Послесловие Довыденко Л. В

Евгений Журавли
Сборник «Знаки» Евгения Журавли – необычная книга. С одной стороны, рассказы легки, поучительны, светлы и хороши сами по себе. Но при этом, после прочтения они оставляют ощущение, что сказано что-то ещё. Будто бы за обычным повествованием скрывается ещё один, глубинный, слой смысла. Некое дополнительное измерение. И, кажется, так оно и есть. Это и составляет главную интригу книги.
Вглядевшись, мы обнаруживаем скрытые сюжеты, помещённые в текст. Так, рассказ «Говорящие камни» оказывается вовсе не о камнях, а обычная житейская история рассказа «На стоящих» - ни что иное, как осовремененное переложение жития святого Симеона Столпника. Но и эта христианская притча, помещённая в сегодняшний день, оказывается не такой уж однозначной. Кого мы считаем «нормальными», а кого нет? Что «правильно», а что «неправильно»? Сколько человеческого в человеке? На ком держится этот мир? Ожиданием новых пророков полон и текст рассказа «Люди Книги». В имени главного героя явно угадывается Архангел Михаил, посланный с заданием из некоего всемогущего Центра найти давно исчезнувших Людей Книги. Рассказ ставит вопрос пробуждения от спячки нас, когда-то наделённых Словом, но потерявших духовные ценности. Есть и другие примеры. Библейский язык «Открой глаза и смотри», евангельские цитаты в «Птахи» - книга Евгения Журавли полна христианских аллюзий. Это то, что увидит в этой книге христианин. А что увидит в ней мистик, учёный, философ?
Кажется, книга полна языков. Некоторые наименования явно намекают на двусмысленность, а каждый текст завершён символом, расширяющим поверхностное толкование – создавая, таким образом, ещё одну нить повествования. Математические, астрологические, фольклорные, буквы глаголицы и элементы Книги перемен. Ясно, что символы неслучайны и несут свою смысловую нагрузку. Но какую? Что хотел сказать автор? К сожалению, это не всегда понятно, автор скуп на подсказки. Но это и составляет тайну. Так, рассказ «Птахи» подытожен математическим графиком - изображением гиперболы. Что это? Внешнее сходство с птицей? Или сам текст является гиперболой? Гиперболой чего? Что не может избежать своей тени и превращается в нитку, мешая пройти в игольное ушко? Ответов может быть много. Вернее, каждый найдёт ответ сам. Может, в этом и состоит ценность книги – когда размышления читателя продолжаются и после прочтения? В любом случае, книга «Знаки» именно такова. Литература – это то, что делает нас иными. Неожиданные загадки порой заставляют вернуться к тексту, прочесть более внимательно философские притчи о судьбе и значении слов, которые ты произносишь, в жизни, в судьбе, не только своей, но и своего окружения. Евгений Журавли не поясняет замысел, принуждая читателя к собственным выводам, и более того, прямо посредством текста утверждает: «…словами Это не объяснить… Следовательно, если вы поняли, значит, поняли что-то другое».  И: «…к самому главному слов не бывает». Таким образом, автор подталкивает читателя продолжить размышления и после того, как сказано последнее слово. Поиски Евгения в словесном определении чего-то, найденного или почувствованного, и выраженного в небольших сюжетах, вызывают интерес. Надеюсь, читатель уловит часть того, что хотел донести автор, не единожды глубоко перерабатывая тексты.
Книга «Знаки» оставляет светлое впечатление. К сожалению, сегодня часто приходится видеть, как талантливые авторы пытаются придать яркости своим текстам за счёт чего-то экзотичного, вызывающего, привлекающего внимание и иногда плохо пахнущего, что часто превращает их труды в словесное кривляние, далёкое от настоящей литературы, в духовный мусор, невыносимый для культурного человека с интеллектом. Я страшно не люблю в литературе и искусстве любые формы низости, ведь настоящие, то есть подлинно талантливые произведения – они вне этого, и надеюсь, что читатели всё ещё считают так же. Слава Богу, автор этой книги не оставил и намёка на пошлость или низость. Евгений Журавли экспериментирует, но не ценой потери смысла и собственного лица. Будем надеяться, что и в дальнейшем ему удастся удержаться в рамках наследия великой русской литературы, несущей в мир своё понимание духовности.
