По Средней Азии

Лев Неронов
   
        В 1985 году мы отправились в путешествие по Средней Азии. Мы - это я, Алла и Настя 4-х лет. Нам удалось совместить маршрут по путевке в Узбекистан и «дикий» маршрут в Таджикистан.
 

        Все началось с Ташкента. Жили мы в шикарной по тем временам гостинице «Узбекистан», оформленной в национальном стиле. В ресторане, где мы столовались, похожем на павильон ВДНХ, была продемонстрирована вторая половина лозунга коммунизма: «…каждому по потребностям». Был март. Настоящая среднеазиатская весна: бурно зеленела флора, днем солнечно, но вечером прохладно. Мы совершили плановые экскурсии по городу и самостоятельно погуляли  по его центральным улицам: проспекту Ленина, улице Навои. Покатались на Ташкентском метро, оформленном со вкусом, любовью и с национальным колоритом. Мы заметили, что все образы-символы нашего строя: Гагарин, Ленин, Карл Маркс и Фридрих Энгельс, выполненные в керамическом, хлопковом, бумажном, бетонном и бронзовом вариантах, смахивали на узбеков.


        В памяти людей еще были свежи  трагедии землетрясения 66 года и Всесоюзная стройка, восстанавливающая столицу Узбекистана.  За 10 лет город был построен практически заново. Есть улицы, названные в честь городов, построивших эти улицы. Гармоничным и интересным стал центр столицы с комплексом архитектурных ансамблей, парков, водоемов и бульваров. Символом благодарности народам, возродившим Ташкент – город хлебный, стали монументальный архитектурно-скульптурный комплекс «Мужество» и музей дружбы народов. Видели памятник 14-ти туркестанским комиссарам, религиозное учебное заведение - Медресе, оригинальной архитектуры цирк. Посидели в чайхане «Голубые купола». Характерны для Узбекистана и всей Средней Азии чайханы. Это специальные домики, где пьют чай, соблюдая определенную церемонию. Для местных мужчин это дело обычное, чайхана - это место их общения и обсуждения событий. Туристы же всегда рады приобщиться к такой церемонии, поиграть в чайхану. Нужно снять обувь и подняться на топчан, сесть на ковер, скрестив ноги перед собой. Подадут чайничек с заваренным чаем и пиалу. Чтобы чай лучше заварился и обогатился кислородом, его нужно несколько раз налить в пиалу и вылить обратно в чайник. Можно заказать к чаю лепешки или восточные сладости: халву, орехи в сахаре, сухофрукты и мучные изделия с сахаром и молоком. Около одной чайханы мы увидели прекрасную скульптуру Ходжи Насреддина на ослике. Этот народный мудрец и острослов изображен был чрезвычайно выразительно.


        Посмотрели представление в театре Навои. Это изумительно оформленное здание, как снаружи, так и внутри. Во время экскурсии нам рассказали о двадцати веках истории Ташкента. О временах, когда здесь перекрещивались торговые пути, вторгались арабы, господствовали Саманиды, вторгались орды Чингисхана, полчища Тимура и т.д. Затем Ташкент вошел в состав Российской империи. А в 1919 г. здесь были разгромлены белогвардейцы в период контрреволюции в Туркестане.
 

        На туристском автобусе мы ехали по дорогам  со свечами тополей на обочинах. За деревьями колхозные поля, сады, виноградники и питомники для выращивания тутового шелкопряда. Короткая остановка у памятника, где нельзя не остановиться. На бетонной игле в голубое небо устремилась журавлиная стая, а одна из этих птиц лежит на земле, как песне Расула Гамзатова о погибших солдатах, что «превратились в белых журавлей». Еще есть памятник космонавту Джанибекову.
Город Чирчик. Детище пятилеток, сосредоточение промышленных предприятий, продукция которых экспортируется в четыре десятка стран. Здесь мы погуляли по местным лавкам. В книжном магазине продавалась географическая карта Средней Азии, прессованная из картона, с глубоким рельефом горных образований. Я люблю карты. Жаль, что такой больше никогда не видел. Но таскать ее с собой нежную прелесть  не было возможности. Ребенку трудно в то время было найти красивую одежду, а здесь, пожалуйста…
 

