Предлагаю Вашему внимание 4 статьи, написанные и опубликованные с 1 по 17 июля на двух интернет порталах РМ - eNews и AVA . И извините за повторы...
ОГЛАВЛЕНИЕ.
I. Метаморфозы: Или М. Санду становится молдо-бессарабской М. Тэтчер, а И.Додон превращается в британскую Королеву, или в 2020 году она станет Президентом РМ.
II.Бархатный “1937 год” в Молдове.
III.Полнейший Абзац: 24 дня КОНСТИТУЦИОННОГО правления в РЕАЛЬНОМ ПРОШЛОМ чудовищной коалиции АКУМ минус ПСРМ (4 констатации) - http://proza.ru/2020/04/18/123.
IV. 8 июня - 11 июля 2019 г.: Бархатный государственный переворот № 3 в Р. Молдова.
I.МЕТАМОРФОЗЫ: Или М. Санду становится молдо-бессарабской М. Тэтчер, а И.Додон превращается в "британскую Королеву", или в 2020 году она станет Президентом РМ.
Возможен и третий вариант – скорый развал чудовищной, внутренне несовместимой коалиции ПСРМ+АКУМ из-за обострившихся геополитических, политических и идеологических противоречий. А также из-за личных, психологических причин.
Мы все помним, что 90 дней не хватило субъектам нынешнего альянса, чтобы договориться о взаимоприемлемых компромиссах, прийти к согласию и образовать правящее большинство.
Только под давлением внешних геополитических игроков удалось на скорую руку сформировать правящее большинство и запрыгнуть с опозданием в уже тронувшийся поезд.
Но имелись, конечно, и внутренние обстоятельства, которые содействовали их политическому мезальянсу и продолжают поддерживать их противоестественный политический брак.
Во-первых, общая ненависть к В. Плахотнюку и ДПМ…
Во-вторых, непомерные властолюбие и амбиции у И.Додона и М.Санду. (Впрочем, для политика – это нормально). И соответственно - желание реально властвовать, а не быть только всенародно избранным, но мало полномочным президентом, у одного, или оппозиционным депутатом, который ничего не решает, а только критикует и чьё мнение не принимают во внимание, у другой.
В-третьих, соучастие в попытке государственного переворота с 8 по 15 июня. ПСРМ и АКУМ к этому причастны напрямую, а И.Додон - косвенно. И этот общий антиконституционный грех их объединяет и поэтому они стремятся ТОТАЛЬНО убрать из властных структур всех тех, кто может привлечь их за это к ответственности. И повсюду расставить своих людей. И пока они не закончат свою Великую Чистку (наподобие 1937 г., но только без кровопускания, но во всю используя моральный террор), этот неравный противоестественный брак по расчёту будет однозначно существовать.
В-четвертых, необходимость Великой Чистки сопряжено с примитивной жаждой Мести под личиной справедливого, мол, возмездия…Особенно у И.Н.Додона, который помнит все свои многократные унижения, когда его отстраняли от власти и горит желанием отомстить В. Плахотнюку и ДПМ.
Однако, конечно, в-пятых, когда мы говорим о нормальных политиках, надо понимать, что властолюбие и честолюбие у них сочетается с благородным стремлением оставить добрый след в истории своей страны, улучить дела в различных сферах общества.
Ни И.Н.Додону, ни Майе Санду в этом, безусловно, отказать нельзя.
Итак, завершение молдо-бессарабской Великой Чистки — это тот рубеж, после которого чудовищная Коалиция может естественным путём распасться без шума и пыли из-за внутренней несовместимости, а скорее всего, - лопнуть как тухлое яйцо, издавая словесное зловоние. Это – третий вариант.
Можно представить и другой, первый, вариант, когда, завершив Великую Чистку, чудовищная Коалиция продолжит еще некоторое время своё совместное правление под предлогом, что они не закончили свои благородные для Р. Молдова реформы.
В этом случае несложно спрогнозировать, что усилятся трения из-за геополитических, политических и идеологических противоречий между ПСРМ и АКУМ (если только ПСРМ не капитулирует по всем пунктам своей программы перед АКУМ, что она уже частично сделала 8 июня, предав своих избирателей), а также из-за конфликта между Президентом страны и Премьер-министром.
И И.Додон, и М.Санду – в высшей мере властолюбивы, амбициозны и честолюбивы. В этом они похожи друг на друга. Поэтому двум И.Додонам или двум М.Санду в одной царской берлоге не ужиться. Между ними по этой причине неизбежны вначале трения, а затем и борьба по перетягиванию каната власти.
Будучи, как я уже отмечал, властолюбивым и честолюбивым человеком, М.Санду, естественно, хочет единовластно руководить Правительством. Ей самозваные советчики в лице Президента И.Н. Додона, или, тем более, – Председателя Парламента З.Гречаной, не нужны.
Реальная исполнительно-распорядительная власть находится в её руках. Шаг за шагом она будет усиливать свои позиции в высших эшелонах власти. И хотя у нас не 100 % парламентская система власти как в Великобритании (парламентская монархия) или Германии (парламентская республика), но всё же на 2/3 - парламентская республика.
Поэтому шаг за шагом М.Санду - и чем дольше продолжится эта Коалиция, тем больше – будет превращаться в М. Тэтчер, или, на худой конец – в А. Меркель. И соответственно будет расти её рейтинг, а рейтинг И.Н.Додона не будет поспевать за ним.
В этом случае, оставаясь полновластным Премьером, она может отказаться баллотироваться на должность Президента в 2020 г., предоставляя право И.Н.Додону еще раз быть избранным “Британской Королевой”.
