Запруды

Лев Неронов
               
       
        Мы развернули байдарку на реке Черемшан. Сначала предстояло испытать ее на воде глубиною по щиколотку. Пришлось нам идти босиком по воде, а лодку с грузами вести на веревочке.

        Через несколько зигзагов река привела нас к стаду коров – живая запруда, и нам пришлось «объяснять» коровам, что ОНИ должны уступить нам дорогу.

        Затем последовал каскад ступенек. Понадобилось обносить «пороги». Мы были полны оптимизма и уверенности, что если на карте река обозначена голубой полоской, то по ней возможно плыть. Так оно и оказалось, но на следующий день. Мы перестали быть бурлаками и поплыли.

        Запомнилось мне два селения: Каменный Брод и Старое Эштебенькино. Там отличный сервис для  залетных и заезжих. В столовой нас угостили наваристыми щами и тушеным мясом с картошечкой. Кроме того, нам продали мясо для кострового приготовления и очень дешево. В столовку мы ходили по очереди, чтобы присматривать за судном.

        Постепенно река стала широкой. Не просто широкой, а громадной площади озером, сплошь заросшим камышами. Камыши мешали плыть – растительная запруда. Мне пришлось вылезти, подминать собственным телом камыши и протаскивать байдарку силой за веревку.

        Возникла проблема ориентирования: «В каком направлении продираться?» Можно заблудиться: «кричи, не кричи». Проблему мы решили, опуская на воду листочки. Они хоть и тихо, но продвигались по течению.

        Ну, наконец-то, и это испытание кончилось! Я выволок лодку  на глубокую воду, поплавал в густой массе мелких прутиков и после крутого поворота мы вышли на чистую воду. Эти препятствия не сломили нас, а прибавили задору.

        Речка «наладилась». Мы уже лихо проходили поворот за поворотом. Пейзажи радовали глаз. Растительность была в основном прибрежная. Река протекала по степной местности. На одном протяженном участке она заходила далеко вглубь Татарстана.

        За нами увязались черненькие деревенские мальчишки и кричали нам на своем, непонятном нам, языке. Проплывающая мимо байдарка - это уникальное событие для них. На одном из красивейших поворотов мы плыли под сенью высоких деревьев.

        В этом месте нас попросил остановиться старичок. Оказалось, что он пчеловод. И здесь он при пасеке. Он устал от одиночества, не считая, конечно, пчел. Пришлось причалить, уважить человека, попить чаю с его медом.

        Попался забавный бережок возле русской деревни. На пологой большой поверхности в грязи валялось целое стадо свиней!

        В окрестности селений нам стали попадаться рыбацкие запруды с типовой конструкцией.

        Реку перегораживали плетнем с обоих берегов, оставляя в средине реки свободный проход шириной полтора метра для лодок и рыбы. Над проходом устанавливалась горизонтальная платформа треугольной формы.

        Два угла треугольника объединяли левый и правый плетни и опирались на них. Третий угол опирался на деревянный столбик.

        На платформе размещался рыбак и в стремнине прохода удочкой выдергивал рыбу. Мы приладились преодолевать такие преграды, ничего не разрушая.
 
        Был четверг – рыбный день. Дело к обеду. Видим, - рыбак уснул на посту. На удочке, закреплённой на платформе, дёргалась крупная рыба. Решили купить эту рыбу.

        Будить рыбака не стали. Сняли жирного судака с крючка, положили в свой котелок с водой. На крючок прикололи пять рублей, мол, на коньяк с закуской хватит. Прицепили крючок с ассигнацией к столбику и поплыли дальше.

        Остановились как-то в селе против магазина. Как не зайти! Зашли все трое. Байдарку привязали к чему-то, чтобы не уплыла. Пока отсутствовали, в байдарку забежала любопытная коза с хитрыми глазами, с узкими зрачками прямоугольной формы!  И никак не хотела уходить.

        Черт бы с ней с козой, но она же копытцами оболочку может проткнуть! Коза – это священная мини корова, но почему у черта козлиные рога!?

        Встретился нам уютный бережок весь в цветочках. Устроили мы здесь дневку. Мимо проходили женщины-татарки. Увидели палатку, говорят: «Шатер!». Мы объяснились.

        - Эх, опоздали вы, вчера здесь был праздник «Сабантуй». А я вспомнил штангиста Равиля Сафарова, каким приходил он с сабантуя и рад был, что опоздали мы  на сабантуй.

        По пути нам попадались татарские лодки-долбленки, хранившиеся на воде, изготовленные из толстого бревна. Доплыли мы до селения Новочеремшанск. Отсюда началась совсем другая жизнь. Речка стала  значительно шире. На берегах хвойный лес. Высокие цветные палатки отдыхающих украшали берега. Это была зона отдыха  жителей Димитровграда. Они приезжают сюда на электричке. Мы были не одиноки и на суше, и на воде.

        Двое мужчин из Димитровграда плыли на байдарке. Мы познакомились и дальше плыли вместе. Они работники ядерного центра. Взаимодействуют с французскими ядерщиками. Обмениваются визитами с ними. Владеют французским. Читают периодические французские журналы, чтобы быть в языковой «форме». Один из них грузин, он проявил национальное гостеприимство. Приготовил нам настоящий грузинский чай, как бы рекламируя его.

        Мы же привыкли называть грузинский чай  «пылью грузинских дорог». Хозяин доказал, что это не так, заварил в чайничке всю пачку в 50 граммов. Получился чай по-грузински.  Это как раз тот случай, когда количество перешло в качество! Мы переночевали в его квартире пару ночей. Его жена уехала куда-то на лечение. Он с ней на родном языке нежно общался по телефону.

        Осмотрели мы город. В кафе отметили завершение похода. Я наградил членов команды памятными значками, какие приберег как раз для такого случая. Распрощавшись с гостеприимным грузином, мы на автобусе отправились в Куйбышев.

        Сижу у окна автобуса, наблюдаю, как люди  выходят из него на остановках. Вдруг замечаю, что и наш огромный рюкзак тоже «вышел». Дверь захлопнулась, автобус поехал. Пришлось автобус тормознуть и восстановить справедливость!

        Тем не менее, об этом путешествии осталось достаточно много приятных воспоминаний. Я вообще бы ничего не запомнил, если бы все шло без запруд и без редких пунктов общественного питания.

        И больше. Мне нравилось любоваться пейзажами реки, поворот за поворотом. При всей их идентичности и скромности они не скучны и радуют глаз. Радует возможность в любой момент искупаться. Тишину украшают всплески воды от весел и руля на крутых поворотах. Мне нравится грести, грести и грести...



Фото из Интернета. Спасибо автору!