Огненное небо Грозного

Олег Каминский
     За время Великой Отечественной войны вражеская авиация произвела множество налётов на советские города, в том числе на крупнейшие промышленные центры страны, но только однажды целью немецких лётчиков стал один из важнейших районов нефтедобычи. Этим крупным центром нефтедобычи и нефтепереработки, имеющим огромное стратегическое значение, был город Грозный на Северном Кавказе.   

     С началом войны, в связи с резко возросшей потребностью фронта в нефтепродуктах, предприятия Грозного вынуждены были значительно поднять уровень добычи нефти. Количество добываемой нефти увеличилось настолько, что за большие успехи, в начале 1942 года, промысел № 2 Грозненского треста «Малгобекнефть» даже был награжден орденом Ленина, а нефтеперерабатывающий завод № 2 – орденом Трудового Красного Знамени.   

    Когда летом 1942 года немецко-фашистские войска прорвались на Северный Кавказ, Грозный стал прифронтовым городом. Активное участие в работе по постройке оборонительных рубежей на подступах к Грозному и непосредственно в городе приняло более 40 тысяч человек. Машиностроительными и металлообрабатывающими заводами были изготовлены тысяча стальных противотанковых «ежей», расставленных на танкодоступных местах. Кроме того, на пути движения немецких танковых соединений, пожарные команды залили нефтью 28 километров противотанковых рвов, пропитали ею 9 километров соломенного вала, залили нефтью места возможного прохода танков на огромной площади (1 миллион квадратных метров!) и закачали 7 тысяч кубометров воды в противотанковые рвы.

     В сентябре в связи с приближением фронта были эвакуированы основные предприятия треста «Грознефть» и около 9 тысяч нефтяников и членов их семей, для чего было использовано более 4.200 вагонов для перевозки оборудования и людей. Практически все буровые работы были свернуты, однако часть скважин и нефтеустановок продолжали работать, снабжая фронт горючим. Тем временем, в городе накопились огромные запасы горючего и других нефтепродуктов.   

     Поначалу немецкое командование имело большие планы по захвату Грозненского нефтеносного района и использованию нефтепродуктов, в которых Германия остро нуждалась для продолжения войны. Однако стойкое и неуклонно возраставшее сопротивление советских войск, большие потери, понесенные вражескими войсками, вскоре заставили противника отказаться от наступления на грозненском направлении и перейти к обороне.

     Не сумев захватить Грозный, фашисты решили уничтожить его с воздуха. С этой целью были задействованы 1-я бомбардировочная эскадра «Гинденбург», 100-я бомбардировочная эскадра «Викинг», 1-я эскадра тяжелых истребителей «Веспе» и 52-я истребительная эскадра. 

     И вот 10 октября 1942 года на город Грозный и его промышленные объекты впервые были произведены два массированных налета вражеской авиации.

     Первый налет был совершен днем. В 14 часов 2 минуты по донесениям постов ВНОС о подходе групп бомбардировщиков, по городу была объявлена воздушная тревога. А уже через три минуты над городом появились первые группы бомбардировщиков – 4 Хе-111 и 8 Ю-88. С разных направлений отдельными группами от 5 до 32 самолетов под прикрытием истребителей Ме-109 и Ме-110 стали подходить и другие бомбардировщики противника. Продолжался налет до 14 часов 59 минут.

     Количество участвовавших в налете немецких самолетов в различных источниках оценивается по-разному. Например, по данным Журнала боевых действий 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО в налете участвовало до 34 Хе-111, 52 Ю-88, 40 Ме-110, 60 Ме-109, то есть до 186 самолетов. По другим данным – 156 самолетов. Встречается информация о 85 бомбардировщиках и 30-40 истребителях. А в Журнале 822-го истребительного авиаполка записано, что за 55 минут воздушного налета над городом был отмечен пролет 80 бомбардировщиков и 20 истребителей. Другие документы зафиксировали 74 бомбардировщика (30 Хе-111 и 44 Ю-88), под прикрытием 12 истребителей, а также 40 истребителей, патрулировавших на подступах к Грозному в радиусе 30 км, которые должны были отсекать наших истребителей.

