Тяжёлая атлетика 7. Пройти один!

Лев Неронов
               

        Команда и я в ее составе отлично выступили. В наш спортзал зашел заезжий московский тренер. Поговорил, пообщался с ребятами. Спросил, кто тут у вас перспективный. Ребята показали на меня. Все это происходило в присутствии нашего тренера, вроде его это и не касается. Затем гость обратился ко мне и предложил мне переехать к нему в столицу. Если я соглашусь, он все устроит. Я отказал ему. Объяснил, при этом, что я не хочу быть предателем, что мне здесь совсем неплохо, что корнями своими я на своем заводе и в своем городе. На том мы и расстались.
 
        А дальше случилось страшное. Константин Михайлович предложил мне перейти в легкий вес. В команде к этому времени в легком весе образовалась «дырка». Полусредних было несколько, мое «место» будет занимать Евсеев. Предложение свое тренер просил не разглашать, чтобы было это «в секрете от противников». Согнать двадцатилетнему пацану, состоящему только из мышц, кожи и костей, нужно было целых пять килограмм! Тренер мне был как отец, и я ему безгранично доверял.

        Батя говорил, что сгонка веса дело обычное, и это действительно так, если это в разумных пределах! Упоминал, что тридцатилетний американец Томми Коно семь кило сбрасывает перед соревнованиями, но не сказал, что за счет очистки кишечника и «химии», а не за счет мышечной массы! И я сделал непоправимую ошибку, что поддался на хитрую провокацию «Бати».


               
                Я хочу докричаться до начинающих
                тяжелоатлетов и их тренеров,
                что большая сгонка веса
                в МОЛОДОМ возрасте опасна для
                ЗДОРОВЬЯ и РЕЗУЛЬТАТОВ!


        Роковое банно-прачечное учреждение с парной располагалось рядом с тем парком и клубом «Родина», где я впервые без подготовки поднимал штангу в 15 лет и покалечил спину.

        В бане всегда была очередь любителей попариться. Все сидят молча, как в приемной директора на длинном конвейере из стульчиков.

        В воздух проникает аромат банных веников. Банщик в белом халате регулирует продвижение. Из предбанника раздается его громогласный голос: «Пройди один!», «Пройди двое!». Вся очередь при этом встает и перемещается относительно стульчиков на одно или на два места.

        Неизбежно продвигаешься к входу в предбанник, отдаешь купленный за 30 копеек билетик и вступаешь в царство воды, гремящих шаек и пара.

        Банщик «стартовым» ключом открывает клиентам двери шкафчиков. Раздетые догола, клиенты сами захлопывают пронумерованные ячейки с одеждой, забирают шайки с красными цифрами и поступают в моечное отделение.

        В бане есть медицинские весы, очевидно, выверенные в Палате Мер и Весов, потому что никогда не подводили. Есть нашатырь, часы и веники. Но главное, есть парная.

        Всякому спортсмену полезно примерно раз в 10 дней попариться в целях устранения зашлаковки организма, что я и делал первые два года в тяжёлой атлетике.

        Говорят, что при физической работе в мышцах образуется молочная кислота, отхожий продукт работы, вот она и уходит с потом в парилке. 

        После парной первую тренировку чувствуешь себя несколько вялым, а уже вторая проходит с прекрасным тонусом в мышцах и результатом!

        За два года занятий тяжёлой атлетикой моя кривая результатов неуклонно росла почти вертикально, как на дрожжах. Я с удовольствием ходил на тренировки и соревнования. И побеждал в полусреднем весе!

        В тяжёлой атлетике в моё время было семь весовых категорий. Я был в категории: полусредний вес - от 67.5 до 75 кг. Мой естественный вес был 72.5 кг.

        Листая сохранившийся «классификационный билет спортсмена», я могу привести некоторую статистику по сумме троеборья:

07.1954      мне 18 лет   вес полусредний   начало тренировок

12.1954          18.5     вес полусредний   3-й сп. разряд  247.5  кг

08.1955          19       вес полусредний   2-й сп. разряд  325.0  кг

06.1956          20       вес полусредний   1-й сп. Разряд 

12.1956          20.5     вес полусредний                350    кг

        За два года, с декабря 1954 г. по декабрь 1956 г . результат увеличился на 103 кг  в сумме троеборья!


