Предупреждение из прошлого и из будущего

Алексей Решетняк
Предусматривай будущее,
Как человек разумный,
Наблюдай настоящее,
Как человек смертный.
         Старец Ефрем.
 Каждое утро на настенном календаре я перемещаю рамку, вижу число, читаю сноску «Этот день в истории»: - 9 августа – День воинской славы. Следующий день: - 10 августа 1944 г. – 75 лет как завершилась битва за Ленинград. Смотрю на календарь, и понимаю, сегодня, как никогда, важно, чтоб каждый знал – это было, и чувствовал всю непоправимость гибели миллионов людей. Настоящее поколение воспринимает драматизм пережитого нашим народом испытания как история.
  Сегодня в день воинской славы,  открыв в интернете страничку, мы найдем имена наших прадедов, где описаны их подвиги, увидим их награды. Да! Это они до войны, в 1940 году пели в праздничных колонах «Марш энтузиастов»: - Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых! … слова из фильма «Светлый путь». И это они с 1941по 1945 года пережили  все ужасы войны. И «Победили!» Представить сегодня молодежь вот такими – на наших улицах, в кино, невозможно. Я понимаю, у меня, правда, вчерашняя, у молодых сегодняшняя.
  Отвлекся. Перейдем к фактам. Открываю книгу, читаю  роман  Даниила Гранина «Мой лейтенант». В первой части романа читаем: - На экзамене в школе учительница спросила меня -  почему Лев Николаевич Толстой в своей эпопее  «Война и мир» описывает не нашу победу, как русские войска входят в Париж, разгром Наполеона? Нет, у него, по сути, история нашего поражения, французы в Москве, пожар Москвы, Наполеон в Кремле. Действительно - почему? Я понимаю, как меня озадачила эта несуразность. Казалось бы, чего ради отказываться от ликующего финала?... После школы время от времени я возвращался к этой загадке великого романа, писал Гранин. .... А вот мысли Даниила Гранина после войны на заданный учительницей вопрос: - Россия терпела позор поражений, отступлений. Был упадок воли, беспомощность начальства, но стали открываться сокровища духа народного….  Наверно, эта стойкость, эти резервы сознания любви к родине привлекли Толстого. Победа мало, что бы открыла бы, она следствие тех испытаний, какие русская армия выдержала, не капитулировала. Эти мысли писателя, участника войны мне хочется дополнить. Все повторилось. Участники войны в 1941 году, это все ощутил на себе. Позор отступления. 1943 год. Перелом. Мои внуки, вошли в интернет. И мы видим списки наших прадедов, примеры их героизма: -  По нашим подсказкам нашли родственников,  читаем: Павлов В. П. – 1910 года рождения. Порхов РВК, Ленинградская область. Место службы: 994 с. П. 286 с. Д. Перечень наград. Василий Павлович 17. 03. 1945 года за то, что он в наступательном бою на позиции врага, под Штрендорфом 17. 3 1945 года показал себя мужественным и смелым воином. Несмотря на сильный артиллерийско – минометный огонь противника своевременно доставлял боеприпасы на огневые позиции, чем способствовал успеху боя.  Читаем дальше по спичку, однофамильцы: - Павлов В. П. – 1907 года рождения. Г. Калинин. Место службы 369 стрелковый полк, 212 С. Д. 13. 07. 1943 года в бою вел смело  отделение, вошли в траншею противника, огнем по противнику уничтожили до взвода немцев. Сам смело и решительно вступил в рукопашный бой, штыком уничтожил троих немцев. Будучи раненым, не вышел из боя, по приказу командира отправлен в госпиталь. Награжден медалью «ЗА ОТВАГУ». Следующий: - Павлов В. П. 1896года рождения. Псковская область, Палкинский р. Место службы – 1251 – с. Полк. 377 с. Дивизии. 20. 10 1944года с группой бойцов зашли в тыл противника. Лично уничтожил пять немцев. Ведя огонь из своего оружия, навел панику среди немецких солдат. Тем самым обеспечил продвижение наших солдат. Был ранен в правую руку и левую ногу. Награжден медалью «ЗА ОТВАГУ». И т. д.  Да! Чтоб стать мужчиной, мало им родится. Я прочитал краткое содержание подвигов, и такое ощущение, что в комнате запахло порохом, солдатским потом, от каждой строчки веет лихостью и страхом погибнуть, не увидев Победу! Я верю, личный пример наших ветеранов, лучше действует на сознание молодежи, чем призыв. Сейчас говорить о прошлом легче.  Когда я папу спрашивал: - Почему ты нам не рассказываешь о войне. Он грустно улыбался. А однажды сказал: - Просто я не хочу возвращаться в прошлое. Война это страшно! А после войны… - он отвернулся от меня и с какой-то нестерпимой болью сказал - вернулся с фронта, иду по улице, а мне навстречу люди на костылях, протезах. А сколько вдов! Не счесть. … Мы больше не возвращались к этой теме.
  Шло время. Я вспоминаю свою молодость: - учился, занимался спортом - сдавали на значок ГТО. Ходили 7 ноября, 1 мая, 9 мая на демонстрации.  Я понимал, что я делал, почему так жил. Прошлое все дальше отдаляется от наших детей. Хочется свои наблюдения дополнить текстом интервью молодой журналистки у Гранина.  - В юбилей Победы у меня взяли интервью. Ко мне подошла молодая девушка. В кожаных брючках, кожаном пиджаке с металлическими бляшками, на немыслимо высоких каблуках, мальчишеская стрижка, лицо разрисовано ярко – вся фирменная. Она попросила мои военные фотографии. Ни одной блокадной фотографии нет. Журналистка удивилась – как же так, неужели не было у вас чувства Истории. В блокадном сидении в окопах не снимались, почему не знаю, может, потому что не надеялись выжить, да и журналисты до нас не добирались, они застревали на полковом КП.  Вопросы ее были наивны. Она спросила, почему Ленинград не объявили открытым городом, как Париж? Спасли бы людей от голодной смерти. Объяснять было скучно. Спросила, почему не добывали пропитание охотой, какую литературу читали в землянках? А то еще – «Где брали чернила писать письма?» Я уже не раздражался, я видел, как время унесло меня от этого поколения. Она попросила меня давать интервью в пиджаке с наградами и медалями. Для фотографии. Пиджака у меня такого не было. … С годами вопросы становились все наивнее. … - Вам, конечно, крупно повезло, но вот что интересно – стали вы  от этого смелее или нет? ... – Что вы имеете в виду? – Что есть смелость на войне и что есть смелость на гражданке. Это разное состояние души. Война требует одной смелости, а гражданская жизнь другой. Да, это был хороший вопрос.  Читая воспоминания ветерана, я волнуюсь, пишу для тебя читатель самые яркие абзацы. Думаю над ними. Вспоминаю себя в  молодости: - комсомол, комсомольские стройки, субботники. На встречах с молодыми, пытаюсь рассказать, но молодежь  не понимает уже и меня. Конечно, жаль, что уходят ветераны ВОВ, их дети. Пора жить без них, без их мечтаний и упреков к молодым.  Да! Как сейчас жить – этому нам их нельзя учить, этому молодые должны учиться на своем опыте. Они считают, было …. - этого сейчас нет, значит и не могло быть.  Все это вычеркнуто из прошлого.  Удивительная вещь, сейчас, все мои  попытки создать нечто позитивное, обращено в прошлое. Мечта о прекрасном будущем,  ушла из жизни. В сознании людей прагматичный «реализм». Когда страна наша рухнула, народ столкнулся с проблемой выживания. Мечты о прекрасном будущем были дискредитированы. Молодые люди живут сегодняшним днем, планируют свою жизнь не год. Все хотят, чтобы крест был полегче и Голгофа пониже. Не выйдет.
  По телевизору смотрим новости настоящего дня и понимаем ли, что происходит в мире?  У следующей мировой войне не будет летописцев. Планета вступит  в новую жизнь. Фантастические события, могут стать реальными в каждый день. Человек войдет в этот погибающий мир, где нет место слезам, чувствам. Думая об этом времени, я вспоминаю старый фильм 90 годов «Письмо мертвого человека». Показанное в этом фильме  режиссёром  К. Лопушанским входит в сознание зрителя как пережитое, фантастика оборачивается реальностью.  Первые кадры – люди во время Ленинградской блокады в подвалах, спасали себя.  Умирая, продолжали верить надеяться. Смотрим дальше. И вот, в кадре меняется время, - другие подвалы, другая война. Эти два эпизода фильма, шаг не в фантазию, он ведет сегодняшнего зрителя увидеть, услышать, почувствовать ужас грозящей катастрофы – той войны, в которой не будет победителей. Новые кадры. Время последних признаний: «Эрик, малыш я видел сон: -… Я стою перед паровозом на рельсах, и за рычагами паровоза тоже я. Я мчусь на самого себя и не чего не могу поделать. … Жизнь и наука оказались этим черным беспощадным паровозом, которым мы наехали на все человечество».   Или вот еще кадры из фильма, диалог ученого и врача: - Консервация, это что? – Тридцать лет под землей. А может пятьдесят. А может, всегда. …  - Этого не может быть. Невозможно в это поверить! В это действительно нельзя поверить, но это так. И нельзя достучаться до тех, кто остался среди избранных, бросив тех, кто обречен. Жизнь, это не плавный переход дня в ночь и обратно. Это как в кино, время постоянно  в движении как пленка, кадр – событие, меняются люди, время ведет свою съемку, где живут люди. И вот стоп кадр! После него на всей планете исчезнет жизнь. Это требует от каждого живущего сегодня ответственности за будущее, где бы он ни жил. На «марш энтузиастов» выйти некому. Мои пожелания молодым людям – жить на своей родине – переделать свою страну по – своему. Жить по справедливости, равенство всех перед законом.  Сейчас 9 мая по всей планете идут колонны людей: -
« БЕССМЕРТНЫЙ  ПОЛК».  Их нужно поддержать: «МИР ВСЕМ!»