Истории

Галина Голубева
Маленькие истории про больших людей
Старушка из детства
 Большой  зимний  дом на две семьи.  Часть дома, в которой проживала наша семья  была приобретена у хозяина,  жившего в другой половине. При входе в зеленую  калитку, справа  бежал небольшой деревянный забор. Затем стык в стык с забором начинался сам дом. Эта довольно длинная часть дома, выступала и была продолжением  забора. Посередине выделялось резное оконце. А чуть дальше выступала терраса , которая визуально  разделяла дом на две половины, на две семьи. Сам участок был узким и длинным, прямоугольной формы. А по левую руку, от  главной калитки росло много цветов, и бежал другой забор, отделяющий нас от других соседей. Цветочная поляна была огорожена низким декоративным заборчиком. И ,от главной зелёной калитки до входа в  дом, между цветником  и выступающей  соседней частью дома  бежала забетонированная,  узкая дорожка.
Соседское резное оконце выходило к нам во двор, как раз напротив цветов. Частенько через это окошко  смотрела  на наш двор и цветы, старушка. Звали её Зоя Егоровна. Была старушка худощавого телосложения, всегда  в чёрном одеянии, словно образ святой, сошедший  с иконы.
Прошло много лет, но сюжеты из детства сами собой всплывают в моей памяти. В тот год  всё казалось большим и красивым. Мелькает в воспоминаниях, как я ребёнком, перелезала за маленький заборчик с цветами, и вставая на цыпочки рассматривала летние георгины, их бутоны. Георгины возвышались надо мной, и казалось ,что я попала в сказочную страну, где свисают над головой  красивые и огромные цветы .Они словно яркие фонарики были  рассыпаны по всему цветнику .Всех цветов радуги: и жёлтые и, красные, и фиолетовые, и коричневые ,и розовые ,и оранжевые .Это впечатляло меня. В то прекрасное лето не только георгины радовали глаз, но и порхающие бабочки: капустницы, шоколадницы, павлиний глаз, лимонницы. И мне, ребёнку  не терпелось залезть - туда вглубь высоких, красивых, ярких цветов и поймать сачком, хотя бы одну, бабочку! И, когда родители исчезали в дверях дома, то мне  удавалось снова  перелезть через маленький заборчик - полюбоваться  цветами ,и в то же время прихватить сачком бабочку. Но снова, заметив меня в цветнике, родители выходили - ругались и просили не залезать больше в цветы. Только соседская  старушка, видя  всё в окошко, которое выходило к нам во двор, от души смеялась и махала мне рукой.
Время шло своим чередом. Пролетело много лет!
Многие люди забываются, но вот соседскую старушку -  вспоминаю. Звали её - Зоя Егоровна.
 Она с удовольствием соглашалась со мной   посидеть, когда не с кем меня было оставить. А так, как была ребёнком спокойным, то и хлопот со мной особых не было. Старушка приглашала  в дом, усаживала на скамейку у окна, которое, как раз  выходило к нам во двор. Там же стоял стол с деревянными лавочками. Слева от окна русская печка, разделяющая жилую площадь на две части. Получается, что окно, выходящее к нам во двор и, была кухня. Зоя Егоровна варила мне куриные яйца. Потом чистила их, и складывала на тарелочку. Затем нарезала хлеб и наливала себе и мне чаю. После чего  мы  над чём-то смеялись ,и наслаждались едой.
Старушка казалась совсем старенькой, худенькой. Из-под её чёрных одеяний - тела не было видно, кроме  рук и овала лица. По сей день вспоминаю её руки-старческие, покрытые глубокими морщинами, но в то же время  утончённые, не лишённые изящества-даже в таком преклонном возрасте. Эти морщинки на её руках напоминали карту на которой хорошо очерчены реки и речушки маленькие и большие , бегущие в разные стороны света.
И вот, в  очередной раз, когда меня  оставили у Зои Егоровны, старушка  решила показать мне свою комнату.
Это была темноватая комната, в которой у стены стоял огромный  сундук, как из сказки, накрытый старым ковром. На полу лежали длинные половицы в красную и белую полоску , и  стояла старая кровать с множеством перин и кучей подушек с кружевными наволочками. Соседская старушка рассказывала, что в сундуке всё её приданное , и ещё что- то  о своей прежней  жизни, но к сожаленью много не запомнила - была маленькой. А вот сам  образ помню! Хорошим и добродушным , человеком была Зоя Егоровна, но одиноким. И  только  сейчас понимаю, что ей хотелось с кем- то поделиться, рассказать про себя, свою жизнь - просто поговорить. Кроме брата и его жены, у которых она проживала, у Зои Егоровны никого не было. Своих детей тоже  не было. Насколько помню  муж  погиб на войне. Может быть, поэтому соседская старушка, всегда носила чёрную одежду, и ходила с покрытой головой, в чёрный платок.
Из  детского любопытства, когда звонил звонок и, родители выходили поговорить за зелёную калитку, будь лето или осень, то я следом  бежала за ними посмотреть,  и поздороваться. В такие моменты доводилось наблюдать , как соседская старушка , Зоя Егоровна, прогуливалась по дорожке, между домов ,чередующихся  калиток и  полосы высоченных  тополей, которые прикрывали дома и пешеходную дорожку , от открытого пространства и покатого  берега-горки ,медленно  спускающегося  вниз, к  самой реке.  Прогуливаясь по дорожке, и приметив нас ,Зоя Егоровна обязательно  подходила   ,здоровалась, и отыскав в своём  кармане  конфетку - угощала. У неё всегда были про запас в кармане карамельные конфеты.
Особенно летом, будучи ребёнком ,я любила висеть на калитке , и  всматриваясь в щель ,наблюдать за Зоей Егоровной, как она, медленно  бродила, в одиночестве по берегу реки, в своём   чёрном  одеянии, держа руки в карманах, либо за спиной.
А по другую сторону реки Клязьмы хорошо просматривался  зелёный луг. Дальше - за лугом,  начинался лес. Всё лето на зелёном  лугу паслись коровы и пастушок, то гонял их на дойку, то играл на дудочке какую - то  мелодию. Казалось, за этим можно было наблюдать бесконечно. Вот и соседская старушка прогуливаясь, медленным шагом, по берегу реки ,размышляла о чём то своём ,  слушая,  как  пастух играл на дудочке. Она, то медленно шла ,то останавливалась, потом снова шла ,и снова останавливалась, прислушиваясь к мелодии.
Прошло время - мы переехали и больше я её не видела. Всё изменилось. Того дома больше нет, нет и старушки. Живут совсем другие люди. Но  маленькие сюжеты, всплывают в моей памяти, по сей день.
 Так хорошо, что есть память! Память, которая снова и снова позволяет нам вспомнить  давно забытых, может даже и чужих тебе, но хороших людей. А ещё есть слова, предложения и книги – с  помощью которых одно поколение передаёт  другим - образы людей, интересные события, сюжеты, воспоминания. Пусть и этот образ старушки в чёрном одеянии - словно образ святой, сошедший с иконы - останется с нами!


