Авиазавод. 5. Фигаро - Си, Фигаро - Ля

Лев Неронов
               

              ЧЕРТЁЖНИКУ РОМЕ ОДИН МЕСЯЦ «ПОВЕЗЛО» ПОРАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ.



        На завод - кузницу совковых кадров, постоянно принимали на работу молодых людей. Это особый контингент юных неудачников: абитуриенты, провалившиеся на вступительных экзаменах, выпускники школ, не рвущиеся учиться дальше, вечерушники различных техникумов и ВУЗов.

        Для бывших троечников и двоечников всегда находились производственные места: безработицы тогда в стране не было!

        Черчение и металловедение преподавали лучшие специалисты завода.

        Впервые в жизни Рома, совсем неопытный педагог, маленького роста выставил себя подопытным кроликом перед десятками  огромных и наглых детин с шаловливыми глазами, мыслями и поступками…

        В классе было человек двадцать. Все разные. Мелькали, конечно, особенно среди девушек, интеллектуальные мордашки, но большинство – это уличная шпана. Она не «пришла» на урок, ее «пригнали».

        Чтобы преодолеть свое стартовое смущение, Рома, как пародист на сцене, стал повторять слова и движения лучших педагогов, многократно виденных во время долгих лет учебы в техникуме. Но это мало помогало!

        Но когда новоиспеченный учитель заговорил о своем предмете, он почувствовал себя, как рыба в воде!

        Чтобы научить  неподдающихся недорослей чтению производственных чертежей, Рома приносил в класс массу наглядных пособий по черчению.

        На каждый ученический стол Рома клал нужный чертеж-образец: для токарей, фрезеровщиков, сварщиков, монтажников, либо вешал на доску крупный чертеж и  предлагал каждому в своей тетрадке сделать эскиз сечения другой проекции или  вида по стрелке…

        «Фигаро – Си, Фигаро – Ля. Фигаро – Здесь, Фигаро - Там».

        Рома и сам, будто бы по стрелке, старался быть сразу возле каждого ученика, чтобы проконсультировать или задать вопрос. Стоило Роме появиться «Здесь», как «Там» возникали шумные разборки.

        «Фигаро» и сам иногда рисковал быть низложенным коварными ученичками, которые с ним примерно одного возраста или чуть старше. Обязательно найдется в этой массе, безразличных к учебе, учеников один из «вечерухи».

        Однажды такой ученик-умник с язвинкой в глазах предложил Роме «чертежный ребус-шараду», т.е. задачку, принесенную из ВУЗовской аудитории.

        Рома предложил вместе обдумать ответ. Решение было найдено.
Потом молодой учитель сказал, эта задачка – всего лишь тренировка соображалки с применением правил, принятых в черчении.

        А настоящий конструктор, воплощая в чертеже свою мысль, обязан так начертить, чтобы не пудрить голову рабочему. Тогда и будет все верно сработано.
 
        По звонку на перемену шум мгновенно усиливался в несколько децибел, а броуновское движение в классе и в коридоре в эти святые минуты активного отдыха детей были Роме и вовсе неподвластны. Всякое его вмешательство было смешным и неуместным.

        Нужно было продержаться еще одну половину академической пары! Утомленные отдыхом «детки», еще долго не могли врубиться в деликатно-точный и изящный изучаемый предмет. Они еще не закончили «подготавливать» доску к уроку.

        Четверть часа пришлось ждать, пока четверо учеников своим пятым коллегой не вытрут, как тряпкой, исписанную мелом, доску.

        Выгонять из класса «ребенка» нельзя, т.к. бесконтрольно мотаясь по заводу, он может покалечиться в те часы, когда за его жизнь отвечает учитель.



                Чертёж из Интернета, спасибо автору