14. Заключение

Сергей Михальчук
Иллюстрация: Христос постится.

«Искушение Иисуса Христа в пустыне»

(Антропологические аспекты аскетики Евангелия)

VI. Заключение.

Что мы можем констатировать, заключая наше исследования?
Мы имеем библейский рассказ о сотворении человеческой душевности, как следствия проникновения блаженного Духа Бога в сотворённую, буквально - «вылепленную» Им, плоть человека, и отпечатления в ней образа Бога. Он полностью соответствует тем выводам, к которым мы пришли, изучая евангельский рассказ апостола Луки (Лк. 4, 1015) об искушении Христа Иисуса - второго Адама, в пустыне. Те разночтения, которые присутствуют в рассказе об этом же событии в евангельском повествовании апостола Матфея (Мф. 4, 1-11), являются кажущимися, так, как и Матфей помещает человеческую душевность в центр его природы, между плотью и духом. То есть указывает на душу как на следствие плотско-духовного взаимодействия.
Что же такое человек: союз души и тела или темница духа? Некое таинственное содержание во внешней форме или зеркало мира? Философская точка или протяжённость? Какой-то квантованный функциональный сгусток, находящийся в перманентной экстремальности точек перелома или гармоничный поступательный процесс? И т.д., и т. п.
Все эти бесконечные метания индивидуального философствующего ума никогда, никого, ни к чему не приведут, без признания сакральности человеческого бытия, признания того, что человек - это образ присутствия Бога в мире и образ общения Бога с миром, миром, - созданным Им для любви. Следовательно, «человеческое бытие» вне общения любви, общения с Богом, не имеет смысла своего существования, теряет саму онтологию своего существа.
Само существование человека, его жизнь - душа, ибо душа, как таковая, является онтологическим витальным принципом. Является следствием проникновения творческого слова Бога в ту материю, само существование которой стало возможным по слову Бога. По слову Бога она появилась, по слову Бога стала живой. И в ней пробудилась «животная душа», непременный спутник живой материи - плоти, сформировавшая уникальный феномен живого тела. Это драгоценное тело жизни взращивалось и пестовалось, ваялось и лепилось, любвеобильной божественной Премудростью, до того состояния, в котором смогла принять в себя образ Духа - личный образ самого Творца, ибо Дух - «совершенный образ совершенного Сына, являющегося первообразом Отца, желающего посетить мир, сотворённый им, своим собственным присутствием в своих тварных образах»!
Одушевление материи, по слову Божию, завершилось её одухотворением, в результате проникновения в неё божественного образа. В результате чего и появилась в Бытии человеческая душа, как результат общения плоти и Духа Бога, сделавшего «душу живу» (животную) воистину живой, способной общаться с Богом и его отображениями в зеркале живой материи, развитой самим Богом до той степени, в которой она смогла принять в себя способность божественного восприятия, которая есть Любовь, ибо Бог Сам и есть - Любовь.
В этом коренное отличие в понимании человека, каким его рисует нам библейское
откровение, от восприятия человека античной философией, и вообще всякой философией, психологией, этикой и эстетикой, не ставящих в центр себя Бога, явленного Иисусом Христом в его Евангелии. Философия рассматривает человека как индивидуума, в философских, социальных, юридических или каких-либо иных категориях. Ветхий Завет подчиняет человеческое лицо семейно-родовым ценностям. И лишь только Господь Иисус, открывает уникальность каждого человека, как лица, бога по благодати, участника жизни единого в Троице Бога Любви.
Тело человека не темница, не функция, механизм или инструмент и т. п. - Оно жемчужина, взращенная Богом, и отданная в дар сыну Бога, тот сад Эдемский, который он поставлен хранить и возделывать. В нём должны взрасти благоухающие цветы высоких чувств и прекрасные и плодовитые древа постижений человеческого ума. Сад и цветник Духа! Вот, что такое человеческая душа, взращиваемая Духом Бога в чудном Эдеме человеческого тела, которое служит местом встречи сына с его Отцом.
Адам и Ева пали, не сохранив драгоценного дара сыновства, данного Адаму. Двоица «лиц» не удержалась в любви к Богу, и друг к другу. Человеческая природа разделилась. Отказавшись от сыновства общения, любви, доверия и послушания Богу, тварные «лица - ипостаси» индивидуализировались. Обособившись от Бога, они обособились и друг от друга. Прервалась сакральная мистика общения, которое стало социально-психологическим.
Духовная сфера человека свернулось в простое психологическое зеркало - зеркало мира, не имеющее глубины. Отражающее только то, что творится в плоти и душе человека, человека как микрокосмоса. Она стала, по существу высшим проявлением психики. Душевная сфера так же претерпела ущерб, преобразовавшись в сложную систему разобщённых желаний личности («духа»), душевных и плотских страстей. Эта сложная система вторичных психологических зеркал придала душевной сфере обманчиво-иллюзорную глубину, лишь только напоминающую бесконечную глубину духа. Но «лицо», ставшее индивидуумом, с бесконечным самодовольством всматривается в неё, считая себя способной самостоятельно подняться на вершины «духа». Плотская сфера человеческого существования, ранее объединявшая его со всем миром, стала «кожаными одеждами» отделяющими его от окружающего его мира. «Живое тело», обнимавшее весь мир, атомизировалось, стало обособленно-индивидуальным, защищающим человека от ставшего страшным мира, но и защищающим сам мир, хоть в какой- то степени, от власти того зла, которое теперь постоянно рождается в самом человеке.
Иисус, Сын Божий, став вторым Адамом, и принеся жертву Любви, восстановил человеческую природу, вернув ей власть над всей землёй. Он взял на себя все последствия того, что человечество делает с ней, получив возможность, по Жертве Любви, оседлать научный прогресс, и галопом НТР нестись к тому, чтобы стать самостоятельной геологической силой планетарного масштаба, а затем и космической силой вселенского масштаба. Какова будет степени безнравственной греховности этой силы, зависит от каждого из нас. Всех нас Он ждёт в обителях Своего Царства, приглашая снова стать, чрез общение с Ним, причастниками общения с Богом и друг другом, которое приведёт нас, если только сами пойдём, в блаженное состояние счастья и гармонии Любви, желаемое и не находимое нигде всеми представителями исторического человечества. Всеми, кроме друзей Христовых.
Сын Божий стал человеком для того, чтобы человек смог вернуть себе божественное достоинство, т. е. блаженство. На земле вновь появилось человеческое лицо, а не индивидуум. Теперь их стало больше, целая соборная Церковь Христовых святых, и на «небе», и на «земле». Тех, кто сбросил с себя оковы «индивидуальности» и осознал себя личностью, которая стремится стать лицом, и может обратиться к Сыну за помощью в новом «одухотворении» своей плоти, устроению своей духовной жизни, ведущей к восстановлению и возрастанию души.
Духовная жизнь - это аскеза, тренировка и воздержание. Тренировка - в борьбе с гордыней, «вольными грехами духа» и общении (молитве) в любви с Богом и ближними. Воздержание - это воздержание в угождении чреву и прочим «вольным грехам плоти». Только прилагая личностные усилия в двух этих сферах, мы создадим те условия в своей душевной сфере, которые позволят ветру Святого Духа двигать нашу душу (самою нашу жизнь) от адамова потенциала нашей ипостасности к теозису (обоженью) нашей личности, её осуществлению как лица, подобного лицу Сына Божия. Эта жизнь Духа, в нашей душе, будет врачевать все наши страстные привычки, сложившиеся и в плоти, и в духе, постепенно и незаметно избавляя нас от «невольных грехов души», которые неподвластны нашему сознанию.

31.10.07г.