Анна Никифоровна

Однажды, появилась у нас в коммунальной квартире, по соседству, старушка преклонного возраста, но довольно самостоятельная. И звали старушку Анна Никифоровна, рождённая на свет в апреле 1939 года, в деревне Шипиевка, Калиновского района, Винницкой области. Приехала в Москву с самой Украины, чтобы повидать сына и немного у него погостить. Украинский говорок вначале был непонятен, неразборчив, но со временем можно было разобрать, о чём идёт речь. Не смотря, на свой возраст, она, собрав волосы в маленький пучок, и повязав платок на голову, шла на кухню и стоя у плиты, баловала своего сына разными вкусностями. А пока готовила, любила поделиться с соседями рецептами, поскольку много лет посвятила работе повара. Не простой  была её жизнь, оставив много горьких жизненных воспоминаний в душе и болячек, с которыми Анна Никифоровна отважно сражалась народными средствами. У неё даже, своя система очищения организма была! Да, да! В её - то годы!  Просто живой оптимизм!
  Утро старушки начиналось с просмотра передачи Малышевой - »Жить здорово!», и конечно, новости, как без них! Иногда, по соседски, просматривали с ней старые фотографии. Старушка любила рассматривать их часами. Анна Никифоровна, вспоминала свою прежнюю жизнь, молодость, работу.
Сохранились интересные фотографии. На снимке, ниже запечатлены, Анна Никифоровна (по мужу Таргович)  с главным поваром, с кем она проработала ни один год.
 Вспоминала, как мыкалась по углам и только, работая на стройке, через много лет ей удалось заработать и получить квартиру.
Вспоминала своё первое несчастливое замужество, свои непростые переживания. Первый муж Анны Никифоровны, заболел туберкулёзом, и вскоре умер. А следом, от болезни умер новорождённый ребёнок. Через какое -то время, из Карелии приехал её брат и увёз с собой, в надежде на то, что там, у неё начнётся новая жизнь, и она сможет прийти в себя. Прожив в Карелии, лет пять, Анна Никифоровна уехала на Украину, где осталась жить навсегда.


