Наши люди в Израиле и в Америке

Роза Левит
 
 
 

 

«Святой (Благословен Он) сделал одолжение народу Израиля, чтобы Он рассеял их среди народов».
          (Книга Песахима)


Перефразируя вышесказанное: еще большее благоволение оказал Святой, благословенный Он, тем, кого он привел в Эрец Исраэль.

Как и другие сыновья еврейского народа, подчиняющиеся приказу о безжалостной судьбе, которая лежала над «вечным странником», наши жители всегда двигались с палкой странника в руках.

Молодые и даже пожилые люди, семейные мужчины, были вынуждены экономическими и политическими факторами покинуть свой дом и уехать за границу.


Среди них были одни, которые оставили за собой только могилы на кладбище, однако были и другие, оставившие в своих домах родителей, братьев и сестер, которые с нетерпением ожидали получения помощи от этих эмигрантов, как только последним удалось это сделать. поселиться в новой стране.

Действительно, многие семьи с тревогой ожидали ежемесячного письма с несколькими долларами, на которых они жили. Даже владельцы магазинов, которые предоставляли кредит семьям «в ожидании», спрашивали и спрашивали о почте, если случится так, что письмо задержится не один, а несколько раз, тогда «получатель писем» потеряет кредит, что приведет к злоупотреблениям и даже к «кровопролитию».

Были, конечно, владельцы магазинов, которые не давили слишком сильно и терпеливо ждали, хотя сами они иногда испытывали острую нужду в деньгах.

Их следует помнить любезно, и пусть это будет данью их памяти.

Были случаи, когда владельцы магазинов пытались выяснить у почтальона, получило ли то или иное письмо из Америки.

Нельзя думать о них плохо, так как это было финансовое затруднение, которое они были в себе, делали этих владельцев магазинов настолько нетерпеливыми.

Интересно, понимают ли те, кто получает помощь из-за рубежа, как тяжело трудились их близкие на чужбине, сколько они экономили и пропускали, пытаясь спасти достаточно от скромного дохода, чтобы иметь возможность поддержать тех, кто нуждается в их помощи в бедности и нищете пораженный Старый Свет.

И как можно ожидать, что оставшиеся дома будут думать обо всех этих вещах, когда их существование было горьким и постоянным стремлением ко дню освобождения, к дню, когда они смогут присоединиться к своим родным и оставить это «Долина скорби» раз и навсегда.





Со временем многие люди, даже целые семьи, пойдут по стопам своих пионеров и эмигрируют в разные далекие страны.

Во главе списка этих стран, как страна эмиграции и абсорбции, фигурируют США.

На самом деле большое количество наших жителей отправились туда и считали, что им повезло, что им удалось вырваться из нищеты в которые они растили в городах и поселках Восточной Европы.

Даже если бы они не достигли материального успеха в стране золота, они могли бы, по крайней мере, дышать воздухом гражданской свободы, которую могли бы по достоинству оценить те, кто ранее жил в царской пале поселения.

Вначале эмигрировали «беглецы», и когда-то была известная фраза «Так и так сбежал в Америку».

Это был, по сути, выход из предстоящей воинской повинности в русскую армию или от результатов ожидаемого банкротства в каком-то жалком бизнесе, или еще раз, потому что кто-то мог попасть в тюрьму за политические убеждения, или, что не менее важно, потому что дома просто не хватало хлеба для всех голодных ртов.

По той или иной причине - они «убежали».

Первые, самые ранние эмигранты вышли из рядов самых простых, простых людей, которым нечего терять при эмиграции.

 Это были также люди, которым не хватало смелости уйти из дома и встретиться с неизвестным, без какого-либо знания иностранного языка, иногда без определенной профессии, а также те, кто не рассчитывал заниматься своим ремеслом или торговать по-другому. там.
Их единственным снаряжением была их ужасная бедность, их побуждение - их беда.


 В те дни респектабельные домовладельцы хвастались, что от их семьи никто не «сбежал» (как они говорили на идише. «Bei unz - это kainer nit entlofen kain Amerike»).

Позже, однако, у них была причина сожалеть об этом факте, но к тому времени было обычно слишком поздно.

Через несколько лет выражение «сбежал» было заменено на «ушел» (на идише: «Er iz awek noch Amerika»), и, по сути, люди больше не исчезали ночью, не было никаких неожиданных побегов, больше не нужно было стыдиться.