Конечно, понимая это, И.Додон и ПСРМ могут разорвать соглашение с АКУМ весной следующего года (и это второй вариант) и пойти на досрочные выборы (ибо, согласно п. (4) ст.85 Конституции РМ, <<Парламент не может быть распущен в последние шесть месяцев до истечения срока полномочий Президента Республики Молдова>>, а срок истечения полномочий Президента РМ. И.Н.Додона завершится 23 декабря 2020).
Но сомневаюсь, что это его спасёт, и предполагаю, что в этом случае всё равно на следующих президентских выборах победит М.Санду.
II.БАРХАТНЫЙ “1937 год” В МОЛДОВЕ
Возмущенный сторонник чудовищной коалиции ПСРМ+АКУМ с зомбированными, а то и вовсе с отмороженными мозгами завопит в ответ, прочитав заголовок: что это Вы фантазируете, господин Эдуард Волков, а некоторые из них, в духе их вождей, и вовсе потребуют прекратить клеветать, а то я в противном случае отвечу по всей строгости закона….
Вот пользуясь случаем, я и отвечаю по всей строгости закона, которая требует придерживаться фактов.
И вовсе не фантазирую и, тем более, не клевещу, дамы/господа из АКУМа и товарищи из ПСРМ, легшие под русофобов и румыноунионистов из АКУМа. А всего лишь констатирую факты.
И чтобы в этом убедиться, давайте разбираться.
1.Конечно, оппозиционеров у нас в Молдове сейчас не расстреливают, не гноят в тюрьмах(почти), не пытают(почти) и не депортируют насильно в Сибирь (туда молдаване ныне отправляются добровольно из-за безнадёги у себя на Родине) ….
Что да, то да. И это таки замечательно.
И тем не менее, в настоящее время в Р. Молдова установлен режим морального террора по отношению ко всем госслужащим, которые получили свои должности при правлении ДПМ, требуя от них добровольно подать в отставку. А то, а то…И дальше следуют страшилки и ужастики.
Особенно это касается высших должностных лиц в судебной, правоохранительной системе, ЦИКе, территориальных бюро Госканцелярии, Координационном совете телевидения и радио, в контролирующих органах и т.д.
Первым нынешняя власть схарчила Конституционный суд РМ, который препятствовал узурпаторам (с 8-го по 15-го) июня захватить власть в стране.
А дальше - пошло-поехало. Один за другим должностные лица стали подавать в отставку. Не стану перечислять всех, кто не выдержал давления. Из честных. И особо их осуждать не буду, ибо давно известно – слаб человек. За исключением единиц.
Ну а у кого из ушедших в отставку рыльце в пушку, полагаю, это им не поможет.
Вот только Генпрокурор не сдаётся. И правильно делает. Настоящий мужик. Не чета этим, из КС. Презумпцию невиновности еще никто не отменял.
Однако это еще полбеды, что морально терроризируют госслужащих и требуют от них добровольных отставок.
2.Настоящая беда состоит в том, что власти сознательно проводят в жизнь программу Великой чистки и уже установили срок окончания этой чистки – 20 октября с.г.
И я ничего не выдумываю.
Заместитель премьер-министра, министр внутренних дел Андрей Нэстасе заявил на днях, что до местных выборов, которые состоятся 20 октября, все государственные институты должны быть „очищены”.
Так и брякнул...
Данное заявление он сделал в студии телеканала РТР Молдова, передает IPN. -
Если господин А.Нэстасе еще раз озвучил бы задачу, которая стоит перед новой властью - очистить все институты от коррупционеров, от тех, кто добросовестно не исполнял или злоупотреблял своими обязанностями, и при этом не указал бы срока – 20 октября – то эти его слова можно было бы только приветствовать.
А так, во-первых, из его слов однозначно не явствует, что речь идет именно о чистке коррупционеров и всякого рода неумех из гос. институтов, а напротив, можно однозначно истолковать, что речь идет об увольнении сторонников ДПМ, более того, избавление от тех, кто был назначен на должности при правлении ДПМ;
Во-вторых, в борьбе с коррупции не должно быть кампанейщины, особенно учитывая массовую коррумпированность чиновничества в РМ. Работа должна вестись систематически, изо дня в день, без выходных и отпусков;
Наконец, в-третьих, чистка к определённой дате приведет к массовым увольнениям по огульным обвинениям, к массовым злоупотреблениям и нарушениям прав и свобод граждан.
Все подчинённые нынешней власти администраторы из госструктур воспримут дату 20 октября как руководство к действиям и соответственно начнут соревноваться и перевыполнять план, повсюду на освобожденные должности засовывая своих кумэтров и нэнашей, своих однопартийцев.
3.Однако, и это еще не всё. Нынешняя власть ломает правопорядок в стране и плюют на действующее законодательство. Уничтожают конституционный принцип разделения властей.
В частности, не далее, как пару дней тому назад премьер-министр Майя Санду обратилась ко всем прокурорам Республики Молдова, призвав их не подчиняться приказам генерального прокурора Эдуарда Харунжена и действовать в соответствии с законом.
) .
Убеждён, что М.Санду даже не понимает, к чему приведёт её призыв к прокурорам не подчиняться Генпрокурору - к крушению правопорядка.
(Самое забавное, что в ответной реплике Генпрокурор в главном - соблюдение законности - поддержал М.Санду и заявил: «Я более трех лет, с тех пор как являюсь генеральным прокурором, и все 20 лет работы в прокуратуре всегда призывали прокуроров соблюдать закон и проводить расследования независимо от какого-либо влияния. Здесь я поддерживаю просьбу премьер-министра. Мы мыслим одинаково. Я не давал прокурорам указания по рассматриваемым делам. Я не знаю, какое дело имеет в виду премьер-министр»)
( )
Если Вам не угоден Генпрокурор – а он неугоден - и очень не угоден - и господам с дамами из АКУМ, и товарищам обеих полов из ПСРМ – то освобождайте его от должности, если есть за что. А если нет за что, то прекращайте травлю голословными обвинениями и прекращайте рушить правопорядок в стране.
