались на вооружении даже после поражения республиканцев вплоть до 1957 года. Впрочем, данные шуши были и в самом деле довольно неплохими для своего времени образцами колесной техники. Так, 7-мм броня с дополнительным 3-мм броневым поясом могла держать бронебойную пулю, а вооружение составляло 2 7,62-мм пулемета Напо, Максима или ДТ у республиканцев и 2 7,92-мм пулемета MG-13 у франкистов. При этом несколько машин стали даже пушечными – на них умудрились взгромоздить башню от танков FT-17.

Когда считать мы стали раны…

28 марта 1939 г. пал Мадрид. 1 апреля генерал Франко из Бургоса обратился к народу Испании: «В сегодняшний день, когда Красная Армия пленена и разоружена, национальные войска достигли своей конечной цели в войне. Война закончена». Вместе с окончанием боевых действий завершилась и история большинства тизнаос – стальных воинов, ставших символами трехлетнего противостояния. Ненужные теперь, они сотнями сгнили на свалках, были разобраны на металл или переплавлены. Дожили до наших дней около 5 машин. Так закончилась короткая, но яркая эпоха испанских шушпанцеров – тизнаос.