Диалог с Пьером Безуховым

Евгений Радомысельский
Пьер говорит Наташе:

"Ему (Пьеру Е.Р.) казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру.
— Я хотел сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия, — всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто". («Война и мир», Эпилог, часть первая, глава XVI.)

 Мысль Л.Н. Толстого, озвученная его литературным героем великого романа действительно проста и понятна. Она станет отражением организации в России общества нравственных последователей Льва Толстого - толстовцев.
  Но Толстой не первый, кто заговорил о создании такого объединения. Любой совместный труд людей требует их добровольного объединения. А любое такое объединение создаёт социальную силу, направленную на созидание, на своё усиление, на создание социальной структуры, на отражение агрессии. Люди имеющие положительные качества: доброту, честность, правдивость, справедливость, не равнодушие... во много раз усиливают положительную социальную силу. Поэтому стремление объединить людей, исповедующих добрые чувства и намерения, привело к созданию многочисленных  нравственно-теологических сообществ в истории человечества. С появлением религий и отражений в них положительных человеческих качеств, считалось, что чистота и праведность членов этих сообществ найдёт божественного покровителя, который не допустит их смерть и разорение. Особенно это мнение усилилось с распространением христианства. В частности с Евангелием от Матфея. С этой твёрдой верой общество квакеров (Религиозное общество Друзей -РОД) заселила большие территории Америки.
   Благодаря гуманизму и стремлению к равенству, квакеры пользовались уважением среди индейцев. Их лидер Уильям Пенн относился к коренным жителям Америки так же, как и к другим людям, покупал у них земли по справедливой цене, ввел запрет на продажу алкоголя индейцам, изучил их язык, регулировал торговлю мехами. Решив, что его колония должна показывать пример справедливого и честного ведения дел с индейцами, в 1681 г. Пенн заключил с ними устный договор, который обеспечивал мирные отношения. В Пенсильвании в отличие от др. мест в Америке не было ни службы охраны общественного порядка, ни армии.
 
   В 18 столетии квакеров особо стали отмечать за их честность в социальных и экономических вопросах. Многие квакеры открыли свои производства или занялись торговлей. Эти предприниматели-квакеры добивались успеха так же и потому, что люди доверяли им. Клиенты знали, что квакеры были твердо убеждены в необходимости сразу устанавливать справедливую цену на товар, а не торговаться. Они также знали, что квакеры обращают особое внимание на качество работы и на то, чтобы произведенное ими соответствовало своей цене.
   В то время к хорошо известной продукции, производимой квакерами, относились железо и сталь Абрахама Дарби II и Абрахама Дарби III, фармацевтическая продукция Уильяма Аллена.

   Эта интересная  особенность товарно-денежных отношений производителя и покупателей, исключающая игру – махинацию с ценами и качеством товаров может быть названа «твёрдой и надёжной». Что – то  такое было в СССР, в отличие от современной России. Цены на товары определялись производителями и Комитетом торговли. Они были обозначены на товаре и оставались действительными на всей территории СССР, входящей в один ценовой пояс. «В 1969 – 1978 годы, в СССР существовало 3 ценовых пояса с едиными розничными ценами на ряд товаров.  К первому поясу относились Москва и Ленинград, а также столицы союзных республик, прибалтийские республики и закрытые административно-территориальные образования (различные секретные города вроде Арзамаса-16), к третьему – районы Крайнего Севера, Колыма, Новая Земля. Во второй ценовой пояс входила остальная территория СССР.  Поясные цены в Советском Союзе устанавливались в основном на продовольствие (хлеб и хлебопродукты, мясо, сахар, соль, рыбу и тому подобное) и на ряд непродовольственных товаров, которые были трудно транспортабельными (мебель, лесоматериалы, оконное стекло)». (Источник Интернет: «Ценовые пояса в СССР: что это было»).
 От пояса к поясу (от первого ко второму…) цены возрастали не на много (всего на 10%). На остальную продукцию цены устанавливались едиными. Считалась, что объёмы их потребления и затраты на их доставку незначительны для СССР. Но, по разнообразию товаров первый пояс резко отличался от остальных.