        По городу расклеили афиши-рекламы о предстоящих масштабных соревнованиях у нас в Куйбышеве. Ехать никуда не надо. Все приедут к нам!

        В афише упомянули среди лучших спортсменов и мою фамилию, рядом с Ромасенко, Морзагуловым...

        Странно и приятно видеть свою фамилию, напечатанную крупными буквами. Хотя людям это абсолютно все равно, что там напечатано.

        Команда и я, в ее составе, отлично выступили.

        В наш спортзал зашел заезжий московский тренер. Поговорил, пообщался с ребятами. Спросил, кто тут у вас перспективный. Ребята показали на меня. Все это происходило в присутствии нашего тренера, вроде его это и не касается…

        Затем московский гость обратился ко мне и предложил переехать к нему в столицу. Если я соглашусь, он все устроит. Я отказал ему. Объяснил при этом, что я не хочу быть предателем, что мне здесь совсем неплохо, что корнями своими, учёбой в ВУЗе и работой по профессии я в своем городе. На том мы и расстались.
 
        А дальше случилось страшное. Тренер, Константин Михайлович Афонин, «Батя», предложил мне перейти с полусреднего в легкий вес! В команде к этому времени в легком весе образовалась пустота. Чтобы мне попадать в лёгкую категорию, нужно было сбрасывать перед соревнованиями 5 кг.

        Полусредних было несколько успешных спортсменов. Я всегда занимал первые места. Теперь лидером «назначили» Васятку Евсеева.

        Свое предложение «Батя» просил не разглашать, чтобы было это «в секрете от противников»! Тренер мне был как отец, я ему безгранично верил в те годы и не дерзнул против него слово молвить.

        Константин Михайлович говорил, что сгонка веса дело обычное для спортсменов перед соревнованиями! Для убедительности привёл пример, что, мол, тридцатилетний американец Томми Коно семь кило сбрасывает перед соревнованиями, но не сказал, что за счет очистки кишечника с помощью слабительных, а не за счет МЫШЕЧНОЙ массы! Ещё «Батя» не сказал, что Томми Коно в тридцать лет уже достиг своего потолка результатов, и ему оставалось только удержаться в спорте на своих позициях.
 
        Но сгонять 40 раз (10 раз в году) перед каждым соревнованием мне, двадцатилетнему пацану, не достигшему своего спортивного предела, состоящему только из мышц, кожи и костей, нужно было целых 5 килограммов (!!!)

        И я нанёс непоправимый урон своему организму и своей тяжелоатлетической биографии, что поддался на провокацию «Бати».
         

        Мой переход в лёгкий вес не приносил команде дополнительного очка. Два первых места в полусреднем весе приносили 3 очка, а два первых места в разных весах приносили только 2 очка.

        Цель «Бати» была банальная: приковать любым путём молодого спортсмена к себе. Что он и сделал на четыре долгих, бесполезных для спортсмена, года (!!!)


        Когда выезжаешь в другой город, первым делом ищешь, где тут баня. Кому-то в аэропорту прибытия можно съесть пару порций, дефицитных в то время, сосисок с капустой, а кому-то их придется вышибать в парной веником. Строго говоря, всякая спартакиада с традиционными соперниками начинается с парной.

        Вот Коля Галкин из Москвы, вот парятся Гринько и Маклецов из Астрахани, Эпштейн из Ленинграда. Сегодня мы соревнуемся в парилке, завтра - на весах и на помосте.

        Сгонщики веса соблюдают некоторую технологию. Следует перед парной выпить чашечку чая с малиной для лучшего потоотделения. Голову покрыть сухим полотенцем. Ноги защитить резиновыми шлепанцами, руки - варежками. Голову мыть в последнюю очередь, чтобы не угореть. Пот соскребывается с тела мыльницей.

        Устанешь в парилке, выйди в моечную, надев простыню или халат, чтобы поры кожи от прохлады не закрылись. Боже упаси, встать под душ. Тело очень гигроскопично, как промокашка, и мгновенно впитаешь литр воды. Можно полкило до цели не согнать, за ночь до соревнований они «сгорят».

        Взвешивание длится час до соревнования. Если застряло граммов двести, то рекомендуется сосать лимон, чтобы плеваться, бегать в шубе по лестнице. Взвесившись, можно выпить пару сырых яиц, немного чая или кофе с шоколадом.