Книга имеет возрастной ценз «12+». И это неслучайно. При всей сложности понимания замысла автора, тексты просты и доступны для прочтения в том числе и подростками. Более того, многие рассказы имеют вполне понятный назидательный смысл. Распознать ложь, воспитывать, образовывать и исцелять души – не в этом ли миссия литературы?
К примеру, рассказ «Истоки» повествует нам о смысле обыденных общеупотребимых слов. Всегда ли мы вдумывались в их значение? Понять эти истоки – приобщиться к древнейшим знаниям человечества. «И это есть хорошо!» - произносил Бог ежедневно, трудясь над созданием мира: земли, воды, неба. Хорс – это Бог солнца, а «хорошо» – состояние человека, согретого и освещённого его лучами, хорошо, когда оно светит. Почему в русском языке нет первого лица глагола «победить», а есть лишь слово «победим»? «Когда нас много – мы всегда победим. Вместе – сила, известно ведь!» - устами персонажа утверждает автор. «Мать – первое существо для каждого человека и первое слово в любом языке… Мама – это свято». Так автор трактует слова русского языка, заставляя нас взглянуть в их корень и попробовать понять истинный их смысл. «Успех» - то, что «произошло поспешно», «удача» - то, что «даётся», «богатство» – то, что даёт Бог, а вовсе не деньги. Рассуждая о счастье, герой рассказа приходит к выводу, что смысл его заключается в «соединении с чем-то большим, частью чего являешься». Это заставляет задуматься.
В рассказе «Рубцы» мальчик отчаянно пытается срубить ясень, в конце концов осознав, что наносит удары самому себе. Это поединок и испытание человека на прочность, сражение человека с природой и её нетленной красотой, чувство вины и просьба о прощении, это и обретение себя. Ключевой метафорой рассказа оказывается понимание единства собственной судьбы, бессмысленно срубаемого дерева и всей огромной страны - рухнувших и исчезнувших на многие годы, но всё же нашедших силы возродиться из праха вновь. Так и сам юный герой рассказа, и павший ясень, и сама наша Россия вдруг оказываются будто частичками легендарного Мирового Древа, имеющего столь же разветвлённые подземные корни, как и видимую раскидистую крону. И поэтому Древо неуничтожимо.
«Притча про истинный возраст» - это вот что! Твой возраст – это не годы, это лишь дни или даже часы, когда ты был счастлив: «…когда человек чувствует, что прожитый миг был для него счастливым, цельным, великим, незабываемым или познавательным, он просто рисует ещё одну палочку на своём платке, обычно обозначающую один час или закорючку за один целый день… ведь только это и есть жизнь». На Востоке ставят чёрточку или закорючку на своём платке. Современные психологи, призывающие к осознанной жизни, предлагают завести дневник собственных достижений. Поэт Иван Бунин понимал: «Срок настанет, Господь сына блудного спросит, был ли счастлив ты в жизни земной?» 
У каждого своё представление о счастье, но, возможно, оно в возвращении к пережитому, в благодарности за посланный небесами день, в служении, позитиве и отмеченности на платке, камне, в блокноте, чтобы помнить о нём, сохраняя этот мощный духовный поток между землёй и небом. «Счастье – это познать» - говорит автор книги «Знаки». И не есть ли это - научиться осознанности, любви, мудрости, научиться слышать «шёпот столетий» через шёпот страниц этой оригинальной, живой и духовно-личностно- сберегающей книги, предлагающей отвлечься от металлического блеска, громких, жёстких, ревущих звуков техногенного общества и окунуться в органику, естественность бытия. Эта книга учит, проповедует и призывает. Призывает к хорошему.
Думается, что книга называется «Знаки» вовсе не потому, что иллюстрирована символами. В каждом тексте здесь присутствует элемент какого-то предзнаменования – примета, знак, аналогия, поверье, атрибут, убеждение или знамение. Можно сказать - глупые суеверия. Заговоры, наветы, свадебные замочки, рассыпанная соль, чёрная кошка, булавка от сглаза… И это будет правильным. К тому же, этот лейтмотив вряд ли добавляет литературной ценности. Но сами при этом мы склонны обращать внимание на знаки. Не являются ли они частью чего-то большего? Может быть, мы сами облекаем в форму примет то тайное, что неспособны объять разумом? А своими поступками создаём собственную предопределённость? Автор не отвечает на эти вопросы, но явно ставит их. Провидение или ошибка? Случайность или промысел Божий? Пусть это всё остаётся в тайне, считает автор. Но, вместе с тем, чётко слышится призыв относиться к непознаваемому, странному и загадочному с глубоким почтением.