    Подписанием мирного договора с Таммани, лидером племени делаваров, начался почти полувековой «священный эксперимент» (Holy Experiment) руководства квакеров, построенного полностью на их принципах, которые определяли политику колонии до начала Семилетней войны (1754-1763), когда англичане противостояли французам и индейцам. Верные своим базовым принципам мира и заключенному с индейцами договору, квакеры оказались в крайне сложной ситуации. Имея большинство в законодательном собрании Пенсильвании, они не поддержали начатую британской короной войну и пытались выступить посредниками между индейцами и колонистами, хотя опасность угрожала квакерам с обеих сторон. Вместо военных экспедиций против индейцев они оказывали медицинскую помощь всем раненым в военных действиях.
   
    Начало войны вызвало политический кризис в ассамблее Пенсильвании, где квакеры во главе с владельцем колонии Т. Пенном (сыном У. Пенна) доминировали. В результате стычек с индейцами погибло множество колонистов ирландского и немецкого происхождения, поэтому их делегаты в ассамблее были недовольны многолетней пацифистской позицией квакеров. Хотя квакеры отказывались носить оружие, они под давлением других колонистов были вынуждены выделить денежные средства на военные расходы для защиты внешних границ, хотя ранее выступали против сбора налогов даже на содержание полиции. Это привело к усугублению конфликта с представителями немецких и шотландско-ирландских переселенцев. Это противостояние в руководстве колонии продолжалось несколько лет. Так как решение квакеры принимали всеобщим «единством в духе» (т. е. если хотя бы 1 человек против, решение отклоняется), то, даже имея большинство в ассамблее, квакеры не смогли утвердить отказ от участия в военных действиях. Кризис завершился в 1756 г. с уходом всех квакеров из законодательного собрания Пенсильвании. Отойдя от руководства в колонии, ставшей вскоре провинцией, а впоследствии штатом, квакеры активно участвовали в акциях протеста против рабовладения и дискриминации женщин, вели борьбу против жестокого обращения с индейцами и афроамериканцами.

Еще более сложная ситуация возникла во время Войны за независимость США (1775-1783), когда квакеры провозгласили нейтралитет между воюющими сторонами и заявили о неучастии в политике. Квакеры собирали деньги для оказания помощи и организации поставок продуктов населению, страдавшему от военных действий. При этом, хотя большинство квакеров принципиально отказывались участвовать в войне, общины квакеров изгнали тех, кто взялись за оружие, служили в армии или занимали политические посты. Изгнанные из общин, эти квакеры объединились в группу «свободных или сражающихся» квакеров и создали свой молитвенный дом. Тем не менее воюющие стороны враждебно относились к квакерам. В 1777 г. 17 лидеров квакеров были обвинены в государственной измене в Филадельфии (где они по-прежнему численно преобладали среди населения) и сосланы в Виргинию, но весной следующего года 14 выживших из них были освобождены без судебного разбирательства.

  Традиции взаимопомощи, трудолюбие, бережливость и честность привели квакеров к материальному достатку, превратив значительную часть членов РОД в зажиточных граждан.

  Все квакеры разделяют определённые убеждения, в основе которых лежит вера в существование в каждом человеке некой божественной сущности (для её обозначения используются различные термины: Свет, Дух Божий, внутренний Христос и другие)
Совокупность представлений об основах такой жизни формулируется квакерами в виде четырёх основных принципов или «свидетельств»:

1. Равенство всех людей перед Богом: все люди независимо от каких-либо внешних различий, пола, расы, национальности, религиозной принадлежности, социального статуса и так далее равны перед Богом. Отсюда следует категорическое неприятие квакерами любых форм угнетения и дискриминации одних людей другими, проявившееся в равноправии между мужчинами и женщинами, борьбе против рабовладения, игнорировании привилегий.
2. Честность: квакеры считают необходимым всегда говорить правду, также отвергают любую клятву или присягу.
3. Простота: стремление довольствоваться только необходимыми для жизни благами, избегать роскоши и излишеств.
4. Мир: неприятие насилия, в частности пацифизм и отказ от военной службы. Непрятие любого оружия.
Квакеры не признают крещение, причастие и присяги.

   После окончания Гражданской войны в Америке квакеры поддерживали освободившихся рабов в борьбе за основные гражданские права.
  Честность и обязательность квакеров создала им репутацию хороших промышленников и торговцев.  По оценкам Всемирного консультативного комитета Друзей в 2012 г. во всем мире насчитывалось около 377000 Друзей.

  Квакеры жили и в России, и в СССР до 1931 года. Толстовцы походили на квакеров, но кроме четырёх основных квакерских принципов, они ещё в большинстве придерживалось вегетарианства, а также отказа от алкоголя и табака.

   Главными принципами толстовцев являются: непротивление злу насилием, всеобщая любовь и нравственное самосовершенствование личности, опрощение (слово, изобретённое самим Толстым).

