Глава 8

Скворцова Ольга Петровна
Между гимназией и лицеем есть существенная разница. В гимназию идут дети, которые хотят углубленно изучать все предметы, но еще не до конца определились с будущей профессией, и выбор профиля происходит в старших классах. В лицей же поступают дети, которые точно знают, кем станут в жизни, и в какой университет будут поступать. Каждый лицей заключает договор с высшим учебным заведением, к поступлению в который и готовит своих учеников. В общем, гимназия может иметь несколько профилей, лицей, в основном, – один.
Когда Вика была маленькой и посещала подготовительную группу детского сада, Ольга с мужем Игорем задумались о выборе школы для единственной и любимой дочки. Обоим родителям хотелось, чтобы девочка пошла по их стопам и стала врачом. Конечно, психологи советуют обратить внимание на способности ребенка, прежде чем выбирать учебное заведение, но Игорь искренне считал, что все дети одинаковы: любят играть, бегать, прыгать и смеяться по любому поводу. О каких способностях речь? Как их можно выявить у ребенка дошкольного возраста? Конечно, психологам выгодно, чтобы к ним обращались родители и платили деньги за проведение сомнительных тестов на профпригодность. Почему сомнительных? Потому что дети имеют свойство расти и развиваться, соответственно, со временем меняются их интересы, а способности – это всего лишь наличие увлечения. Именно так рассуждал Игорь. Он часто любил повторять: «Ребенок – это кусок мягкого пластилина, а родители – скульпторы, что захотят, то и вылепят». В общем, слушая убедительные речи мужа, Ольга все больше проникалась и, в итоге, согласилась, что их дочь должна учиться в химико-биологическом лицее города Москвы. Сама Вика не протестовала и никаких желаний не изъявляла, что еще больше убедило Ольгу в правильности их с Игорем решения.
И теперь, уехав от мужа в другой город, Ольге пришлось искать школу для дочери. Задача оказалась непростой. Во-первых, лицей химического направления здесь был в единственном экземпляре, и набор в середине учебного года оказался невозможен, потому что все классы полностью укомплектованы. Вот если бы летом… В конце учебного года во всех школах начинаются движения: кто-то их покидает, кто-то приходит, в общем, легче пристроить ребенка. Но в феврале… Тем не менее, директор лицея посочувствовала Ольге и обещала взять Вику, как только для нее освободится место. Но, скорее  всего, не раньше лета. Надежда появилась, но проблема осталась. До конца учебного года все равно куда-то нужно определить дочку. Далее рассмотрению подлежали гимназии. Они оказались в основном гуманитарного направления и физико-математического, и лишь одна – химического. Ольга даже не удивилась, получив отказ по той же причине: классы укомплектованы.
Пришлось обращаться в обычные средние школы, к ним было единственное требование – расположение поближе к дому, то есть на окраине города. Удача улыбнулась, нашлось место для Вики.
***
Прозвенел школьный звонок – закончился урок геометрии, он был последним на сегодня. Вика, как и все ее одноклассники, стала собираться домой.
Уже третий месяц девочка посещала новую школу. Если сравнивать с прошлым местом ее учебы, здесь Вике нравилось больше: учителя добрее, дети – общительнее и дружнее. Даже старая мебель и давний ремонт не портили впечатление, а, наоборот, создавали атмосферу уюта. Все классные комнаты отличались друг от друга цветом стен, пола и даже конструкцией стеллажей и полок, школьные доски тоже были разные. Видимо, ремонт в помещениях проводился поочередно, и мебель закупалась по необходимости. Парты со стульями в некоторых классах остались со старых времен – деревянные, периодически требующие покраски. Но спортзал – гордость школы, оборудован по современному стилю и ничем не уступал залу в элитном московском лицее. Все новое: тренажеры, маты и остальной инвентарь, даже окна затянуты специальной сеткой, которая играет роль защиты от попадания мячом. Деревянный пол особым образом разлинован белой краской для проведения командных игр, и, конечно же, очень высокий потолок, позволяющий тренироваться с мячом.
Снаружи школа тоже требовала ремонта: белый кирпич, из которого были выложены стены, кое-где потрескался, а кое-где и откололся. На лицевом фасаде старые окна заменили пластиковыми, как и во многих классах, но в коридорах оставили прежние, наверное, установленные во время постройки здания. Тем не менее, деревянные рамы, хоть и были старыми, смотрелись аккуратно, видимо, директор хорошо следил за внешним видом школы и не скупился на белую краску.
Оценить зимой околошкольную территорию было сложно - мешал снег, но Вика заметила, что туй и других модных деревьев точно нет. Зато есть елки. Молодые, вечнозеленые, припорошенные снегом, растут вдоль главной аллеи. Пусть не сразу, но со временем девочка оценила их нехитрую красоту и каждый раз, проходя мимо, старалась коснуться рукой тонких иголочек.