 
Рассказывала истории про войну. Поделилась воспоминаниями о том, как её брат Корчаг Борис был призван на фронт. А дома у него осталась любимая собака, по-кличке Джан. И вот, получив на брата похоронку, никто уже не верил, что Борис жив. Но, однажды, пёс Джан, стал метаться, махая хвостом, радоваться, как при хозяине.
-Успокойся, Джан!- говорила ему Екатерина Корчаг, мать Бориса. Но пёс не слушался! Он сорвался с места и помчался прочь, через всю деревню.
-Не может быть! Джан, Борис живой!- сознание матери Бориса пронзила догадка, и она, крикнув, помчалась следом за псом, через деревню.
Пёс рвался, бежал вперёд, через всю деревню, встречать своего хозяина! Это, действительно, был Борис, живой и здоровый. В день победы он вернулся домой. Радости не было предела, и сын вернулся живым домой и конец войне!
Во время войны, Анна Никифоровна Таргович, была маленьким ребёнком, и, несмотря на это, запомнила, как немцы пришли к ним в деревню и стали отбирать скот и птицу. Но была у них в деревне самая молодая корова, которая не далась, убежала прочь в лес от фашистов, при этом, наставив на них свои рога, смогла увернуться от очереди автомата. Не удалось немцам её поймать. А после, молоком от этой коровы, во время войны, кормилась вся деревня Шипиевка.
Мы много о чём с ней беседовали. Вот, как-то выдался у меня выходной. В дверь постучали. Это была Анна Никифоровна. Она была в своём тёплом, байковом халате, поверх надета красная кофта с большими карманами, на ногах носки и тапочки, а на голове платок, повязанный позади. Старушка вежливо поздоровалась.
- Доброе утро! Хочу, тебя попросить, купить мне крем для лица. Деньги отдам, у меня есть. Только, хороший крем, купи, от морщин. Саша, он мужчина, не разбирается в кремах, поэтому пришла попросить. Знаешь, хочу быть красивой, - попросила она меня.
- Конечно, подберу, тёть Ань, - ответила я, согласившись. А иногда, как принесёт что-нибудь и говорит, вот, отличная маска для лица, но мне для одной слишком много.
Пожив ещё, немного, и насмотревшись рекламы и передач про конский шампунь, от выпадения волос, Анна Никифоровна, вновь, постучалась ко мне в дверь.
- Ты, знаешь, хочу, ещё тебя попросить. Деньги отдам, у меня есть. Купи, пожалуйста, мне конский шампунь, от выпадения волос. У меня волосы стали выпадать, да и Саша ругается, устал за мной убирать. Мол, кругом волосы валяются, раньше такого не было. Вот я и хочу попробовать помыть конским шампунем голову, чтобы не выпадали. А, ты знаешь, где его купить?- спросила, затем, тётя Аня.
- В аптеке продаётся. Обязательно, зайду и куплю,- вновь пообещала я.
А бывало, пригласит, зайти к ней по-соседски, в комнату, и тогда, мы обсуждали её передачу – «Жить здорово!», или украинские передряги. Но со временем, пожив, послушав и посмотрев наши новости и, пообщавшись  с  людьми во дворе, изменила своё мнение, сделав вывод, что не правду рассказывают про Москву и нашего президента на Украине.
А в этот раз, просрочив визу, уезжая, она  переживала, говоря, что, как арестуют меня на границе, как оштрафуют, я задержалась в Москве, не смогла вовремя вернуться. Но всё закончилось хорошо. Анна Никифоровна вернулась домой, на Украину, погостив у сына немного дольше обычного. Здоровья ей и долгих лет жизни!
               
Екатерина Матвеевна
В один из дней, спускалась я, как -то с пригорка, что возле Воскресенской церкви. Спустилась. Прошла, как обычно, вперёд по дороге и направилась вдоль пруда, на другой берег. Но тут моё внимание привлекли голуби. Они обсыпали   стаей всё ветки, что были на дереве. Мне пришла в голову идея запечатлеть их на телефон. И пока я настраивала телефон, чтобы сделать фото, ко мне подошла
 
Сухорукова Екатерина Матвеевна, что проживает в десятом доме, уважаемый старый житель посёлка Воскресенское, попросив сфотографировать птиц вместе с ней.
 




Только я сделала фото, хотела было попросить повернуться, но птицы тут же слетели с дерева, прямо к её ногам. И тогда, Екатерина Матвеевна поделилась со мной, что, мол, голуби узнали её. Она их постоянно подкармливает, то хлебом, то крупой. После этого, мы направились вместе, по дороге, и, пройдя мимо водокачки, стали подниматься по лестнице, к домам. Мы разговорились. И Екатерина Матвеевна, рассказала, что всю жизнь проработала вместе с мужем Сухоруковым Виктором, в хозяйстве. Помнила, как начинали работать с четырёх утра, как ездили на лошадях. В конце добавила:
- Сухоруковы мы!
Мне стало интересно, но она наотрез отказалась рассказывать подробнее. Тогда, я попрощалась, пожелав хорошего дня. Вот такие они, большие люди маленьких историй из реальной жизни. Вот такие они, старые жители и работники, совсем непростого труда, труда в сельском хозяйстве!