Весь город знал, что определенный человек собирается эмигрировать.

 Однако те, кто говорил об этом, не завидовали будущему эмигранту, а скорее пожалели честного человека, вынужденного жизненной необходимостью покинуть свой дом.


Эти более поздние эмигранты пришли из более респектабельного социального слоя, чем более ранние, но даже они не принадлежали к городской элитеЧисло тех, кто уходил, росло из года в год.

Однако свободная иммиграция в Соединенные Штаты Америки продолжалась недолго: ворота Соединенных Штатов начали закрываться как раз в то время, когда многие были вынуждены эмигрировать.

Город был пойман в эмиграционном порыве.

Тем не менее, поток тех, кому разрешено иммигрировать в США, вскоре стал струйкой.

Число наших жителей в Северной Америке увеличилось, связи с диаспорой стали более тесными, но поток эмигрантов почти полностью прекратился.


Среди этих эмигрантов были также Аарон Боровский и его жена Сельма.
Аарон родился в выдающейся семье.


Рав Вениамин Блаженной Памяти, отец семьи, был уважаемым человеком.

Его мнения всегда были хорошо сбалансированы, его поведение было приятным и культурным.

 Активно занимаясь общественными делами, он действовал в соответствии с высказыванием мудрецов: «И те, кто дает свечу, чтобы зажечь свет, и вино для благословения, и хлеб для гостя, и благотворительность для бедных и всех тех, кто поступает честно». в общественных делах ».


Мать подобрала своего мужа как хорошую жену, которая действует в соответствии с желаниями мужа; однако она имела свои личные достоинства и совершила столько же добрых дел, что и ее муж.

Это был дом, из которого исходили тепло и сердечность, которые распространились по всему району.

 В этом доме, который лелеял традиции предков и воспитывал красоту Иафета, сын Ааро вырос и получил образование.

Неудивительно, что он унаследовал от родителей их хорошие и благородные качества и добродетели, он приобрел богатый жизненный опыт, который укрепил гуманное отношение к своим собратьям.

Сразу же после первого звонка из Комитета иммигрантов Ошман  в Израиле он мобилизовал все свои ресурсы и занял первое место в этой деятельности.

Его жена Сельма-Сима помогала ему с преданностью. Их инициатива и усилия принесли благотворные плоды, и многие из них вспоминают свои имена с благословением и восхищением.
Дай Бог им здоровья и долгой и активной жизни среди наших земляков.
Именно тогда открылись ворота Кубы, Аргентины, Канады и ЮАР.

Сюда же пришли наши жители и образовали небольшие «колонии», постоянно поддерживающие связь со своим старым домом.
Фактически можно сказать, что за последние несколько лет до начала Второй мировой войны они эмигрировали в любую страну, которая позволила им въехать.

Однако новые земли, в которых они поселились, были очень большими, и поддерживать взаимоотношения и контакты в новой стране было нелегко. К чести наших горожан следует сказать, что, несмотря на эти трудности, они нашли различные способы и возможности собраться и встретиться друг с другом. Эти возможности были предоставлены «старым домом», который всегда был в бедственном положении и всегда призывал своих «более счастливых сыновей» внести свой вклад в общественные учреждения Ошмана, такие как синагоги, школы, детские дома, благотворительные фонды и т. Д.
Здесь следует упомянуть тот факт, заслуживающий нашей благодарности и признательности, что сыновья Ошман , разбросанные по всему миру, не подвели свой родной город: среди них всегда были те, которые сами вели хорошую работу и побуждали других делать это. 

 Время от времени в Ошмяне появлялись даже эмиссары «оттуда», которые вносили вклад и стремились выяснить, насколько эффективной была их помощь.

Медленно врата эмиграционных земель закрылись по всему миру, и глубокая депрессия обрушилась на дух молодых людей, оставшихся позади, застрявших в затоке и не знающих, куда повернуть.


В то время новаторский сионизм со всеми его тенденциями и оттенками вошел в еврейскую жизнь.

Движение «Хехалуц» разожгло бездействующие национальные чувства мощным пламенем и пробудило стремление к действию и осуществлению в сердцах многих молодых людей, которые обратились к Эрец Исраэль.
В данном случае это было желание вырваться из старого дома не только физически, но и идеологически. Многие юноши и девушки начали организовываться в рамках движения и стали отправляться в кибуцах «Хачшара», а оттуда - в Эрец Исраэль.