Когда растаял снег, стало понятно, что за территорией школы ухаживают, Вика видела, как учителя сами копают землю и сажают луковицы цветов. Детей к этим работам не привлекали, старались справляться своими силами. Трудились не зря, вскоре проросли тюльпаны и нарциссы, когда расцветут - будет красиво.
- Вика, будь добра, задержись ненадолго, мне нужно с тобой поговорить.
Просьба Ирины Валерьевны, классного руководителя, насторожила девочку. Кивнув учительнице в знак согласия, Вика вернулась за парту.
Несколько девочек, выходящих из класса последними, услышали слова Ирины Валерьевны и оглянулись. Это были Настя, Саша и Полина. Настя остановилась, украдкой подмигнула Вике, дождалась от нее ответной улыбки, и подружки выбежали из класса, плотно закрыв за собой дверь.
Ирина Валерьевна преподавала алгебру и геометрию, она была замечательным человеком и талантливым педагогом. Все дети ее уважали. Вике она тоже нравилась, но никогда еще девочка не говорила с Ириной Валерьевной наедине, даже разволновалась немного.
Учительница не стала терять времени, взяла стул, присела напротив ученицы и тепло ей улыбнулась.
- Вика, ты уже третий месяц учишься у нас. Тебе пришлось сменить не только школу, но и город - это тяжело. Поэтому задам тебе закономерные вопросы: привыкла ли ты к новым условиям? Легко ли тебе общаться с одноклассниками?
Привыкла ли? Как-то раз, проводя время в интернете, Вика наткнулась на статью, написанную каким-то супермодным психологом и, прочитав ее, запомнила две вещи: чтобы избавиться от какой-нибудь зависимости, нужно воздержаться от вредной привычки всего лишь двадцать один день. И именно столько же времени требуется, чтобы привыкнуть к чему-то совершенно новому. Эти воспоминания вызвали у Вики горькую усмешку, потому что нельзя привыкнуть к разлуке с отцом даже за три месяца, как и нельзя за это время свыкнуться с мыслью о его предательстве. Но, можно научиться жить без него, так же, можно приспособиться и к новым условиям. Может, это и есть смысл слова «привычка», может именно это и имел в виду тот психолог?
- Привыкла.
- Ну а с одноклассниками ладишь?
Что ответить? Как объяснить чужому человеку то, что невозможно донести даже до родной матери?
- Ты снова задумалась... Сложные вопорсы?
Ирина Валерьевна не первый раз в своей практике ведет подобный разговор, и даже готова к любой реакции девочки, и, конечно, предполагает, что, возможно, Вика не захочет открываться. Но сдаваться женщина не собиралась.
В принципе, учитель не обязан играть роль психолога, от преподавателя требуется лишь вкладывать знания, но Ирина Валерьевна считала иначе. Не имея своих детей, женщина с особым вниманием относилась к ученикам, они давно уже стали смыслом ее жизни. И Вика, сама того не подозревая, попала в их число.
С первого дня пребывания в классе новой ученицы, Ирина Валерьевна принялась наблюдать за ней. Причина переезда девочки была известна учителю, так же, из разговора с мамой Вики, Ирина Валерьевна узнала о замкнутости девочки и о том, что у нее совсем нет подруг. Насторожило ли ее это? Нет, скорее, удивило. Из своего большого опыта работы с детьми, женщина знала, что девочки с такой яркой внешностью, как у Вики, чаще всего становятся центром внимания, но никак не изгоями. И, в доказательство этой теории, Ирина Валерьевна стала свидетелем знакомства детей ее класса с новой ученицей. На первой же перемене к Вике подошли все одноклассники: и девочки, и мальчики, представились и дали ей понять, что принята коллективом. И, более того, до сих пор девочки периодически подходят к новой однокласснице и заводят разговор. А вот Вика почему-то на контакт не идет. Именно эту причину Ирина Валерьевна и собралась выяснить с помощью сегодняшнего разговора.
Вика взглянула в добрые глаза преподавателя, именно так смотрит на нее бабушка: с любовью. И поняла, что обмануть учительницу не сможет.
- Я Вам так скажу: в этой школе мне нравится больше, чем в той, в которой я училась раньше. И одноклассники мне нравятся.
Не соврала, а остальное ей знать и не надо.
- Мне приятно это слышать. Вика, скажи, пожалуйста, вы с мамой, по-прежнему, планируете переводить тебя в химический лицей?
- Наверное, да. Не зря же я столько лет посвятила химии и биологии? –  Вика улыбнулась, но улыбка вышла какая-то вялая, что не укрылось от преподавателя.
