Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/04/23/92
В Екатерининский дворец приходят люди с разным уровнем знаний и культуры. Всегда радуют те, которые сразу включаются в тему экскурсии. Они, слушая экскурсовода, начинают понимающе кивать, а в глазах светится осмысленный интерес. Но очень многие из гостей Дворца, к сожалению, либо не знают, не помнят, либо путают события и действующих лиц прошлых эпох.
В памяти экскурсоводов хранится много курьёзных случаев и высказываний таких музейных посетителей.
Здесь будет кстати вспомнить о тех, на кого произвело впечатление творчество Растрелли.
Две женщины после экскурсии делятся друг с другом впечатлениями.
- Какая роскошь! Вот как жили цари!
- Да уж, постарался архитектор. Жалко, что его расстреляли.
- Когда? За что?
- Ну как же вы слушали? Экскурсоводша сказала: "Архитектор расстрелян".
- Да что вы? А как его фамилия?
- Фамилию я не расслышала. Не знаю, называла она или нет... Я только слышала, как она сказала: "Архитектор расстрелян".
И ещё одна сценка.
Но сначала небольшое пояснение. В Петербурге существуют городские автобусные экскурсии, на которых желающих знакомят с творчеством того или иного архитектора. Одна из таких экскурсий - "Растрелли в Петербурге". Сначала экскурсантам рассказывают и показывают творения знаменитого архитектора, сохранившиеся в Петербурге, а затем автобус едет в Царское Село, где экскурсия заканчивается посещением Екатерининского дворца. По Дворцу группу ведёт свой экскурсовод, - тот же, который проводил экскурсию по Петербургу. Такая группа проходит вне очереди.
В то время, когда я работала во Дворце, среди приезжих экскурсоводов выделялся уверенный в себе импозантный мужчина с хорошими манерами, который всегда был в чёрном костюме. Я не помню его имени, но облик его запомнился очень хорошо. На него невозможно было не обратить внимание. Его поступь была медленной, важной, он всегда ходил с высоко поднятой головой, глядя с барственной улыбкой на окружающих, опираясь на зонт-трость независимо от погоды.
На экскурсию нас вызывали звонком. Была моя очередь, но меня почему-то не приглашали. Я вышла из экскурсоводческой, чтобы узнать, в чём дело, и в коридоре увидела дежурную, которая обычно следила за очерёдностью экскурсий. Услышав мой вопрос, она кивнула в сторону и произнесла, глядя на экскурсовода в чёрном: "Растрелли приехали". Так для краткости называли у нас обычно городские экскурсии.
В это время поблизости стояли две женщины, обсуждавшие свои впечатления после экскурсии. Услышав эти слова - "Растрелли приехали" - одна из них, видимо, с острым слухом, изменилась в лице. Охнув, она схватила собеседницу за рукав и сдавленным голосом произнесла: "Сам приехал!" Воскресший архитектор в этот момент выглядел действительно величаво. Он стоял в одиночестве, задумчиво глядя вдаль, опираясь на излюбленный зонт. Просто памятник самому себе. А его новоявленные поклонницы, замершие в оцепенении, смотрели на него с восхищением, любопытством и обожанием!
Я расхохоталась. Да что ж такое? Только что прослушали экскурсию, на которой, конечно, им сообщили, что архитектор Екатерининского дворца Франческо Бартоломео Растрелли жил и творил в 18-ом веке!
Но должна сказать несколько слов в защиту этих простодушных ценителей искусства. Они приходят из обычного мира, часто некрасивого, неуютного, в ослепительное царство красоты, роскоши, великолепия. Ошеломлённые и даже подавленные обилием портретов и живописных плафонов, вычурностью ваз и старинных часов, блеском золочёной деревянной резьбы, люди почти теряют способность слышать и понимать слова экскурсовода. Они вертят головой во все стороны, стараясь ничего не упустить, ахают, поражённые невиданными интерьерами и предметами и безуспешно пытаются всё запомнить.
Однажды у меня была большая группа из Средней Азии. Интересно, что она вся состояла из женщин в длинных платьях, похоже, из парчи, пёстрых и блестящих. Казалось, блеск золотых узоров на платьях соперничал с блеском золота стен. А руководителем был мужчина в обычном европейском костюме. Он, словно пастух, управлял этими молчаливыми женщинами, выстроив их в две шеренги наподобие хорового коллектива, только немого. Дородные представительницы своего края стояли передо мной, как статуи. Их немигающие глаза как будто вопрошали: "Куда мы попали?" Я начала свой рассказ - никакой реакции. Веду по залам - полное молчание и непроницаемые лица. Пытаюсь шутить, задаю вопросы - никаких эмоций. В голову приходит мысль: они либо глухие, либо не понимают русского языка. А с чего это я буду стараться, тратить силы? Обращаюсь с этими вопросами к руководителю. Он отвечает: "Да всё они понимают. Растерялись... В первый раз такое видят ".
Фото: Кавалерская столовая
Продолжение http://www.proza.ru/2019/05/22/1532