Биозаметки. Провинциальный редактор

Владимир Дмитриевич Соколов
Провинциальный редактор. Мемуары

Провинциальный редактор. Мемуары
I. Из опыта работы удаленным редактором
II. Как писать критические статьи (из опыта работы редактором в "Теории литературы")
III. О моей работе редактором
IV. Портреты советских провинциальных редакторов
V. Портреты российских, и не только провинциальных редакторов
VI, Необходимость редактора

Когда я говорю, что работаю редактором, то неизменно вызываю в своих собеседниках уважение к своей персоне. А если еще добавляю, что работал во многих московских, петербургских и новосибирских журналов, то уважение возрастает почти до полного недоверия. Особенно, когда я им говорю, что всю жизнь прожил в Барнауле.

И все потому, что у большинства, даже молодых людей, сохранились совершенно превратные представления.  Им все еще кажется, что в "Москве" можно работать только живя в Москве, в "Питере" -- в Питере, в "Сибогнях" -- в Новосибирске. Спешу сообщить, что при нынешних компьютерных технологиях, когда Инет есть в каждом городском доме это не обязательно. Более того столичные журналы и издательства предпочитают сотрудников, обитающих на периферии: платить можно меньше, загружать работой больше, а при необходимости принимать и увольнять легче и без излишних формальностей.

Другое заблуждение, касающееся работы редактора состоит в том, что многим эта профессия представляется статусной и престижной. Успокойтесь. Сегодняшний редактор, как и библиотекарь, школьный учитель, преподаватель вуза -- это занюханное и зачуханное существо. Плохо оплачиваемое, ничего не решающее и по самые помидоры заваленное работой. Типичный редактор сегодня -- это тупая, обремененная семьей и домашними заботами, ко всему равнодушная тетка. Или молодой человек, жертва ЕГЭ, без индивидуальных особенностей, интересов и интеллектуальных запросов. Да и где их иметь, когда как Савраска нужно бегать с работу на работу в поисках хлеба насущного, а по вечерам, да и ночам до рези в глазах сидеть за компьютером.

Единственные, хотя их два, требования предъявляемые современному редактору -- это грамотность и внимательность. То есть то, что раньше требовалось от машинисток и корректоров, которые там, где они еще не вымерли в силу естественных процессов, они на вес золота. Отчего большинство современных редакций напоминают дома престарелых. Основная работа редактора в наше время -- это ловля блох, так на профессиональном жаргоне называются грамматические ляпы в приносимых рукописях. Очень часто автор приносит в редакцию деньги, и уже задача редакции выдать за них готовое произведение: роман, рассказ, статью или стихи. Желательно под ключ. Автор вносит деньги в кассу, а требуемое произведение на определенную тематику появляется под его именем в печати. Бессмысленное и глупое тщеславие, но как же, оказывается, много людей подвержено ему. Так много, что большинство столичных журналов и издательств только этим и поддерживают свое никчемное существование.

И с этой работой старые кадры, да и редакционные тетки справляются туго. Здесь нужны более молодые и ловкие мозги. Нужно найти требуемое произведение -- слава богу Интернет и присылаемые и отвергаемые издательством рукописи поставляют для этого в громадном количестве нужное сырье -- и перелицевать их так, чтобы воровство было уж не совсем очевидным. Вот этим я и занимался. Причем специализировался на стихах. Если вы откроете "Новый мир", "Наш современник" или "Сибирские огни", то большинство тамошних поэтов -- моих рук дело. Хотя и другие журналы и издательства также моим вниманием не обойдены. Словом, "Моих, впрочем, много есть сочинений: 'Женитьба Фигаро', 'Роберт-Дьявол', 'Норма'. Уж и названий даже не помню... Все это, что было под именем барона Брамбеуса, 'Фрегат 'Надежды' и 'Московский телеграф'"... все это я написал.

I. Из опыта работы удаленным редактором

1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТИХОВ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

Идея проста. Из многочисленной поэтической продукции буквально захлестнувшей Интернет и редакции, отбираются отдельные строки, которые с учетом размера и рифмы компонуются в новые произведения. Так работают сегодня многие. Так что никакого открытия я не сделал. Я просто, используя возможности компьютера, механизировал процесс.