     Позже, с 18 часов 47 минут до 24 часов, группами до 3-х самолетов, с интервалом по времени 40 минут, противник произвел второй налет на Грозный. По неполным данным, в этом налете приняли участие 53 немецких самолета (3 Хе-111, 8 Ю-88, 4 Ме-110 и 38 других самолетов, тип которых опознать нашим наблюдателям не удалось). Другие источники утверждают, что ночной налет на город произвели 56 самолетов. Сколько в действительности немецких самолетов участвовали в налётах – ответить точно пока не представляется возможным, из-за отсутствия документов противника.    

     Всего в двух налетах вражескими лётчиками было сброшено около 400 фугасных бомб калибра 100-250 кг и большое количество мелких зажигательных бомб. Характерно, что из сброшенных фугасок только 25 (из них – 8 неразорвавшихся) в результате рассеивания упали вне цели, а все остальные попали точно в цель – на заводы и нефтепромыслы. 

     Главный удар пришелся по Сталинскому району города, где были сосредоточены основные нефтеперерабатывающие предприятия. В результате бомбардировки стали гореть и взрываться нефтеперегонные установки, операторные, насосные станции, 1-й и 3-й нефтеперерабатывающие заводы, резервуары с нефтью и нефтепродуктами, наливные эстакады. Загорелись единственная в городе ТЭЦ, автобаза, производственно-товарная контора, железнодорожная станция и клуб железнодорожников, а также многое другое. Наиболее страшным оказался пожар в огромном нефтяном хранилище с запасом нефти в один миллион тонн. Через разрушенные бомбами ограждения и земляные валы пылающая нефть потекла в город. Все, что попадалось ей на пути, расплавлялось, превращалось в бесформенные груды. Город представлял собой сплошное море огня, в небе завис огромный столб дыма, который был виден за десятки километров.

     Всего, по некоторым данным, при налете возникло 29 очагов пожара, вышли из строя около 100 скважин, было подожжено 15 нефтеперегонных установок, 139 резервуаров с нефтепродуктами (по другим данным, из 188 вместительных нефтяных резервуаров полностью были уничтожены 87), 22 промышленных и подсобных здания, 12 жилых домов, общим числом свыше двухсот объектов. Погибли 18 и были ранены 67 человек, из них военнослужащих гарнизона убито 4 и ранено 3 человека. В общее число жертв, вероятно, входят 15 погибших пожарников. Кроме того, в 744-м зенитном полку был убит 1 красноармеец, ранено 2 командира и 2 красноармейца.   

     Нанесенный ущерб только по сожженным нефтепродуктам составил: автобензина 1.500 тонн, тракторного керосина 2.000 тонн, топочного мазута 8.500 тонн, полимеров 3.800 тонн, и т.д. Всего было уничтожено 114.580 тонн нефтепродуктов.

     Следует также добавить, что в силу различных причин (демонтаж и эвакуация промышленного оборудования), и во многом, именно из-за разрушений во время налётов 10 октября и в дальнейшие дни, перегонка нефти в Грозном упала с 404 тысяч тонн в мае 1942 года до 2,3 тысяч тонн в октябре. В целом, последствия бомбардировок оказались катастрофическими для нефтяной промышленности Грозного.

     А каковы же были действия сил нашей противовоздушной обороны, которые обязаны были защитить город и ценнейшие промышленные объекты от вражеского нападения? Начнем с истребительной авиации.

     Прежде всего, скажем, что город защищала 105-я истребительная авиационная дивизия ПВО. Командиром дивизии был полковник Л. Г. Рыбкин – опытнейший лётчик, участник гражданской войны в Испании и советско-финляндской войны, ветеран боев под Москвой.

     На 1 октября 1942 года в составе дивизии числились 116 лётчиков и 66 самолётов – 21 И-16, 19 ЛаГГ-3, 12 Як-1, 7 МиГ-3, 5 И-153 и 2 Як-7б. Правда, 18 самолётов из этого числа принадлежали 266-м авиаполку, базировавшегося в районе Махачкалы. Зато прикрывавшие Грозный 182-й, 234-й, 738-й и 822-й авиаполки, имели на вооружении остальные 48 истребителей. Негусто, надо признать, к тому же, часть самолетов была в неисправном состоянии. А о том, что самолётный парк был слишком уж разношерстный и говорить не приходится...         