«Всё красивое всегда заключает в себе тайну. А тайна всегда содержит в себе некую красоту» - говорится в рассказе «Ирисы и маки». «Мы, дети … по-своему пытались найти ключ к древней загадке, постепенно становясь теми, кто мы сейчас есть. И эта красивая история учила нас поступать иногда просто по требованию души, не дожидаясь обоснований разума, не страшась руководствоваться неудержимым порывом…» Тайна, по мнению Евгения Журавли, имеет в себе какое-то глубинное знание, без которого она не могла бы существовать, как загадка. И познать её может только душа, но не ум. Это знание непередаваемо прямо, иначе тайна не имела бы форму тайны. Что-то большее собственного содержания. «То, что представляет из себя нечто большее того, чем является… К этому нет слов» - поясняет он в рассказе «Это». «Нет глубины без тайны. Но не бывает и тайны без глубины» - продолжает он мысль в рассказе «Глубина». «Дойти до предела – значит, уже не вернуться. Но и там, откуда уже не вернуться, брезжит далёкое мерцание. Ведь чтобы познать тьму, нужно нести свет…» Так, от сердца к сердцу, а не от разума к разуму, автор и пытается донести до нас нечто, почувствованное им.
Внутреннее, органичное, мыслительное и душевное в личности героев рассказов Евгения Журавли позволяет отнести автора к тем писателям, которые среди металлического блеска, громких, дисгармоничных и жёстких звуков какофонии находят уголки в душе и сердце человека, места в России и в других точках планеты, где читатель ощущает душевный комфорт и гармонию в таком родном запахе листьев и земли, осязает росу на луговой траве, слышит рассветное щебетание птиц… Автор уходит от разменной монеты современности, связанной с техногенностью, уничтожающей почвы, представителей флоры и фауны земли, и подбирает слова для непротиворечивого соединения своего земного государства с отблеском Царства Небесного. «Поймать Серебряную Рыбу Судьбы можно только словами. Но слова эти должны быть подлинными, самыми настоящими, только те слова, из которых и складывается истинная Правда… А в любой век этих слов немного», - это строчки из рассказа «Начало», отсылающего нас к евангельскому первоначальному Слову, к родному языку и актуальной теме его сбережения и важности как для отдельной судьбы, так и для судьбы народа, носителя этого языка, перетекающей в другую тему: поэта, писателя – не врага цивилизации, а её целителя и врачевателя.
Обаяние тайны и древней притчи, загадочной были, содержащей красоту, не требующую обоснований разума, таинственное пробуждение каждой весной, будоражащей душу и уберегающей от дурных помыслов – движущая линия размышлений о пробуждении после зимнего сна в рассказе «Маки и ирисы». Если каждую весну каждое очередное поколение взрослых рассказывает очередному поколению детей древнее семейное предание, то не прерывается связь времён, то происходит пробуждение души, без которого – тьма, и нет непостижимой вечности. От душевного к духовному ведёт нас автор, избегая художественной одномерности.
Евгений Журавли – поэт и философ, чётко осознающий, что планета и человек нуждаются в исцелении, а для этого надо заглянуть в мир высшей реальности, осознать, что мы многомерны, а мысли и слова наши обладают той же силой, что и действия, поэтому, читатель, почисти свой лексикон, свои мысли, убери от мусора берег реки или моря. Ведь мы сеем, чтобы что-то зарождалось.
 Автор книги ставит читателя в центр Мироздания и щедро делится своими наблюдениями и открытиями, напоминая о символах мировой души. Во благо и процветание Земли и всей Вселенной. Возможно, прочитав книгу, Вы обретёте здоровые убеждения, найдёте в себе новые ощущения касательно себя и других людей, и по-новому взглянете на привычный мир, открыв чистоту, силу и сияние любви. Вдруг обнаружив, что всё уже при вас.


Лидия Довыденко,
главный редактор журнала «Берега»,
секретарь Союза писателей России,
кандидат философских наук.