Амурские были - небыли
В голове полная сумятица. Что делать? Мне предлагают переехать
работать в райцентр. А как же школа, ребята? Ведь за год освоился , прикипел,
появился какой-никакой опыт работы завуча. Лежу на берегу реки, и события
последнего года жизни, как в кинематографе, проплывают перед глазами.
Строгая комиссия и слушать не хочет, что я очень хотел бы ехать после
окончания института в родную степь. Её решение категорично: -«Лучше гор
могут быть только горы». А если так – даёшь поближе к Белухе. Дали.
И вот я в горном селе , с красивым названием – Амур, что помнится у римлян,
считается божеством любви. Правда, насчёт Рима и не пахнет, а как насчёт любви?
А она пришла к этому селу, к народу, который живёт там, и , кажется, навсегда.
Представьте большое , чуть в стороне от основного тракта, на берегу
горной красавицы реки КОКСЫ. Несколько улиц, не слишком чистых, но и не
через чур грязных, и на последней, ближе к реке, домик. Вот моё первое самостоятельное жилище после, института, правда, на двоих с директором
школы Семёном. Этот Семён, кадр ещё тот был. Мы с ним четыре
в одной группе учились. Ладно, о нём в другой раз. А поселил нас сюда
сам директор совхоза Н.Ф. Семёнов. Как выяснилось, хороший
руководитель и гостеприимный хозяин, и большой юморист.
С первой встречи сразил. Показывая в приёмной на свою
секретаршу, он вполне серьёзно сказал:
- Анатолий, как тебе эта женщина? Присмотрись, очень даже
ничего.
У него было две дочки - близняшки шестиклассницы, которых,
мы учителя часто путали. Но самое интересное, они никогда
этим не пользовались. Мы быстро подружились с этим семейством,
и часто, по субботам , бывали у них в гостях : во –первых – баня,
а во – вторых – пельмени, до которых Николай Фёдороыич был
очень охоч, да и мы не возражали.
А какие там были учителя! Один Аркадий Фёдорович Сковитин
чего стоил. Среднего роста, костистый , благородная седина.
Работал, говорят в райкоме партии, но чем – то не угодил
и попал на исправление в эту школу. Большой был оригинал,
и очень большой шутник. В те, шестидесятые, многие только
и говорили о космосе. Аркадий Фёдорович – не исключение.
Сколько помню, он всегда напевал:
Я – Земля, я своих провожаю питомцев,
Сыновей, дочерей,
Долетайте до самого солнца,
И домой возвращайтесь скорей.
Знаю, когда человек в солидном возрасте любит небо, речку,
песни – это хороший человек. Он страшно, как говорят сегодня,
любил приколы.
Перемена, шум в коридоре как полагается.Открываается дверь
в учительскую, на пороге появляется женщина. Сразу видно,
не совсем трезвая, но пытается, чтобы это не было заметно.
- Здравствуйте, - говорит она, но, вспомнив что –то произошедшее
с ней в коридоре, быстро поворачивается к ещё не закрытой
двери , и снова к нам:
-Сволочи! - немая сцена в учительской. Понимаем, что это
не к нам, а Аркадий Фёдорович выручает:
-Правильно, Анна, с чем пришла?
Выяснив всё необходимое, играет уже на меня.
-Анна, вот Анатолий Александрович интересуется, почему
у тебя восемь детей, а фамилии у всех разные?
Анна, понимая подвох, но подыгрывая, тем более настроение
подогретое:
- Так, Аркадий Пёдорович, мы ведь не кастрированные, -после
этих слов, и её гордого ухода, в учительской хохот неимоверный.
И под этот хохот он мне поясняет, что женщина не может
выговорить слово «зарегистрированы », и выдаёт то, что мы
услышали.
-Но это больше для смеха, любят у нас, Александрыч,
пошутить.
….Сижу на уроке у учительницы начальных классов.О таких ещё
Некрасов писал: «Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт»
Дети увлечённо слушают рассказ о птицах.
-Эти , ребята, скворцы осенью собираются в большие стаи
и летают, летают и очень часто , прямо с неба какают.
- Что делают скворцы? - переспрашивает какая- то девочка.
Учительница с восторгом : -Какают !
- Моментально приходит в себя , лицо становится пунцовым ,
глаза с мольбой смотрят на меня. Огромным усилием воли
сдерживаю себя , и делаю вид , что крайне поглощён тетрадью,
рядом сидящей ученицы. И только через месяц через два ,
мы с ней от души смеялись над тем казусом.
Об одном «педагогическом» методе воспитания «трудных детей»,
который однажды применила Степанида Селифонтььевна до сих пор
с восторгом вспоминают учителя. Был такой «трудный» и у этой
учительницы. Приходит она однажды на урок, все дети на месте,
а его нет. Проходит минут пять – семь , и из под пола слышится
вначале мяуканье, потом хрюканье, ржание - в общем, весь
животный набор. Но он зря, этот «трудный», не на ту напал.
Как бывалый товарищ и брат по цеху, прикладывает палец
к губам, бесшумно выходит из класса и возвращается с топором
и двумя гвоздями.
