Аристарх и Доктор Фауст

Александр Кормачев
“Как речь его спокойна и мягка!
Мы ладим, отношений с ним не портя.
Прекрасная черта у старика
Так человечно думать и о черте.”
          Фауст (Иоганн Вольфганг Гете). Дьявол о Боге.

- Стоп. Достаточно, - режиссер, похожий на Романа Виктюка, поправил шейный платок, подлил себе что-то в кофе из металлической фляжки и задумчиво оглядел сцену, - прошу не забывать, что Фауст - это не изобретение великого Гёте, а реальный человек, чернокнижник, живший в Германии в 15 веке и погибший в гостинице «Loewen» от взрыва во время химического опыта. Его тело было сильно обезображено, и его недоброжелатели заявили, что сам дьявол забрал его душу.

Все действо происходило в замке у Чмочкаридзе, в домашнем киноконцертном зале. Михаил продолжал придумывать и воплощать творческие развлечения для себя и для двух своих друзей. Режиссер восседал в первых рядах зала, а знакомая уже всем троица расположилась на сцене. Элла сидела в кресле, ближе к левому краю сцены, чуть в стороне, и наблюдала за развитием действия, готовая вмешаться в подходящий для этого момент. На ней было маленькое черное платье от Шанель, красивые чулки и умопомрачительные туфли, однако количество драгоценных украшений не позволяло определить ее образ как элегантный, она выглядела, можно сказать, вульгарно в сиянии бриллиантов и рубинов, преобладающих в ее серьгах, колье, диадеме, браслетах и кольцах. Хотя кто-то мог бы с этим и поспорить. (“You can never be overdressed or overeducated.”)))

В центре сцены стоял стол, уставленный колбами и пробирками с разноцветными жидкостями, из некоторых валил дым, который стелился по полу сцены, вызывая ассоциации с рок-концертом. Над пробирками колдовал Аристарх, наряженный, скорее, как современный программист, чем как средневековый чернокнижник, на нем были джинсы, кроссовки и анорак. Рядом стояла кушетка, на которой развалился Мефистофель в черном одеянии, в нем легко угадывался Михаил.

- Вы правильно ухватили идею, - режиссер сделал глоток из чашки, - над нами всеми витает дух великого Гёте. Конечно, я тоже что-то привнес, но по большому счету это ваша постановка, вы главные авторы и толкователи истории доктора Фауста. Поэтому, чем больше импровизации и отсебятины, тем лучше: выплескивайте все, что вас волнует и тревожит. Вот эта импровизация мне понравилась, мы обязательно включим этот фрагмент в окончательный вариант, - режиссер вывел текст с помощью проектора на экран:

Мефистофель: Фауст, так ты идешь на корпоратив?
Фауст: Место проведения смущает. Что-то как-то стрёмно, бизнес-центр “Бухарский”, просто не понятно, к чему может привести подобная экзотика.
Мефистофель: Да брось ты привередничать. Я так думаю, что Бухарский - это кличка хозяина бизнес-центра. Некий Миша Бухарский, близкий друг фарцовщицы Маргариты Наварской)))).

Чмочкаридзе достал сигарету, удобнее устроился на кушетке, закурил, затем выпустив несколько колец дыма изо рта, спросил режиссера:
- Роман, чувствуется какая-то двойственность персонажей, они меняют свои облики по ходу действия: Маргарита Наварская (фарцовщица) становится Гретхен; Аристарх - доктором Фаустом, но Мефистофель остается Мефистофелем. Это не случайно?
Режиссер эмоционально всплеснул руками, вскочил с места и вышел на сцену к актерам:
- Нет, не случайно! Хорошее замечание, Михаил. Помните фильм Дэвида Линча “Малхолланд Драйв”? В какой-то момент почти все герои меняют имена и/или внешность, кроме Адама Кешера - этот персонаж является по фильму режиссером. Кешер по еврейский означает “мост”. Вот Адам Кешер является мостом между двумя разными измерениями реальности, существующими параллельно. Здесь мы видим импровизацию Дэвида Линча на его любимую концепцию из Борхеса о многовариантности судьбы человека. В нашей постановке Мефистофель величина постоянная, он пребывает в одной из своих любимых ипостасей - высокопоставленного сотрудника разведки.
Было видно, что объяснение режиссера заинтересовало Михаила, он даже поменял положение и теперь, скорее, сидел, чем лежал.

- Ну хорошо, Роман, тогда в чем заключается чертовщина ситуации, в чем извечный сволочизм греха, связанного с торговлей душами?
- Понимаете, мы живем в эпоху постмодернизма, условно говоря, уже все придумано до нас. Здесь сразу же можно вспомнить фильм с молодым Пирсом Броснаном “Четвертый протокол”. О чем всё это современное искушение - срубить побольше денег в никем не контролируемом развед-бизнесе. По фильму два руководителя разведывательных структур, с одной стороны СССР, с другой стороны Великобритании, решили порешать свои личные вопросы за счет интересов государств, которым они якобы служат. В итоге советские шпионы едва не взорвали миниатюрную атомную бомбу в Англии, доставленную с помощью курьеров мелкими деталями. Весь драматизм в том, что люди могут делать совместный бизнес: заниматься контрабандой, шантажом, вымогательством, но им также необходимо для отчета делать формальные дела - доставлять элементы химического и ядерного оружия на территорию потенциального врага, готовить диверсионную сеть, чтобы при необходимости можно было организовать взрывы и посеять панику. Никто не собирается осуществлять это на практике, однако, поскольку уже все готово, оно может сработать “само”, ну или почти “само”. Помните как в “Колыбели для кошки”, смертельно больной диктатор решил отравить себя льдом 9, но спровоцировал мировую катастрофу?

Михаил заулыбался:
- Понимаю, дьявол появляется тогда, когда от нас ничего не зависит, но сработать может, причем еще как!
- Именно, это обратная сторона недемократического режима. С одной стороны хорошо, что все при деле, трахаются как могут по жизни. Но с другой стороны спецслужбы должны отчитываться за свою деятельность, причем страна-то формально считается независимой, в этом трагизм ситуации, обуславливающий накал страстей. И вы, Михаил, совершенно справедливо заметили, что как раз в этот момент появляется дьявол, причем уже настоящий дьявол, а не опереточный, прошу прощения, Мефистофель.
- Ну что ж, спасибо, Роман, за исчерпывающий ответ на довольно таки непростой вопрос. В каком направлении будет развиваться сюжет, теперь понятно. Но чем все должно закончится, как по вашему?
- Я предлагаю драку в зрительном зале. Специально приглашенное отребье, якобы случайно просочившееся на закрытый показ, начнет кидать помидоры в артистов в конце представления. Однако рядом с ними также случайно окажутся молодящиеся 35 летние барышни в коротких юбках (чемпионки европы по тхэквондо от сборной Санкт-Петербурга) дадут им хороший отпор. Я думаю, гостям должно понравиться, - режиссер мечтательно посмотрел на Эллу.
- Еще бы, красивые ноги, короткие юбки в сочетании с высокими ударами ногами в голову, - Михаил весело засмеялся, - неплохо, неплохо. Ну а ты, Аристарх, как бы закончил этот рассказ?
- Ну, конечно же, словами великого Гёте:

Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Продолжение:  http://www.proza.ru/2019/07/13/124   
Начало:  http://www.proza.ru/2019/02/21/1522