Эволюция техосмотра за последние 35 лет

Юрий Кузнецов 6
Вспоминая свой первый легковой автомобиль, я окунаюсь во время Горбачевских реформ. Тогда, в 1997 году заняв у своей родной тетки из Москвы деньги в размере 2.500$, мною был куплен подержанный автомобиль Жигули ВАЗ-051 с десятилетним стажем.
Почему я вспомнил этот первый автомобиль сейчас расскажу. Новый автомобиль ВАЗ- 21053 в то время стоил порядка 5 000 $ и значит был нереально далек от покупки. Конечно, я говорю сумму в пересчете на рубли. Поэтому, большинство людей которые хотели приобрести свои первые «колеса», выбирали подержанные машины по газете «Из рук в руки».
Не исключением был и я, который штудировал данную газету немыслимое количество раз. Но так как большинство объявлений было без фотографий, то мысленно я дорисовывал это авто, которое было в объявлении до совершенства.
Владельцы авто, которые выставляли на продажу своих «коней» так пафосно и писали: «Продается автомобиль в идеальном состоянии». А на поверку, как не парадоксально, было всегда одно и тоже: начинающий ржаветь по низу дверей и крыльям старый автомобиль. А по возрасту, порядка 10 лет и более.
И чем светлее тон машины, тем более видна эта ржавчина, которая, казалось, попадала в новый автомобиль еще на конвейере в Тольятти.
Немного отвлекся от основной темы рассказа. В итоге, автомобиль был куплен. Счастливый и довольный своей покупкой, я примчался на машине в свой родной город в Подмосковье и быстро поставив на учет, задумался об техосмотре. У меня был месяц на прохождение техосмотра после постановки авто на учет.
На тот период эта процедура протекала однообразно. С раннего утра владельцы авто подъезжали к зданию ГАИ и размещали в одну линию свои автомобили. Машины перед техосмотром тщательно мылись и чистыми выставлялись на осмотр.
На столбе перед ГАИ вешался листок бумаги, куда наносились фамилии владельцев по-очереди для прохождения. На тот момент для прохождения техосмотра оплачивалась пошлина в сберкассе и с этой квитанцией автовладелец приезжал к ГАИ.
Сотрудник ГАИ обычно смотрел номер двигателя, кузова, крутил руль проверяемого авто на предмет люфта, исправность всех осветительных приборов и исправность ручного тормоза. Открыв багажник авто, смотрел огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки. Мельком смотрел на внешний вид и лобовое стекло авто.
Вот таким незамысловатым способом проходил техосмотр.
Приехав в очередной раз из Москвы в свой город, я с утра поехал к ГАИ. Но каково было мое разочарование, что приехав к 9.00 часам, когда только начинался техосмотр я увидел площадку заставленную автомобилями, а на листке бумаги цифру 32.
Это значило, что если я напишу далее свою фамилию, то стану 32 по-очереди на прохождение.
«Столько машин сотрудник ГАИ в укороченный день суббота явно не пропустит!» - грустно пролетели мысли в моей голове.
 И тут я решил пойти на авантюрный поступок. Постучав в дверь инспектора ГАИ, я смело попросил разрешения войти.
"Товарищ капитан, я к Вам по личному вопросу!" - решительно произнес я.
При этих словах, гаишник посмотрел на меня вопросительно, но ничего не спросил.
И тут меня понесло: «Товарищ капитан, я работаю в Москве и только сейчас к открытию приехал, а уже 32 на очереди. Так что, пройти сегодня мне техосмотр не светит!" Вот такая незамысловатая просьба об одолжении прозвучала из моих уст.
Посмотрев уверенно в глаза гаишнику, я произнес откровенную фразу: «Не смогли бы Вы в частном порядке, посмотреть мою машину и махнул рукой в сторону площадки, где стояла в числе других машин моя ласточка».
Гаишник также внимательно и оценивающе посмотрел на меня и наконец кивнув, продолжил свои дела за столом.
Через минуту он вытащил бланк техосмотра и заполнив его вернул мне пройденный техосмотр.
"Вот так, просто?" - пронеслось в голове.
Моей радости не было предела.  Гаишник утвердительно хмыкнул, а я повернувшись к двери выскочил из кабинета. Посмотрев на это сборище людей с дорогими машинами я подумал: «Есть и другие способы прохождения техосмотра, а именно смекалка и уверенность в себе. Только не нужно нагло предлагать гаишнику деньги. Они тоже, люди».