Государство от банды отличается именно тем, что в государстве существует правопорядок.
Напомним, что до этого М.Санду отметилась также и тем, что давала свои ЦУ, БЦУ и ЕБЦУ Высшему совету магистратуры, не являясь его членом.
В целом можно констатировать, что исполнительная власть при поддержке президента РМ и правящего парламентского большинства подмяли под себя вначале
Конституционный суд, подминают сейчас судебную власть и всячески стремятся подмять и Прокуратуру.
4.Мне уже приходилось писать, что в отличие от того, что начала делать чудовищная коалиция АКУМ+ПСРМ, необходимо в рабочем порядке, без шума и пыли в СМИ, без указания каких-либо сроков, осуществить проверку высших должностных лиц и государственных служащих сверху донизу по критериям профессионализма и моральных качеств, соблюдению ими законов РМ, норм профэтики. И если в этом отношении к ним нет никаких претензий, то безотносительно к их партийным предпочтениям или принадлежности, они должны продолжить работу.
А кроме того, следует помнить из опыта истории, что все “правильно организованные” государственной властью репрессии и чистки во всех странах сопровождались волной стихийно возникающих репрессий и чисток на местах, волной самодеятельности и злоупотреблений, валом доносов бдительных граждан на ближних и дальних, на конкурентов.
И эта волна накроет, и этот вал потащит много невинных людей.
Эти две азбучные истины не должен забывать Президент РМ, должны помнить Премьер-министр М.Санду и её заместитель и министр МВД А.Нэстасе.
5.И в который раз в заключении повторю, что главная беда Р. Молдова состоит не в том, что она являлась или является "захваченным государством", а в том, что Р. Молдова – неполноценное государство по очень многим параметрам (<<Р. МОЛДОВА – НЕПОЛНОЦЕННОЕ ГОСУДАРСТВО…. И В БЛИЖАЙШЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ИНЫМ НЕ СТАНЕТ>> - ).
Поэтому, основная проблема РМ состоит не в том, что государство РМ было захвачено Олигархом (главной эту проблему называли те, кого отстранили от власти), а в том, что у РМ такая неподобающая элита, такие неподобающие институты и такие граждане (характеристику которых я и дал в указанной статье).
И никакими репрессиями, и чистками ситуацию здесь не изменить. Здесь комплексной работы на многие годы...
P.S. Кому лень заглянуть в статью, укажу на 4 моменты (в статье их больше):
- в РМ политическая элита беспринципна, полупродажна, эгоистична, с конфронтационной и негражданской политической культурой, недоговороспособная, с “негативным” правосознанием (исключения редки);
- в РМ чиновничество снизу доверху полу невежественно и массово коррумпировано (исключения есть, но они редки);
- в РМ господствует у подавляющего большинства граждан патриархально-подданническая политическая культура, несовместимая с функционированием современной правовой, либерально-демократической демократии;
- в РМ в кадровой политике повально распространён кумэтризм и нэнашизм и политизация управленческой вертикали.
III. ПОЛНЕЙШИЙ АБЗАЦ: 24 дня КОНСТИТУЦИОННОГО правления в РЕАЛЬНОМ ПРОШЛОМ чудовищной коалиции АКУМ минус ПСРМ (4 констатации)
Я не ошибся, когда написал о 24 днях (а не о месяце) правления чудовищной коалиции в реальном прошлом, и не ошибся, когда поставил знак “минус”, а не плюс между ними…
ПЕРВАЯ КОНСТАТАЦИЯ. До 15 июня 2019 в Реале, в текущей действительности у власти находилось ЗАКОННОЕ Правительство П. Филипа, а правительство М.Санду было НЕЗАКОННО и представляло из себя группу узурпаторов, которых АНТИКОНСТИТУЦИОННО утвердило частное собрание депутатов от ПСРМ и АКУМа (а вовсе не Парламент РМ) и которых АНТИКОНСТИТУЦИОННО и по недоразумению привёл к присяге законно избранный Президент РМ И.Н.Додон.
В реальности, в нашей, а не параллельной Вселенной месяц тому назад, 9 июня в стране функционировал законно избранный Президент И.Н.Додон, исполняло свои обязанности законное Правительство П. Филипа и отсутствовал конституционно функционирующий Парламент РМ, он был распущен КС.
14 июня законное Правительство П. Филипа ушло в отставку и во власть в Реале, в текущей действительности вступила антиконституционная группа узурпаторов во главе с М.Санду, объявивших себя Правительством РМ.
Таким образом, 14 июня в РЕАЛЕ у нас оставался только один законно избранный Президент РМ. И.Н.Додон, но после отставки правительства П. Филипа в стране не было ни конституционного Парламента (а только антиконституционное), ни конституционного Правительства (а только антиконституционное).
15 июня Конституционный суд Молдавии постановил пересмотреть и аннулировать решения от 7-9 июня. Как было сказано в Решении КС:
«Основанием для аннулирования [предыдущих решений] стала фактическая ситуация в Республике Молдова, в частности, заявление о передаче власти правительству премьер-министра Майи Санду и коалиции, сформированной в Парламенте Республики Молдова. Решение суда от 15 июня 2019 года призвано стать источником социального мира, сохранения правового государства, демократии, а также обеспечить адекватные рамки для защиты прав человека путем борьбы с серьёзной политической нестабильностью.
