Галя. Валя. Осень

Галина Фомина
        В выходной день проснулась ни свет, ни заря. На часах шесть утра. Собака услышав, как я ворочаюсь, тут же запрыгнула на кровать, прислушиваясь к моему дыханию, подходила то с одного бока, то с другого, пытаясь понять, на каком из них, я сплю. Слепая ведь она у меня, всё на ощупь, на уровне чувств, запахов. Потом, поняла, что дело это бесполезное, спрыгнула на пол, и стала тихонько бухтеть, тем самым привлекая внимание. Я не реагирую никак,  и всё-таки пытаясь ещё поспать. Фигу с два, заунывные, «не навязчивые» беседы, отвлекали - и сон не приходил. Открыла глаза.

       - Ветка, время семь утра. Все нормальные люди ещё спят, - пробурчала я. Ветуся с мячиком в зубах, снова оказалась рядом, дескать, хватит дрыхнуть, пора играть!
Пришлось тянуть мяч,  Ветка мотать головой: «не отдам», потом, чуть ослабила хватку, и я тихонько катнула мяч по полу. Она метнулась за ним, и так несколько раз.
        Пришлось вставать, чего уж зря давить постель, тем более, что и сон пропал. Приготовила завтрак, поджарила сырники, давно хотела, но всё времени не было, получились изумительные, нежные, тающие во рту, ещё смешала сметану и смородиновое варенье. И навернула аж три штуки с вкусным черным чаем, подбелённым молоком!

        Покормила собаку, помыла посуду и вспомнила, что надо поздравить подругу с днём - рождения. Уютно устроившись на диване, на ногах тёплые носочки из козьего пуха, и сверху накрывшись пледом. Болтали минут двадцать.  А после этого меня накрыло… сном. Открыла глаза, на часах половина третьего. Ничего себе, я поспала! А ведь надо ещё и в магазин сходить. Выглянуло в окно. Брр… пасмурно, мрачно, серо.

        На улице оказалось теплее, чем дома. И солнце откуда-то из-за чёрных туч выкатилось. И светом залило предосенние, ещё зелёные деревья. Аллея наша, самая красивая в городе. Тут тебе и ели устремили пушистые лапы к небу, осины вперемешку с соснами, раскинули ветви, с ещё не пожелтевшей, но кое-где уже цветной листвой, статные  березы, с длинными «серёжками».
 
        Аллея выложена тротуарной плиткой, в центре клумба, с оранжевыми бессмертниками. Я присела на одну  из скамеек.
Казалось, что солнце выглянуло на время, чтобы посмотреть, стоит ли раздвигать мрачные тучи. А потом разошлось не на шутку, посылая горячие, но не обжигающие, как летом лучи. Пока, я созерцала осень, и подставляла лицо солнечным обнимашкам, подошла пожилая женщина с тростью и спросила: «Можно мне с Вами присесть?»
       - Да, конечно.
       - Как хорошо, солнце выглянуло, тепло!
       - Да, «бабье лето».
 