     Всё же, на отражение дневного налёта смог вылететь 21 истребитель. Лётчики провели 18 воздушных боев, в которых, по их заявлениям, сбили 10 самолетов противника Ю-88 (по другим данным, 11 самолетов – 10 Ю-88 и 1 Хе-111). 

     Согласно рапортам, отличились летчики 182-го истребительного авиаполка – лейтенант С. Д. Полищук и младший лейтенант Е. В. Озерецковский, сбившие по одному Ю-88. Пилоты 234-го полка – капитан И. З. Бедило, лейтенанты Н. К.Дураков и Костиков также уничтожили по одному Ю-88. Вражеский самолет Ю-88 сбил летчик 738-го авиаполка сержант И. И. Кириченко.

     Больше всего воздушных побед было засчитано летчикам 822-го истребительного авиаполка. Капитан Н. И. Ковалев, лейтенант А. Д. Остапенко и сержант И. Ф. Лазутов уничтожили по одному 1 Ю-88. Один Ю-88 был сбит совместными усилиями старших сержантов П. А. Галахова и А. П. Корякова. Однако героем дня был, безусловно, 21-летний лётчик этого полка старший сержант Г. К. Мартыс, совершивший выдающийся подвиг. Вот как об этом записано в представлении его к награде:

     «При налете авиации противника на объекты города Грозный 10.10.1942 года Мартыс в паре с сержантом В. А. Шкатуло по радио с земли был направлен для атаки группы бомбардировщиков противника в количестве 7-ми самолетов. Встретив группу в районе Грозного, лётчики с первой атаки разбили строй бомбардировщиков и атаковали правого ведомого.

     Настойчивыми, тактически грамотными воздушными атаками и метким огнем Мартыс сбил самолет противника Ю-88.

     В этот момент Мартыс и сержант Шкатуло были атакованы 5-ю истребителями противника. В завязавшемся воздушном бою сержантом Шкатуло огнем был сбит 1 «Ме-110» (между прочим, в Журнале боевых действий об этом ничего не сказано!), но и самолет Шкатуло получив повреждения, вышел из боя.

     В неравном воздушном бою 1 против 4-х истребителей врага самолет тов. Мартыс был подбит, а сам Мартыс ранен в левую руку.

     Истребители противника наседали на подбитую машину старшего сержанта. К этому времени в район воздушного боя подошел второй эшелон бомбардировщиков противника. Старший сержант Мартыс, горя ненавистью к врагу и не желая дешево отдать свою жизнь, на подбитом уже самолете врезался в строй бомбардировщиков и левой плоскостью таранил «Ю-88» по хвостовому оперению.

     Самолет противника, разрушаясь, упал на землю. При ударе разрушился и самолет старшего сержанта Мартыс. Лётчика выбросило из кабины, и он благополучно приземлился на парашюте в районе боя. За боем лично со штабом наблюдал командир 414-й стрелковой дивизии, подтвердивший весь ход боя.
 
     В этом неравном бою с огромным численным превосходством врага тов. Мартыс одержал две блестящие победы, проявив при этом беззаветную преданность Родине и героизм». 

     К сожалению, принять участие в отражении вечернего налета немецкой авиации «Сталинские соколы» не смогли, из-за отсутствия у них… ночного старта! Почему так безответственно подготавливали истребительные части ПВО к защите Грозного – остается только догадываться.

     Потери 105-й авиадивизии ПВО при отражении налета на Грозный 10 октября 1942 года составили: 1 ЛаГГ-3 был разбит при таране, 2 ЛаГГ-3 получили повреждения средней степени, требующие ремонта, 1 Як-1 был легко поврежден (пробит маслобак). 
 
     Совместно с лётчиками-истребителями небо Грозного охраняли 27 зенитных батарей из различных полков и дивизионов. Отражая дневной и вечерний налеты, они израсходовали 2.323 шт. 85-мм снарядов и 3.944 шт. 76-мм снарядов, заявив об уничтожении 6 самолетов противника.