Вследствие отмены актов суда от 7-9 июня парламент, возглавляемый Зинаидой Гречаной, ПРИОБРЕТАЕТ СТАТУС КОНСТИТУЦИОННОГО, ВОЗОБНОВЛЯЮТСЯ ПРИНЯТЫЕ ДО СИХ ПОР НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, А ТАКЖЕ АКТЫ, ПРИНЯТЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА ВО ГЛАВЕ С Г-ЖОЙ МАЙЕЙ САНДУ» -
Таким образом, с одной стороны, в Решении КС от 15 июня более чем ясно и однозначно сказано, что, только начиная с 15 июня 2019 г. у нас в Реале появляется конституционный Парламент и соответственно становится конституционным
Правительство во главе с М.Санду.
Однако,с другой стороны, одновременно утверждается, что все принятые Парламентом РМ во главе с З.Гречаной с 8 по 15 июня и Правительством РМ во главе с М.Санду с 8 по 15 июня нормативные акты приобретают законную силу.
Вот и получается явно абсурдная, шизофреническая ситуация: В Реале вначале конституционно правило с 8 по 15 июня Правительство во главе с П. Филипом, а Правительство М.Санду было антиконституционно, затем с 15 июня оно после Решения КС приобрело не только статус конституционного с 15 июня, но задним числом и статус конституционного с 8 июня, раз его нормативные акты приобретают конституционный статус.
Но это мысленно, в воображении, ибо в Реальном Прошлом - с 8 по 15 июня –конституционным правило ТОЛЬКО Правительство П. Филипа и только оно ТОГДА принимало законные решения.
У нас же нет машины времени и мы не можем отправиться в Прошлое и изъять, начиная с 8-го июня, из него конституционное Правительство П. Филипа.
Вот к какому АБСУРДУ привели вначале попытка узурпации власти в течение недели (с 8 по 15 июня) со стороны ПСРМ+ АКУМ, а затем отставка под давлением Правительства П. Филипа и позорное, трусливое Решение под чудовищным давлением КС от 15 июня об аннулировании своих Решений от 7-9 июня.
ВТОРАЯ КОНСТАТАЦИЯ. В Р. Молдова установлена популистская и супердемагогическая диктатура чудовищной коалиции формально ПСРМ плюс АКУМ, реально - АКУМ минус ПСРМ.
Нынешняя исполнительная власть и правящее большинство в Парламенте при поддержке Президента РМ в течение 24 конституционного правления в РЕАЛЕ рушат правопорядок в стране, уничтожают принцип разделения властей, плюют на действующее законодательство, подмяли под себя вначале Конституционный суд (а после назначения нового состава получат и вовсе ручной КС), подминают сейчас Судебную власть и всячески стремятся подмять и Прокуратуру.
ТРЕТЬЯ КОНСТАТАЦИЯ взаимосвязана со второй. В настоящее время в Р. Молдова установлен режим морального террора по отношению ко всем госслужащим, которые получили свои должности при правлении ДПМ, требуя от них добровольно подать в отставку. А то, а то…И дальше следуют страшилки и ужастики.
Подробно в моей предыдущей публикации <<БАРХАТНЫЙ “1937 год” В МОЛДОВЕ>> -
ЧЕТВЁРТАЯ КОНСТАТАЦИЯ. Изначально, при создании чудовищной коалиции реальную исполнительную власть получила АКУМ. В течение последующих 24 дней конституционного правления в Реале АКУМ усиливала свои позиции в Альянсе, а ПСРМ помаленьку-потихоньку теряло их одну за другой.
Внутри же самой АКУМ установилась явная асимметрия, когда М.Санду потихоньку-помаленьку оттесняет от реальной власти А.Нэстасе, для нашей молдо-бессарабской потенциальной Марго Тэтчер тесны конституционные рамки, да и сама страна явно маловата.
Более того, своей активностью, инициативностью, властностью и честолюбием она уже стала Правителем № 1 в РМ, оттеснив на второй план Президента РМ, а Спикера Парламента РМ вообще - на задний.
В своей статье <<Метаморфозы: Или М. Санду становится молдо-бессарабской М. Тэтчер, а И.Додон превращается в “британскую Королеву”, или в 2020 году она станет Президентом РМ>> - ,я, в частности, писал, что и И.Додон, и М.Санду – в высшей мере властолюбивы, амбициозны и честолюбивы. В этом они похожи друг на друга. Поэтому, образно выражаясь, двум И.Додонам или двум М.Санду в одной царской берлоге не ужиться. Между ними по этой причине неизбежны вначале трения, а затем и борьба по перетягиванию каната власти.
Будучи властолюбивым и честолюбивым человеком, М.Санду, естественно, хочет единовластно руководить Правительством. Ей самозваные советчики в лице Президента И.Н. Додона, или, тем более, – Председателя Парламента З.Гречаной, не нужны. Реальная исполнительно-распорядительная власть находится в её руках.
Шаг за шагом она, повторю, усиливает свои позиции в высших эшелонах власти. И хотя у нас не 100 % парламентская система власти как в Великобритании (парламентская монархия) или Германии (парламентская республика), но всё же на 2/3 - парламентская республика. Поэтому потихоньку-помаленьку М.Санду - и чем дольше продолжится эта Коалиция, тем больше – будет превращаться в М. Тэтчер, или, на худой конец – в А. Меркель. И соответственно будет расти её рейтинг, а рейтинг И.Н.Додона не будет поспевать за ним.
В этом случае, превратившись в полновластного Премьера, она может отказаться баллотироваться на должность Президента в 2020 г., предоставляя право И.Н.Додону еще раз быть избранным “Британской Королевой”.
