Первая трамвайная авария в Омске. 1937 г

Виталий Демешко
Документальное эссе

Категория: 6 +

1.

Документ об этой аварии сохранился чудом. В середине 40-х годов, из-за недостатка бумаги, зачастую писали на обратной стороне ранее использованных листов. И на этом документе, на обороте, представлен черновик плана показателей на IV Пятилетку [2, л. 61 об].
Поскольку информация, которую содержит данный источник, может представлять ценность для большого круга заинтересованных лиц, я привожу его полностью, из моральных соображений не называя фамилии, отмечая неразборчивые места, и уточняя некоторые аббревиатуры. Мои пометки обозначены в тексте квадратными скобками. Встречающиеся в оригинале орфографические ошибки я сознательно исправлять не стал.

Итак, читаем:

«Начальнику движения трамвайного треста от д/р [вероятно, диспетчера] [Фамилия].
Рапорт
Доношу вашего сведения, что 8/II-37 г. в 15-33 ч. П. [видимо, поезд] №305 мотор №5 по управлением в/в [вагоновожатой] т. [Фамилия] прицеп №222 [Фамилия] прицеп №104 [Фамилия] следовавшие в направление м/комбинат п. Корлушки в 15 ч. 33 м. [неразборчиво] сход прицепного вагона №222 на стрелочном пересечении со стороны м/комбината [неразборчиво] Перевела стрелку под идущий трамвай, где прошёл мотор. вагон по направлению к Карлушке прицепы пошли в тупик из чего получился сход вагона №222 [неразборчиво] было вызвано задержание поездов пп. 306 на 17 м. [минут], №302 на 24 м., №308 на 2 ч. [часа] 02 м. №305 на 2 ч. 37 м. [неразборчиво].
Курсировавшие 4 поезда № 301, 302, 303, 304 от сада Куйбышева до мясо комбината [неразборчиво] в графике аварийная бригада на месте аварии явилась 15-50 авария устранена в 17 ч 35 м. Ненормальное движение продолжалось 3 часа покуда была [порча ?] пути под влиянием состава [неразборчиво], что и доношу до Вашего сведения»
Чуть ниже написанного пометка «копия из подлинника».
Подпись и дата 8/II-37 г. [2, л. 61].

2.

Приведу кое-какие мысли по поводу данного документа.
Во-первых, обращает на себя внимание обращение автора (вероятно, диспетчера): «доношу вашего сведения…». Именно благодаря такой форме обращений в НКВД в 30-х годах возник негативный оттенок понятия «донос». В данном случае мы видим обычный рабочий документ, объясняющий аварийную ситуацию на трамвайной линии. Хотя при этом автор называет виновницу происшествия, которая перевела стрелку «под идущий трамвай».
Во-вторых, как мы видим, ситуация тривиальная. Шёл трамвайный поезд из 3-х сцепленных вагонов с номерами 5, 222 и 104. На одной из стрелок (не обязательно из-за действий  вагоновожатой, это могло быть из-за технической неисправности) прицепной вагон, следовавший за моторным, двинулся по другому пути, ведущему в тупик, и сошёл с рельс. На устранение аварии потребовалось около 3-х часов. Изучая историю узкоколейных железных дорог на севере Омской области, могу сказать, что из-за неисправности стрелок (а их часто устанавливали уже изрядно изношенными) аварии там случались регулярно.
В-третьих, интересно заметить нумерацию первых трамвайных вагонов города Омска. Они делились на две группы: моторные и прицепные. Моторный вагон выступал в качестве «локомотива», и к нему могли прицепить как один, так и два вагона. Поскольку пассажиров было много, то состав из 3-х вагонов редкостью не был. Соответственно, моторным вагонам давали обычные номера: 1, 2, 3 и т.д., первым прицепным – трёхзначные, формата 10х (101, 102 и т.д.); а вторым прицепным (а их на начало 1937 года было всего 3) - трёхзначные, формата 2хх, и они получили номера 211, 220, 222 [1, л. 31]. Почему именно такие, мы не знаем. Так же мы точно не знаем, почему номера поездов начинались на 3. Это не могло указывать на количество вагонов в составе, т.к. поездов было 8, и третьих прицепных вагонов на все моторные не хватило. Мне кажется, формат 3хх использовался для поездов, чтобы не путать их с вагонами, и сотрудникам было сразу понятно: о вагоне, или о поезде идёт речь. А последняя цифра обозначала номер моторного вагона. Вот и получился номер нашего поезда: 305.
В-четвёртых, в документе упоминаются имеющиеся на тот момент трамвайные остановки: мясокомбинат, Карлушка и сад имени Куйбышева. Трамвайный маршрут тогда был один – от железнодорожного вокзала до сада Куйбышева (ныне – район кинотеатра Маяковский). Авария произошла на прогоне между мясокомбинатом (район цирка) и Карлушкой (площадь Серова), точнее указать место не представляется возможным. Это могла быть улица Серова, или даже проспект Маркса, по которому тогда тоже ходили трамваи. Пока велись ремонтные работы, поезда стали двигаться но укороченной схеме: от сада Куйбышева до мясокомбината, где было разворотное кольцо. Большое опоздание получилось (кроме аварийного 305 поезда) у поезда № 308. Возможно, во время аварии он был в районе вокзала, и следовал навстречу 305-му (маршрут-то был однопутный!), потому и вынужден был простоять более двух часов. У остальных поездов таких больших простоев не было.
В-пятых, в Омском архиве сохранилось уникальное фото моторного трамвая №5, следующего по улице Орджоникидзе уже без прицепных вагонов, его электронную копию можно увидеть на сайтах [3, 4]. 

3.

Сохранилась информация об аварийности трамваев в РСФСР за 1936-1937 годы. В 1936 году (а Омский трамвай был торжественно открыт 8 ноября 1936 года) никакой информации об авариях на трамваях Омска не зафиксировано. За 1937 год показатель схода вагонов с рельс на 100 тыс. мот. ваг/км составил 0,7 [2, л. 63 об.].
Конечно, с 1 января до 8 февраля 1937 г. могли быть и другие аварии. Но навряд ли мы сможем найти об этом какие-то детальные сведения.
Поэтому я предлагаю считать сход прицепного вагона №222 в составе поезда № 305 в районе Карлушки самой первой аварией в истории трамвайного движения города Омска.

Литература:
1. Годовой отчёт по капиталовложениям по Трамвайному тресту за 1936 год. // Государственный исторический архив Омской области. Ф 1100, оп. 1, д. 4, л. 31.
2. Пятилетний план (1945-1950 гг.) расширения трамвайного хозяйства в городе Омске. // Государственный исторический архив Омской области. Ф. 1100, оп. 1., д. 23, лл. 61, 61 об., 63 об.
3. https://pastvu.com/p/209026
4. http://transphoto.ru/vehicle/234801/

На фото: Омский моторный трамвай серии «Х» №5 на улице Орджоникидзе. Автор фото М.В. Горохов. Оригинал взят из справочника «Улицы города Омска»; выходные данные справочника автору неизвестны.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits