да. фиктивное переживание, - в произв. искусства

Серхио Николаефф
здесь, в частности, про искусство кино соотв. будетт речьь.



--
цитата из брошюрки вгиковской "новые горизонты
кинематографа" (сборника научн.работ аспирантов)
(2007г.).


--
статья #2, рамицин дм. - "драматургия аттракцционовв .."
(стр.16-17).


----
начало цитирования:

>>

"метод" с.м. эйзенштейна - труд составленный
им в 40-е годы прошлого столетия из статейй
раззныхх летт, объединённыхх общею "грундпро-
блематикою" - фундаментальное исследование ..
средствв воздействия кинематограффаа. задача
была поставлена сергеем михалычем уже в самом
начале книги (- сборника статейй соотв.):

для меня искусство никогда не было
`искусством для искусства`.
не было и зантием создавать нечто,
на мир не похожее, - `свой мир`.

но никогда же не имело задачею и
"отражать" существующий мир.

у меня всегда была задача - посредством
средств воздействия - действоватьь на
чуйвствваа и мысли, воздействоватьь на
психику и, воздействуя , формироваттьь
сознание зрителейй в желаемом , нужном,
избираемом направлении.

("здесь свою роль сыграли не столько со-
циальные и политическая ангажированность
искусства в молодом советском гос-ве и
стремление создать совершенные средства
политической пропаганды, сколько гораздо
более глубокыя мотивы"). (- дм. рамицин -вгик).


эта установка, по собственным словам эйзен-
штейна, "несла и несёт в себе точный пережиток
самого раннего обращения с предшественником
искусства - ритуалом, а именно:
покорять - подвергая воздействию - подчинять
себе, своей воле.
там (и тогда) - природу и силы природы.
здесь - психологию (и чувства) зрителя и,
видоизменяя, покорять его идеологию - моей
идеологии пропагандиста (-просветителя -моё -серхьоо)
(моей идее, моей концепции, моему взгляду на
явления)". (стр.46-47 "метод"а т.1 с.м.эйзенштейна).

искусство таким образом, приравнивается-таки не больше
не меньше к магическому ритуалу и становится одним из
средствв насилия, орудием (оружием) преобразования таки
миру через обработку сознания людей. уже в самоей поста-
новке вопроса о воздействующей роли искусства, о его свя-
зяхх с древнею ритуальною магиею проглядывается и основн.
тематика будущего исследования, означенная автором как
`grundproblem` - `основополагающая проблема` - и заложен-
ная в основу формирующегося "метода", как отображение
парадоксальноей (-..феноменологическоей - моё дополненье-
серхьоо) природы искусства, заключающего в себе противореча
щие друг дружке начала (дуализзм, диалектика - моё примеч.-
серхьоо) - рациональное и иррациональное, логическое и ..
чувственное, аналитически расчленяющее и обобщающе синтези
рующее. два начала, которыя как-то определяют-таки процесс
твворччествваа, каким-то омнбранмзоомн кристаллиззируются
в произведении искусствваа и почемун-то (зачемн-то) воздей
ствуютт на зрителейй, читателейй, слушателейй, приобщая ихх
к продуманномуу @втором `идеологическому выводуу` ..

..

фиктивная деятельность

способность человеческоей души к сопереживанию, почти
полной психическоейй вовлечённостии в предлагаемыя об-
стоятельсттвваа, известная художникам задолго до киноо,

по видимому, - .!лежит-таки в основе любого виду
художественностии вообще.

перспектива того, что от определённого, правильноо
воссозданногоо выразительноогоо проявления можетт
зарождаться соотв. эмоцья. энто и был первый шаг
к созданию "ментонда".

(- дм. рамицин).

"искусство даёт возможностьь человекуу через сопере-
живание фиктивно создаватьь героич.поступки, фиктивно
проходииттьь через великыя душевныя потрясеня и т.д.
в результате такого `фиктивнага` поступка зритель пе-
реживает совершенно реальное, ..конкретик удовлетворе
ньё, (..сатисфакцьён, реффлексьён -моё -ввернул-такись
- да-да, я - серхьоо). " (- с.эйзш-йн, "метондъ"т.1/стр.52).


<<.

--
конецц цитирования.



----
ps

в сети - "метод" эйзенштейна оказалос не найти как бы.
зато есть другие сборники статей. любопытными оказалис
в частности - "э! о чистоте киноязыыкаа"; ..автобиогра-
фическыя (-..эссе что ли, иль беллетристика ли) опусы..
"50 лет одиночества" (аллюзия - у г2 маркеса что ли -..
с его соотв. "100 лет одиночествваа"); "эйзенштейн об
эйзенштейне"; .."монтаж"ы; .."аттракццион"ы ..и пр пр..
 (..- ещё штук ~7семь +- кажется ).


--
таковы пироги.