     Так, бойцы 744-го зенитно-артиллерийского полка ПВО (командир – майор А. А. Пятаков) посчитали, что сбили 3 немецких самолета (2 Ю-88 и 1 Ме-110), в том числе: 1-я батарея – 1 Ю-88, 2-я батарея – 1 Ме-109 (Ме-110), 3-я батарея – 1 Ю-88. Один сбитый Хе-111 был засчитан 383-му отдельному зенитно-артиллерийскому дивизиону ПВО и один Ю-88 – 441-му отдельному зенитно-артиллерийскому дивизиону ПВО (командир – майор И. Т. Карпеев)…

     Каков же общий итог боевых действий лётчиков-истребителей и зенитчиков ПВО Грозного? По вышеприведенным данным получается, что они уничтожили 16 вражеских самолетов. В боевом донесении Северной группы упомянуто о 19 сбитых самолетах противника. А в некоторых источниках утверждается, что оборонявшие Грозный 744-й зенитно-артиллерийский полк и 105-я истребительная авиационная дивизия ПВО, при помощи истребителей ВВС Закавказского фронта, уничтожили даже 35 фашистских стервятников!

     Увы, в действительности при налёте на Грозный немцы безвозвратно потеряли один-единственный самолет Юнкерс-88 из состава 1-й бомбардировочной эскадры «Гинденбург». Несмотря на то, что из падающего самолета успели выпрыгнуть и наблюдались в воздухе два парашютиста, все четыре члена экипажа – обер-ефрейторы Вальдемар Липс (пилот), Манфред Люксенгофер (штурман), Вилли Гофмайстер (радист) и унтер-офицер Хорст Хюпфнер (стрелок) – пропали без вести. Причиной потери самолета в немецких документах указан зенитный огонь.   

     Кроме того, в этот день ещё пять Ю-88 эскадры «Гинденбург» получили по различным причинам повреждения от 20 до 30%, но, когда и где это произошло – при налете на Грозный или во время других боевых операций, в том числе под Сталинградом, – ответить затруднительно. Впрочем, даже если один – два из них были подбиты над Грозным, нам от этого легче не станет.    

     Действительно, надо признать, что, разбомбив, практически, все нефтепромыслы Грозного и, нанеся колоссальный ущерб, лётчики Люфтваффе выполнили свою боевую задачу на пять с плюсом. Чего не скажешь, к сожалению, о советских силах противовоздушной обороны, в первую очередь о «Сталинских соколах». Записанный в их актив геройский воздушный таран это, конечно, хорошо. Однако, было бы гораздо лучше, если бы лётчики просто умели сбивать вражеские самолеты, как это положено, с помощью обычного вооружения истребителей. Причем, сбивать на самом деле, а не на бумаге.   

     Почему же противовоздушная оборона Грозного действовала так плохо? Винить ли в этом командующего Грозненским дивизионным районом ПВО генерал-майора артиллерии Н. В. Маркова, командира 105-й авиадивизии ПВО полковника Л. Г. Рыбкина или какого-либо другого начальника – вопрос, конечно, риторический. 

     А что мешало усилить ПВО Грозного истребительной авиацией? Между прочим, на 1 октября в Резерве Ставки ВГК находились целых пять истребительных авиадивизий – 215-я, 235-я, 269-я, 274-я и 282-я. Однако никому из авиационного начальства даже не пришла в голову простая мысль о выделении хотя бы пару десятков новых самолётов, для защиты ценнейших объектов Грозного. 

     И в заключение приведем чрезвычайно любопытное свидетельство, которое позволяет взглянуть на перипетии воздушного налета на Грозный совершенно с другой стороны. Так вот, согласно документам противника, прикрывая свои бомбардировщики, кавалер Рыцарского креста командир 8-го отряда 52-й истребительной эскадры обер-лейтенант Гюнтер Ралль сбил одного за другим, с интервалом в шесть минут, два русских истребителя ЛаГГ-3. Третий ЛаГГ записал на свой счет фельдфебель Вернер Миленц из 9-го отряда, но это произошло уже на два с половиной часа позже. Поэтому, не вызывает сомнение тот факт, что под удар немецкому асу попались именно самолеты сержанта Шкатуло и старшего сержанта Мартыс. Как мы уже знаем, они оба, к счастью, остались живы. Что ж, хотя бы на этот раз, обошлось без жертв среди «Сталинских соколов»……