Конечно, понимая это, И.Додон и ПСРМ могут разорвать соглашение с АКУМ весной следующего года и пойти на досрочные выборы (ибо, согласно п. (4) ст.85 Конституции РМ, <<Парламент не может быть распущен в последние шесть месяцев до истечения срока полномочий Президента Республики Молдова>>, а срок истечения полномочий Президента РМ. И.Н.Додона завершится 23 декабря 2020).
Но сомневаюсь, что это его спасёт, и предполагаю, что в этом случае всё равно на следующих президентских выборах победит М.Санду.
СПАСТИ ПОЛИТИЧЕСКИ ПСРМ И ЛИЧНО И.Н.ДОДОНА - ДА И ТО ГИПОТЕТИЧЕСКИ – МОГУТ ТОЛЬКО ДОСРОЧНЫЕ ВЫБОРЫ ОСЕНЬЮ ЭТОГО ГОДА.
IV. 8 ИЮНЯ - 11 ИЮЛЯ 2019 г.: Бархатный государственный переворот № 3 в Р. Молдова.
В Р. Молдова с 8-го июня по 11 июля 2019 г. включительно произошёл бархатный государственный переворот. Третий по счёту за последние 10 лет.
Так что РМ является не только неполноценным государством по многим параметрам, но она еще входит в число мировых лидеров в последнее десятилетие по государственным переворотам и узурпации власти.
Ввиду того, что подавляющая часть юзеров Инета в Молдове составляют невежественные или полуневежественные в политологическом и правовом плане граждане, а из тех, кто является спецом в политологии или в теории государства и права (их буквально единицы), большинство или прислуживают правящему Режиму (любому, каким он ни был бы) или трусливо молчат, я предпошлю основному тексту маленький политологический ликбез.
1.Прояснение понятий …
Понятно, что, прежде всего, необходимо прояснить исходное понятие исследования “государственный переворот”.
Вместе с тем, в нашу задачу не входит ни изложение истории вопроса от Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г.Ноде (именно Габриэль Ноде в 1639 году в своем труде “Considerations politiques sur le Coup d’Etat”(«Политические соображения о государственном перевороте») ввел в научный обиход само понятие “государственный переворот” – “Coup d’ Etat”)(Naude,1988) до К. фон Клаузевица, Г. Гегеля, К. Маркса, В.И.Ленина, К. Малапарте, Э. Люттвака, Д.Шарпа, ни перечисление всех точек зрения на содержание этого понятия, выяснение тех или иных нюансов (Багдасарян, Сулакшин,2011;Глазунов ,2006; Кара-Мурза и др., http://www.kara-murza.ru/books/export; Люттвак,2012; Малапарте,1998; Медушевский,2002; Политика,2001; 100 великих заговоров и переворотов,2004).
В современной политологической литературе существует разноголосица и разночтения в отношении понятия “переворот”. Например, в качестве переворота в российской истории определяются столь феноменологически различные события, как захват власти большевиками в столице в октябре 1917 г., отстранение от власти Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. и М.С. Горбачева в августе 1991 г., антиконституционный роспуск Б.Н. Ельциным Верховного Совета в октябре 1993 г.
Для целей нашего исследования достаточно выделить то общее, что содержится в различных определениях государственного переворота, причем, общее, как по содержанию, так и по форме.
По содержанию - государственный переворот означает: a) смену правителя и/или правящего класса и b) коренное изменение в государственной жизни, резкий поворот, перелом в политике государства.
По форме – a) насильственное и b) ненасильственное, но совершенное в нарушение конституции, законов смена правителя, правящего класса и коренное изменение в государственной жизни, резкий поворот, перелом в политике государства (См.: Глазунов,2006, с.8; Даниленко,2000, с.182,737-738; Липкин,2012; Политология,1993, с.338-340; Политика, 2001, с.107-109).
Однако в настоящее время в эти признаки государственного переворота необходимо внести уточнения.
В XX веке, главным образом в последние его десятилетия, человечество ознакомилось с феноменом “бархатных революций”, которые протекали с минимальным насилием и без масштабного столкновения крупных социальных сил (См.: Большая актуальная политическая энциклопедия, http://clck.ru/15lVb).Была даже разработана Д.Шарпом стратегия и тактика ненасильственных действий, 198 методов ненасильственных действий, которые позволили бы совершить государственный переворот в мирной (относительно мирной) форме. (Шарп, 1973). Поэтому неверно думать, что государственный переворот обязательно происходит только в насильственной, вооруженной форме, сопровождается вооруженной борьбой.
Государственные перевороты (как и революции) происходили и продолжают происходить в самой разнообразной форме. Они были и молниеносными, в течение нескольких часов, и растянутыми на дни и недели, а бывали и ползучими, в течение нескольких месяцев. И даже поэтапными, с переходом от насилия на первом этапе к законности на втором…Или наоборот.
В одних случаях перевороты опирались на вооруженную силу, но сколько-нибудь серьезной вооруженной борьбы не было. В других - происходили ожесточенные вооруженные столкновения, сопровождаемые обильным кровопролитием. В-третьих, случаях переворот осуществлялся в виде охлократической, спонтанной вспышки толпы, "вооруженной" палками, камнями. В-четвертых - переворот первоначально протекал мирно, чаще всего через избирательный процесс. Однако затем, придя к власти и опираясь на полицию и спецслужбы, та или иная политическая сила завершала его, попирая дух и букву конституции. Имели место и разнообразные сочетания упомянутых выше форм.
Таким образом, буквально государственный переворот означает смену правителя и/или правящего класса и, как следствие, коренное изменение в государственной жизни, резкий поворот, перелом в политике государства. Это главное.
