Наверное, большинство, или, по крайней мере, многие в юности пытаются сочинять лирические стихи.Связано это, разумеется, с увлечённостью, первой влюблённостью,идеализацией предмета своего увлечения. Не избежал этого поветрия и автор. А предметом нашего увлечения были, разумеется, наши девушки, которые нам, парням, представлялись как бы существами отчасти из другого мира, хотя и жили рядом с нами и учились в тех же школах и классах.Но их жизнь была несколько другой, не такой приземлённой.
Чем были заняты пацаны в маленьких одноэтажных городах и посёлках в послевоенной России? Росли в основном безотцовщиной, а забот "мущинских" было предостаточно. Тут и копка огорода, и проблемы с дровами, и ремонт всякий в деревянных домишках, а значит, работа топором и лопатой, молотком и пилой, клещами и стамеской.Ясно, что при этом нередки ушибы и различные травмы, синяки и прочие отметки деятельности. Ну, и без ругани не обходилось. да и драки случались.При этом страдала и одежда, хотя на неё особого внимания не обращали.
А девочки-девушки всегда были другими, аккуратными, чистенькими, в красивой одежде, и как помнится, почти сплошь натуральными блондинками с голубыми и синими глазами. У них был добрый характер, нежность и отзывчивость.
Позднее я осознал, что это не совсем и не всегда так, но это было потом.
Но я никогда не любил грубых, резких и заносчивых женщин.
А перед этим я без памяти влюбился в русскую красавицу Светлану 16 лет.
Конечно, я сочинял ей стихи, как и другие парни, этому, наверное способствовала и природа,
Кстати, почти все наши знаменитые писатели и поэты родились не в столицах,а в провинции, разве не так? Видимо, леса, поля и реки среднерусской равнины способствуют тому.
А у меня было и некоторое преимущество.Дело в том, что моя матушка была преподавательницей русского языка и литературы. В городе действовали две школы, и дети преподавателей должны были учиться не в той школе, где преподавали их родители, поэтому от меня требовалось знание литературы лучше всех в классе, чтобы матушке не пришлось за меня краснеть. Пришлось мне портить глаза над текстами , но зато я находил великолепные лирические стихи не только у Пушкина, но и у Горького, и даже у Маяковского.
Поэтому мои стихи отчасти подражательны, но не корявы, и я надеялся "завоевать " Светлану, только ждал удобного случая, потому что я робел перед её красотой.
Боюсь, что частично сохранил такую робость до сих пор.
Но удобный случай не выходил, и произошёл совсем другой.
Однажды вечером я увидел Светлану на танцплощадке в городском саду в паре со статным военным моряком, приехавшим на побывку в наш город.
Она скользнула взглядом по моей фигуре,и с улыбкой повернулась снова к нему.
И я понял, что любые стихи- ничто по сравнению с красивой формой и крепкими мускулами.
Задыхаясь от быстрого шага, пришёл домой, порвал все свои сочинения и сжёг.
Но решил для себя, что я тоже попаду на флот.
И после окончания машиностроительного техникума как механик по турбинам с учётом моего желания был направлен в распоряжение ВМФ в Тосмаре Латв.ССР, где и трудился в течение положенных пяти лет, без всякой там лирики.
А потом переехал в Ригу, стал работать на ремонтном заводе и одновременно учился на вечернем отделении политехнического института,всё было рассчитано буквально по минутам, и для лирики времени не было.
Окончил, а что потом?
А потом аспирантура Ленинградской финансово-экономической Академии, диссертация, и тоже не до стихов.
Но всё-таки вознаграждение за долготерпение произошло. Я встретил красивую сероглазую блондинку, тактичную и нежную Ирену, как ни странно, тоже инженера.
Это было мгновенная любовь, и лирика вроде заявила о себе в полный голос, но вскорости заглохла.
Началась пресловутая перестройка, разваливалась на части страна,сыпалась промышленность, происходили массовые увольнения, люди лишались средств к существованию.
