О рассказе В. Ф. Одоевского Серебряный рубль

Шестакова Елена Аркадьевна
Известный русский писатель Владимир Фёдорович Одоевский (1803 – 1869) написал цикл произведений для детей «Сказки дедушки Иринея», где в интересной, занимательной форме он учил ребятишек быть добрыми, честными, трудолюбивыми, хорошо учиться и не совершать необдуманных поступков. Самая известная сказка писателя, это, конечно же, "Городок в табакерке" Но и другие произведения стоят того, чтобы современные дети познакомились с ними и узнали, как жили их ровесники в далёком 19 веке, о чём думали, как поступали. 
Небольшой сборник сказок Одоевского выпустило издательство «Детская литература» под общим названием «Серебряный рубль». Книга включает в себя три сказки, но я остановлюсь только на одной – давшей название сборнику.

Впрочем, в «Серебряном рубле» нет ничего сказочного. Скорее, это рассказ из жизни маленькой девочки по имени Лидинька, которая живёт в богатой семье, но при этом показывает чудеса доброго отношения к простым, бедным людям. Ах, какой  чудесный ребёнок перед нами! Лидинька усердно учится, занимается рукоделиями, всегда мечтает о чём-то добром и хорошем, слушается старших и искренне любит своего дедушку Иринея. А дед заботится, чтобы девочка росла умной и доброй, не боялась что-то делать своими руками. Так, уезжая по делам на целый месяц, дедушка говорит своей любимице:«На память я оставлю тебе серебряный рубль и положу его вот здесь, на столе, перед зеркалом. Если ты весь месяц хорошо будешь учииться, и учителя запишут в твоей тетрадке, что ты была прилежна, то возьми этот рубль – он твой».
То есть дедушка ненавязчиво подсказывает Лидиньке, что нужно быть честной: нельзя схитрить и просто так, незаслуженно взять рубль. Прежде надо потрудиться, заработать его своим усердием в учёбе.
 
А рубль по тем временам был довольно большой суммой. Современные маленькие читатели встретятся здесь с названиями денежных единиц 19 века, о которых они, возможно, даже не слышали. Так что родителям неплохо бы посмотреть в Интернете информацию насчёт «гривенника», «пятиалтынного», «полтинника» и доступно растолковать ребёнку, какие деньги были в ходу в царской России. Автор, заботясь о познавательной составляющей своего рассказа, прямо спрашивает своих маленьких читателей:«А вы, умные дети, верно, знаете, какие это деньги»? Или: «Вы знаете, я чаю, сколько дней в месяце и сколько дней в неделе»? Есть здесь и задачка для читателей: «А много ли у Лидиньки останется ещё денег? Считайте-ка, дети».

Ясно, что Лидинька, как любой нормальный ребёнок, тут же начинает мечтать, на что она потратит своё богатство (тем более, что она углядела на столике не один рубль, а целых два). Удивительно и радостно, что девочка хочет купить не только прекрасную куклу или красивый напёрсточек, но и подарить целых два гривенника бедному, хромому дедушке-нищему, который каждый день стоит у церкви и однажды сделал для Лидиньки доброе дело. А за добро, как известно, нужно платить добром! К тому же, девочка остро чувствует, что не все живут так же хорошо и богато, как она, что нужно проявлять милосердие к тем, кому плохо, голодно, холодно, кто болен и нищ. Ведь каждому человеку хочется благополучия: и убогому нищему, и горничной Даше, которую так легко обидеть зря. И если Лидинька стала невольной виновницей Дашиных слёз и обид, то малышка считает правильным повиниться перед девушкой, отблагодарить её. Она даже готова отказаться от многих благ, которые сулит ей обладание деньгами, лишь бы всё было по справедливости.

 Ах, если бы взрослые всегда были так добры и справедливы по отношению к тем, кто стоит на социальной лестнице ниже их – вот тогда и наступили бы золотые  времена! Да вот беда, справедливости и равенства как не было, так и нет. Презрение к «низшим сословиям» пышным цветом расцвело в наше время. А значит, рассказ Одоевского не потерял своей актуальности и сегодня.