-Валентин, вылезь по хорошему, - просит она. В ответ
те же крики зверей.
Ну что же , пеняй на себя, -учительница вставляет гвозди в
готовые отверстия доски, которую мальчик выдрал на перемене
из пола, и таким образом оказался в своём убежище, и начинает эти
гвозди вбивать.
Реакция следует незамедлительная.
- Я сейчас подожгу школу, - кричит подпольный затворник.
Ученики, затаив дыхание, ждут развязки. На чьей они стороне ?
Да как сказать? Он уже и их достал со своими приколами.
А учительница невозмутимо :
-Поджигай, первым сгоришь.
Минута, другая, и сквозь слёзы : -Открывайте, я так больше не буду.
Вот он на лицо личностно – ориентированный подход к воспитанию
Оказывается он давно открыт в Амуре , а его только сегодня
выдают за «ноу – хау».
А перед глазами новая картина. Суббота, урок истории в 9- м
классе провёл, сбираюсь домой. Впереди поход в гости к Семеновым
-банька. Хозяйка Николая Фёдоровича куда –то отъехала, и
Обещает быть мальчишник. Класс!
Но существует всегда закон подлости. И ему безразлично, что
суббота , что заканчивается вторая смена, что на мальчишнике
уже ждут меня.
Открывается дверь. И ВАЛЯ Жданова , чуть не со слезами:
- Сходи к этим балбесам в восьмой класс. Обросли двойками,
ничем не прошибёшь.
- Валь, ну суббота же , давай в понедельник ?- канючу , но
понимаю , что труба зовёт.
Настраиваюсь на серьёзный лад , иду к «цветам нашей
жизни «. Сорванцы успели уже пол помыть, сидят хмурые.
Кому на воскресение хочется получать нахлобучку.
Опытные и нормальные учителя , а не шитики и павлины ,знают,
что кричать на ученика – самое последнее дело, вызовешь
только злобу и ненависть, а то и открытое неповиновение или
смех в лицо. Я и тогда был нормальным .но опыта явно
не хватало, и пошло «снимание стружки».
Осталось снять эту самую « стружку» с одного, и……
на мальчишник. И вот тут-то чуть не « сгорел».
Этот мальчишка из Красноярки , посёлок недалеко от Амура,
был, наверное , самый медлительный в школе.
Поднимается из – за парты медленней некуда , ребятишки
начинают подхихикивать, видя , что я начинаю злиться.
Знаю , что нельзя , ну а вы на моём месте?
Там мальчишник уже идёт, пельмени, мясо вяленое, а тут
этот увалень, кое –как шевелится. Парень видит , что я направляюсь
к нему , начинает двигаться побыстрее , но всё равно медленно.
Мы почти рядом. Протягиваю руку , и вот, она уже около
плеча мальчишки.
Он в это время делает судорожное движение вперёд, но чёртов
пол- его только ведь помыли, и понятно , что протёрт кое –как.
Ученик поскальзывается и падает мне в ноги. В сознании бешено:
- В классе подумают , что это я его дёрнул, и молниеносно
нашёлся один выход:
-Что? За двойки передо мной на колени !Ты что с ума сошёл ?
Встань!
Тишина в классе гробовая. Таким он меня ещё не видел.
Лет через восемь мы встретились с этим учеником. И первый
вопрос , который он задал мне, был о том , испугался я ли тогда?
Услышав ,что испугался, юноша признался, что он ещё больше.
И сказал о том, что я ожидал или не ожидал, не знаю:
-А мы тогда поразились вашей находчивости, а то ведь
девчонки могли сто бочек арестантов напридумывать.
….И не понять, то ли уже в дрёме или наяву вижу Гришу
Серых , завра оно Это он начал меня перетягивать в райцентр.
Сдружились мы с ним крепко и сразу, он тоже из степи.
И машина у него была легковая. А в Амуре и в окрестных сёлах
девчат красивых было хоть отбавляй. Скажите, а какой степняк
не любит красоту ? Вот и Гриша, да уж чего греха таить ,
я тоже сладкое люблю.
Так вот, между нами был договор. Если я ему звонил
в райцентр и говорил, что «над Амуром небо чистое» , то он
мог смело ехать поправлять пошатнувшееся здоровье.
Если же была фраза, что «над Амуром туман» , здоровье
надо лечить дома , около жены.
…Так я о чём ? А, о том ,что Гриша начал тянуть меня
в райцентр, в школу. Вот я лежу и думаю , что делать.
И Гриша победил, переманил. Да, но не по честному : сам – то
упорхнул в город.
…Часто думаю, как бы сложилась судьба, останься
тогда в Амуре ? Не знаю. Много воды утекло с тех пор. Жизнь
закружила ,завертела. Но когда бываю в этом селе, кажется,
что приехал в гости к большой родне.
А возвращаясь из степи в район проезжая мимо этого села,
всегда чувствую , как сердце застучит быстро – быстро , а в глаза
будто соринка попала….И с чего бы это ?
Не знаете ? Я тоже…