До этого времени были единичные случаи алии, но их нельзя было считать движением. Правильное движение алии появилось только в то время, когда группы молодых людей возникли и отправились в Эрец Исраэль с лозунгом «построить страну и построить себя в ней».
  В 1924 году в Эрец Исраэль прибыла первая ласточка - Рахиль Якобовиц, родившаяся Лапидус. В 1925 году большая группа прибыла уже. Ривка, дочь раввина Хаима Менаше Шмуэльсона, с блаженной памятью, Реувен Солел (один из основателей Ассоциации иммигрантов Ошмана в Израиле), Ривка Авнер-Коэн, Ида Порт (умерший) Иешуа Шрира, Арье Абеловиц, весь Семья Кованских, братья Новики и другие. Через короткое время сюда прибыли: Эстер Карчмер, Хаим Хакохен Суит, Менахем Шуголь, Йона Ливнех, родившаяся Бакшт, Зеев Бакшт, Рэйчел Гур, родившаяся Рудник, семьи Шмуэльсон, Моше Шломо Цислинг, Ривка Шапира, Люба Пистолки, Хаим Цепелинс Голда Лейбман Голда Свирски и многие другие. Они прибыли не все за один год - я только хотел привлечь внимание к 1925 году, как к тому, в котором начал течь великий поток Алии.
В 1933 году в Эрец Исраэль прибыли два учителя из школы «Тарбут» (один из них - Авраам Гур), вместе с ними приехала Дина Каплановиц (покойная). В 1934 году поток увеличился. Затем прибыли Хоше, Зольц, Авраам Бен-Зур (покойный) и «группа Раанана», то есть Доба и Моше Беккер, Зельда и Элиоким Зискинд, Моше Бейненсон, Файвель Ариевиц и другие. Девора Кацер, Исраэль Зискинд, Хаим Гертнер, Хаим Беркман и его жена, семьи Ицковиц, сестры Порт, Девора Кочевицкий, Фаня Каменицкий и многие, многие другие, которых я не могу упомянуть здесь из-за нехватки места, и которые, я доверяю Извините за то, что я не записал здесь их имена.
Я хотел подчеркнуть тот факт, что число наших жителей в Эрец Исраэль продолжало расти, и вышеупомянутые имена представляют лишь небольшую часть тех, кто был в Израиле 1 сентября 1939 года, в день, когда Второй Разразилась мировая война, в результате которой в Европе было уничтожено шесть миллионов человек, в том числе - община Ошмана. В день начала войны в Эрец Исраэль было около 96 семей наших жителей.
В течение многих лет между нашими жителями существовал постоянный (хотя и довольно свободный) контакт, социальные отношения - в основном среди тех, кто знал друг друга более тесно в прошлом. Не было организовано никаких общих общественных собраний, даже среди жителей одного города. Единственным исключением были люди Раанана, которые были связаны узами дружбы или чем-то вроде этого, тоже дома.
Правда, были некоторые случаи, когда человек или небольшая группа инициировали встречу с целью оказания финансовой помощи кому-либо или кому-то, кто, как они слышали, не смог воспользоваться сертификатом, позволяющим ему въехать в Эрец Исраэль, из-за нехватки средств, но тогда не было создано надлежащей общей организации.
Это был ужасный результат Второй мировой войны, который послужил стимулом для создания формальной организации иммигрантов из Ошманы. Когда трагические вести о Холокосте достигли Эрец Исраэль и стало известно, что случилось с общиной Ошмана, все были шокированы. Со дня на день стало ясно, что уроженцы Ошманы в Эрец Исраэль должны будут помогать выжившим, нуждающимся в иммиграции, или тем, кто остался на месте их мучений.
Я с большим удовлетворением могу сказать, что появились инициаторы таких действий, добровольцы, привлекающие для выполнения работы, и, таким образом, начали неофициальный организационный процесс, без общих собраний, без выборов и обсуждений, люди просто использовали это для себя. интенсивное, неотложное задание.
В 1946 году один из оставшихся в живых, Б. Ш-к., Прибыл в Эрец-Исраэль и рассказал нам об ужасах Холокоста и о тех, кто выжил, все еще бродящих по разным странам, без места, которое они могли бы назвать своим.
Оргкомитет принял решение собирать пожертвования и отправлять посылки за границу тем, кто нуждается в помощи. Людей просили дать столько, сколько им сказали их сердца, и они давали свободно.
Затем было решено собрать всех наших жителей города и организовать их должным образом и официально, а также принять решения о путях и средствах оказания помощи. Тем временем все больше иммигрантов продолжало прибывать, и их число продолжало расти. Вне всякого сомнения, стало ясно, что отдельные взносы и их распределение не окажут эффективной помощи, и тогда (после многих обсуждений) было решено учредить учреждение под названием «Фонд взаимных ссуд».
Теперь это уже не вопрос внесения вклада, который мог бы быть довольно скромным и не всегда оказывал бы реальную помощь; вместо этого члены будут предоставлять кредит на длительный срок без процентов.
Был выпущен циркуляр, общее собрание было проведено во второй день месяца Av (день, когда гетто было ликвидировано), состоялись выборы, и был избран и утвержден Комитет по иммиграции в Ошману. Взносы были собраны, фонд был создан;
 Комитет был избран и утвержден. Взносы были собраны, фонд был создан; Комитет даже обращался к нашим жителям в других странах, особенно в течение многих лет постоянные (хотя и довольно свободные) контакты между нашими жителями, социальные отношения, в основном, между теми, кто знал друг друга более тесно в прошлом. Не было организовано никаких общих общественных собраний, даже среди жителей одного города. Единственным исключением были люди Раанана, которые были связаны узами дружбы или чем-то вроде этого, тоже дома.
Правда, были некоторые случаи, когда человек или небольшая группа инициировали встречу с целью оказания финансовой помощи кому-либо или кому-то, кто, как они слышали, не смог воспользоваться сертификатом, позволяющим ему въехать в Эрец Исраэль, из-за нехватки средств, но тогда не было создано надлежащей общей организации.
Это был ужасный результат Второй мировой войны, который послужил стимулом для создания формальной организации иммигрантов из Ошманы. Когда трагические вести о Холокосте достигли Эрец Исраэль и стало известно, что случилось с общиной Ошмана, все были шокированы. Со дня на день стало ясно, что уроженцы Ошманы в Эрец Исраэль должны будут помогать выжившим, нуждающимся в иммиграции, или тем, кто остался на месте их мучений.
Я с большим удовлетворением могу сказать, что появились инициаторы таких действий, добровольцы, привлекающие для выполнения работы, и, таким образом, начали неофициальный организационный процесс, без общих собраний, без выборов и обсуждений, люди просто использовали это для себя. интенсивное, неотложное задание.