Вот так поженились!
В конце сороковых годов, Станкевич Николай Гаврилович был призван из белорусской деревушки Козельщина,  на службу в армию. Служебная часть располагалась  в городе Калининграде, Московской области. Ныне это город Королёв.
В обязанности части входили не только строевые караулы, подъёмы по тревоги, но и работа на ДСК. В армии у Николая появились друзья. Это Орлов Пётр, Григорий, Алексей и ещё Пётр. С ними Николай служил и работал после армии на ДСК. Они были отличными строителями, поэтому от ДСК их часто отправляли в командировки для строительства домов, на заработки. Они не только строили дома, но могли смастерить из дерева стулья ,столы, шкафы, разную мебель и всё своими руками.
А чуть раньше в этот же город , к сводной сестре ,приехала моя бабушка, Хохлова Анна Михайловна, уроженка Тульской области, деревни Личинки. Молодая девушка стала трудиться в одном из цехов того самого деревообрабатывающего строительного комбината-ДСК, и проживать в общежитии.
 
А мой дед, тогда ещё холостой, высокий, крепкого телосложения  парень сдружился с одной из девушек. И эта девушка проживала в одной комнате вместе с Анной Хохловой, моей бабушкой.
Однажды холостой, молодой парень, Станкевич Николай Гаврилович пришёл  с букетом цветов к той самой девушке соседке. Решил сделать ей сюрприз, выпросив увольнение. И каково было его удивление - когда его никто не ждал!  В той же комнате, на своих кроватях сидели другие девушки и Николай спросил:
-Девчат, а Зина где?
-Так она ушла на свидание? Ты не знал?!- ответили девчонки.
 И мой дед, тогда ещё холостой, молодой парень постоял, посмотрел, подумал  и вновь спросил у девчат:
 -А чья эта кровать? И показал рукой на кровать Анны Хохловой.
- Здесь живёт Аня. Она сегодня в ночную смену. Придёт утром, - объяснили девчата.
 И мой дед, оставив букет цветов на кровати у моей бабушки, попросил девчат передать, что к ней заходил Николай и передал для неё букет цветов.
Наутро, Анна вернулась в общежитие после ночной смены. Она заметила букет в банке с водой на тумбочке у кровати и удивилась.
-Да, вчера приходил Николай и оставил для тебя букет цветов! - смеялись соседки по комнате.
 Но история на этом не заканчивается! Часть, в которой служил мой дед, Станкевич Николай Гаврилович – ввели новые правила. И в увольнение стали отпускать только тех парней, кто был расписан со своими избранницами или собирался расписаться. Поэтому Николаю отказали, и он пришёл к своему командиру и стал проситься в увольнение.
-Я тоже женился!- сказал утвердительно мой дед Николай.
Тогда командир спросил деда:
 - Станкевич, ты тоже женился?!
На что тот ответил:
-Да! Я тоже женился!
-На ком женился? Кто она? - спрашивали ребята, вошедшие следом.
Николай вновь ответил:
-На Анне Хохловой! Да, я женился, на Анне Хохловой!
Все тут же стали поздравлять!!! Но позднее с Николаем вышла оказия. Получилось так, что ребята, которых отпустили в увольнение, приехали раньше Николая, и, встретив Анну, стали её поздравлять:
 -Аня поздравляем! Желаем счастья!
-А с чем вы, меня поздравляете? - удивилась Аня Хохлова, простая девушка со светлыми волосами.
-Ну как же? Вы с Николаем расписались?! - удивились ребята.
-Впервые слышу! - ответила спокойно моя бабушка.
После этого случая Анна и Николай сильно разругались. Разругались так – что, со слов бабушки, обходили друг друга стороной целый год. И как моего деда Николая после этого отпускали в увольнение?! Остаётся вопросом!
Но прошло время. Станкевич Николай Гаврилович демобилизовался. Демобилизовался и пришёл к общежитию, где жила Анна. Он стоял и ждал, когда она вернётся после рабочей смены. Наконец, дождался! Заприметив мою бабушку, мой дед Николай подошёл к ней и сказал:
 -Ну, всё хватит валять дурака! Нюр, пошли - распишемся!
И расписались! После росписи сфотографировались на память. Случилось это двадцать пятого декабря, перед самым Новым Годом! Об этом Николай сообщил своим родителям, в Белоруссию. Родители моего деда, не одобрили выбор сына. Отец Николая, Гавриил Николаевич, запретил молодым появляться у них в Белоруссии, поскольку считал, что его сын женился на москвичке, якобы белоручки. У бабушке же, родителей не было, мама умерла от болезни, отец погиб на войне, брат пропал без вести на Курской дуге, и осталась у неё из родни только старшая сводная сестра Екатерина. Прошло время. У них с Николаем родилась дочь. И только тогда, они всё –таки, поехали к родителям Николая, в Белоруссию. Но, отец Николая был не приклонен и стал давать задания молодой жене сына. Сначала попросил поросят покормить, а затем лошадь запрячь. На что бабушка моя ему ответила, что не только лошадь запрячь смогу, но и быка, поскольку во время войны в поле на быках работала, и имеет награды, и что всё детство своё жила в деревне.