Ирена не выдержала. Случился тяжёлый инсульт, полная неподвижность, я ухаживал за ней три года, но она всё-таки ушла в мир иной.
Я истязал себя, что не смог её уберечь и возненавидел всех этих реформаторов.
Выплёскивал свои чувства в памфлетах, фельетонах, сатирических стихах, но временами складывались и другие строки, светлой печали о былом.
Однако настроение всё-таки сползало к депрессивному..
И тут вдруг появилась композитор Нелли Хакель, она умела находить в зарослях стихов- пустоцветов полезные растения.
"Вячеслав,-сказала она,-почему бы Вам не писать лирические стихотворения, которые я могла бы превратить в песни и романсы? Я верю, что у Вас это получится .Вспомните, что было у Вас в жизни хорошего! В конце-концов, в память об Ирене!"
Я попробовал,и вроде стало что-то получаться.
И поскольку Нелли кроме таланта композитора, имела ещё и подлинный организаторский талант, она в течение ряда лет устраивала конкурс молодых исполнителей песен и романсов с её музыкой на слова русских поэтов Латвии. Это было существенным вкладом в сохранение и развитие русской культуры в Латвии, но также изменило моё умонастроение.
Исполнители её песен и романсов на мои тексты получали премии, однажды даже Гран При, и это было приятно(романс "Не говори мне больше о любви")
Благодаря её настойчивости был даже изготовлен диск с записью 19 песен и романсов на мои слова, и это давало мне силы жить без моей Ирены.
Так, спустя много лет, совершился неожиданный для меня самого жизненный поворот к лирике.
И за сравнительно небольшой промежуток времени появились сотни стихотворений и рассказов, вышло десять сборников поэзии и прозы.
Меня иногда спрашивают, кому я посвящаю теперь свои стихи?
Что касается иронии или сатиры, догадки, пожалуй справедливы, да и ответа я не скрываю. Творцы и апологеты великих перемен, ультра-либералы псевдо-демократы мне глубоко антипатичны.
Но антипатичны и некоторые женские типажи.
Я и сейчас не люблю грубых, резких, скандальных и заносчивых женщин.
Но что касается лирики, то это всегда в той или иной мере дань моей любимой Ирене. Я словно возмещаю то, что не досказал, не долюбил, не допонял..
И пытаюсь как бы озвучить свою любовь к ней на этом отрезке жизни, в этих обстоятельствах. Но суть дела в том, что это становится интересным и другим людям, поскольку это искренне.
Да и что такое по существу наши русские песни и романсы? Это откровение души о том, что было с человеком, что он чувствовал, как переживал.
И добреет душа, и легче на сердце, когда читаются или напеваются красивые строки романсов :" Не жалею, не зову, не плачу", "Вчера я видел Вас во сне" " Я ехала домой", и многие другие.
Ведь если такое было, значит, такое бывает, и может быть однажды с тобой, не так ли? Значит, автор сочиняет не только о себе и для себя, но и для большого числа слушателей и читателей.
Вот вроде бы я снова уехал в далёкую и долгую командировку, и она(Ирена) очень грустит. и я посылаю ей свой привет:
Не грусти. это только сейчас
Собрались все невзгоды твои,
Но светильник ещё не погас
Нашей жизни и нашей любви.
Не смотри, вопрошая, в окно,
Я скажу тебе верный ответ,
Это только сегодня темно,
Завтра снова наступит рассвет.
В ярком свете весеннего дня
Будет таять тревожная грусть,
Надо только дождаться меня,
Ты поверь мне, я скоро вернусь.
И тогда, дорогая, вдвоём
Мы развеем все страхи твои,
Мы с тобой продолженье найдём
Нашей жизни и нашей любви!
Но разве так не бывает в жизни других людей? Ещё и как бывает!
В коммунальных квартирах было тесно и шумно, но не одиноко.