       Я обратила внимание на ажурную шапочку, изумрудного цвета. Она украшала безрадостный облик моей собеседницы. Тонкий видавший многие лета - плащ, сшитый из мягкой ворсистой ткани, под ним чёрные рейтузики, в цвет плащу, и старенькие туфли с пряжкой, на плоской подошве.
       - Вышла вот в магазин, в «Пятёрочку», вот передохну сейчас, да поковыляю дальше, - со вздохом сказала она, - как хорошо, пригревает солнце.
       - Да, дома-то холодно, обещали сегодня отопление включить, да что-то нету,
- поддерживаю разговор.
       - А, мы с дедом живём на шестом этаже, дак у нас тепло.
       - А, я на восьмом… всё равно дома свежо. А вы, в каком доме живёте?
       - Да, вот рядом, - махнула рукой, - Грдины 4
       - Так, мы с вами соседи оказывается, а в подъезде каком?
       - В первом, квартира 24
       - А, я живу в 32.      
       - А, я Вас первый раз вижу, - всматриваясь в меня, сказала она.
       - Да, и я Вас раньше не видела. Ну, вот так и живём, это не в деревне, как раньше, по улице прошлись и все друг друга знают…
       - Это верно. А сейчас, что, в лифт сели и всё.
       - Нет, я знаю соседей, кого часто вижу, в том же лифте, на улице, здороваемся.
       - А мы с делом живём вдвоём, никуда не ходим. Я вот сейчас доковыляю до «Пятёрочки». Эх, надо было его с собой взять. Сейчас приду, выгоню его на улицу, а то лежит, не встаёт совсем. А, вы одна живёте?
       - Да, одна, собака ещё у меня есть.
       - А Вас, как зовут?
       - Галя.
       - А меня, Валя, - засмеялась она, - Галя и Валя, имена-то похожие, - развеселилась она.
Валя, возраста где-то под девяносто. Моя соседка, живущая со мной на одном этаже Людмила Андреевна, просто девчонка рядом с Валей, а ей 76 лет.
Хорошо мы сидим. Радостно, легко, непринуждённо течёт наша беседа с Валей, словно мы знаем друг друга лет сто.
        Обзор, с нашей скамейки обширный. Слева стоит киоск с мороженым, прямо, сквозь зеленую листву проглядывает, маленький частный магазинчик, который соседствует с «Пятёрочкой», на улицу выставили столик с выложенными грудой арбузами, дынями. По тротуару, вышагивают три старушки, чем-то похожие друг на друга, чинно под ручку. Валя с любопытством провожает их взглядом, и резюмирует: «Молодцы, какие…»
       - А мороженое, так никто и не покупает, - выдал наблюдательный ум Вали.
       - Дома холодно, неохота видимо есть.
       - А, я люблю мороженое. Эх, «Пятёрочка», «Пятёрочка», как бы мне доползти до тебя.
       - А у нас же есть и другое мороженое, Красноярское, не пробовали?
       - Нет, а где такое?
       - Да, на Левом берегу. На остановке.
       - Нет. Я и не хожу туда. Вот до «Пятёрочки», только и хожу.
       - И арбузы совсем не покупают, не останавливается пытливый ум Вали, - И куда их потом? Такая куча навалена. Вот сколько сидим, никто ещё не купил, - снова озаботилась она.
       - Да, я тоже один покупала,  кое-как осилила.
       - И вообще фрукты какие-то не вкусные стали, пичкают их чем-то, что ли?
       - Наверное, всё может быть.

        Наша беседа не иссякает, мне тоже не с кем поговорить дома.
       - А у Вас внуки то есть, дети?
       - Да, есть, внучка на Ильинке живёт. Она уже взрослая, семья у неё.
       - Приезжают в гости?
Она на минуту задумалась. И, как-то обречённо сказала: «Редко», а потом, словно оправдывая: «Далеко ведь, не наездишься».
Я покачала головой, что понимаю её. Помолчали.
      
       - Нет, ты смотри-ка, не берут мороженое, - не получив от меня отклика, продолжила, - Сколько смотрю, не покупают…  Эх, «Пятёрочка, Пятёрочка», как бы мне доползти до тебя».
       - А, вот подошла мама, с двумя мальчишками, покупает мороженое им, - снова поддерживаю беседу.
       - Арбузы совсем не покупают, вон их сколько навалено, а ни кому они не нужны.
       - Ну, да, если не раскупят, то никто ведь не хранит арбузы зимой, пропадут наверное, - старалась  я поддержать Валю, которая стала уже утомлять меня.

        Снова порадовались солнечному деньку. Потом, я  снова выслушала, про то, что не покупают мороженое…. Что надо доковылять до «Пятёрочки», про арбузы, которые не покупают…
«А у Вали – то дименция», - подумала я. Как грустно, и больно. Какая-то щемящая тоска появилась. А ведь молодец, держится, старается…

        Валя, тяжело опираясь на костыль, поднялась со скамейки, и медленно  переступая пошла в сторону «Пятёрочки». Я, запоздало крикнула: «Давайте, я Вам помогу, куплю, что надо». Она остановилась, чуть повернувшись всем корпусом в мою сторону: « Нет, не надо, я сама как- нибудь доползу. Мне и не надо ничего. Так, к чаю, что-нибудь вкусненького».