 

Так Николай и Анна, прожили вместе до восьмидесяти лет, сумев  сохранить и пронести свою любовь через всю жизнь!!! Воспитали  и вырастили трёх дочерей и кучу внуков!

Екатерина Петровна
В городе Королёве, на улице Мичурина проживала женщина семидести с небольшим лет. Была она одинокой, пожилой  женщиной, которая, как и многие, пережила тяжёлые годы войны. Во время войны половину военного завода, где она трудилась, эвакуировали на Урал. Но, в отличие от других, Екатерина Петровна решила остаться и продолжить работу в городе, на оставшейся части военного завода. Много лет, проработав на военном заводе, за трудовые достижения была награждена грамотами и медалями. Этот завод и сейчас можно найти, в Костинской части города Королёва, рядом с музеем Ленина.
 (на фото старшая - Екатерина Хохлова в молодости, с младшими сводными сестрой Аней и братом Николаем и с их общей бабушкой)
 


А звали одинокую, пожилую женщину - Екатерина Петровна Хохлова. Из домочадцев проживал у неё только серо-полосатый кот Барсик. Из близких родственников  была у Екатерины Петровны - сводная сестра с мужем и тремя дочерями. Не всегда, но иногда, повзрослевшие дети сводной  сестры, в том числе её крестница, навещали свою тётку. А подруги со временем -  подзабыли,  и последнее время не показывались и не общались с ней.
Когда-то одинокая, пожилая женщина была замужем. Это одна из подруг познакомила её с Леонидом Ивановичем. С человеком, которому доводилось работать с Сергеем Павловичем Королёвым, проводить разные испытания и  опыты. В его жизни так сложилось, что с первой женой не заладилось, и Леонид Иванович развёлся, оставив всё бывшей семье.
 Складывалось всё непросто, жить было негде после развода. И, если бы не помощь Сергея Павловича, который способствовал ему в получении комнаты.
После знакомства с Екатериной Петровной, Леонид Иванович вновь решился -  жениться, сделав предложение сводной сестре, моей бабушки. Так они с Екатериной Петровной съехались, и вот так появилась  однокомнатная квартира, на улице Мичурина. К сожаленью, не довелось им прожить вместе долго и счастливо. Во время работы Леонид Иванович получил облучение ,тяжело болел, после чего - скончался. Екатерина Петровна замуж больше не вышла, и продолжала  жить в одиночестве , в однокомнатной квартирке, на первом этаже, пятиэтажного дома, все на той же на улице Мичурина.
Этот дом до сих пор стоит у самого леса. Правда, постарел и выглядит маленькой коробочкой посреди высоток.
 Из-за приближённости к лесу, в квартире всегда прохладно и темновато. В самой квартире , на кухне висит колонка, достопримечательность девятнадцатого века. И, чтобы появилась горячая вода необходимо её сначала зажечь.
Сама кухня просторная с большим окном, но тёмная, так как прямо за окном растут сосны и другие деревья.
Через небольшую форточку тётя Катя, как все её называли, выпускала погулять и запускала обратно серо-полосатого кота Барсика. А так как детей у Екатерины Петровны не было , то всё внимание и забота доставались тому самому коту  Барсику. Ему всегда надо было что-то отварить или подогреть,  даже если это  глубокая  ночь.
Комната была также довольно просторна. На стене , над огромной деревянной кроватью висел ковёр. На ковре сюжет леса и ,не спеша гуляющих оленей. По краям ковра свисала желтого цвета бахрома. Рядом, с деревянной кроватью, вдоль стены стоял  старый сервант, давно вышедший из моды. Почти у окна , ближе к середине расположился: старый ,ручной работы ,круглый ,раскладной стол, сделанный руками мужа сводной сестры. С него свисала скатерть тоже с бахромой. Справой стороны , от окна ,возвышался  телевизор на тумбочке. На полу лежал ковёр со времён молодости Екатерины Петровны, с красным и чёрным орнаментом. А сбоку торчал  неуклюжий  тёмно-коричневый шкаф для одежды.
Иногда , мимо дома ,через лес ,по проложенным рельсам проезжали составы. Они двигались  медленно- медленно, направляясь прямо на деревообрабатывающий комбинат. Сокращённо ДСК.
Екатерина Петровна не была модницей, но из дома не выходила без накрашенных  губ. Плащик, платочек на голове независимо от времени года, хлопчатобумажные ,светло-коричневые чулки и удобные, но немодные полу ботиночки, так как мучила шишка на ноге. Но при этом отдавала предпочтение губной помаде красного цвета и рисовала чёрным косметическим карандашом, выщипанные брови. Ещё одной достопримечательностью был нос , крупный с выраженной  горбинкой. Хотя эта примечательность передалась не только Екатерине Петровне, но и другим родственникам. Как и многие пожилые люди, женщина страдала от повышенного давления и была уязвима перед перепадами погоды, поэтому принимала лекарства.
Но, однажды, по линии её сводной сестры , внучка сильно повздорила  с родителями. Разругалась до такой степени  ,что не смогла с ними жить под одной крышей .Татьяна-так звали внучку, сводной сестры, собрала вещи и ушла от своих родителей. Татьяна обратилась к бабушке Ани и  та  посоветовала ей попроситься пожить у Екатерины Петровны. Она всё равно жила одна. Татьяна долго  раздумывала  над сложившейся ситуацией, но потом решила  и поехала к тёте Кати,  чтобы поговорить с ней ,объяснив всю ситуацию. Тётка  была в растерянности, но потом обрадовалась и даже обозначила свою некоторую позицию, чётко расставив границы:
- Ты молодая, тебе работать надо, есть больше, поэтому питаемся отдельно, стираемся тоже отдельно. Спальное место : это матрас и постельное бельё в шкафу.
Татьяну условия тёти Кати устроили. Девушка всё равно почти  не бывала  дома. Она то на работе в цветочном хозяйстве , то на учёбе. Рано уходила. А во время учёбы поздно приезжала , а вернее приходила.  Потому ,что автобусы до улицы Мичурина, когда она сходила с электрички , уже не ехали или не хотели ехать. Иногда  по утрам тоже  приходилось добираться пешком до станции.  Особенно тяжко бывало в зимнее время, когда температура перепрыгивала за тридцать градусов, но девушка  об этом не думала  и старалась  не расстраиваться. Да, и пешком полезно ходить для здоровья. Она об этом читала в журналах.
 Наступил март месяц.