В отдельных квартирах комфортно, но бывает так ужасно одиноко, что сердце щемит.И очень хочется услышать(прочесть) такие слова.
И для этого они должны быть сочинены.
Я помню. что Ирена любила танцевать, но мы в суете забот очень мало и редко танцевали. Поэтому сейчас родились строки "Балтийского танго":
Танго,
в этом медленном танце,
Так приятно касаться
Вашей нежной руки,
Тайна,
образуется тайна,
Между мною и Вами,
Мы пьяняще близки.
Взглядом,
обожгли меня взглядом,
Ах. увольте. не надо.
Так меня увлекать
Страсти.
Вами вызванной страсти
Опасаюсь, не властен
буду я удержать.
(печатается в сокращении)
Это танго легко поётся, и созвучно настроению многих партнёров.
А вот воспоминание о лесной прогулке;
Застыл белёсый край небес
Над тихой голубой рекою,
И предзакатный тихий лес
В объятья принял нас с тобою,
Мы были с ним наедине.
И не пугало нас ненастье,
Сказала ты с улыбкой мне,
Что где-то рядом бродит счастье.
И надо дальше нам пройти,
И где-то там. в сосновой чаще,
Сумеем мы его найти,
И счастье будет настоящим.
А лес, он вовсе не был диким,
Он радость вызывал не страх,
Теплынь была, и вкус черники
Был счастьем на твоих губах.
С вами такого ещё не было? Так сделайте так, чтобы было, это ведь совсем не сложно! Это подсказывает стихотворение.
Очень многие молодые люди уехали из Латвии, буквально сотни тысяч, и продолжают уезжать в поисках лучшей доли.Вот о такой ситуации, прощальной ночи, следующие слова:
Солнце в море утонуло,
Ночь свои права вернула,
Воцарилась тишина,
Наступило время сна.
Тишиной наш край объят,
Люди спят и звери спят.
В этой бархатной ночи
Просто рядом помолчим,
Завтра скажешь, что хотела,
Что сегодня не успела,
Ты мне скажешь, я пойму,
На прощанье обниму.
Пожелаю-в добрый путь!
Край родимый не забудь...
Расставанье с близкими, с любимой женщиной.Но ведь не только у меня такое?
Православная( и не только православная) религия учит, что наши души живут вечно. Значит, возможна встреча в космосе? Вера в это помогает жить:
Мне снился сон, что ты опять со мною,
У кромки леса, тихим летним днём,
Мы, скрытые высокою травою,
Покоем нежным наслаждались и теплом.
Мне было хорошо с тобою рядом,
Я счастлив был, ну что там говорить,
Но ты сказала вдруг, что очень надо
Тебе по делу срочно уходить.
Неслышно ты ушла лесной тропою,
В сияньи лёгком догорающего дня,
И чувство счастья и душевного покоя
Немедленно покинуло меня.
Проснулся я один в своей постели,
Увидел рижский сумрачный рассвет,
И вспомнил, что увы! На самом деле
Тебя давно уже на этом свете нет...
Но если ты во сне ко мне явилась,
И мне сказала добрые слова,
То значит, ты в небытие не растворилась,
И где-то в космосе душа твоя жива.
И с каждым днём я в это больше верю,
Мне сомневаться в этом не с руки,
Что где-то там найду свою потерю
Физическим законам вопреки.
Но всё-таки не только свои коллизии отражаются в творчестве поэта.
Что-то видишь, что-то слышишь, представляешь.
Так получилось, что минувшим летом почти все мои дни были заняты всякими неотложными делами, и выезжал на взморье я только к вечеру.Не развлечений ради, а для отдыха, поэтому выбирал уединённый участок пляжа.
И каждый вечер видел мужчину средних лет, который подолгу стоял на берегу, или неспешно шёл вдоль кромки прибоя. Однажды я заговорил с ним, мол, он наверное бывший моряк, вынужденный теперь смотреть на море с берега?