        Если  будет установлен рекорд в отдельном упражнении, то судьи спортсмена взвесят снова! Если вес оказался в другой весовой категории, то рекорд  не засчитывается.

        На первенстве мира один атлет попал в цейтнот при взвешивании. Излишек у него 50 граммов, а весы, того гляди, запрут. Это значит, было уже все: парная, беготня в теплой одежде по лестнице, кислый вкус лимона во рту.

        В этот критический момент друзья спортсмена вооружились ножницами, выпрошенными у медсестры, на скорую руку выстригли мужику всю его лохматость, начиная от каракуля шевелюры, на груди и спине. Не забыли и паховую область. Под дружный гогот всей мужской компании. В ходе пострига  всех привлекала выразительная мужская подвеска у спортсмена. Она выглядела тогда, как неуместное излишество.

        Следует, однако, рассказать и о некоторых важных событиях четырех лет тренировок с удержанием себя на соревнованиях в легкой весовой категории. Зачем-то я согнал пять килограмм по настоянию моего тренера.

        Команда получила гарантированное очко в легком весе, «дырка» устранена. Мне и сейчас жалко противника своего, которому я помешал быть в городе первым. Жалко еще и потому, что вскоре он заболел туберкулезом легких.

        В легком весе мой даже пониженный  результат от сгонки веса был нормативом мастера спорта.

02.1957          20.6      вес  легкий   (!)             322.5  кг
06.1959          23        вес  легкий                335     кг

        Случилось еще событие.  Я сдал вечером непростой экзамен в институте. После экзамена пошел сгонять вес перед соревнованиями. Утром соревновался с равными соперниками.

        Тяжело, но победил. На последнем подходе почувствовал резкую боль в области сердца. Никаких врачей, скорой помощи не беспокоил. «Крючком» свернувшись, отошел от «тяжестев». Не вышел на пьедестал победителей, а двигаясь медленно бочком, убрался из большого спорта.

        Спасибо, остался жив. Через пару недель я все-таки зашел в больницу. Врач меня «успокоила», что теперь даже ведро воды мне никогда больше поднять не суждено. Это я и сам понимал. Никакого лечения или анализа врач мне не назначила.

        Через месяц я снова пошел к врачу в надежде на помощь. По счастливой случайности меня выслушал другой врач. Он назначил мне пройти кардиограмму. Изучив кардиограмму, врач удивил меня неожиданным заключением. Оказывается, я здоров! У меня случился простой невроз в момент получения травмы. Это проходит.

        Но тогда, спустя полтора месяца после того печального события, сердце болело от отсутствия привычной нагрузки. Нужно было опять «клин клином», в который уж раз?! Врач порекомендовал мне: «Идите опять в спортзал! Постепенно нагружайте себя. С возобновлением тренировок боль устранится!».

        Вот так! Сколько же раз организм может прощать безобразное к себе отношение!?

        Очень осторожно я начал с малыми весами реабилитироваться. Я постепенно забыл о боли в сердце. Затем я решил окончательно и бесповоротно вернуться в полусредний вес.

        Переход в полусредний вес вернул прежние результаты.

11.1960          24.5 г. вес  полусредний  (!)   357.5 кг

        Но время не вернешь! Перед очередными соревнованиями я показал тренеру на весах, что у меня вес вырос, выпив для  убедительности пару литров воды. Я стал, наконец, думать о себе, что было во благо и команде!

        Поспорив с тренером, я выступал в полусреднем весе, против Васятки Евсеева. Победил, но с уроном для здоровья - травмировал плечо. Финита ля комедия. Это был мой последний аккорд в большом спорте.

        От тяжелой атлетики, остались у меня некоторые физические данные. Трепетно вспоминаю  о  многочисленных поездках по России, о ребятах, с которыми вместе пролил столько пота в спортзале, о тренере «Бате». Сожалею о досадных глупостях, загубленной спортивной карьере, когда сгонкой своего веса в течение 4-х лет я круто оборвал восходящую кривую роста результатов.

        Иногда слышу звуки нашего спортзала. Лязг дисков собираемой штанги, глухие удары штанги о помост. Слышу голоса моих товарищей. Голос «Бати». Такой спокойный и деловитый.  И, не смотря ни на что, такой родной...

        Да, это было мое счастливое время. Я был молод, силен, успешен, много и старательно тренировался, был полон светлых надежд.