Так как машина была старая и проходить техосмотр было нужно каждый год, то пару раз я прибегал к такой тактике. Потом помогали люди, которые имели знакомства среди гаишников и отстегнув определенную сумму, никуда ехать было не нужно, а заветный талон техосмотра теперь приносили на дом.
Казалось, вся страна теперь проходила техосмотр таким способом и никто не беспокоился об аварийности авто, потому что каждый автовладелец следил за своими Жигулями в техническом плане. Никому не хотелось встать на дороге с неисправным автомобилем, когда наметилась поездка.
Далее, к стандартным действиям по осмотру автомобиля прибавился тест на СО и СН, когда в выхлопную систему вставлялся прибор газоанализатора. И тут уж, как повезет или какой бензин ты залил в свой бак автомобиля.
Посты такого контроля стояли при въезде в город Москва, хотя я до сих пор не понимаю назначение таких проверок, наблюдая, как в Москву въезжают грузовые автомобили окутывая тебя едким выхлопом черного дыма.
Техосмотр стал меняться по мере применения технических средств и вот уже в начале 2000 - х годов, в Подмосковье стали использовать новые посты технического контроля. Это система контроля тормозной системы, который показывает, как и какими колесами тормозит автомобиль, а также проверка света фар и "выхлоп".
Надо признать, что для русских машин это был непроходимый тест, потому что электронику не обманешь, а колеса, как их не регулируй все равно отличались по времени торможения.
И поэтому, с жигулями классической модели гаишники все время закрывали на это глаза или требовали отступных.
Но самым сложным в техосмотре конца прошлого века или начала нынешнего была проверка номера двигателя автомобиля. Сразу просится возглас: Какой идиот из производителей придумал на некоторых машинах набивать номер двигателя в малодоступном месте?
После трех лет эксплуатации нового авто такой номер покрывался ржавчиной и его уже было трудно прочитать гаишнику. При  этом гаишники все равно требовали очистить его для прочтения, а залезть пальцем в такое место для чистки номера от ржавчины было, как проктологу в причинное место.
Только здесь был горячий двигатель и тыкать осторожно двумя пальцами в потайную полость было экстремально. Похоже, гаишникам было развлечением, а также интересно наблюдать за такими моментами автолюбителя. И поэтому, номер двигателя автовладельцы сохраняли, как боевое знамя полка в части, постоянно в свободное время проверяя его сохранность через зеркало.
Кто-то наносил на номер термопластырь из высокотемпературного материала, который снимался при прохождении  техосмотра, а кто-то просто чистил авиационным керосином. Пройтись по своему номеру мелкой шкуркой, значило не пройти техосмотр и сразу же попасть в число людей, которым необходимо пройти автоэкспертизу на предмет чистоты.
Длительная по времени экспертиза дает заключение, что номер авто не перебит и юридически все гладко. Такая фотография вклеивалась в свидетельство о регистрации транспортного средства и уже гаишники навсегда забывали про твой ржавый номер на двигателе.
Слава Богу, что в апреле 2011 года очередным приказом по ведомству МВД номер двигателя перестал волновать сотрудников ГИБДД. Так и хочется воскликнуть: Какая статья доходов уплыла от соответствующих органов! Но наконец-то, ушли в прошлое мытарства по сохранности номеров на двигателях авто.
И следующим шагом, который дал облегченно вздохнуть автовладельцам стал переход проведения техосмотра от ГИБДД к частным структурам.
«Какие деньги ушли!» - скорей всего воскликнули некоторые персонажи из властных структур с таким переходом.
Теперь же, хотя и технические средства более продвинутые в плане измерений, но все же это лучше, чем было тогда, когда гаишник на пункте техосмотра был Богом для автовладельцев всех мастей.
Теперь, многие автовладельцы просто проходят в любом автосервисе техническую проверку, проводят ремонт и устраняют неисправность, а затем спокойно следуют для прохождения на пункт технического контроля.
Да и самое главное, наша страна постепенно избавилась от древних жигулей классики, которые изжили себя морально и на смену таким автомобилям пришли современные машины, не говоря уже об импортных автомобилях.
Читая данную статью некоторые автовладельцы вспомнят своих жигулей добрым словом, потому что эти автомобили были первыми их авто и относились к прошлому веку, когда мы были молоды и возили в багажнике машины много запчастей. А простой ремонт своей машины был под силу многим из автовладельцев.