В 1946 году один из оставшихся в живых, Б. Ш-к.,

Прибыл в Эрец-Исраэль и рассказал нам об ужасах Холокоста и о тех, кто выжил, все еще бродящих по разным странам, без места, которое они могли бы назвать своим.
Оргкомитет принял решение собирать вклады и отправлять посылки за границу тем, кто нуждается в помощи. Людей просили дать столько, сколько им сказали их сердца, и они давали свободно.

Затем было решено собрать всех наших жителей города и организовать их должным образом и официально, а также принять решения о путях и средствах оказания помощи. Тем временем все больше иммигрантов продолжало прибывать, и их число продолжало расти.
 Вне всякого сомнения, стало ясно, что отдельные взносы и их распределение не окажут эффективной помощи, и тогда (после многих обсуждений) было решено учредить учреждение под названием «Фонд взаимных ссуд».
Теперь это уже не вопрос внесения вклада, который мог бы быть довольно скромным и не всегда оказывал бы реальную помощь; вместо этого члены будут предоставлять кредит на длительный срок без процентов.
Был выпущен циркуляр, общее собрание было проведено во второй день месяца Av (день, когда гетто было ликвидировано), состоялись выборы, и был избран и утвержден Комитет по иммиграции в Ошману.

Взносы были собраны, фонд был создан; Комитет даже обращался к нашим жителям в других странах, особенно в США, и здесь были получены существенные взносы. Была собрана значительная сумма денег, и началось выделение займов.
Однако нельзя было заниматься всеми этими вопросами без официального одобрения властей.

Была представлена официальная конституция «Организации Ошмана Олим», а также заявка на специальное разрешение на создание денежного фонда под названием «Фонд взаимного займа».

Здесь следует отметить, что «Фонд» предлагал кредиты в соответствии с их потребностями, суммами, необходимыми для того, чтобы сделать кредит реальной, конструктивной формой финансовой помощи, и, следовательно, они оказались очень полезными для тех, кому они были предоставлены.