 В одно такое холодное, мартовское  утро  Татьяна рано вернулась с работы. Не было и двенадцати дня. Вернулась и принесла много маленьких букетиков, словно маленькие радуги из роз. В хозяйстве, где она работала, в этот день разрешили  взять домой, так скажем не кондицию. Слишком много выросло  розочек у которых были слабые и  кривые стебельки и не шли   на  продажу.  Тогда Татьяна   набрала себе цветов полную сумку, не задумываясь о последствиях. Она вернулась с работы, но её тётка - Екатерина Петровна ещё спала. Татьяна тихонько прошмыгнула в комнату, и найдя  пустые вазы , банки и всё во что можно было расставить цветы, налила воды. И пока тётка спала, она расставила их по всей комнате. Розы были белые, алло - оранжевые, розовые, бардовые, словно разноцветная радуга.
  Проспав ещё немного, тётя Катя  проснулась и,  слезая с кучи матрасов, что лежали на кровати, воскликнула:
- Вот это да! А говорят, нет красивых цветов?! Никогда не видела столько красивых цветов!!!
 Екатерина Петровна ,не спеша, в ночнушке, прихрамывая на одну ногу, подходила,  то к одним  розам, то к другим розам, расставленным по всей комнате, в вазы и банки, любовалась ими и восхищалась, наслаждаясь ароматом и красотой ! Её хмурое, заспанное лицо изменилось  на излучающее счастье лик. Старушка просто сияла от счастья. Точно также ожила мрачная комната , наполнившись светлым настроением и цветочным свежим ароматом!
- Ой, какие цветы! Какая у тебя, Татьяна, интересная работа! Кто бы мог подумать!- восхищалась тётя Катя.
Обычно у тётки проскальзывали в голосе грустные , гордые нотки, но после цветочной терапии настроение её изменилось .Она ещё долго любовалась и порхала около букетной радуги, словно бабочка в своей ночнушке, позабыв даже про выпуск  новостей , и вообще про телевизор на весь день! Татьяна , тем временем перекусив, уселась за свои курсовые работы .Скоро начало учёбы, сессия.
- Когда я умру – я хочу, чтобы на моих похоронах, были бы такие же цветы!- войдя на кухню , неожиданно попросила Екатерина Петровна Татьяну.
- Да, вы, что тёть Кать! Что, вы такое говорите!- растерянно , и совсем не ожидая такого ,ответила Татьяна. Девушке было не по себе от таких слов.
- Мне бы хотелось - таких  цветов  на свои похороны! - повторила Екатерина Петровна. Татьяне не  хотелось говорить с тёткой на такую тему. И она, сославшись на учёбу, уткнулась в книгу.
Вскоре, подходил праздник международный женский день!
Как раз седьмое и восьмое марта приходились на субботу и воскресенье. Седьмого числа Татьяна  вернулась от подруги. На пороге квартиры её всегда  встречала тётя Катя. Как обычно, она подолгу отворяла дверь. После того, как дверь, наконец, отворилась и Татьяна вошла в прихожую, Екатерина Петровна, не скромничая  попросила Татьяну - всё восьмое марта ,где - нибудь погулять, причём целый день и не спешить возвращаться. У тёти Кати намечалась встреча со старой подругой. Сабантуй! И, поэтому Екатерина Петровна  сказала Татьяне прямо, что купила по такому случаю бутылочку коньячка. Девушка  была не против, пусть посекретничают, посидят! Надо было уважить пожилого человека, и его пространство. Утром девушка собралась, и на целый день уехала в соседний посёлок, к однокласснице. Вернулась поздно вечером и стала  звонить , и звонить в дверь, которую тётя Катя открывала в этот раз дольше обычного. Из соседней квартиры вышла любопытная соседка. Татьяна поздоровалась. На что соседка ответила:
- Странно? Я точно знаю, что тётя Катя, дома. Почему не открывает? А, ты звони, звони!
 После этого исчезла ,закрыв за собой дверь. Наконец-то, послышались шаги. Отворилась  дверь. Перед Татьяной предстала Екатерина Петровна в дребезг «перебравшая»!!! Татьяна встревожилась, потому что не любила пьянство до такой степени.
- Не приехала моя подруга! И я не заметила, как выпила  всю бутылку коньяка,- оправдываясь, Екатерина Петровна , снова поплелась к постели.
- А ,я подумала, что что - то случилось!- с переживанием в голосе , добавила Татьяна.
Татьяна, приняв душ, расстелила свою постель на полу, и быстро заснула. Но, через некоторое время её разбудил непонятный звук, как стук. Она поднялась со своей постели и включила свет. И, увидела , как явно перебравшая тётя Катя в темноте, посреди коридора, между кухней и комнатой, просто рухнула на пол.
