Двадцать два дня трезвости

Гео Доссе
  -Юрка. Ну не могу я ложку держать.

  -Костя. Давай, я тебя с ложечки. Как в садике. Эдик. Аккуратней. У тебя ложка в
   руке прыгает и борщ на стол льётся. Ну...- за пааапу, за маааму. Эдик, не
   лязгай зубами! Ложка металлическая, грохот на всю кафешку. Мужики, на вас все
   пялятся. Мы тут спектакль даём, что ли? Костя, не плюйся. Эдик! Всё. Поели?
   Пошли в квартирку. На боковую и спать до ужина. Сами же попросили вывести вас
   из коматоза. Поэтому-все мои команды выполняйте, как военные. Чётко и
   беспрекословно! Встали и пошли на выход. Баиньки надо. Вечером я вам горбушу
   запеку в плите и картошечки отварю. Пошли, пошли. Публике кланяться не надо.
   Нас тут и так все знают.

     Косте, на тот момент, было почти сорок годиков, а Эдику- под полтинничек.
   Ленинградцы оба. Я уже писал в одном из рассказов о том, что Костя родился
   Девятого мая, в год Победы. А Эдик, мальцом, всю блокаду пережил в осаждённом
   городе. Поэтому, обо всём, что творилось тогда в городе на Неве, я знал, как
   говорится, из первоисточника. То есть-от Эдика. Эдуарда Яковлевича.

     Ну что сказать, задурили мужики. Как в штопор свалились, так и летели по 
   наклонной, вниз. Просадили уйму денег, понапоили чёрти сколько халявщиков,
   которые появлялись сразу же, как только открывалась первая бутылка. В общем-
   обмывание Костиных шнурков от ботинок затянулось месяца на полтора. Погода
   благоприятствовала всему этому безобразию. За боротм, то есть за окнами,
   термометр падал нередко за минус тридцать-тридцать пять. Учитывая ветра и
   влагу ... Бррр. Холод атаковал отовсюду и продирался сквозь спецполушубки
   оранжевого цвета и термобельё, прямо до костей. До объекта надо было топать
   около километра. Приемлемо. Но это нам, москвичам. У ленинградцев работы было
   максимум, дня на три-четыре в месяц. Поэтому: масса свободного времени,
   вынужденное безделье, хорошие зарплаты и командировочные ("химия"-обязательно,
   весомый прибавок)сделали своё "чёрное дело". Мужики тупо запили.

     Когда Костя, сидя на кровати, подсчитал-во сколько ему обощлись шнурки, то
   он крепко задумался. Посмотрел на Эдика, потом на меня и произнёс:


   -Я объявляю забастовку. Больше в магазин-ни ногой!

     Учитывая количество пропитого и горькие слёзы продавщиц, можно было сделать 
   вывод, что  пить Константин Георгиевич решил завязать на время вполне серьёзно 
   и надолго. Вот, что говорила одна из служителей прилавка:

   -Ююююр. Костя такой красивый. Такой умный. Такой собеседник... и так пьёт...
   Он же, в последний раз,  по стенке зашёл. Попросил для "программы- "Спейс
   Шатлл", два дополнительных бака с горючим (две бутылтки портвейна "Кавказ" по
   ноль семь). Ушёл также, по стенке.

     Эдуард Яковлевич, всецело поддержал своего напарника мычанием и киванием
   головы. Всё. Надо было сделать первый (самый тяжёлый и мучительный) утренний 
   шаг. То есть-не похмеляться.

     На следующее утро, две дрожащие небритые хриплоголосые субстанции попили
   крепкого чая с сухарями (надо сказать-с отвращением и рвотными позывами) и
   принялись, с нытьём и оханьем, слоняться по квартире приговаривая:

   -Шайтан-выходи из нас!

     Я, собираясь на придворный дивизион, взял с них честное-пречестное, а они,
   чуть ли не побожились, что в магазин-ни ногой! Вернувшись к часу дня, мной
   были обнаружены два потемневших лицами дрожащих субъекта, которые, щёлкая
   зубами проговаривали мантру:

   -Надо поесть, надо поесть...

     Оные "отбойные молотки" (трясло их очень сильно), были мной одеты, обуты и
   отконвоированы в гарнизонную кафешку для офицерского состава, для впихивания в
   них чего-нибудь горячего съестного. Парочка, поканючив над меню, выбрала, для
   начала, борщ. О дальнейшем, вы уже прочитали в самом начале рассказа.

     На третий день, лица ленинградцев приобрели розоватый румянец. Трясучка
   ушла совсем. Но вот их мысли, частенько пытались выйти к магазинной дорожке.
   На пятый день, произошло неслыханное. Они вдвоём зашли в магазин и накупили
   целую кучу продуктов. Рыба, мясо, пельмени, овощи. И ни одной бутылки!
   Самостоятельно и без "конвоя".

     В квартирке, на первом этаже гарнизонной пятиэтажки, царил идеальный
   порядок. В ней буквально всё, что только можно, было отмыто до зеркального
   блеска. Больше не раздавались пьяные песни, типа: "Нинка, как картинка, с
   фраером гребёт". Обычный Костин репертуар. Никто не слышал любимой поговорки
   Эдика, которую он любил орать при наполнении стакана: "Налей-ка Роза, я с
   мороза"! Телевизор был наконец-то настроен и вечерами мы втроём смотрели
   фильмы. Книги "поселились" на данной жилплощади. Омар Хайям и Конецкий, Ян и
   Пикуль, Вальтер Скотт и Моэм,Ги де Мопассан и Драйзер... Всё это читалось,
   обсуждалось и цитировалось.

     Так продолжалось двадцать два дня. Пока не случилось "страшное". Я сидел в
   кабине наведения и работал с одним из блоков. Вплетал новый жгут. Скрипнула
   ручка. Открылась и тут же закрылась дверь и голос дяди Вовы, с трагическими
   нотками произнёс:

   -Всё, Юрка, хана твоему спокойствию. К нашим блокадникам их инженер, Женька
   Нутрихин, прилетел. Добром это не кончится. Сходи, глянь. Что-то мне
   волнительно за них.

     Оделся я да и потопал по бетонке в гарнизон.

     Когда подходил к подъезду, услышал знакомое: "Налей-ка Роза, я..." И всё
   сразу стало понятно. Вошёл в квартиру. Знакомая картина-Костя, весь в чёрном,
   руки на груди сложены (вставь свечку-хоть сейчас отпевай), на белом лице-ни
   кровинки. Эдик за столом, физиономией в салате, одна рука к полу свесилась.
   Женька с пьяно-глупой улыбкой глазами хлопает. На столе, две бутылки коньяка,
   полные. Четыре под столом, пустые. Костик глаза открыл, в бок их "свесил",
   увидел мои очертания и проскрипел:

   -Юр, мы тут по чуть-чуть. Ох... Ёёё... Я опять, пьяный вдребезги... Сейчас
   Гриня придёт с Купцом. Обещали коньяк и икру принести. Всё. Я сплю...

     И заснул. Но ведь они, три недели, плюс один день, без всяческих кодирований
   и медикаментозов, сумели выдержать? При диких соблазнах и не бедствуя. Сумели.
   Так что-всё от человека зависит.
   

   Картинка из Инета.