        Несколько дней отдыха в туристском комплексе «Чимган», что в переводе с узбекского: «зеленый сад». Вообще-то здесь либо ходят в горные походы, либо катаются на лыжах и санках по горным трассам. Но с маленьким ребенком мы могли только вволю накататься на подъемнике. Впечатляет! Особенно когда под тобою стометровая пустота, а сам перемещаешься на сиденьице вдоль ниточки каната. И веришь, что эта конструкция сорвется не сейчас. Но какая красотища, когда любуешься панорамой с вершины!
 

        Запомнилось катание на лошади. Катались в основном дети. Мы беспокоились, что лошадь «понесет», и наш ребенок  свернет себе шею. Но беспокоились совершенно напрасно. Лошадь оказалась уникально смирная. Настолько, что она не двигалась вообще. Все равно, что сесть на конную статую, чтобы сфотографироваться. Это «милое» ветхое животное издевалось над нами! Оно реагировало только на угощения печеньями и конфетами. Но движение не возникало, даже когда один родитель тащил лошадь за уздечку, а другой толкал сзади в круп. Наверное эта долго общалась с осликами. Лошадь при всем этом еще и хамски улыбалась. И грязна была предельно, но деньги хозяину она зарабатывала исправно.


        Ублажали нас киоски, где продавались горячие чебуреки  и манты, обжигающие рот красным перцем. Помните, у Никитиных песню про «Бричмилу». Это недалеко, нас и туда возили мимо волшебных бирюзовых горных озер. Уютное место.   Был март,  в горах еще лежал снег, а солнце грело сильно, хотелось раздеться, позагорать. На сквозняке Алла серьезно простудилась. После отпуска она отболела по полной программе воспалением легких. Лечилась в медсанчасти № 4.


        Познакомились мы там с двумя «свободными художниками», архитекторами по специальности, не ужившимися в родных конторах, но нашедшими пристанище в Чимгане. Они летом добывали мумие, отправляясь за ним в путешествие по горам, а все остальное время распространяли его среди туристов.  Впервые мы и познакомились с этим препаратом из их интригующей лекции, сопровождаемой документальными слайдами. Для красоты описания своих подвигов на скалах и в пустынях, они рассказывали о встречах со стаей волков и с гюрзой, о необычных явлениях в горах, что с ними будто бы приключались. Об ожогах, случившихся с одним из них и практически мгновенно излеченных с помощью волшебного мумие. После такой умело проведенной подготовки, каждый мечтал купить волшебное средство. Мы, кстати, вместо зеленки и йода для лечения порезов применяем и очень успешно мумие.
 

        Мы приехали в древний город Самарканд. Это «жемчужина восточного мусульманского мира» - «Рим Востока» с 25-вековой историей. Здесь хорошо «наследили» Александр Македонский, арабский полководец Кутейб ибн Муслим, Чингисхан, Тимур, ученый астроном Улугбек.
 

        В мировой архитектуре известны памятники: соборная мечеть Биби-Ханым, усыпальница Тимуридов Гури Эмир,  медресе Улугбека, Ширдор и Тилля-Кари, ансамбль Шахи-Зинда на центральной площади Регистан. Самарканд был столицей государства могущественного Тимура, разгромившего  Золотую Орду. В дальнейшем страной управлял внук Тимура, Улукбек, сторонник демократического устройства общества, вопреки суровым религиозным законам ислама и устоям шариата. В те времена Самарканд был центром мировой науки. Особое место занимает обсерватория, сооруженная Улукбеком в 1429 году в окрестностях города. По словам правнука Тимура, это было трехэтажное здание, высотой 30 м и диаметром 46 м.  В ней находился мраморный секстант с радиусом окружности 40 м и длиной дуги 63 м.


