По следам таинственного монаха, главы 7 - 8

Михаил Беус
ПО СЛЕДАМ ТАИНСТВЕННОГО МОНАХА

(Продолжение «Истории из старого блокнота», http://proza.ru/2016/03/17/271)

-7-

2015 год.

 Путешествовать одному и с кем-то — две большие разницы. С одной стороны, твоя свобода ограничена желаниями и действиями твоих спутников, а с другой - всегда есть с кем посоветоваться и у кого попросить помощи. Минусы уравновешиваются плюсами, а кроме того, я всегда был рад, когда мои родные ехали в Гоа, так-как считаю индийскую землю духовной и каждый визит сюда даёт, имхо, огромный плюс в карму и душевное спокойствие.

 Так и нынче, приехали мы в Гоа втроем. Я со Светой и мамой прожил в Гоа, у Маниша, уже две недели, и мама послезавтра улетала домой, в Красноярск. Мы же собирались съездить в Бомбей, дабы расширить кругозор и сменить обстановку. Всё-таки Гоа — это наименее «индийский» штат в Индии, и любопытство плюс «охота к перемене мест» заставили нас после обеда остаться в номере и спланировать поездку. Посредством Гугла, сайта Booking.com, наитупейшего по скорости Wi-Fi и ангельского терпения моей жены, через пару часов я забронировал два разных отеля. Три дня мы собирались пожить в самом «туристическом» районе Бомбея — Колабе. Надо сказать, что во многом поездка в Бомбей нам понадобилась из-за того, что мы прочитали книгу Грегори Робертса «Шантарам», и побродить по так красочно описанным в этой книге местам казалось нам со Светой очень романтичным.
 
 Долго тыкая в экран смартфона, я наконец-то подыскал относительно недорогой отель под названием «Strand», прямо на набережной, в двух шагах от «Ворот Индии»17 и знаменитого отеля «Тадж Махал». Таким образом, примерно за шесть тысяч рупий мы могли три дня жить прямо в центре Колабы и не пользуясь транспортом в пределах пеших прогулок познакомиться с туристическим центром Бомбея.

 На последующие десять дней мы выбрали малюсенький гест под названием «New SriKrisna boarding» в районе под названием Дадар. Единственный двухместный номер с двумя железными кроватями, тумбочками и столиком стоил моей банковской карте еще семь тысяч рупий. Этот район привлёк нас по двум причинам — во первых, в отличие от гламурной Колабы он был истинно коренным, нативным — а именно этого мы со Светой желали, дабы прочувствовать на своей шкуре истинный местный колорит. А во вторых, именно здесь, недалеко от геста, останавливался автобус, который должен был увезти нас обратно в Гоа. Ну и название отеля, которое можно вольно перевести как «Новый постоялый двор Шри Кришны», вселяло добрую надежду и вызывало улыбку — ведь мы так сильно любим Кришну :-))

 Оставалось купить билеты на автобус. Тут в очередной раз я убедился, что отель «Аананда», где я уже в который раз имел счастье жить, находится в очень удачном месте. Буквально в минуте ходьбы, на Мейн роуд, под одной крышей с банкоматом находился обменный пункт валюты, он же по совместительству — касса по продаже каких угодно билетов. Но не тут то было. Дошлепав до неё, мы убедились в очередной раз, что в Индии всегда нужно быть готовым к необязательности. Есть даже шутка про то, как европеец договаривался о встрече с индусом на полдень, и индус пришёл на встречу точно в означенное время, но только через две недели :-)) В общем, контора была закрыта, несмотря на четыре часа дня, и никакого объявления на стеклянной двери не было. По философски пожав плечами я хмыкнул и мы решили зайти сюда завтра с утра — раз уж у нас была фора в один день, то я по индийски решил не делать сегодня ничего такого, что можно было сделать завтра.

 Возвращаясь в номер, чтобы выложить в сейф деньги и документы, мы стали свидетелем любопытной сценки. Рядом с отелем, буквально вплотную к стене, росло раскидистое дерево манго. А в прошлом году Маниш надстроил еще один этаж, и «Аананда» из двухэтажного здания стала трехэтажным плюс топ. И несмотря на значительную высоту дерева, те несколько плодов, что уже созрели, вполне можно было достать с третьего этажа. Вообще надо сказать, что манго, которые растут в Гоа, под названием «Манкурат», созревают только к марту, а бОльшая часть — к апрелю. И именно местный «Манкурат» сами гоанцы (и я их в этом поддерживаю) предпочитают другим сортам, несмотря на дороговизну.  Истинный царь гоанских фруктов, этот плод обладал совершенно непередаваемым вкусом. Именно кушая его, я впервые по-настоящему оценил выражение «слюнки текут». Поэтому несколько плодов, которые радовали глаз нежным зелено-желто-оранжевым цветом были настоящим лакомством. Не считая больше возможным терпеть, Шуба, старшая дочка Маниша, и Бала, его сын, вооружились длинным бамбуковым шестом с примотанной скотчем на конце жестяной кружкой и пытались сорвать несколько созревших плодов, на радость гостям отеля и своей семье. Каждая неудачная попытка сопровождалась охами и вздохами зрителей, а когда наконец-то ароматный манкурат падал в кружку, раздавались аплодисменты. В Гоа начался сезон манго! Ура!