- Ой, Татьян, я не дошла до туалета! Голова закружилась! - снова оправдывалась Екатерина Петровна, тихим хриплым голосом. Татьяна, подхватив старушку под руку, помогла подняться и дойти до туалета. После - добраться до постели. Вот так Екатерина Петровна отпраздновала  международный женский день - восьмое марта!
Шло время. На май – июнь Татьяну вызвали для сдачи сессии. Девушка вновь уезжала рано и поздно возвращалась. Из-за того, что автобусы ездили плохо  - Татьяне приходилось добираться до станции, и обратно пешком. И летом и зимой, и в любое время года. Все жители с улицы  Мичурина страдали от нехватки вечерних, и вообще рейсов автобуса.
Был последний день её учёбы. На улице стояла ужасная погода. В последний день своей учёбы Татьяна, как всегда поздно  вернулась, и стала звонить в дверь. Дверь никто не открывал. А она звонила, и звонила. И не знала, что думать! По лестнице спустилась соседка сверху. Она не спала и слышала, что кто- то долго названивает в дверь этажом ниже. Соседка  рассказала Татьяне,  что случилось, что, что тётя Катя умерла. Ушла  в магазин за хлебом, и возле магазина потеряла сознание. Смерть была мгновенной. Так сказал врач со скорой помощи.
В этот день погода стояла жуткая: сильная молния, гром, дождь, ураганный ветер. И так целый день. Но Екатерина Петровна всё равно пошла в такую погоду в магазин. Татьяна не понимала - зачем тётя Катя вышла в такую погоду, за хлебом? Ведь хлебница - забита свежим хлебом?! Екатерина Петровна только накануне покупала хлеб! Татьяна  думала, думала и думала. И не понимала! Может тётю Катю задела молнией или давление резко подскочило? Старушка, ведь страдала повышенным давлением и, иногда, принимала карвалол, но при этом ни жаловалась на здоровье и не любила бывать у врача. А последнее время всегда ходила с хорошим настроением. И если ей хотелось побыть одной, то Татьяна всегда уезжала к однокласснице.
Девушка была в потрясении. Она не верила своим ушам. Ей казалось всё неправдой. Что её обманывают! Сознание просто застыло - то и дело подкатывал  ком к горлу. Ничего не оставалось, как поехать снова к однокласснице, потому, что ключей у неё не было. Екатерина Петровна не хотела делать ключи, так как утверждала, что сама будет открывать дверь, и что она всё равно всегда дома. Ну, а Татьяне было неловко  о чём- то просить тётю Катю, потому, что тётка не брала с неё денег за жильё. Девушка, как могла - так и помогала Екатерине Петровне, хотя та не любила, когда ей помогают и сердилась.
Татьяна добралась пешком до дома одноклассницы. Переночевала. А , наутро поехала к родственникам. Надо было сообщить о случившемся.
После чего она договорилась и с одним из родственников – они вместе отправились в больницу. Вышел врач. Принёс хозяйственную сумку темно-коричневого цвета. В ней был хлеб и ключи. Татьяна, увидев вещи тёти Кати спросила :
-А что с ней? Как тётя Катя?
 На что врач просто покачал тяжело головой. Он даже не смог сказать Татьяне и родственнику, что Екатерина Петровна – умерла!
Похороны были определены на вторник. Девушка  вспомнила последнюю просьбу   Екатерины Петровны. Тем более, что учёба закончилась и Татьяне   выходить в понедельник на работу. А во вторник с утра пораньше, она, сделала срезку и сортировку цветов, сдав пачки с цветами на склад, затем быстро  вернулась в теплицу и собрала розы с кривыми стеблями и красивыми  бутонами. Волна сошла, поэтому цветов с кривыми стеблями  было не так много. Татьяне еле- еле  удалось насобирать  букетики из розочек, зато  точно такие же каким радовалась Екатерина Петровна.
Тётю Катю привезли к дому, к подъезду, попрощаться. Приехали не все. Многие отправились  сразу на кладбище. А девушка Таня положила  яркие букетики в ноги тёти Кати. И когда вышли соседи, то сказали:
- Какие красивые цветы! А говорят, нет - красивых цветов!
Кот Барсик, ушёл жить к соседям, не захотел остаться в квартире.
Екатерину Петровну похоронили рядом с мужем, с Леонидом Ивановичем, на Ивантеевском кладбище.
А Татьяна чувствовала и хорошо понимала, что теперь ей надо куда-то исчезнуть, уехать. Она думала, думала и думала. В конце – концов, надо искать что-то своё и принять важное решение в своей жизни. Поэтому - Татьяна  уехала жить и работать в другой город.