- Мне показалось или ты действительно расстроена этим фактом?
Девочка слегка нахмурилась, пытаясь понять, что имеет в виду Ирина Валерьевна. О каком именно расстройстве она говорит: о том, что Вика не хочет переходить в другую школу или о том, что все годы занималась нелюбимыми предметами?
- Когда нет выбора, бессмысленно расстраиваться…
«Это я вслух сказала?!»
После этой фразы Вика, широко распахнув глаза, с испугом посмотрела на учителя. Странная реакция девочки озадачила женщину, но, также дала понять, что находится на верном пути. Разгадка тайны, которую хранит девочка, уже близко.
- Ты уже выбрала профессию. Молодец. Многие твои ровесники еще не знают, кем хотят стать.
Девочка усмехнулась и отвела взгляд в сторону. Посмотрела в окно: сегодня не редкость хорошая погода, из-за облаков проглядывает яркое солнышко. Высокие березы, что растут за школьным забором, давно уже обросли свежей зеленью, Вика и не заметила, когда успели распуститься листочки. Девочка подумала о том, как же здорово все в этом мире устроено: осенью природа грязную и старую одежду снимает, а весной наряжается во все новое и красивое. Вот и Вике захотелось скинуть груз своих обид и начать радоваться жизни. А почему бы и не поделиться своими проблемами с учительницей?
- Нет, Ирина Валерьевна, профессию выбрала не я. Меня вообще никто не спрашивал, хочу я быть врачом или нет. Папа решил, мама поддержала.
Женщина удивилась такой неожиданной откровенности со стороны ученицы и не собиралась упускать момент.
- А ты говорила с родителями об этом?
- Нет, конечно!
- Но почему?
- Ну, во-первых, я только в седьмом классе поняла, что эта профессия не для меня. И что мне оставалось делать? Я не могла сказать родителям, что все прошлые годы они зря платили за мою учебу в лицее, зря нанимали репетиров по химии и биологии, зря возлагали на меня свои надежды.
- А тебе не приходило в голову, что твоим родителям важно, чтобы ты была счастлива, и если для этого нужно сменить школу, они обязательно пойдут тебе навстречу.
- Вы просто не знаете моего папу! Он гениальный хирург, к нему запись на полгода вперед. Его уважают и ценят на работе. И все его друзья знают, что я пойду по его стопам. Он мечтает, что я буду ему ассистировать на операциях, чтобы потом тоже стать незаменимым специалистом. Как же я могу не оправдать его надежд? Да и если подумать, у меня нет никаких особенных талантов, лишь несерьезные увлечения. Одним словом, пустышка. Мне стыдно за себя, я боюсь разочаровать своих родителей, особенно папу.
Ирина Валерьевна поняла, что проблема этой девочки гораздо глубже, чем казалась на первый взгляд. Получается, что Вика не избалованный подросток, а закомплексованный  ребенок, выросший «в тени» своего отца. Учительница понимала, что одним разговором проблему не решишь. Чтобы убедить девочку в том, что она уникальна и тоже достойна уважения и восхищения, нужно очень постараться. Скорее всего, без хорошего психолога в этой ситуации не обойтись. Конечно, надо рассказать все матери девочки, посоветовать обратиться к специалисту, но это всё потом, сейчас все внимание женщины занимала Вика. Нельзя отпускать девочку домой в таком настроении, нужно перевести тему.
- Я поняла тебя, ребенок, спасибо за откровенность. - Учительница как-то виновато улыбнулась. - А сама-то ты о какой профессии мечтаешь?
- Какой толк мечтать, если все равно ничего в моей жизни не поменяется? - Вика встала, взяла рюкзак и улыбнулась учительнице. - До свидания, Ирина Валерьевна. Не волнуйтесь за меня, я справлюсь. - И вышла из класса.