 На следующий день, с утра, уже в десять часов я подошел к обменнику, чтобы не искушать судьбу — иначе надо было сегодня ехать за билетами в Мапсу18, с автовокзала которой отправлялись автобусы в Бомбей, либо выезжать завтра из Мандрема не вечером, а утром, чтобы не остаться без билетов. Потому как отъезд приходился на вечер воскресенья, и толпы бомбейцев, проводившие выходные в Гоа, раскупали билеты уже к обеду. А весь день бродить на жаре по пыльным тесным улочкам, либо просиживать время где-нибудь в кафе — не очень то и хотелось.

 Доллары я в этот приезд в Гоа уже не раз менял в этой конторке, и шапочно был знаком с её владельцем Амритом, и потому скинув на пороге тапки и зайдя внутрь, взял быка за рога:

Намастее-е, Амрит-джи! Муджхе каль ме'н до бас тикетс Бомбей ме'н чахийе! (Здравствуйте, уважаемый Амрит! Мне нужно два билета на автобус до Бомбея на завтра!) - сказал я, протягивая ему паспорта.
No problem, sir. Bohot accha! (Нет проблем сэр. Очень хорошо!) - с улыбкой ответил Амрит.

 Через десять минут я положил в карман четыре листочка формата A4 –  два билета на четвёртое марта в Бомбей, и два обратных — на четырнадцатое.


 -8-

 Назавтра, в воскресенье, в шесть утра мы проводили маму в путь-дорожку в заснеженный Красноярск. Весь день я со Светой провел на пляже, мы словно впитывали в себя гоанский солоновато-йодистый воздух, крики птиц, порывы ветра, мычание коров и колокольчики пляжных продавцов. Всё-таки десять дней в пыльном, шумном мегаполисе, который хоть и находится на побережье, но где нельзя даже зайти в воду из-за бедственной экологической ситуации — не шутка и не ровня размеренной гоанской деревенской жизни. В четыре часа мы перетащили бОльшую часть своих пожитков — большой рюкзак и сумку — в кладовку, которую любезно предоставил Маниш на время нашей поездки, и вышли на остановку, пытаясь поймать тук-тук19. Света еще на нём не каталась, и я намеренно не останавливал такси, которые притормаживали рядом с нами, крутя головой из стороны в сторону. Тук-туки в Мандреме, всё-таки, попадались нечасто.

 Но минут через пятнадцать нам это удалось, и мы сели в жёлтую кургузую повозку, которой управлял старый индус в белой рубашке, сам тёмно-коричневого цвета, узловатый, ссохшийся, словно вязаный из корней какого-то местного дерева. Я поторговался с ним, и он согласился подвезти нас до Мапсы за триста рупий, при условии, что с нами поедет его родственник, который подсядет в Ашвеме. На том и порешили. В Ашвеме, рядом с магазинчиком «Бриттос» к нам подсел худенький юноша в очках. Всю дорогу водитель громко разговаривал с ним, о чём  - я не понимал, видимо, они говорили на конкани. Вскоре мы перехали через мост. И тут началось...

 Мы встряли в пробку. Хорошо, что выехали за четыре часа до отправления автобуса! Сегодня в Гоа, и, в частности, в Мапсе, праздновали что-то связанное с португальцами. Поскольку автовокзал находился в центре города, то праздничное шествие проходило как раз мимо него. И пробираясь к цели, мы чего только не повидали. Просто нарядные индусы, кто с детьми, а кто и без них. Отряды в белых и шафрановых рубашках с разноцветными флагами. Мотоциклисты с пассажирами и опять же с флагами. Грузовички с орущими в них колонками, через которые крутили местную музыку. Чем ближе мы подъезжали к центру, тем плотнее были толпы народа на проезжей части, тем громче был шум, тем больше веселья и улыбок вокруг — и тем больше полицейских. Один из них, в каске и усатый, минут на пятнадцать припарковал наш тук-тук, пока мимо проходила многочисленная колонна, похожая на советских пионеров — в шортах и белых рубашках, с красными галстуками, правда иной формы и по другому повязанных.

