Пассажирские автобусы Омска в 1959 году

Виталий Демешко
Документальное эссе

Категория: 6 +

1.
Архивные документы продолжают приоткрывать завесу тайны и отвечать на вопросы, интересовавшие меня многие годы. Один из них касается развития номерной системы Омских пассажирских рейсовых автобусов. Как она складывалась? Какие автобусы куда ходили? Почему 1 маршрут оказался внутри городка Нефтяников, а самые популярные маршруты носят двух- и трёхзначные номера?
Конечно, ответы на все эти, и другие вопросы я пока что не получил, но зато нашёл любопытную бумагу, явно интересную омичам - любителям транспортного краеведения, позволяющая «окунуться» в атмосферу работы пассажирских рейсовых автобусов конца 1950-х годов. И даже, несмотря на то, что прошло уже более чем полвека, мы без труда можем понять большинство названий и географию упоминаемых в тексте маршрутов.
Обнаруженный мною документ – это докладная записка председателя Облпрофсоюза В. Корнева секретарю Омского обкома К.П. Колущинскому от 24 ноября 1959 г. В ней обозначены организационные проблемы работы пассажирских автобусов.
Документ я приведу с незначительными текстовыми сокращениями. Некоторые фамилии из моральных соображений обозначены лишь первыми буквами, хотя в первоисточнике приведены полностью. Мои пометки представлены в тексте в квадратных скобках.