   Толстовцы активно занимались просвещением и распространением взглядов Толстого. Толстовцы В. Г. Чертков и П. И. Бирюков основали издательство «Посредник», которое издавало массовыми тиражами книги для народа: произведения Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, А. П. Чехова и других писателей, пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене. В 1901—1905 в Лондоне толстовцы издавали газету «Свободное слово». В СССР в 1920—1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев в основном были ликвидированы, однако некоторые из них просуществовали до начала Великой Отечественной войны.  В современной России официально зарегистрирована религиозная организация «Толстовцы», члены которой являются представителями так называемого «новотолстовства» — движения, возникшего сравнительно недавно и существенно отличающегося от изначального толстовства. Их численность - около 500 человек. Жизнь и быт тостовца настолько отличается от жизни других людей, что их заранее можно считать за идеал человека.

 В религиозном отношении, толстовцы считают истинной и дословно-обязательной к применению "Нагорную проповедь Христа" Евангелия от Матфея. Вот одна из строф этой проповеди: "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;..." Вот откуда их "непротивление злу", их пацефизм.
Российское правослвие признаёт "Нагорную проповедь", но считает её тексты иносказаниями, а потому не обязательными. А отсюда благословление войнов идущих на ратный подвиг и освящение военных кораблей...

  Так, для идеального человека будущего обязательно ли "непротивление злу"? Не зло ли создание детских военизированных отрядов Юнармии? Нет. И ещё раз нет!
 
   Социальной силе зла (объединённой преступной силе) может противостоять только социальная сила справедливости. Социальная сила зла направлена на грабёж, убийства, насилие. Социальная сила справедливости направлена на защиту родного дома от злого недруга. Не месть, не повторение зла, а рассеивание социальной силы зла и причин её породивших. Т.е. должно иметь место не бряцание оружием, а «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации («information and psychological warfare»). Новое время породило информационные войны (англ. Information war) — термин, имеющий два значения:
1. Процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня, путём воздействия на гражданское население, власти и (или) вооружённые силы противостоящей стороны, посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации, информационных материалов...
2. Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

 Первое подразумевает справедливую и разумную социальную систему, которая интересна всем хорошим людям. Второе подразумевает вмешательство в информационные сети противника, использование хакеров высокого уровня.
И тут мы сталкиваемся с проявлением извечных социальных потрясений, связанных с конфликтом "Отцов и Детей". Я назвал это следствием основного закона социологии - закона Платона.

  "Почему выросло поколение, которое не хочет работать, обустраивать свою жизнь, не хочет заводить семью? ...
("Благодушные" родители своих детей  - Е.Р.) ...воспитывали в убеждении: ты особенный, все катастрофы позади, и ты можешь стать кем угодно, стоит только захотеть.
   И тут, возможно, и начинаются все проблемы. Молодой человек выпустился из школы, училища, университета с большой такой идеей в голове ; я уникален, я могу всё, надо только сесть,  подумать и найти своё призвание. Амбиции зашкаливают, обычная рутинная работа не устраивает..."

  Это просто гедонизм "потерянного поколения", воспитанный "благодушными" или плохими родителями и бабушками (Смотри "Тайное знание", "закон Платона": "Пятое поколение гедонистов"). Для одних это зависание в сети, для других - зависание с дружками-подружками с пивом или травкой. На поддержание своего физического существования, "предки" всегда дадут, а привычные удовольствия - вот они, рядом. Таких "гедонистов" не сотни. Их сотни тысяч. Это психологическая эпидемия не только для России - для всего мира. Но наша молодёжь - это балласт для России. Он формируется с самого раннего возраста. Вот почему президент В.В. Путин и министр обороны России С.К. Шойгу так быстро и настойчиво решили организовать нравственно-патриотическое воспитание детей с 8 лет и подростковой молодёжи в новом российском движении "Юнармия". Подразумевается, что Юнармия должна противостоять плохому домашнему воспитанию и закалить волю ребёнка.
 Это сработает только тогда, когда руководителями и воспитателями детей в Юнармии станут достойные и ответственные люди на всех уровнях этого движения.  Но откуда их взять при том масштабе, на который замахнулись президент и военный министр?
 В Российской Армии, наверно, ещё остались училища политработников. Вот в них, при тщательном отборе с психологами, можно подготовить нужные кадры. Получится? Время покажет.
                (Статья подготовлена при использовании материалов Википедии)