 В итоге вместо получаса мы ехали до автовокзала часа два. На месте я рассчитался с водителем, мы попрощались с нашими попутчиками и с трудом подыскали пару мест за столиком в кафешке, которая расположилась прямо на улице, между зданием автовокзала и посадочной платформой, роль которой выполняла проезжая часть. Заказав наан с масала-чаем, и поглощая нехитрый ужин мы наблюдали за шествием, которое продолжало катиться волнами мимо нас.
 
 Буквально за полчаса, как это случается в тропиках, опустилась на индийскую землю ночь. В свете уличных фонарей праздничный людской поток смотрелся еще более красочно и экзотично. Периодически в него вплетались всадники на конях, огромные статуи (большая часть из них изображала португальцев), грузовики с музыкой и подтанцовкой. Ближе к восьми часам издалека стал доноситься периодический то ли гром, то ли выстрел. Я со Светой к тому времени уже переместился на противоположную сторону улицы, на каменный парапетик, откуда удобнее было смотреть и снимать видео. И вот в праздничном потоке появился виновник этого насилия над ушами. Пара мужичков толкала перед собой большую тележку, сваренную из металлического профиля. На ней была закреплена металлическая труба длиной метра в два, таким диаметром, что в неё при желании можно было закатить футбольный мяч. Внутрь периодически третий индус — важный, в огромной чалме — бросал петарды размером со спичечный коробок, закрывая сразу после этого уши руками. И через пару секунд раздавался оглушительный взрыв, из трубы вылетал сноп искр высотой метров в пять, люди вокруг вздрагивали и сразу начинали кричать, смеяться и хлопать в ладоши.

 Наблюдая за всем этим, мы поддались всеобщему безудержному веселью, и я чуть было не пропустил время отправления нашего автобуса. Быстро перебежав на платформу, а по сути — на другую сторону улицы, мы нашли кучку наших попутчиков, сравнивая номера рейса в билетах. Из-за праздничной кутерьмы посадка была смазана, и вся наша ватага минут двадцать бегала с пожитками, коих у индусов было немало, в разные концы автовокзала, пытаясь найти свой автобус. Наконец, он был обнаружен на соседней улице. Все успокоились и степенно выстроившись в очередь не торопясь погрузились в недра слипер-баса20, багаж — отдельно, пассажиры — отдельно.
 
 Поскольку у нас поклажи то было пара «пионерских» рюкзачков, то мы сразу прошли на свои места, который находились в начале салона. Вообще, слиппер устроен достаточно комфортно. Слева — один ряд сидений, справа — два. Сиденья комфортные, расположены достаточно далеко друг от друга, вытянуть ноги, разложив полностью кресло — не проблема. Сверху располагались спальные места. Правый ряд — широкие, левый — поуже. На полку над нами укладывалась спать семья из трех человек - муж с женой и ребенком. Кондуктор разносил всем желающим пледы. Для нас со Светой это было в диковинку, но глядя на других мы взяли на всякий случай один на двоих. Потом-то стало всё понятно — всю дорогу зачем-то был включен на всю катушку кондиционер, и в салоне было попросту холодно. Интересно, не проще ли было открыть окна?

 Автобус отправился с опозданием на полчаса. Раскинувшись по-барски (весьма непривычно после скукоженных кресел в чартерном «Боинге») я буквально через полчаса заснул. Разбудил меня в пять утра громкий крик кондуктора: «Бомбей, Бомбей, Бомбе-е-ей!». Оказалось, мы остановились в Пуне21, где часть наших попутчиков вышла, и на освободившиеся места садились новые пассажиры. Такая же ситуация повторилась в Пимпри-Чинчваде22, где мы вышли размять ноги. Еще часа через полтора начался Бомбей. По нему мы ехали долго, люди постепенно выходили. Я поинтересовался у индуса, сидевшего перед нами, где удобнее выйти, чтобы быстрее добраться до Колабы. Он осклабился сквозь бороду, и сказал: «Go with me, friend!». И через десяток минут мы со Светой вышли на остановке, ступив впервые на бомбейскую землю.

Продолжение следует...  http://proza.ru/2019/10/15/334

Примечания:
17.  «Ворота Индии» - базальтовая арка  на морской набережной Бомбея, которая была заложена в честь коронационного визита короля Георга V в декабре 1911.
18.  Мапса — город в северном Гоа, транспортная развязка на пути из Гоа в Бомбей.
19.  Тук-тук (дук-дук) — моторикша, трёхколёсная повозка с открытой кабиной для пассажиров, на основе мотороллера.
20.  Слиппер-бас — комфортный автобус со спальными местами.
21.  Пуна — один из крупных городов штата Махараштра, через него проходит один из маршрутов Гоа — Бомбей.
22.  Пимпри-Чинчвад -  один из городов штата Махараштра, между Пуной и Бомбеем.