А в какой форме он осуществляется - второстепенно, за исключением одного момента: важно, чтобы на каком-нибудь его этапе имели место или грубое нарушение Конституции, действующего законодательства, или насильственные, вооруженные действия.
От общественной (социальной) же революции государственный переворот отличается тем, что последний коренным образом не меняет общественно-политического строя. Строй остается тот же. Сменяется только правитель/правящий класс и, как правило, кардинально меняется политика государства. И, в отличие от революции, государственный переворот может не сопровождаться массовыми социальными протестами (См., например: Политическая наука: словарь-справочник, http://clck.ru/15ln7).
2.Государственный переворот № 1 в РМ
О деталях государственного переворота № 1 в Молдове Вы прочтёте в моей статье, которая так и называется - <<7 апреля – 29 июля 2009 г.: Государственный переворот в Молдове>>
Первый вариант этой статьи был опубликован на AVA еще в 7 февраля 2010 г. - https://ava.md/2010/02/07/gosudarstvennyy-perevorot-v-moldove/ , поэтому повторяться не буду.
3.Государственный переворот № 2 в Р. Молдове.
Государственный переворот № 2 в Р. Молдове, или Узурпация государственной власти завершилась 16 марта 2012 г., когда с опозданием на 4 месяца президентом страны был избран в Парламенте Николай Тимофти Тишайший и Никчемный, хотя сам процесс узурпации начался намного раньше. Это событие одновременно является закономерным и логическим итогом государственного переворота № 1.
Узурпаторами оказался не только сам новоиспечённый Президент РМ, но и весь состав Парламента, включая и фракцию ПКРМ, а не только АЕИ.
Самоё забавное состоит в том, что один из узурпаторов, третий президент РМ В.Н.Воронин, пребывающий в этот момент в отставке со своего поста, но избранный в 2010 г. депутатом парламента, прекрасно отдавал себе отчёт, что произошла узурпация власти.
Убедительную развернутую систему доказательств того, что государственная власть в РМ еще до марта 2012 г. была узурпирована, привёл сам В. Воронин в материале “Аргументы, доказывающие узурпацию государственной власти в Молдове Гимпу, Лупу и Филатом” -
На вопрос, если Вы отдаёте себе отчёт, что государственная власть в Молдове узурпирована, почему Ваша фракция – ПКРМ – не сложит мандаты, последовал наивный до умопомрачения ответ: в этом случае значительная часть из них окажутся безработными.
Разделяя в общем и целом основные положения текста В. Воронина (несмотря на то, что в нем есть некоторые неточности), вместе с тем я привёл собственную систему доказательств с уточнением и дополнением аргументации В.Н.Воронина, которые содержаться в пп. 7-9 всё в той же базовой по данному вопросу моей статье – и , к которым я и отсылаю читателя.
Итак, в конституционно нелегальном Парламенте РМ выборы президента РМ также являются незаконными...
Именно поэтому избрание в Парламенте 16 марта 2012 года Николае Тимофти президентом РМ являлось незаконным. И Президент, и Парламент оказались узурпаторами государственной власти и осуществили государственный переворот № 2.
Здесь надо специально остановиться на парадоксе узурпации государственной власти 16 марта 2012 г.
И заключается он вовсе не в том, что Конституционный суд РМ, признал выборы президента 16 марта, вопреки нормам Конституции и Закона, конституционно легальными. Это обстоятельства в РМ уже тогда, в 2012 г., мало кого удивляло, ибо к тому времени КС был политизирован и превратился, по сути, в ширму-придаток тогдашнего Альянса за европейскую интеграцию.
Подлинный парадокс состоял в том, что мировое сообщество проигнорировало грубое нарушение Конституции со стороны АЕИ-2 и КС, и избрание Н.Тимофти с опоздание на 4 месяца по отношению к предельному сроку, когда избрание Президента оставалось конституционным.
Главы государств, имеющие дипотношения с РМ, один за другим, словно наперегонки, стали поздравлять новоиспеченного четвертого президента РМ, избранного Парламентом, хотя последний, по Конституции, на это уже не имел полномочий (Возникло стойкое впечатление, что международное сообщество отнеслось к правящему классу РМ как к малышне из детского садика: чем бы дитя не тешилось, лишь бы оно не плакало. Или как к туземцам, что, пожалуй, даже ближе к истине).
Применительно к нашему случаю: удалось, наконец, горе-политическому классу Молдовы, после двух с половиной лет (с 11 сентября 2009 г. – добровольной отставки В. Воронина - по 16 марта 2012 г.) ругани и препирательств, бойкотов и грубых нарушений Конституции, двух внеочередных парламентских выборов, множества безуспешных туров выбора главы государства, договориться и избрать Президента, - ну и ладненько!
А то, что данный состав Парламента уже не имел на это полномочий – экая безделица. Молдова ведь не приличное правовое демократическое государство, где правят разумные, компетентные, законопослушные и ответственные люди, а невесть что? Абракадабра какая-то, а не государство…
4.Этапы и специфика Бархатного Государственного переворота №3 в Р. Молдова.
Бархатный Государственный переворот № 3 состоит из прелюдии и 2-х этапов:
Первый этап – попытка узурпации и сама узурпация (8 – 15 июня) и Второй этап – легализация и широкомасштабный моральный террор (Великая чистка государственной системы, или Бархатный “1937 г.”) (15 июня – 11 июля), который завершился установлением популистской, супердемагогической диктатуры чудовищной коалиции АКУМ минус ПСРМ во главе с Майей Санду, а уж Вице-премьер и министр МВД А.Нэстасе(именно он на втором месте в реальной де-факто иерархии), Президент РМ И.Н.Додон, Председатель Парламента РМ З.Гречаная составляют Свиту Её И.В., не более того. При чём это не тот случай, когда Короля делает свита, здесь как раз всё наоборот.