2.
Из докладной записки секретарю Омского обкома КПСС тов. Колущинскому К.П. от 24 ноября 1959 г.:
«Работа пассажирского автотранспорта.
Автобусное пассажирское хозяйство горавтотранспорта имеет 135 машин с общей вместимостью 3840 мест. Против прошлого года парк машин увеличился на 25%.
Пассажирская АТК [автоколонна – прим. В.Д.] осуществляет перевозки по 14 маршрутам. Об’’ём пассажирских перевозок за 9 месяцев т/г [текущего года – прим. В.Д.] увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 6782,9 тыс. Выработка на одно место соответственно возросла на 14%, коэффициент вместимости при плане 0,681, составил 0,818, или 120%. Эти данные говорят о том, что рост пассажироперевозок значительно превышает прирост автопарка. Однако, анализ работы пассажирской АТК показывает, что  в следствии плохой организации труда водительского и кондукторского состава и совершенно неудовлетворительного контроля за их работой, ежедневно не выходит на линию до 30 исправных автобусов, массовые случаи выхода из гаража с опозданием и возврат с линии в гараж ранее установленного срока.
Об этом свидетельствуют следующие факты. На маршруте №1 (Док – Вокзал) по плану должно работать ежедневно 16 автобусов, а работало 14 ноября – 15 автобусов и 15 ноября только 12.
На маршруте №2 (Биофабрика – 19 Амурская) 14 ноября в 15 часов, т.е. в период пересмен на заводах им. Куйбышева и им. Казитского [так в документе, на самом деле - завод Козицкого – прим. В.Д.], работало только 7 автобусов, вместо 19 по плану.
За маршрутом №4 (Клуб Лобкова – Авиадук) закреплено 19 автобусов. 16 ноября на линии работало только 15, из них 6 машин вышло на линию с опозданием на 2 часа, т.е. после времени наибольшего скопления пассажиров, идущих со смен и на смену. К 18 часам на линии только 13 автобусов.
Нарушение графика работы автобусов приводит к большому скоплению пассажиров на остановках, к давке во время посадки в автобусы, к перегрузке автобусов, в результате чего отдельные водители не останавливают машин на установленных остановках.
Стоят на морозе, в ожидании места в автобусе, не только взрослые, но и матери с малолетними детьми. Так на остановке «Школьная» гр. В. и П. с малолетними детьми простояли 25 мин., так как автобусы №39, 6 и 9 на этой остановке не остановились.
К 23 часам на этом маршруте осталось только 9 автобусов, а к 24 часам – ни одного, тогда как они должны работать до 1 часа ночи. Прекращение работы автобусов на этом маршруте  ранее 24-00 часов создаёт тяжёлое положение для рабочих завода им. Ворошилова добраться после смены домой в посёлки им. Сталина, им. Куйбышева, им. Свердлова, в таком положении находятся и граждане, которые следуют из центра города на окраины Ленинского Района.
К 23 часам, т.е. ранее на 2 часа, прекращается работа автобусов на маршрутах №1 (ДОК - Вокзал), №5 (Клуб Лобкова – Карьер), №7 Парк культуры и отдыха – Московка.
[…]
В целях улучшения обслуживания трудящихся пассажирским автотранспортом, областной совет профсоюзов считает, чтобы:
1. Руководство пассажирской АТК горавтотреста приняли конкретные практические меры, обеспечивающие выход на маршруты автобусов строго по плану выходов, соблюдением графика выхода и окончания работы, и усилить контроль за работой автобусов на линии.
2. Изменить маршруты:
а) маршрут №1 (Вокзал – ДОК) разделить на 2 маршрута: маршрут №1 (Вокзал – Городок нефтяников) и маршрут №15 (от г. Нефтяников до ул. Комбинатской, завод СК, 7 район). Разделение маршрута №1 даст возможность организовать внутренний маршрут в г. Нефтяников и обслужить рабочие посёлки.
б) сократить расстояние маршрута №3 (Центр – посёлок Менделеева). Организовать его от пос. Менделеева до ул. 5 линии, так как участок маршрута от центра города до парка культуры и отдыха обслуживается троллейбусом и трамваем. Таким образом, частота движения автобусов увеличивается и следовательно: улучшится обслуживание посёлка кордной фабрики и посёлка Менделеева.
в) на базе маршрута №5 (Вокзал – Карьер) организовать два маршрута: Маршрут №5 (Вокзал – Совхоз) и маршрут №5а (Вокзал – Карьер). Разделение маршрута №5 на два маршрута даст возможность улучшить обслуживание пассажиров на особо напряжённом участке от Вокзала до Совхоза, так что частота движения на этом участке увеличится.
г) маршрут №4 (Вокзал – Авиадук) разделить на два маршрута: 1 маршрут по существующей линии, а второй маршрут организовать от Авиадука до посёлка «Южный». Это даст возможность улучшить сообщение жителей Южного посёлка с заводом им. Ворошилова.
д) маршрут №2 (Биофабрика – 19 Амурская) разделить на 2 маршрута: биофабрика – площадь Ленина и маршрут театр – почта – 19-я Амурская.
е) разрешить как исключение, движение автобусов маршрута кинотеатр им. Ленина с остановкой у драмтеатра, через железнодорожный мост [имеется ввиду  трамвайный мост – прим. В.Д.] по ул. Республики.
3. Увеличить количество автобусов на маршрутах: Центр – Кировск, Парк культуры и отдыха – Московка, виадук – вокзал и другим маршрутам, обслуживающих трудящихся посёлков в связи с вводом в эксплуатацию нового моста через реку Иртыш, довести в 1960 г. парк пассажирских автобусов до 250 машин.
В связи с недостаточным парком пассажирских автобусов в горавтотресте большую роль в улучшении обслуживания рабочих и служащих, особенно в часы «ПИК» и в ночное время, могло бы сыграть автохозяйство совнархоза, в распоряжении которого имеются 47 автобусов, 80 грузовых автомобилей, оборудованных для перевозок пассажиров и 69 легковых автомобилей. Кроме того, имеются автобусы непосредственно на предприятиях: на Нефтезаводе – 8, на Заводе абон[ентский] ящ[ик] 7 – 5 и по одному на шинном заводе и п/я [почтовый ящик -  прим. В.Д.] №70.
Таким образом, на предприятиях совнархоза имеются 142 автомобиля, предназначенных для перевозок рабочих и служащих.
Несмотря на имеющийся большой автопарк автохозяйство совнархозов использует его неудовлетворительно. Так, например, АТК №2 и 3 имеют 11 автобусов и 37 приспособленных для перевозки людей грузовых автомашин. Эти АТК должны выделить 3-му стройрайону Омсктроя 2 автобуса и 8 оборудованных автомашин, но выделяют один автобус и 5 крытых автомобилей, 5-му стройрайону, вместо 7 машин выделяют всего 2. Совершенно не обслуживается перевозками население посёлка Сибирский, Красноярский, Заводской, Энергетиков, Ермак и Первомайский, в которых проживает около 17 тыс. жителей.
Весной 1959 года была организована линия автобусного сообщения, связывающая эти посёлки с центром городка нефтяников, но этот маршрут был упразднён.
Исходя из этого, считаем необходимым, чтобы управление автотранспортного  хозяйства совнархоза:
а) организовало постоянный маршрут от рынка городка нефтяников до посёлка «Первомайский», через посёлок «Заводской» с остановками управление Омскстроя, трест ОНПС [аббревиатура мне неизвестна – прим. В.Д.], станция Комбинатская, столовая №15, Клуб, Детские ясли и посёлок «Первомайский».
б) обеспечило своим транспортом перевозку рабочих ночных смен в отдельные посёлки (Московка, Южный, Свердлова и пос. Сталинского района).
Положительное решение поставленных в настоящем письме вопросов даст возможность значительно улучшить обслуживание населения города пассажирским транспортом.
[…]
Председатель Облпрофсоюза В. Корнев».