2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕРЕВОДОВ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТАТЕЙ И КНИГ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
http://proza.ru/2019/06/02/1188

5. КРУГОЗОР РЕДАКТОРА-МЕНЕДЖЕРА

И подобных диалогов с редакторами-менеджерами у меня набралась целая куча.

II. Как писать критические статьи (из опыта работы редактором в "Теории литературы")

1. КАК Я СТАЛ УДАЛЕННЫМ РЕДАКТОРОМ

Участвовал я и в написании биографий писателей: Уайльда, Киплинга, Стерна... да всех и не упомнишь. Чаще всего под авторством Левенгука. А по сути это были переводы книг англоязычных литературоведов, причём сами книги нам подстовывало то издательство, которое их издавало. Важно был лишь чтобы потом Левенгук читал по им лекции о себя в Плехановке и давал статьи в разных журналах и сборниках. При изменять английский текст не допускалось: за этим они следили очень строго

2. ОБЯЗАННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЕДАКТОРА

3. ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ СТАТЕЙ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

В 1990-е гг, когда массы всевозможных начальников и бизнесменов двинулись в науку, был большой спрос на тех, кто мог написать диссертацию. Существовала целая индустрия их производства. Вокруг диссертаций кормилась масса ученого люда, которые тогда жили в вопиющей нищете, гораздо худшей, чем позднее. Один мой друг, которому так и не дали защититься, накалябал этих диссертаций, наверное, два или три десятка, будучи хорошо знакомым с архивами -- да что знакомым: я не встречал человека, который бы так любил проводить там дни и ночи -- и получая за это хорошие деньги

4. О РАБОТЕ УДАЛЕННОГО РЕДАКТОРА

Одно время я работал удалённым редактором в некоей фирме, которая снабжала статьями и рецензиями издательства и журналы, начиная от навороченных столичных до самых захудалых провиниалных. Получалось задание, за что нужно похвалить, поругать книгу или обратить внимание: 1-2 ключевых момента. Кто присылал, кто определял характер и содержание рецензии, я не знал. Раз в год нас собирали на кустовые тренинги в Новосибирске. Тренинги состояли из "лекций" "экспертов" без фамилии и отчества, а только имени, и дискуссий. Лекции состояли в накачивании слушателей предложениями-слоганами, которые потом должны были повторяться в рецензиях

5. КАК Я ПИСАЛ СТАТЬЮ О ПУШКИНЕ ДЛЯ "ВОПЛЕЙ"

III. О моей работе редактором

Речь в данной статье пойдет о мелкой издательской сошке: о редакторах. Это примерно то же самое по своему статусу, как инженер в НИИ или менеджер в современной торговой фирме: по названию вроде бы звонко, но по сути мелкий обслуживающий персонал, следующий по ранжиру за уборщицами и охранниками, а иногда и ниже. Например, в альманахе "Алтай" редактор в сер 2010-х получал 7 тыс. на полную ставку, а уборщица -- 11 тыс. Но эта мелкая сошка, от которой многое зависит. Она может навставлять в задницу автору таких спиц, что ему будет не до писания. То есть определенный интерес фигура редактора из себя представляет.

1. РЕДАКТОР СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН

2. КАК МАРК ИОСИФОВИЧ БОДАЛСЯ С ГЛ РЕДОМ "ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

3. ОБЕЩАЛКИНЫ ИЗ "ДОНА"

4. РЕДАКТОР И УЧЕНЫЙ

5. СПОР О КНИГЕ

IV. Портреты советских провинциальных редакторов

Редакторы делятся на две большие категории: мужчин и женщин. Или правильнее женщин и мужчин, потому что в основном эта профессия заделалась женской. Женщины бывают разными: все они милы, игривы, а быть может и не все, все они красавицы, а быть может... Но как редакторы все они совершенно одинаковы. И главная их черта -- это скрупулезность, она же педантизм, она же занудство, черта по какому-то недоразумению обычно приписываемая мужчинам, и чаще всего именно с женской подачи. В этом своем качестве все редактрисы не только похожи друг на друга, но представляют собой полный портрет редакционного работника в юбке (выражаясь фигурально, разумеется).