***
Алина сидела за столом в своей комнате. На включенном ноутбуке была открыта страница какого-то форума, но девочка даже не читала сообщения, которые продолжали потоком скользить по экрану. Всё внимание Алины было сосредоточено на альбоме с фотографиями, который она неспеша листала. Старые снимки, вызывающие ностальгию по прошлому, постепенно сменялись новыми, напоминая о произошедших в жизни семьи изменениях. Вот папа с маленьким Кирюшей на руках. Вот мама с папой в обнимку. А вот весело проведенное время в центральном парке: Кирюша смеётся, катается на каруселях и машет рукой родителям. На снимке ему около двух лет. А вот и первое сентября, впереди учеба в четвертом классе. Алина с букетом цветов, в нарядном платье, держит за руку маму. Мама присела рядом на корточки и нежно улыбается в объектив фотоаппарата. Фотографировал папа. Алина хорошо запомнила этот день. Кирилла тогда с ними не было, его взяли к себе бабушка с дедушкой. Родители, как обычно, первого сентября не пошли на работу. Чтобы отвести дочку в школу на «линейку». В то далекое время все были счастливы. В их семье все было по любви и согласию. Мама была близкой и родной, Алина не чувствовала себя брошенной и одинокой. Размышляя над своими эмоциями, девочка поняла, что не смерть папы отдалила их друг от друга. И не Андрей тому виной. Просто мама долгое время не уделяла дочери достаточно внимания, когда та в нем так нуждалась. Конечно, благодаря объяснениям Андрея, Алина стала понимать свою маму, даже жалела ее про себя, но простить так и не смогла. И не потому, что девочка была эгоистична или своенравна, и не потому, что гордыня взяла над ней верх. Просто мама не просила прощения. Ни разу. Вот такая парадоксальная вышла история. Алина понимала, что мама мучается и раскаивается и даже не подозревает, что всему виной пара несказанных вовремя слов: «прости, дочка». Но равно так же, как Мария жаждала прощения дочери, готовая на все, чтобы его завоевать, Алина ждала простых слов от своей мамы, способных помочь ей забыть все обиды.
Алина отложила в сторону фотоальбом, подвинула к себе ноутбук и, открыв чистый лист нового файла, начала печатать. Буквы быстро складывались в слова, слова плавно формировались в миниатюру:

 «Дорогие мамы и папы, хочу начать с вопроса: «видели ли вы когда-нибудь своих детей?» Я имею в виду не смотреть и видеть, а видеть и чувствовать.
Ведь ребенок – это не пластмассовая кукла, которую усадили на карусель, а маленький человек, который долго и с нетерпением ждал этого заветного дня, когда его поведут в парк мама и папа – самые близкие, самые родные и самые любимые люди на всем белом свете. И вот, когда он, наконец, забрался на эту карусель, и незнакомая тётя пристегнула его, и началось катание по кругу, он, этот ребенок, каждый раз, возвращаясь на начало круга, где осталась его мама, нетерпеливо высматривает её и с восторгом машет ей рукой! И не дай Бог, мама отвлечется в этот момент и не улыбнется в ответ! Вот кто такой – ребенок! Это человечек со своей душой, с Вашей частичкой в сердце. Это создание умеет любить и бояться, интересоваться и стесняться, и абсолютно не умеет сдерживать эмоции и постоять за себя перед взрослыми. Ваши дети так сильно зависят от Вас, они абсолютно беззащитны и доверяют Вам свои жизни.
О детях нельзя рассказывать в третьем лице, о них можно говорить почти в первом, но такого лица, «почти первого», в русском языке нет, и вообще такого лица нет, поэтому очень сложно писать о детях.
Первоклассник – это не просто ребенок, который идет на урок, это дитя, которое тащит тяжелый портфель за плечами, и этот портфель подпрыгивает на спине, когда малыш полупрыжками и полубегом пытается быстрее придти в школу.
За любым ребенком очень интересно наблюдать. Так трогательно щемит сердце, когда видишь, как он бежит по лужам. Кстати, не потому, что не послушный, а потому, что напрочь забыл вчерашние мамины слова о том, что ей надоело стирать вечно забрызганные брюки. Он бежит, немного косолапо ставя левую ногу, и поэтому левый ботинок стоптался внутрь, а правый – с «облезлым носом», потому что, падая с лестницы, ребенок зацепился именно правой ногой за ступеньку, потому что левую поставил, как всегда, не совсем ровно!
О детях вообще нельзя рассказать, их можно только передать… душой и сердцем, умилением и любовью... Или нарисовав в своем воображении их глаза. Глаза, которые вечно смотрят Вам вслед, которые, молят Вас обратить на них внимание…, а Вы постоянно спешите…, Вы, взрослые, так увлечены и так заняты собой, что даже порой забываете о том, что многое пропустили. Пропустили тот возраст, в котором нужно было принять участие. Пропустили тот момент, когда надо было не урок проверить и за двойку отругать, а, не обратив внимание на такие мелочи, просто прижать своего ребеночка к себе.
Остановитесь… на миг… на минуточку… всего лишь разочек…
И оглянитесь, а есть ли еще у Вас за спиной те самые, наивные глаза, которые просят Вас обернуться? И если они там и ждут, значит, еще не поздно.… Значит, Вы всё еще нужны!
Не стесняйтесь просить у своих детей прощения. Ведь невозможно не ошибаться, важно научиться признавать свою вину.
Не забывайте о детях, они-то о Вас помнят! Именно они делают Вас не одинокими».