"Нет,-ответил он,-я человек сухопутный, а здесь просто отдыхаю, успокаиваю нервы".
-"А что в одиночестве?"
-Да ведь и Вы тоже!".
-Ну,я-то вдовец !
-Ну, а я расстался с подругой. Думаю, это было необходимо!Похожу у иоря пару часов, и тогда сплю нормально.
Я не стал допытываться, зачем и почему произошло расставнье, но через некоторое время сложились такие строки:
Вечерело. Усталое небо
Становилось туманно=лиловым,
Скрылась в сумраке юная Геба,
И не скоро появится снова.
Побережье. Усталость прибоя,
И в душе моей тоже усталость,
Мы сегодня простились с тобою,
Потому, что любви не осталось.
Что ушло, то ушло без возврата,
Окончательным было решенье,
И не надо искать виноватых,
Тратить жизни короткой мгновенья.
Тьмой ночной завершается вечер,
Я усну, и увижу, быть может,
Ту желанную новую встречу,
Что судьба напоследок предложит.
А над морем луна проплывает,
И обманным холодным сияньем
Нам картины во сне посылает
Соответственно нашим желаньям.
Сон, так необходимый нам сон, и странные сновидения. Тело наше отдыхает во сне, а мозг продолжает работать. Что мы видим? Утверждает наука, что сон-это небывалое сочетание бывалых впечатлений.Может быть и так, но мне кажется, что во сне мы видим то, что нас беспокоит, тревожит, и наш мозг(или Божественное провидение?) рисует нам во спасение от возможного безумия картины разрешения наших проблем, напоминает нам о самом важном, о счастливых минутах нашей жизни, или наоборот, даёт такую ситуацию, по сравнению с которой реальная жизнь уже не будет казаться страшной.
И вот ещё одна история, сон, который приснился другому человеку.
Час заката.Стоим у причала,
Серебрится печалью Нева,
Говорил я, ты просто молчала,
Словно напрочь забыла слова.
Фонарями стал город расцвечен,
Только ты продолжала молчать.
Оправдаться тебе было нечем,
И не стала ты мне отвечать.
Все слова оказались напрасны,
Ставит рок отчужденья печать,
По причине фактической ясно:
Расставания не избежать!
Но причину ту время умчало,
И с недавних мне кажется пор,
Что тогда у речного причала
Мог сложиться другой разговор...
Но-это только сон, а человеку надо жить в реальном миру, пока срок его земной жизни ещё не окончен.
Могут быть ещё встречи, и не надо отвергать то, что естественно. Ведь недаром сказано, что любви все возрасты покорны7
Вот об этом возможный романс:
Проходят дни поспешной чередою
Всё ближе установленный нам срок,
Не вышло ничего у нас с тобою,
Я в этом мире неизменно одинок.
И ты сама, сегодня, как и прежде,
Считая дней своих круговорот,
Живёшь одна в несбыточной надежде,
Что счастье вдруг само к тебе придёт.
Я уж старик, да и тебе не двадцать,
И с каждым днём всё тоньше жизни нить,
И, может быть, нам надо постараться
Чтоб судьбы наши нам соединить.
Уверен я, что жизнь тогда продлится,
Когда мы станем жить желанием одним,
И надо наконец-то нам решиться
Исполнить то, что мы давно хотим!
Наверное, надо сказать ещё раз спасибо композитору Нелли Хакель за предложенный ею поворот, или возвращение? к лирике, которая, можно теперь утверждать, ждала этого.Надолго ли? Может быть, до самого ухода моего в мир иной?
Не знаю.Но сдаётся мне, что в этом реальном миру придётся признать необходимой иронию и даже сарказм. сатиру.
Только хочется всё-таки больше доброжелательности, взаимопомощи,сердечного тепла, и, конечно, любви.
Но это и есть та самая лирика, без которой нет жизни, а только лишь функционирование.