Специфика Бархатного Госпереворота № 3 заключается в том, что только при непосредственном вмешательстве и влиянии внешних геополитических игроков вначале состоялась сама Чудовищная коалиция, затем – попытка узурпации и сама узурпация, а затем процесс узурпации государственной власти перетёк в её легализацию. И разумеется, сам переворот произошёл мирно, без кровопролития.
Но обо всём по порядку.
4.1. Прелюдия Госпереворота № 3
90 дней бедолаги из ПСРМ и АКУМ не могли заключить политический брак по расчёту.
Чтобы не было читателям скучно, представлю образно сей интимный процесс.
Невеста – ПСРМ – нескромно вертелась, и так, и эдак, демонстрируя свои пышные формы и многократно предлагая себя жениху – АКУМ. Однако кавалер оказался голубых кровей (хотя по правде, довольно таки тщедушный в теле, да к тому же метр в кепке) и изначально брезгливо столь же многократно отвергал нечистоплотные притязания дородной (а ля Рубенс или Кустодиев) плебейки.
Однако спустя некоторое время он – патриций голубых кровей - скорректировал свою позицию, требуя огромное вознаграждение за то, чтобы лечь, так и быть, на политическое брачное ложе вместе с плебейкой, да к тому же и явной грешницей.
Однако поднять просимое вознаграждение у невесты не было никакой возможности. А на её просьбу жениху умерить аппетит следовало твердое “нет”.
И так они безрезультатно торговались – как еврей с армянином на Восточном базаре в надежде обхитрить и надуть своего визави – 2,5 месяца, до начала июня, пока эта зряшная возня не надоела дальним и богатым родственникам как со стороны жениха, так и со стороны невесты, спонсирующих и одного, и одну. И последние были вынуждены провести с ними разъяснительную работу.
Жениху они доходчиво объяснили умерить аппетиты, что с его тщедушным телом и ростом метр в кепке надо быть скромнее в хотелках.
А невесте они напомнили, что налицо есть только один реальный жених (а о другом любителе её пухлого тела – ей надлежит забыть, ибо он – самое настоящее исчадие ада), поэтому надо поднатужиться и удовлетворить его аппетиты (благо жених стал скромнее в хотелках), а потом можно и расслабиться.
Но даже после этого и жених, и невеста продолжали капризничать, особенно последняя, мол, я- эмансипе и весьма продвинутая особа, и не потерплю домашнего деспотизма со стороны этого недомерка.
И вновь пришлось уламывать богатым родственничкам наших капризуль, опять сажать их за стол переговоров и в конце концов наши молодые (правда, не первой свежести) в ночь на 8 июня договорились и возлегли на брачное ложе.
4.2. Элементарные вопросы-маркеры, указывающие на то, что в РМ произошёл бархатный государственный переворот.
А теперь поговорим по серьёзному о серьёзных вещах.
Напрашивается ряд вопросов.
Первый: произошла бы Великая чистка и установление режима морального террора и популистской и супердемагогической диктатуры, если до 8 июня ПСРМ и АКУМ сумели бы договориться и образовать правящий Альянс?
Убеждён, что, конечно же, нет.
О том же свидетельствует и следующий вопрос: а сумели бы вообще договориться между собой ПСРМ и АКУМ, если бы не солидарное вмешательство и давление на них со стороны РФ, США и ЕС?
Как показали 90 дней переговоров между ними – однозначно нет. Как раз тот случай, когда <<в одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань>>.
И третий элементарный вопрос, что произошло бы с узурпаторами из ПСРМ и АКУМ, если бы во внешнеполитических тяжеловесах - России, США и ЕС – не было бы согласия?
Боюсь даже предположить.
И четвёртый – что было бы, если США не вынудили бы В.Плохатнюка прекратить сопротивление узурпаторам, а единственное законное правительство РМ, правительство П. Филипа сложить свои полномочия?
Интегральный ответ очевиден: без США, РФ и ЕС чудовищная коалиция ПСРМ+АКУМ не пришла бы к власти и 6 сентября были бы проведены досрочные парламентские выборы.
Более того, без поддержки со стороны США, РФ и ЕС ПСРМ и АКУМ вообще не решились бы и на саму попытку узурпации правительственной власти и узурпации законодательной власти. И разумеется, без давления США не состоялась бы 14 июня отставка правительства П. Филипа и соответственно 15 июня КС не отменил бы свои Решения от 7-9 июня и не состоялась бы легализация узурпаторов.
Очевидно, что нормальный ход политических событий был нарушен узурпацией законодательной власти и попыткой узурпации правительственной власти 8 июня со стороны ПСРМ+АКУМ при поддержке Президента РМ и с согласия РФ, США и ЕС.
Виноват в нарушении нормального политического процесса в конституционных рамках не Конституционный суд, который уравнял 3 месяца к 90 дням (пусть, спорно, это значение в данном случае не имеет, ибо позади прошло уже 90 дней), а Альянс, который не исполнил Решение КС, что следовало сделать обязательно.
Вот и получается, что естественным путём, без вмешательства извне не было бы ни самой коалиции, ни попытки узурпации ими власти(в нарушении действующей Конституции), ни отставки правительства П. Филипа, ни пересмотр КС своих Решений от 7-9, ни легализации антиконституционного Парламента и Правительства, ни отставка под давлением судей КС, руководителей МВД, НЦБК, ЦИК, ряда подразделений прокуратуры, включая Генпрокурора и и. о. главы Антикоррупционной прокуратуры и т.д.
