Туннель на Сахалин

Александр Щербаков 5
Хорошо, что в Крым ударными темпами уже достраивается мост. По автомобильной части  уже ездят автомобили, а на железнодорожной  соединили вторую ветку «золотым» звеном, т.е. последним  рельсом.
Хорошо,  что идёт строительство дорог в Крыму и на подступах к Крыму.

Но...

На другом краю России существует регион, который тоже не имеет прочной сухопутной связи с Россией.

Это Сахалин.

Сахалин - гораздо больше Крыма по площади.

Сахалин - неизмеримо богаче Крыма по запасам природных ресурсов.
Это, если можно так выразиться - дальневосточный Кувейт. Плюс - окружающие Сахалин Охотское и Японское моря, которые по запасам своих богатств решительно превосходят Чёрное море.

Принадлежность Сахалина России, не оспаривается никем в мире.
Некоторые люди, никогда не бывавшие на Дальнем Востоке, всерьёз думают, что Сахалин - это тундра и вечная мерзлота.

На самом же деле, Сахалин - это территория с достаточно приемлемым климатом, который, между прочим (особенно на юге острова), подходит для ведения сельского хозяйства ничуть не хуже, чем Подмосковье.

Сахалин вошёл в состав России давно, ещё во времена империи. Правда, южная часть острова, на протяжении 40 лет (с 1905 по 1945) принадлежала Японии - но именно южная часть, более удалённая от России и менее богатая полезными ископаемыми. Да и она вернулась в состав нашей страны, повторюсь, в 1945 году.

Сахалин отделён от материка нешироким и неглубоким проливом Невельского (ширина менее 10 километров, самая узкая часть Татарского пролива), который не намного шире и глубже Керченского пролива - там, по сути, ширина и глубина крупной реки.

И, тем не менее, на Сахалин до сих пор нет - ни моста, ни тоннеля.

Можно понять, почему не было до сих пор моста через Керченский пролив - Крым и так был связан с материком путями через Крымский перешеек и через Чонгарский мост. Керченское направление было сугубо второстепенным. Но на Сахалин-то нет вообще никаких сухопутных путей!..

Японцы, в период своего господства на Южном Сахалине - построили там целую сеть железных дорог. Однако это дороги нестандартной для России ширины. В принципе - ничего страшного в этом нет. Во время Отечественной войны, немцы перевели большую часть железных дорог на оккупированных территориях на европейскую ширину колеи (1435 миллиметров). Однако довольно быстро после освобождения, советские железнодорожные войска, восстановили стандартную для России ширину колеи (1520 мм). То есть - проблема эта вполне решаемая, ничего особо сложного, или невыполнимого, в этом нет.

Но почему-то именно для Сахалина, было сделано особое исключение. Там значительная часть железных дорог, до сих пор имеет нестандартную ширину колеи. И для них даже выпускались в городе Людиново (Калужской области) локомотивы, специально под сахалинскую колею (в мире она именуется обычно "капской" колеёй, потому что впервые начала широко использоваться англичанами в своей Капской колонии, на территории современной ЮАР. Ширина - 1067 мм).

Подчеркну - это не узкоколейка, в привычном для нас понимании этого слова. Стандартная узкоколейка имеет ширину 750 миллиметров. А "капская" колея - это вполне "нормальная" железная дорога, которая является нестандартной именно для России.

В наше время на Сахалин ходят паромы - причём, не через пролив Невельского, а по совсем иному, очень долгому маршруту Ванино - Холмск, протяжённость которого составляет 260 километров. На этом пути паромы нередко сталкиваются с сильными штормами и туманами. А когда паром приходит с материка на Сахалин - приходится вагоны переставлять на тележки другой колеи. Понятно, что скорость езды стандартных российских вагонов по нестандартной сахалинской дороге - не может быть высокой.

Сахалинский тоннель (Стройка 506).

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929–1930 годах.

В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил Иосиф Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем.  5 мая 1950 года Совет министров СССР принял секретное постановление о сооружении железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино на Сахалине с тоннелем под Татарским проливом, а также паромной переправы как вспомогательного варианта. Спустя неделю приказом министра внутренних дел в системе ГУЛЖДС было создано два номерных подразделения: “Строительство № 506” с центром в Александровске-Сахалинском и “Строительство № 507” с центром в Де-Кастри. Вместе с учрежденным непосредственно для прокладки тоннеля “Строительством № 6 МПС СССР” они образовали систему, объединившую огромные материальные ресурсы, рабочую силу и технику. По плану общая протяженность железнодорожной линии составляла более 1000 км, тоннеля – около 10 км. Предполагалось завершить сооружение железной дороги и тоннельного перехода в 1955 году, а двумя годами раньше открыть сквозное временное движение с использованием паромной переправы.