        Инструмент был ориентирован точно по линии меридиана с юга на север и установлен в траншее шириной 2 м и глубиной 11 м.  Он использовался для определения координат Солнца, Луны, планет и составления звездных таблиц Улугбека. С точностью до одной минуты была вычислена продолжительность земного года. После смерти Улугбека его обсерватория была разрушена, и место это в течение столетий оставалось загадкой. И только в 1908 г. была обнаружена археологами. Сейчас там музей Улугбека, восстановлена траншея обсерватории.
 

        Архитектурный шедевр - ансамбль Шахи-Зинда, состоит из множества мавзолеев, отличающихся тонкостью, изяществом и разнообразием форм, созданных благодаря вере древних в загробную жизнь. Мечеть Биби-Ханым, сооруженная в 1404 г., не имела равных на всем Востоке. Ее архитектор, заложив фундамент здания, на несколько лет скрылся, чтобы без спешки дать фундаменту осесть и появился снова, чтобы завершить грандиозную работу. Перед дворцом установлено каменное орудие пыток: плита на 9 маленьких ножках, между которыми осужденный должен умудриться пролезть, иначе смерть. А зинданы одни чего стоят!? Страшно подумать. 
Мусульманские зодчие для украшения зданий использовали только орнаменты, т.к. им было запрещено изображать людей и животных. Скульптуры и рисунки считались проявлениям язычества.


        «Не сотвори себе кумира!». Художники занимались созданием живописных неповторяющихся орнаментов. И в настоящее время здания украшают панджары. На окнах и небольших поверхностях тоже узорные творения. Создатели их хранят секрет местонахождения звена орнамента, зная который можно начать его разборку. Мы осмотрели все архитектурные шедевры, побывали в музее Улугбека с траншеей от ее лаборатории. На площади Регистан мы находились особенно долго и даже посмотрели выступление бродячего цирка прямо на площади.  Выступали акробаты, глотатели огня, ходоки по раскаленным угольям и ходоки по канату, натянутому на головокружительной высоте. Плату за великолепное зрелище собирал мальчик, ходивший с шапкой среди зрителей. Посетили  восточный рынок, где потрясающее изобилие овощей и фруктов. Ароматнейшие дыни, хранятся в подвешенном состоянии. Не соблазниться на такую дыню просто невозможно!
 

        Бухара - это город медресе. Известен минарет Калян высотой 40 м.  С минарета сбрасывали осужденных, и было у него еще одно название: «Минарет смерти». С минарета просматривается крепость бухарских правителей Арк и мечеть Боло-Хауз. Сказочно красив мавзолей Саманидов в форме куба с куполом, колоннами по углам, четырьмя стрельчатыми  заглубленными входами и украшенный каменным узором, покрывающим подобно нежному кружеву все стены. В городе есть место, где создаются и выставлены на продажу изделия народного промысла: глиняная посуда и чеканка. Можно понаблюдать, как создаются эти шедевры.
 

        Путешествуя по Узбекистану, посещали мы кварталы глинобитных жилищ, где продолжают жить скрытно внутри своего жилья по законам домостроя. Улицы без окон. «Мой дом - моя крепость». Жилище имеет мужскую и женскую территории. Мужчины общаются в чайхане, в городе. Восточная женщина, если и выходит за пределы стен дома, то обязательно в длинном платье и в парандже. Если муж отказывается от жены, то для этого ему достаточно об этом сказать. Женщина должна покинуть жилище, взяв с собой только то, что на ней: одежду и украшения: «Все моё, все со мной». Семейные пары создаются отцами и, как правило, когда будущие новобрачные еще в детском возрасте. За невесту требуется выплатить калым. Если невеста уже не ребенок, да еще и, не приведи, бог, ухитрилась стать грамотной, то размер калыма тем меньше, чем выше грамотность невесты. При рождении мальчика сажают дерево, как правило, это тополь. Деревья вырастают к моменту строительства своего дома.
 