А раз так, то смена власти произошла антиконституционным путём и есть все основания говорить, что произошёл бархатный государственный переворот № 3. И соучастники этого госпереворота – США, Россия и ЕС.
4.3. Первый этап – попытка узурпации (8-14 июня) и узурпация (14-15 июня) правительственной власти и узурпация законодательной власти (8-15 июня)
Факт попытки узурпации со стороны ПСРМ и АКУМ правительственной власти РМ с 8 по 14 июня очевиден уже всем, у кого с головой в порядке. Ну а с зомбированной или с невежественной публикой полемика бесполезна.
Но я Вам скажу больше: с момента отставки Правительства П. Филипа 14 июня и до Решения КС 15 июня имела место уже не попытка узурпации, а просто узурпация правительственной власти, ибо законного правительства П. Филипа уже не было, а Решение КС от 7-9 еще не были отменены и правительство М.Санду в течение этих суток было АБСОЛЮТНО АНТИКОНСТИТУЦИОННЫМ.
А что касается законодательной власти, то она была просто узурпирована изначально с 8 по 15 июня включительно. Не было никакой попытки узурпации, а была просто УЗУРПАЦИЯ. Ибо группа депутатов уже после 7 июня 24 часов, когда по Решению КС Парламент потерял свой конституционный статус, собралась и антиконституционно самозвано выдала себя действующим Парламентом. И.т.д.
Критики Решения КС от 7 июня, у кого или с научной совестью, или со правовыми знаниями, или с головой не всё в порядке, просто подменяют предмет обсуждения.
Они пишут или говорят о некоторых недочётах в процессе принятия и в самом Решении КС, но всячески избегают вопроса, что Решение КС - ОКОНЧАТЕЛЬНО, ОБЖАЛОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ И ОБЯЗАТЕЛЬНО К ИСПОЛНЕНИЮ.
И абсолютно не имеет никакого значения, что КС некорректно сослался на Гражданский кодекс, когда проинтерпретировал 3 месяца как 90 дней. Ваше дело, господа и товарищи депутаты, – исполнять. В конце концов КС не уравнял же 3 месяца с 30 или 60 днями. Вот тогда Вы могли бы возмущаться. А так -исполняйте!
Или некоторые “знатоки” стали носиться с конституционным словом “вправе” – мол, Президент согласно Конституции, вправе распустить Парламент, после консультаций с фракциями, но вправе не равнозначно, что он обязан.
Наши великие “знатоки” просто не знали или не знают до сих пор, что по поводу термина “вправе” КС уже дважды до этого ясно высказывался – если истёк предельный срок в 3 месяца, то термин “вправе” следует интерпретировать как ОБЯЗАН.В этом случае консультации нужны лишь для того, чтобы обговорить дату проведения досрочных выборов, но вовсе не для того, чтобы отложить роспуск Парламента.
Или вот ставят в вину КС то, что он не пригласил на своё заседание представителей всех заинтересованных сторон. Но ведь заседание было чисто техническое, до этого КС уже высказывался по аналогичному случаю. Президент отправил запрос в КС с просьбой уточнить, к какой дате истекают 3 месяца, вот КС и ответил – 7 июня в 24 часа. Конечно, для соблюдения политеса лучше было пригласить все стороны, но и не приглашение АБСОЛЮТНО ничего не меняло.
И последнее. Венецианская комиссия(ВК) не является апелляционной инстанцией по отношению к национальным КС, и она не отменяет и не корректирует их Решения. Она выдаёт только рекомендации – на будущее, мол, учтите, что лучше было сделать так, а не эдак, как Вы сделали. И только.
И ни одного серьёзного замечания по поводу Решения КС от 7 июня , по сути, она не сделала. Всё по мелочам. А самое главное – данное Решение ВК является политико-правовым, а не сугубо правовым. Не буду повторять то, что я уже написал в своей реплике 22 июня <<Венецианская комиссия, сказав А, не сказала Б>> -
4.4. Второй этап – легализация и моральный террор (Великая чистка, или Бархатный “1937 г.”)
15 июня, когда КС позорно аннулировал свои собственные Решения от 7-9 июня и тем самым произошла легализация узурпаторов – Парламента во главе с З.Гречаной с его Решениями от 8 июня и далее, и Правительства во главе М.Санду с её нормативными актами - начался второй этап государственного переворота, когда чудовищная коалиция Козака-Хогана стала укреплять свои позиции во всех властных структурах, установила режим морального террора по отношению ко всем госслужащим, которые получили свои должности при правлении ДПМ, требуя от них добровольно подать в отставку, режим Великой чистки(ВЧ) с заранее оговорённой датой её завершения -20 октября 2019 г.
Особенно ВЧ касалась КС, высших должностных лиц в судебной, правоохранительной системе, ЦИКе, территориальных бюро Госканцелярии, Национальном банке, в контролирующих органах и т.д.
Не буду повторять то, о чем детальнее можно прочитать на этот счёт в моей статье <<Бархатный “1937” год в Молдове>> - , с одним только дополнением – когда я опубликовал эту статью 8 июля 2019 г. Генеральный прокурор еще держался, однако 11 июля его фактически вынудили подать в отставку.
Полагаю, что с этого момента – 11 июля - Коалиция Козака-Хогана в основном завершила государственный переворот, полностью подмяла всю судебную систему, куда входит и система прокуратуры, вследствие чего РМ остались по сути две ветви власти слившись в одно целое, а третья ветвь будет преданно обслуживать Коалицию Козака-Хогана.
Резюме: еще раз вернитесь к 4.2. и перечитайте его.
Эдуард Волков, доктор философии, доцент кафедры политологии.