На сегодня выделено 300 кредитов.

 Кредит, как правило, предоставлялся на длительный период времени, а рассрочка фиксировалась в соответствии с возможностями заемщика.
Также нет никаких оснований жаловаться на невозврат кредитов, хотя, возможно, были отдельные случаи.

Каждая возвращенная в Фонд сумма сразу же возвращалась в оборот для дальнейших займов.
«Организация» занималась не только практическими, финансовыми вопросами: она много сделала для поддержания постоянного контакта с нашими жителями в Израиле, а также с выходцами из Ошманы, разбросанными по всему миру.

Сегодня в файлах Организации можно найти полный список имен и адресов всех их, за исключением, возможно, тех, которые не удалось отследить, или тех, которые не ответили.

Однако таких, можно сказать, единичных случаев очень мало.

 Майкл Пелед


Вся история еврейского народа - мистическая цепь стечения обстоятельств, цепь чудес.
Да и каждого человека, если рассматривать историю его жизни последовательно и логично.

 
 
 
В мемориал;ной книге Ошмян, где в предисловие говорится о истории города, есть такая запись
Сейчас в городе живёт всего лишь несколько еврейских семей.

Кто были эти семьи ? ;



Из коренного дослевоенного населения Лернер Муля , его жена Галя, воспитанница
ошмянского детского дома,  ;Рая Виноградова, Вуля Лернер.;
Моя мама,Лапидус Хана и её брат Меир.
Семья Ваксов.Миллер,Зеиф, Каплан.Шефц.
 Розенштаин Вера,её мама Соня...
Мира с мамой;
Вот пожалуй и все кого я помню.
 
Часть переживших катострофу людей,освобождённых в Германии, поселилась в Израиле, Америке, Канаде.
В послевоенных Ошмянах жили еврейские семьи приехавшие в Ошмяны на работу.

Мой отец,Ялов Николай Ефимович, родом из Витебска...
Из Витебска, Федя Гринберг, его жена Римма из Полоцка.
Лазарь Соловейчик воевал, партизанил в ошмянских ...
Он потерял свою семью
Его будущую жену Любу во время войны спасла в деревне польская семья, которая сразу после освобождения города приехала с ней в Ошмяны. Спросила, если кто то из евреев здесь.;Ей указали на дом,где поселился Лазарь. Так судьба и свела их;Лазарь и, Люба Соловейчик добрые друзья моих родителей.;А вскоре в Ошмяны приехал и дядя Лазаря с женой и сыном.;Семья росоцианов из Дресны
Наши ошмянские доктора;Иосиф Берзак, Раппопрт, ...

Юрист Леках;Семья Борд,
Косперович,
Роза Федорова - Чудакова.
 Семья Степановых,
Фишкины,
Жарикова Софья, ….
 Шклейник...
Пучинский,
Шацман
 
У каждого своя история, ....
В начале 1980-х гг. в Ошмянах проживало около 100 евреев, но большинство из них покинули Ошмяны с последней волной эмиграции из Советского Союза и переселились в Израиль.
 
В настоящее время в городе живёт несколько еврейских семей.
;Чудом сохранившееся во время войны Тора находится в Ошмянах.
409
The Oshmaner Society in America   
Уже в 1888 году мы наблюдаем формирование первой группы Ошмянских
иммигрантов.
На 23 января 1892 г., в доме Яши Эпштейн (66, Канал-стрит, Нью-Йорк), на совещании, в котором участвовали 13 oшмянских рабочих, Oshmaner братьев взаимопомощь и Выгода
была создана Ассоциация. Согласно штата Нью-Йорк, имя только одного из членов
ассоциации появляется в уставе, и что это имя Ike Blitstein.
410
«Я помню человека, чьё имя не могу вспомнить. (...) Каждый четверг, в базарный день, он ходил с полотняным мешком и собирал серебряные монеты у владельцев магазинов.
К слову сказать, некоторые магазинчики были такими крохотными, что выглядели
как маленькие шкафчики.;Он приносил собранные деньги моему отцу, (...) который в течение многих лет возглавлял ассоциацию «Линат Цедек» (приют для бедных).;Я всё ещё вижу выражение счастья на лице отца. Он знал, что собранные деньги дадут ему возможность выполнить просьбу каждого бедняка и больного.
Я помню лица нуждающихся, выражающие благодарность тем, чей еженедельный вклад помог больному ребёнку, слабому мужу или им самим...»