        В момент созревания хлопка все население, в том числе и школьники, которых освобождают от  учебы, вручную собирают хлопок. Машинная уборка существует, но качество хлопка, убранного машиной,  хуже. В специализированных совхозах выращивают тутового шелкопряда и тутовое дерево: шелковицу, листьями которого питаются гусеницы шелкопряда. Взрослая гусеница в возрасте 28 суток способна выделять непрерывную шелковую нить длиной 1000-1500м. За трое суток она опутывается этой нитью, создавая вокруг себя кокон. На четвертый день гусеница превращается в куколку. Через 10 суток куколка превращается в бабочку и освобождает кокон. Затем, не теряя зря времени, бабочки  спариваются. Самки откладывают 500-700 яиц. На это у них уходит не 9 месяцев, а всего трое суток. Затем они  спустя 10-20 суток погибают. Яйца, в зависимости от породы, либо ожидают весну, либо развиваются два и более раза в год. Из яиц через 10 суток после начала их развития вылупятся молодые гусеницы. Снова 28 суток они будут кушать листья шелковицы. «Все опять повторится сначала». Освободившийся кокон весит 1,7-2,3 грамма, а его шелковая оболочка составляет четверть его массы. Родина шелководства Китай. Китайцы хранили секрет производства шелка. Но однажды «таможня» проглядела. Женщина-европейка вынесла в своей пышной прическе коконы шелкопряда и «процесс пошел» по всему свету.
 

        Мы видели, как делают фарфоровую посуду. Из сырой глины создают великолепные изделия. У нас на глазах работница сработала чайничек и отправила его на покрытие глазурью, на разрисовку и в печь для закалки. Насте дали возможность что-то вылепить и дали домой сырой глины.
 

        Следующая половина пути пролегла по территории Таджикистана, где мы базировались у знакомых. Мы приехали в поселок Шахринау Гиссарского района к бабе Маше. У нее был частный домик с садом. Она русская, жила среди таджиков. Нам было интересно все. Можно наблюдать таджиков взрослых, обремененных делами, и мальчишек, и девчонок, играющих на улицах в национальных костюмчиках из характерной цветастой шелковой ткани. Оказалось, что эту уникальную ткань изготавливают здесь же, в маленьком поселке. Мы пошли на экскурсию на ткацкую фабрику. Грохот жуткий. Разговаривать невозможно. Непривычны моему глазу, ткацкие станки, на которых работают в основном женщины. Нашелся экскурсовод, свободный от станочной вахты, комсорг предприятия. Объяснил нам, что к чему. Я запомнил только, что сначала на приспособлении из нитей готовят основу ткани. Это кропотливая ручная работа.
А уж потом эта основа поступает на «громыхалку». Комсорг жалуется, что ткань эта теперь перестает быть модной. Плохо покупается. Может, совсем ее прекратят производить, к сожалению.
 

        Около дома бабы Маши есть сельпо. Там мы купили такую ткань для Насти. И уже дома, в Куйбышеве, Алла сшила карнавальные платьица для Насти, в которых она стала настоящей таджичкой, да еще с таджикской феской на голове. В таком костюме в Куйбышеве она ходила на новогоднюю елку и покривлялась для семейного кино! Живой сувенир.


        В поселке готовился национальный праздник. Народ принарядился. Прямо на улице стали готовить плов в огромных сферических котлах. Чувствуется, что в народе есть общность. Не чуждаются люди друг друга. В поселке своя хлебопекарня с механическим замесом теста. Выпекают белый хлеб ароматнейший! Можно не заметить, как съешь буханку горячего хлеба.
 

