Как выбрать детскую книгу. Советы многодетной мамы

Скворцова Ольга Петровна
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня поговорим о том, каких принципов желательно придерживаться, выбирая своему ребенку книжку. Так же расскажу о возрастных ограничениях, указанных на обложке, которые часто вводят нас, родителей, в заблуждение.
Итак, на что мы обращаем внимание при выборе детской литературы в первую очередь? Естественно, на иллюстрации. И чаще всего это рассуждение оказывается верным, ведь удержать внимание ребенка помогают именно красивые яркие картинки, которые он может рассматривать долгое время, иногда даже не разрешая перевернуть страницу. Но нельзя забывать, что ребенок растет, и его интересы меняются, а потребности увеличиваются. Для развития речи и формированная большого словарного запаса становится важен смысл произведения, читаемого ребенку. Вот здесь начинаются с выбором книг сложности.
Во-первых, не нужно сразу проходить мимо книги, если на ней стоит ограничение по возрасту, которое вам не подходит. Постараюсь прояснить этот момент, но для начала кратко расскажу (для тех, кто еще не в курсе), по какому принципу эта градация осуществляется.
Ограничение (0+) может содержать изображение или описание физического или психического насилия, но без летального исхода и при обязательном условии – зло должно быть наказано, и зло должно осуждаться. И не важно, каким языком написана эта книга: сложным или простым, адаптированным под ребенка, все равно автор имеет право поставить на обложку значок (0+).
Теперь о (6+): для возраста от 6 лет в книгах допустимы описания летальных исходов, например, болезни с плохим (смертельным) завершением, или авария с теми же последствиями. Единственное условие – не должно быть подробных сцен. То есть, автор может включить в свое произведение историю главного героя с тяжелым прошлым. Например, он (или она) остался сиротой (родители погибли в аварии). И вот эти пара предложений обязывают автора поставить на обложке своей книги значок (6+). Но само произведение может быть совершенно безобидным, интересным и написанным очень аккуратным детским языком, что, естественно, хорошо воспринимается детьми, и 4-х летними, и 5-ти летними.
Яркий пример одного из спорных моментов простановки возрастных  ограничений: мультфильм «Ну, погоди!», на котором, как мы все знаем, выросло не одно поколение детей. Так вот, теперь на этом мультике (это уже, наверное, всем известно) стоит значок (18+).
Поэтому, лично я, выбираю книжки своим детям, прочитав хотя бы пару-тройку страниц (если время не поджимает, можно и полкниги прямо в магазине осилить). Итак, чем руководствуюсь я, приобретая литературу для своих детишек (на всякий случай сообщаю: я не психолог и все мои советы основываются на личных наблюдениях за собственными детьми):
1. Когда детям было от 1 года до 3-х лет, я делала акцент на большое количество иллюстраций и маленькое количество текста на странице (не больше 5-ти строк), причем, хорошо усваиваются детьми частые повторы, типа: «Бабка - за дедку, дедка – за репку…».
2. Когда дети переходят эту возрастную планку, выбор литературы резко меняется. Им уже важно не только картинки посмотреть, но и само произведение вызывает интерес. Вот тут главное – язык, которым написана книга и, естественно, смысл произведения. Зачастую авторы забывают, что любая литература должна чему-то учить. Не просто рассказать что-то детям нужно, типа: у меня есть котенок, он играет, пьет молоко, и я с ним гуляю. Для умственного и морального взросления этого мало, нужно вставлять смысл в произведение. Например, котенок заболел, потому что я забыл о нем позаботиться. Не налил ему воды… Ну, это образно говоря.
Вообще, я заметила, что при выборе литературы достаточно прочитать пару-тройку страниц, и уже станет ясно, стоит ли покупать эту книгу.  Стиль автора вполне можно будет понять. Вот совершенно недавно наткнулась на детскую книжку (6+): и иллюстрации красивые имеются, и название неплохое, но почему-то отзыва ни одного нет (электронный вариант книги смотрела, кстати, очень удобный вариант поиска, не нужно тащиться в магазин). Прочитала фрагмент… и все стало мне понятно. На полстраницы было повествование от лица собаки, которая шла за хозяином, теряясь в догадках, почему у хозяина надеты именно эти ботинки и т.д. Скучно. Я уверена – мои дети после двух подобных абзацев уйдут или замучают вопросами, бесконечно меня перебивая, и чтение превратится в настоящую пытку.
Надеюсь, вам была полезна моя статья, но так же прошу и вас поделиться своими советами со мной и остальными читателями. Ведь недаром существует такая поговорка: «одна голова хорошо, но, чем больше, тем лучше»))).