Тоннель предполагалось использовать в военных целях – для снабжения дислоцированных на Сахалине частей Советской армии. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (тоннельные работы, в 1952 году также передано в ведение МВД).

Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены Совмином СССР 6 сентября 1950 года. В целях ускорения строительства трассу предполагалось сооружать по упрощённой (фактически — временной) схеме, например, на первых этапах строительства допускалось использование непропитанных шпал. Детальных инженерно-геологических изысканий в районе предполагаемого строительства тоннеля не проводилось.

На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби (начало тоннеля) должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 км от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома. Всего на островной части магистрали предполагалось сооружение девяти железнодорожных станций. Протяжённость самого тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км (был выбран наиболее узкий участок пролива), его трасса проходила севернее паромной переправы. На материке предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихино на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань с ответвлением к временной паромной переправе. Планировалось строительство тяговой электростанции у озера Кизи.
Окончание строительства, с организацией временной паромной переправы, было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля запланирован на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 млн тонн в год.

Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели в основном освобождённые заключённые ГУЛага. По согласованию с прокуратурой СССР, по разрешению Совмина, МВД освободил из исправительно-трудовых лагерей и колоний до 8 тысяч человек, направив их на МПС до завершения срока заключения. Исключение составляли лица, осуждённые за бандитизм, разбой, умышленное убийство, воры-рецидивисты, осуждённые к каторжным работам, заключённые в особых лагерях МВД, на которых разрешение МВД не распространялось. На Сахалине это было «Строительство 506» (посёлок Тымовское), на материке — «Строительство 507» (посёлок Де-Кастри). К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек. Строительство, особенно на Сахалине, велось в условиях фактически полного отсутствия инфраструктуры и недостатка техники, из-за аврального характера работы бытовые условия в лагерях для заключённых были неудовлетворительными даже по нормам ГУЛага.

Подготовка к строительству тоннеля на материке велась силами условно-досрочно освобождённых, вольнонаёмных специалистов и военнослужащих (Строительство 6 МПС). В феврале 1953 года «Строительству 6» было поручено также заняться возведением электростанции у озера Кизи. Численность строителей  на этом объекте к весне 1953 года составляла 3700 человек.

На материке было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура от станции Селихино до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.

На Сахалине работы велись в худших условиях, и ни одного километра железной дороги построено так и не было. Проведённые работы по подготовке трассы (земляные работы, вырубки и др.) позволили построить использовалась для вывоза древесины.

Строительство рассчитывали закончить ударными темпами, пустить тоннель в эксплуатацию планировали в конце 1955 года. Общий грузооборот железнодорожной линии должен был составить 4 миллиона тонн ежегодно.

В марте 1953 г. умер Сталин и осуществление гигантских строек, осуществление которых «не вызывалось неотложными нуждами народного хозяйства» было прекращено. В черный список попало и сооружение тоннеля под Татарским проливом на Сахалин, носившее в то время кодовое название «Строительство № 506;.

Сейчас, когда во Владивостоке построен  вантовый мост на остров Русский, а также мост через бухту Золотой Рог, и низководный мост через Амурский залив на Де-Фриз, заговорили о строительстве моста через Татарский пролив. Несколько лет назад бывший в то время полномочным представителем Президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев заявил, что строить мосте нецелесообразно, он никогда не окупится. Мол, возить по нему нечего, ни на Сахалин, ни на материк.  Но недавно заговорили о еще одном мега-проекте. Возникла идея связать железной дорогой Японию и Европу. Для этого требуется построить два моста (или туннеля) через пролив Лаперуза, между японским островом Хоккайдо и островом Сахалин, а также через Татарский пролив. Поезда пройдут по БАМу до соединения с Транссибом. И тогда контейнеры из Японии очень быстро будут доставлять европейским потребителям, и наоборот.  Но пока это больше похоже на прожект, а не на проработанный проект.  Но только в этом случае мост на Сахалин через татарский пролив будет рентабельным. А территории рядом с железной дорогой будут развиваться более высокими темпами.