        Есть у бабы Маши племянница Марина. Замужем за военным. Учительница. Живут они с мужем  при  военной части в нормальной благоустроенной квартире. Проводила нас Марина к своим знакомым пожилым таджикам в гости. Долго шли вдоль притока реки Ворзоб. Наблюдали местную экзотику. Как, например, громадный дедок едет на несоразмерно маленьком ослике. Зачем животное мучить! Мальчишки от нечего делать сопровождают нас, чужеземцев, им любопытно посмотреть, к кому мы идем. А пришли мы к забавному темнокожему мужичку непонятного возраста. Хозяйка его сразу принялась готовить лепешки. Для этого в Средней Азии используется тандыр. Это сферическая емкость из стального листа диаметром около метра, с люком лаза сбоку. Снизу емкость облизывают языки пламени, раскаляя ее. Пресное тесто раскатывается в форме лепешки. Рука с сырой лепешкой проникает внутрь тандыра и пришлепывает лепешку к стенке на свободное место сферической поверхности. Лепешка быстро пропекается. Можно разместить внутри сферы много лепешек. Уголья из тандыра собирают в чугунок. Чугунок закрывают крышкой, несут в комнату и ставят под обеденный столик. Под столиком находится короб с отверстиями для ног. Внутренность короба прогревается чугунком. А на поверхности стола устраивается чаепитие с лепешками. Люди сидят на полу, на одеялах. Кроме сундука, другой мебели мы не заметили. Очень своеобразно.
 

        Были мы и у сына бабы Маши, Петра. У него жена Нина и дети школьники Лена, Ира, Надя, Вера. Точка, очевидно, в этом перечислении Петей и Ниной не поставлена. Они жили в городе Турсун-Заде (бывший Ригар) в хорошей квартире.  Он работал на алюминиевом заводе. Исходное сырье-глинозем поставляет Китай.  С помощью Пети и я прошел на завод на экскурсию. В заключение Петр отлил мне на память сувенир. Еще показал он мне свой город и строящееся элитное жилье для многодетных семей. Там коридор такой, что в футбол можно играть или на велике ездить!
 

        Нина информировала Аллу, что неплохо жить с таджиками, и нам советовала в теплые края перебираться. Во время поездки по Средней Азии мы ни разу не натолкнулись на недоброжелателей. Когда распался Союз «нерушимый», отношения к русским стали невыносимыми. Национализм вылез, как шило из мешка. В итоге и баба Маша, и семья Пети все дружно за бесценок продали жилье и отправились жить в Россию, «в глушь, в Саратов». Подальше от «соседей по планете».


        По совету Пети и Нины мы съездили на рейсовом автобусе в Ворзобское ущелье. Ну, как же там красиво! Живут же люди! Горное ущелье извилисто, глубокое и громадной ширины, с крутизной склонов градусов 60! Среди склона проложена шоссейная дорога, узкая и опасная в плохую погоду. Лучше не думать, что можешь свалиться в ущелье, а довериться мастерству водителя. Любоваться тем, что видит глаз, понимая, что это удовольствие не повторится. В пути встретился на обочине дороги памятник водителю с водительской баранкой в граните... Приехали мы в конце пути к надежной площадке, где стоят автомашины и есть кафе. Нас привлек лечебный комплекс на основе радонового источника. Нам удалось устроиться на пару часов клиентами этого замечательного учреждения. В душевых кабинах сильные струи теплой радоновой воды «сверлят» тело со всех сторон. Это не назовешь иначе, как кайф! Вспоминая ту поездку, помнится божественная красота горного ущелья, ощущение постоянной опасности и ощущение объемного воздействия на тело лечебных струй.
 

        Далее нас понесло поехать в Нурек, посмотреть Нурекскую ГЭС и водохранилище на реке Вахш. Дорога и туда проложена по склону столь же живописного ущелья. Но добавились сырость, туман и иней на всех поверхностях и деревьях. Сказочный почти зимний пейзаж. И еще большая степень риска свалиться из-за скользкой дороги и ограниченной видимости. Какое все-таки требуется мастерство вождения! Посмотрели плотину гидроэлектростанции 300-метровой высоты и Нурекское водохранилище. Великое творение созидания рук человеческих. Как обидно, когда слышишь по радио, что в этих живописных местах неспокойно. Что это теперь зона если и не войны, то граничащая с войной территория…