Цветок

В обычной школе преподавала уроки русского и литературы обычная учительница. Звали женщину Ивановой Татьяной Фёдоровной. Женщина русской внешности с  посидевшими волосами, собранными в пучок, и большой русской душой.
Как она преподавала! Знали, только мы, учащиеся Первомайской средней школы №2, будь то тема про Наташу Ростову из «Войны  и Мира » или «Муму» Тургенева - все внимательно слушали. В классе была тишина! На её уроки можно было приходить и даже не готовиться дома.
Но, вот однажды у Татьяны Фёдоровны в кабинете литературы и русского языка, на подоконнике появился цветок необычной красоты. Вскоре цветок выбросил толстый стебель и на нём распустились четыре огромных оранжевых бутона. Им любовались, все. Во время перемены, особенно девчонки, крутились возле оранжевых цветов. Учительница приметила это и в начале урока произнесла:
 - Ребята, вижу, цветок многим понравился, поэтому предлагаю поменяться. Ни в коем случае, не надо дёргать из горшка отростки. Кто захочет, приносите на обмен свой цветок из дома. Тогда, недолго думая, на следующий день, я принесла на обмен, другой цветок, под названием бегония. У неё были  большие зелёные листья, с формой, как у клёна. Бегонии понравилось жить в кабинете русского и литературы. Она  жила на шкафу, позади учительского стола, и судя её росту и цветам, ей там было совсем не плохо!
После окончания школы, получив распределение по работе, я уехала и забрала цветок с собой. Он до сих пор стоит на подоконнике, несмотря  то что прошло больше двадцати лет. А сколько отростков за эти годы были подарены, и просто отданы в хорошие руки, друзьям, коллегам по работе, знакомым! Раздам, а потом жду, когда появятся новые зелёные  растения-детки.
Замечательной учительницы давно уже нет с нами. Но живёт память в виде того самого цветка, с оранжевыми цветами, будто частичка её души.
После школы, одноклассники, разбрелись кто куда. Но  жизненная дорожка, всё - таки, пересеклась. Если общаемся, то я всегда  вспоминаю, рассказывая им  про Татьяну Фёдоровну, нашу учительницу и про её цветок. А они, конечно, удивляются:
 - Не может, быть!!! Вот это да!