3.
Автобус до часу ночи… Как-то трудновато современному омичу в такое поверить. Но как ни странно, ночью не только автобусы, но даже и трамваи ходили.
А вот, кстати, и разгадка первого маршрута: «Разделение маршрута №1 даст возможность организовать внутренний маршрут в г. Нефтяников и обслужить рабочие посёлки». И теперь мне понятно, почему он не ходит от вокзала в Нефтяники, как нынешний 69 маршрут.
А памятный для меня автобус 4 маршрута ходил на какой-то «Авиадук» – не знаю даже, где это вообще было, и связано ли как-то с будущим телевизионным заводом, куда 4-ка ходит в настоящее время. А в Амуре была конечная на 19-й Амурской, а не на 21-й, как мы привыкли думать.
В общем, документ меня ни капельки не разочаровал, а, напротив, доказал, что эта история не менее интересна, чем история троллейбусов и трамваев. Жаль только, что я не располагаю информацией о том, прислушались ли городские власти к председателю В.Корневу в его пожеланиях.
Но в любом случае, в качестве исторических сведений эти предложения для нас небезынтересны.

Литература:
1. Доклады: о выполнении коллективного договора, доклад об опыте работы коллектива, справки, показатели выполнения плана за 1959 год. // Государственный исторический архив Омской области. Ф 1100, оп. 1, д. 120, лл. 78-85.

3 июля 2019 года.
На фото с сайта Фотобус (http://fotobus.msk.ru) автобус ЗиС-154 в Омске на улице Ленина. Точная дата и автор фото неизвестны.

Из комментариев к данному эссе пользователей сайта "Фотобус":

Пользователь "vrs": "Между 1959 и, например, 2000-ми годами маршруты менялись более одного раза. Что касается упомянутого маршрута №1, такого разделения, как написано, не было (или затем было "слияние"). В 70-80х гг. маршрут №1 был действительно центральным маршрутом Омска, проходящим через весь город: ЖД вокзал - ОНПЗ. Маршрут был закрыт в 80-х, т.к. полностью совпадал с троллейбусным маршрутом №4, после этого некоторое время вообще не существовало маршрута №1.
То, что сейчас ходит в нефтяниках под номером 1, это уже явление последних лет. Сначала №1 заезжал на Кристалл, потом убрали заезд - трасса сейчас совпадает с трассой маршрута №76 Бархатовой-ОНПЗ, существовавшего лет 10-15 назад."

Пользователь "busman": "По поводу 1: если мне не изменяет память, то современная вариация относительно "новый" вариант маршрута, примерно до 90-х 1 так и ходила, как указано в статье, разве что вместо дока его подрезали до исполкома (нефтезавода).
Насчет 4 и его конечной Авиадук. В 78 году такого названия не существовало, разве что оно сократилось до "виадук", года до 2007 (а то и позже) это название было в ходу, затем ставшее "желдор больницей". Собственно, в 78 году 4 уже ходила только до телевизионки.
К некоторым рекомендациям скорее всего прислушались:
5 и 5а превратились в 5 и 30
Авиадук (виадук) - Южный стал 52
Непонятна только трасса маршрута внутри нефтяников, положим, что рынок в нефтяникам это современный кристалл, а ОНПС - нефтезавод, с комбинатской и так все ясно, но вопросы вызывает столовая, ясли и поселок Первомайский. Это при учете того, что предполагаемый мною "Даманский" Только через 10 лет начал застраиваться, до этого было там поле чистое.
(О 76-м маршруте): Он ходил не совсем так, точную трассу до сих пор не знаю, но он ходил буквально одно лето или год, примерно в 2005-2006 году и он был некоторой заменой 75, там были какие-то рокировки. Ходил тоже через нефтяники, точно врезалось в память его связь с остановкой восьмого ремесленного.
(О маршрутах из карты 1974 года)навскидку: всем известный 43 по набережной
На ЛБИ ходит всего 2 почти идентичных маршрута - 28 (до солнечного) и 71 обрывается чуть дальше Лукашевича (думаю, современный лесной проезд/фугенфирова, но этих улиц там еще нет)
Вместо 83 - его полная копия под №74
На ДОК ходит 1 и 9 (уходит в сторону СК по комбинатской)
67 вообще не нашел, хотя номера маршрутов и крупнее присутствуют, возможно вопрос в том, что на той карте не обозначали пригородное сообщение, тогда как за 1978 год 67 (ДП-17 - Лузино) на карте обозначен.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits