Школьная пора

Сергей Зверьков
                Школьная пора.

Уж  так  устроено  в  человеческой  жизни, да  и  не только в  человеческой, во
всей природе!

Вся природа  ждёт праздника, и  повсеместного торжества  жизни! А праздник этот приходит весной!

Весну ждут все, всё  живое  ждёт  весну, как изменения  жизни к лучшему, как
тепла после зимнего мороза, и цветущей красоты, после зимнего холодного белого однообразия.
 
Весеннего обновления природы, как праздника жизни, ждут все!

В это время торжествующая весна чувствуется везде: в таянии снега, в весёлых журчащих ручейках, пробивающихся по земле тонкими струйками, и в насыщенном аромате воздуха!

Майские  дни   обычно   наполнены  голубизной  весеннего   неба,   летящими
белыми, почти  прозрачными лебедиными облаками, парящими в тёплых лучах весёлого весеннего солнца.

Недаром майские дни считают расцветом обновления природы, началом буйного цветения разнотравья и ярких весенних цветов.

Унылые, после длинной зимы, деревья и кустарники наливаются благоуханной чарующей зеленью, украшая улицы яркими нежными цветами тёплой весенней красоты.

Обильное цветение белоснежных яблонь, цветущих абрикосов, каштанов, магнолий, белой акации наполняет тонкими ароматными запахами чистый весенний воздух.
 
А в школах в это время начинается ответственная пора – завершение учебного года.

Девчонки и мальчишки, чувствуя весеннее обновление природы, тоже преображаются.
Особенно девочки. Они снимают тёплые платки, обнажая красивые головки, распускают волосы, делают красивые причёски с завлекалочками, надевают летние платья, светятся, как звёздочки, юной нежностью и благоуханием, и зажигают всех окружающих весёлым смехом, и обворожительными улыбками!

Мальчишки, поглядывая на девочек влюблёнными глазами, тоже не отстают, преображаются задорными весёлыми улыбками, и с умилением глядят на девочек, любуются их красотой!

Такова истинная красота жизни, такова природа зарождающейся первой любви.

Весна всеобъемлюще преображает природу бушующей красотой!

Даже летающие и ползающие  букашки  восхищают  и  удивляют всех своим восторженным жизнелюбием и яркими привлекательными нарядами!

Всё: люди и животные, насекомые и растения радуются весне, весеннему цветущему преображению природы, и буйству весенних красок!

Преображаются и учителя. Чувствуя окончание учебного года, с обязательными трогательными прощаниями с выпускниками, ставшими, за много лет совместной работы и учебной жизни, удивительно родными!

Учителя становятся добрее и снисходительнее, стараются не замечать нарушений обязательной формы одежды. С любовью и восхищением, отмечают они: как повзрослели и похорошели девочки, накрасившие пальчики запретным маникюром, и сделали перманентные причёски, как выросли и возмужали мальчики, многим из них уже скоро предстоит стать защитниками Родины.

Какое трогательное время! У всех волнение на душе, и предчувствие чего-то грандиозного, неповторимого: взросления, обновления, и созидания!

Всё в школах подчинено подготовке и началу экзаменов.

Классные руководители, как заботливые мамы, стараются, как можно мягче, отдавать последние наставления перед экзаменами своим подопечным, своим хулиганистым мальчишкам и девчонкам, запавшими навсегда в душу памяти своими талантливыми способностями и индивидуальностями.

А начальная школа празднует окончание первой ступени обучения.

Весёлые и непосредственные четвероклашки радуются своему взрослению и переходу в старшую школу особенно искренне!

Нарядные шаловливые девчонки сбиваются в группы, и щебечущими стайками летают по коридорам, сообщая друг другу последние новости.

Хулиганистые мальчишки сегодня держатся, как никогда, спокойно и серьёзно, понимая всю ответственность торжественного момента происходящего. Ведь они повзрослели на целый учебный год. Они становятся маленькими мужчинами, приобретая мужские навыки поведения и взросления, сознавая свою будущую ответственность за всё происходящее вокруг: в школе, на улице, дома, в стране…

Таковы признаки воспитания и взросления наших мальчишек.

А в начальных классах сегодня выпускной утренник.

На торжественное прощальное чаепитие в родном классе, за родными партами, приглашены родители, бабушки, и дедушки.
В четвёртом «А» классе, заботливо украшенном красочными поздравительными транспарантами, рисунками учеников, развешены стенды с фотографиями отличников учёбы, и фото о повседневной жизни класса. В классе море букетов цветов.

Тихо играет весёлая торжественная музыка.

Нарядно одетые девочки и мальчики своими улыбками, светлыми сияющими лицами и радостным возбуждением дополняют торжественную обстановку.

Но вот умолкает весёлая музыка.

Все ученики и приглашённые гости, садятся за свои парты, и веселый гвалт медленно умолкает. В классе становится тихо.

Наступает торжественный момент.
 
Классная руководитель Валентина Сергеевна начинает торжественную речь:

- Дорогие мои четвероклашки, поздравляю вас с окончанием учебного года.
Вы все хорошо поработали и все переведены в пятый класс. Это очень радует. Вы повзрослели на целый год и переведены в старшую школу обучения.

Многие из вас в течение всего года отлично работали и закончили учебный год с отличием. Я очень рада вручить вам красные табели успеваемости с отличными оценками и Похвальные грамоты об отличном окончании четвёртого класса.

Кроме того все ученики получат памятные подарки об окончании четвёртого класса и переходе в следующий, пятый класс.

Из тридцати шести учеников в нашем классе в этом году четырнадцать отличников. Двадцать два ученика – хорошисты, учатся на пятёрки и четвёрки.
 
А двум ученикам Сердару Овезову и Нуры Бердыеву, скажу вам честно, четвёрки по русскому языку выставила с натяжкой, за то, что они очень старались, ходили на дополнительные занятия и подтянулись, достигли хороших успехов. Два контрольных диктанта они написали на твёрдую четвёрку. Годовую, итоговую оценку по русскому языку я им поставила четыре. Они её заслужили своим прилежанием, и желанием учиться. Им надо больше читать и больше говорить по-русски. Пусть родители обратят на это внимание. А в остальном они молодцы, мальчики старательные, послушные. Я рада за них.

В прошлом году у нас было пятнадцать отличников. Снизил свою успеваемость Дима Васильев. В прошлом году он был отличник, а в этом немного не дотянул по русскому языку и математике. Один контрольный диктант, из-за невнимательности, написал с такими непростительными ошибками, что я очень расстроилась за его учёбу. У него в этом году в табеле две четвёрки. Очень жаль, что родители стали меньше внимания обращать на его учёбу.  Он и Тимур Саркисян очень интенсивно увлеклись спортом. Из-за большой нагрузки и усталости, на уроках они стали работать невнимательно. Это меня огорчило.

Особенно я радуюсь своим отличникам. Все вы их знаете. Всех их вам я назову, вручая красные табели успеваемости и Похвальные грамоты. Их фотографии из года в год висят на досках почёта и в классе, и в школе. Меня это очень радует. Все они активно участвуют в школьных и классных мероприятиях. Они моя поддержка в работе, как индикатор усвоения учебной программы. Мне приятно с такими учениками работать. Они моя гордость и радость родителей.

А сейчас я перейду к вручению табелей успеваемости, а затем мы все вместе перейдём к самой торжественной части нашего выпускного утренника – поеданию сладостей и вкусных пирожных с компотом, которые приготовил наш родительский комитет.
Вручение табелей успеваемости, Похвальных грамот и памятных подарков начинаю.

Завуч начальных классов,  Вера Алексеевна,  обходя классы начальной школы,  не преминула  заглянуть  в один из лучших выпускных классов, в четвёртый «А» класс.
 
Классная руководитель, Валентина Сергеевна, выставила из своих архивов, на памятное обозрение родителей и родственников, первые и последние тетрадки своих мальчишек и девчонок - своих выпускников, для сравнения, какими были, и какими стало их умение и грамотность в написании слов, как изменились их почерки.

Стопки тетрадок с крючочками, палочками и овальными кружочками,  с началами учебного процесса обучения детей письменности, разложены по партам, для всеобщего обозрения, как достижения учениками науки письменности и грамотности!

Сегодня эти радостные мальчишки и девчонки, все одетые по парадному, с подчёркнутыми гордостью и удовольствием считают себя почти взрослыми, ведь они повзрослели и перешли в старшую школу!

Вера Алексеевна не удержалась сказать несколько добрых приветственных слов в адрес учителей, выпускных классов начальной школы, в этом году их шесть выпускных классов, в самой большой школе города:

- Валентина Сергеевна – одна из талантливых учителей нашей школы. Своей работой она заслужила и получила от Министерства образования почти все учительские звания: старший учитель, учитель - методист, а недавно ей Министерством образования было присвоено звание - Отличник просвещения Туркменистана.

Мы, все её соратники - учителя, удивляемся её таланту работы с учениками!

Обратите внимание, товарищи родители, посмотрите тетрадки, как красиво пишут ваши дети. Как будто по рекомендованным шаблонам правописания - прописям.

А самое интересное, - дети, в классе Валентины Сергеевны, пишут совершенно одинаковым почерком!
 
У одних детей буквы покрупнее, у других буквы поменьше, в зависимости от характера ученика, но у всех в написании одинаковый наклон букв, у всех одинаковые начертания букв, и несмотря на разные размеры букв, все тетрадки смотрятся, как написанные совершенно одинаковым почерком! Просто удивительно, как этого добивается Валентина Сергеевна.
И все дети в её классе пишут грамотно!
 
У неё это третий выпуск четвероклассников, и у всех детей, во всех выпусках, почерк совершенно одинаковый, красивый.
Удивительно талантливо Валентина Сергеевна умеет творчески организовать процесс обучения на уроках.

Все дети на её уроках работают заинтересовано, с желанием учиться!
На все её вопросы в классе у детей всегда - море поднятых рук, желающих ответить по уроку.

Мы, все учителя, на её открытых уроках, всегда удивлены, с какими творческими проявлениями проводит она обучение детей чтению.

Все дети с интересом, как будто играя роли персонажей, читают вслух всё программное чтение: рассказы, сказки, басни по ролям, с актёрской интонацией, очень красиво и выразительно.

Это учит детей красиво, литературно, грамотно строить свою речь, и красиво, грамотно, литературным языком разговаривать в повседневной жизни.

А недавно, на открытом уроке рисования и искусства, Валентина Сергеевна, опять, не просто удивила, а прямо восхитила всех присутствующих учителей своим неординарным подходом к теме урока!

Она рассказывала детям о творческом вдохновении, о сходстве искусства живописи с искусством стихосложения!

На уроке были представлены репродукции копий картин разных художников: Ивана Айвазовского, Константина Васильева, Винсента Ван Гога, Кузьмы Петрова- Водкина…

Я понимаю всю торжественность обстановки вручения табелей и награждения Похвальными грамотами отличившихся учеников и главное - сладкую часть утренника… и всё же, я рекомендую, родителям:
Давайте попросим Валентину Сергеевну коротенько прочитать хотя бы главную часть лекции по рисованию и искусству, которую она выдала на  открытом уроке для учителей, а дети ещё раз, я думаю, с удовольствием послушают.

Она так превосходно умеет читать стихи своего земляка С.Есенина, и сравнивать их с картинами живописцев.
Мы все, будто побываем в кино, и получим удовольствие от стихов С.Есенина.
Кстати, вот и стенд с теми картинами.

Валентина Сергеевна, я прошу прощения за вторжение в ваш утренник, но что-то вспомнился ваш открытый урок о стихосложении, и очень захотелось послушать эти лёгкие стихи.

- Ну, что вы, Вера Алексеевна, я с удовольствием прочту вам и нашим уважаемым родителям, с которыми мы дружим уже четыре года, эти коротенькие, но очень ёмкие стихи, похожие по манере письма на «японские танки».

Оставайтесь с нами и на сладкую часть нашего утренника. Наши родители так много напекли пирожных, приготовили много сладостей, наварили два ведра компота, как на большой праздник.
 
Пусть этот праздник в классе останется в памяти детей навсегда!

Ведь такого уже не повторится никогда.
Все мы будем взрослеть, мужать, но такого момента, как этот, в их жизни уже не повторится.

А, если родители не возражают, я прочту часть этого урока для всех.

- Почитайте, Валентина Сергеевна.
- Ванечка, принеси этот стенд с картинами к доске.

Только попрошу, чтобы в классе была тишина, и выполнялись все мои требования-просьбы. А я прочту вам часть урока, который очень понравился детям.

Все мы, собрались здесь, интеллигентные люди: родители, дедушки, бабушки моих учеников, много раз встречались и знаем друг друга.

Все мы бывали в картинных галереях, видели живописные полотна выдающихся художников: Ивана Айвазовского - «Девятый вал», Кузьмы Петрова-Водкина, его - «Купание красного коня»…

Из живописных полотен Константина Васильева, мне больше всего нравится, и поражает глубиной реалистичности его картина «Северный орёл».

На картине очень тонко, как будто в суровой бело-серой зимней изморози, словно иголочкой, прорисован каждый заиндевелый волосок его седых усов, каждый волосок прядей волос, на непокрытой голове, очень волевого северного человека славянской внешности.

На  его  красивом  лице  сразу видим и чувствуем живые светлые глаза, они, как живые, из-под насупленных бровей, сверлящим взглядом, внимательно рассматривают нас.

Они, как бы хотят понять, с какой целью мы пришли, и пристально  смотрим на него.
Его глаза излучают волю, орлиную мужественность и готовность защитить свою жизнь и жизни близких ему людей…

На нём нет красивой модной кружевной одежды, которую так тщательно расписывают западные живописцы.

Фрагмент его одежды – лохматый воротник его тулупа, подчёркивает суровый быт его жизни.
А тяжёлый топор на плече говорит, о том, что он готов в любой момент защитить себя, встретиться с любой опасностью в жизни: будь то зверь, будь то лихой человек, посягнувший на его жизнь…

Хотя и сам он, своим обличаем, похож на лихого человека, вышедшего из тайги на промысел: то ли на лося, то ли нарубить дров...

Его седые длинные усы закрывают губы, и создают сокровенную загадку:
располагает ли этот суровый человек к доверию, и готовности вести с нами диалог.

Снег, лежащий на ветках деревьев, создаёт впечатление холода, что суровая зима ещё в разгаре, а холод не располагает к улыбке…

Сухая веточка сосны, с прошлогодними шишками, прописана на полотне словно тонкими кружевами.

С какой любовью и вдохновением, тонко, прописан, каждый штрих его картины. Это восхищает! Вызывает к размышлению о суровом разнообразии жизни.

А сейчас посмотрим картины Винсента Ван Гога, его большую серию полотен – «Подсолнухи», их много вариантов.

Ван Гог очень любил этот солнечный цветок, и так много рисовал его в разных ракурсах, что оставил после себя большое  разнообразие подсолнухов. И прославился он именно солнечной палитрой этого большого цветка.

Но для сравнения возьмём большое полотно, и назовём его условно - «Поле подсолнухов».

Если смотреть это полотно с очень близкого расстояния, то меня удивляют очень крупные мазки, манера написания картины.

Кажется, на полотно небрежно набросаны куски жёлтой краски, и создаётся не очень приятное впечатление для глаз.

Но отойдёшь на определённое расстояние, и картина заиграла перед тобой палитрой солнечных красок, вырисовывается каждый лепесток этого солнечного цветка.
И невольно скажешь: эту картину рисовал большой мастер.
 
Как сказал бы по этому поводу Сергей Есенин: … лицом к лицу, лица не увидать, большое видится на расстоянии…

Точно такие же картины можно рассмотреть, и услышать в стихах, особенно в особом жанре - в романсах.  Каждое слово в романсе рисует большую картину событий, чувственности, отношения к жизни…
 
При высоком, чувственном, вдохновении поэта, слова в его стихах прорабатываются с такой же тщательностью, с такой же тонкостью, с такой любовью, что каждое слово ощущается и дышится самостоятельно, как отдельный словесный цветок!

Как будто каждое слово поэта в стихотворении прорисовано отдельным красивым тонким шрихом, соткано красивым кружевом слов, с такой нежностью, чувственностью, как прорисован каждый волосок мужчины, каждая хвоинка сосны на картине «Северный орел» Константина Васильева.

А есть стихи, которые написаны крупным мазком, как картины Винсента Ван Гога, слушая стихи медленно, их можно рассмотреть и представить в своём воображении, как отдельную картину.

В японской поэзии есть такая форма стихосложения – «танки», когда одним, двумя, тремя словами можно нарисовать целую изобразительную живую картину.
Если экспромтом, например, так:

- Весна!
На реке – ледоход идёт.
А на заборе петух поёт.

В этих словах мы слышим и просматриваем целых три грандиозные, ёмкие, живописные картины.
На первой – всеобъемлющая весна.
На второй – кучи нагромождений льда, который плывёт по реке - ледоход.
На третьей – быт нашей жизни – петух взлетел на забор, и вдохновенно поёт!

А теперь, все закрыли глаза, и внимательно меня слушают. Я буду очень медленно читать одно из первых стихотворений Сергея Есенина, а вы будете слушать, и, в своём воображении, будете представлять, и смотреть, как в кино, объёмные картинки, нарисованные поэзией молодого Есенина:

- Вот уж вечер!
 
Роса, блестит на крапиве.

Я стою у дороги, прислонившись к иве.

От луны – свет большой,

Прямо на нашу крышу!

Где-то песнь соловья, вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло, как зимой у печки!

И деревья стоят, как большие свечки.

А вдали, за рекой, видно за опушкой,

Сонный сторож стучит мёртвой колотушкой.

- Понравились вам картинки сельской жизни, нарисованные большими крупными мазками лёгкой рукой большого мастера?
 
А ведь это не картинки, это стихи о деревенской жизни, написанные рукой замечательного поэта, с грустными глазами и трагической судьбой.

Вот вам, на лицо, воочию, художественная связь поэзии и живописи!

- А теперь, переходим к сладкой части нашего замечательного праздничного утренника.

Я ещё раз поздравляю всех своих учеников, их родителей с успешным окончанием четвёртого класса и переходом в старшую школу, в пятый класс.
Теперь вы все стали на целый год взрослее.
Пусть знания, полученные в начальной школе, в этом классе, помогут вам и в дальнейшем, также хорошо учиться!

А сейчас, родительский комитет, разливайте компот!
Пусть всем нам встанет сладко!

Вспомнил, и записал по памяти, один из утренников выпускников четвёртого «А» класса русской школы № 42, города Ашхабада.
                С.Зверьков.

PS.
Пусть этот рассказ-очерк станет ещё одной памятной строчкой замечательной учительнице Валентине Сергеевне, учительнице русского языка и литературы, в последствие завучу Русской школы при Посольстве России в Туркменистане, а затем заместителю директора по учебной работе Коломенской школы №-19.