Мужчина редактор -- совсем другой коленкор. Его главная отличительная черта -- это неудачник по жизни. При том, что работа редактора в советские времена была блатной (то есть прописаться в издательстве ли, журнале ли, газете можно было лишь по большому знакомству), при том, что советский автор был доведен до состояния полного бесправия перед редакторским произволом, и эти гады измывались над ним как хотели, все равно, чувствовали себя мужики-редакторы паршиво.

1. СОВЕТСКИЕ РЕДАКТОРШИ

2. БИТВА ЗА ШУКШИНА

3. ПОРТРЕТ РЕДАКТОРА-МУЖЧИНЫ
http://proza.ru/2020/10/30/771

4. СОВЕТСКАЯ ЦЕНЗУРА

5. РЕДАКТОРСКИЙ ПРОКОЛ ПО ПЬЯНИ

6. КАК Я ПОПАЛ В РЕДАКТОРЫ

Понижение редакторского статуса -- вторая причина деградации российского редактора

а) редактор ни за что более не отвечает

б) редакторы все сплошь авторы

в) редакторы перестали мотивировать свои отказы

7. ЧТО МОГ СОВЕТСКИЙ РЕДАКТОР

8. КАК Я ОТШИВАЛ ПРОФЕССОРОВ СОВЕТСКИМ РЕДАКТОРОМ

V. Портреты российских, и не только провинциальных редакторов

Сравнение редакторов советских и российских явно не в пользу нынешних.

1. ПЕРЕКОС РЕДАКТОРСКОГО ГЕНДЕРНОГО БАЛАНСА

2. ОБЩЕНИЕ С РЕДАКТОРАМИ ИЗ МОСКОВСКОЙ ТУСОВКИ

3. ПОНИЖЕНИЕ РЕДАКТОРСКОГО МАТОБЕСПЕЧЕНИЯ

4. КАК Я НЕ СМОГ ОТШИТЬ ПРОФЕССОРА УНИВЕРСИТЕТСКИМ РЕДАКТОРОМ

5. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР РОССИЙСКИХ ВРЕМЕН

6. ПЕТЯ ПЫХАЛИН ИЗ "СИБОГНЕЙ"

7. ЮДАЛЕВИЧ vis РЕДАКТОРА "ЭКСМО"

8. РАБОТА АЛТАЙСКОГО РЕДАКТОРА С АВТОРАМИ

9. О МНИМОМ ЗАКРЫТИИ "ЖУРНАЛЬНОГО ЗАЛА"

10. КАК ПОГЛУПЕЛ СОВРЕМЕННЫЙ РЕДАКТОР

Сюда же следует отнести экономию на рецензентах, научных редакторах, консультантах

11. ПОНИЖЕНИЕ СТАТУСА РОССИЙСКОГО РЕДАКТОРА

12. ЗАРПЛАТА И РОССИЙСКИЙ РЕДАКТОР

13. КОМПЕТЕНЦИЯ РОССИЙСКОГО РЕДАКТОРА

VI, Необходимость редактора

И все же редактор -- ну как без него. Проблема нашей литературы не в отсутствии хороших редакторов, а в отсутствии писателей. Появятся писатели, появятся и редакторы. А то многие стали думать, что редактор -- это при всеобщей грамотности совершенно излишняя издательская единица. В самом деле, главной функцией советского редактора было не столько бдить за автором, сколько исправлять его огрехи. В стране Советов считалось, что интеллигенция это прежде всего гнилая интеллигенция. И хорошо было бы вообще без нее. Настоящим знанием и пониманием жизни обладают рабочие и крестьяне, но и немного партийные руководители, которые тоже от станка и сохи.

А интеллигенты должны лишь их сермяжную правду-матку облекать в приличные одежды. То есть пишет писатель, пишет из жизни, а редактор исправляет недочеты.

На самом деле редакторские функции несколько иные.