Как я был трудником в монастыре

Анатолий Пудов
             8 и 9 июня ребята из "Бережков" были в паломнической поездке по монастырям и церквям Ленинградской области. Путешествие было организовано нашими добрыми друзьями и помощниками из православного общества "Парусия". За два дня мы посетили Введено - Оятский женский монастырь и Свято - Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Везде нас принимали очень радушно - проводили экскурсии, рассказывая про святые места, в которых в далеком прошлом зарождалось и укреплялось православие на Руси. Мы узнали много нового о зарождении христианства в нашем государстве, особенно об истории Северной Руси, об исторической роли Великого Новгорода, о святом преподобном Александре Свирском. Нам рассказали о святом князе Александре Невском, ратные подвиги которого спасли Русь от западного католического нашествия.
              Особенно мне запомнилась экскурсия по Введено - Оятскому монастырю. Это действующий женский монастырь, был основан на рубеже 14 - 15 веков. Это место издревле считалось святым. Именно здесь расположены гробницы родителей Александра Свирского - преподобных Сергия и Варвары. История монастыря непростая. В конце 16 - начале 17 века он испытал сокрушительные набеги шведских захватчиков, а во время царствования Екатерины Великой пришел в сильный упадок, испытав тогдашние гонения на монастыри, когда земли и имущество святых обителей изымались в пользу государства. Однако монастырь выстоял. С 19 века начинается каменное строительство, и в 1817 году возводится главный храм монастыря - Введенский собор. К началу 20 века насельники монастыря обрабатывали более 500 гектаров земли, обитель быстро росла и развивалась. В те далекие годы монастырь был мужским. После революции 1917 года монастырь был закрыт и в последующие годы сильно разрушен. В декабре 1993 года началось возрождение монастыря, когда он был передан православной Церкви уже как женская монашеская обитель. В монастыре много святых и целебных мест. К их числу относится святой источник с целебной водой. Состав воды уникален - в ней присутствует вся таблица элементов Менделеева и известно множество случаев исцеления больных людей.
                И вот, когда мы осматривали гробницу со святыми мощами родителей Александра Свирского, к нашей группе паломников подошла инокиня обители и мы разговорились. Выяснилось, что у монастыря обширное хозяйство и полевые работы в самом разгаре. Поэтому матушка приглашала всех желающих приехать и потрудиться на благо обители. Руководитель нашей группы, отец Георгий, пообещал,что мы непременно поможем и приедем трудничать. Сразу нашлись и желающие поработать. Экскурсия между тем продолжалась, а я задумался. Приехать в монастырь и потрудиться во славу Божию было моей давней но, увы, неисполнимой мечтой. Дело в том,что я инвалид и с трудом передвигаюсь - поэтому был бы, скорее обузою,нежели трудником. Вот такие невеселые мысли посетили меня, наводя уныние и тоску в душе.
                На следующей неделе, придя в "Бережки", я узнал, что группа трудников уже составилась. Собирались в поездку ребята как из "Парусии", так и из наших "Бережков". На просьбу включить и меня в эту группу, наш директор Ольга Борисовна с сомнением покачала головой:
- Мы с удовольствием взяли бы тебя, Толя,но с твоим здоровьем будет очень тяжело.
Наверное, на моем лице отразилась вся бездна отчаяния и разочарования,поэтому Ольга Борисовна задумалась:
- Вижу, что ты очень хочешь поехать. Но надобно испросить разрешение у батюшки - если отец Георгий благословит тебя на эту поездку - быть посему. Я ему позвоню и передам твою просьбу. Группа выезжает только завтра, поэтому жди и молись Богу.
                Как я признателен Ольге Борисовне, а также отцу Георгию за их веру в меня и за понимание того, как важна для меня эта поездка! Меня благословили на трудничество - видимо, молитвы мои были услышаны. И на следующий день наша группа выехала в монастырь. Меня самого, не скрою, одолевали сомнения: справлюсь ли с работой, оправдаю ли доверие людей, не придется ли возвращаться домой не солоно хлебавши? Решил всецело положиться на промысел Божий и обратился к Нему с горячей просьбою помочь мне в этом начинании.
                А теперь следует выразить благодарность всем людям, кто помог мне достойно потрудиться: ребятам из "Парусии" супругам Андрею и Марии,Евгении, Татьяне и труднику из "Бережков" Сергею. Они окружили меня заботой и помогали во всем. Послушание определили мне самое легкое: ремонтировать инвентарь и выпрямлять старые гвозди; также я помогал чинить забор в поле. Три дня пролетели незаметно. Утром мы вставали в 7 часов,завтракали в монастырской трапезной и отправлялись на работу до 13.30. После обеда опять шли трудничать до 20.00. Вечером посещали святые места монастыря и ходили купаться на целебный источник. В пятницу присутствовали на литургии в главном храме монастыря, исповедовались и причастились. Погода стояла замечательная и уезжать совершенно не хотелось. Чувство товарищества сблизило нас - мы подружились; я был очень рад найти новых друзей, прошло постоянное чувство уныния. А благодаря целебному воздействию святых мест улучшилось здоровье.
                И вот он, печальный миг расставания: грузятся в багажник автомобиля сумки с вещами и со святой водой из целебного источника. Нам приносят монастырского молока в дорогу. Прощаемся с матушкой и с монастырем - пора возвращаться в шумный и суетливый город. Надеемся вернуться в июле и потрудничать на благо обители уже поболее, чем на три дня - возможно, на неделю или даже на две.
                Господи, помоги!