О чем молчит Каменный пояс глава 39

Владимир Леньков
39
    Егора с Сергеем казаки освободили с гауптвахты. Они с Михаилом подождали около штаба окончания дежурства сотника Ленькова, который обещал разместить их на ночлег. Затем все вместе направились к нему домой ужинать. Сотник со своим денщиком, пожилым казаком, занимали небольшой дом недалеко от их штаба. Денщик выставил на стол четверть самогона и организовал закуску. В качестве первого блюда он подал в чугунке горячую наваристую уху из окуней. Сотник рассказал за ужином своим гостям о положении, создавшемся на фронте.
    Их теснили со всех сторон красногвардейские отряды, прибывавшие в Оренбург со всего Урала. С севера наступали отряды вновь образованной регулярной Красной армии под командованием Блюхера. Многие казачьи станицы неуклонно соблюдали нейтралитет, всё ещё надеясь на милость красных. Казачьи отряды были разрознены и не подчинялись единому командованию. Они часто создавались стихийно, только для защиты отдельных станиц, а затем так же стихийно самораспускались, если угроза миновала.
    После выпитых нескольких стаканов самогона, беседа пошла на более весёлые темы. Рассказывали о своей службе на германском фронте, об участии в боях, вспоминали боевых товарищей и генералов, под командованием которых они воевали. Сергей Николаевич Леньков служил в 3–й Донской казачьей дивизии, которая прикрывала отход 3–й армии из Карпат к реке Сану. В июне 1915 года в районе реки Дембы и Руды–Журавецкой их дивизия приняла на себя главный удар немецкой пехоты и в течение 6 часов отражала её атаки, сорвав, таким образом, фланговый удар по 3–й армии Радко–Дмитриева.
    Затем дивизия получила приказ атаковать Будслав и зайти в тылы германской конницы, которая охватила правый фланг Западного фронта. 26 сентября, преодолевая упорное сопротивление немцев, донцы овладели Будславом и рядом других важных стратегических пунктов. Немецкие фланги оказались под ударами кавалерии казаков, что заставило немцев начать поспешный отвод своих войск. За проявленную храбрость в этих боях Сергей Леньков получил орден Святого Владимира 4–й степени.
    Михаил заметил у сотника гитару, висевшую на стене и, кивнув на неё, спросил его: «Вы увлекаетесь? Спойте что–нибудь казачье. Люблю ваши донские песни, они за душу берут». Сотник снял со стены гитару, подстроил её и запел:
 
«Наступила весна, лёд пошёл на Дону
Лишь под снегом остались овраги.
Из станицы казак уходил на войну,
Уходил, не нарушив присяги.
 
Провожала в дорогу жена до плетня,
Мать молилась старинной иконе.
Не надейся, казак, на лихого коня,
Конь поскачет, а пуля догонит.
 
Не надейся, казак, на родительский дом,
Там тебя ожидает засада,
А надейся, казак, на последний патрон,
Он сгодится, когда будет надо.
 
И в кровавом бою, и в далёком краю
Не надейся на случай и слово.
А надейся, казак, ты на землю свою.
Она примет тебя, как родного».
 
    Уже в первых числах марта к Верхнеуральску начали приближаться две большевицкие группы: одна – со стороны Троицка, другая – из Башкирии. Чтобы не оказаться зажатым в клещи, Дутов, сам возглавив партизан и станичные дружины, выдвинулся против Троицкой группы красных. В результате проведения нескольких удачных боёв у станицы Сухтеленской, казаки её обратили в паническое бегство. Но в Верхнеуральске в это время местные большевики, воспользовавшись уходом казаков из города, подняли восстание, которое поддержали солдаты–дезертиры из окрестных хуторов и рабочие двух ближайших заводов – Белорецкого и Тирлянского.
    В распоряжении Войскового Правительства в городе не было ни одной воинской части, кроме нескольких десятков офицеров и казаков, державших караулы. После небольшой уличной перестрелки город Верхнеуральск был ими оставлен и перешёл в руки большевиков. Войсковое Правительство вынуждено было переехать в станицу Краснинскую, находившуюся всего в 20 верстах на северо–восток от Верхнеуральска. Окружное Правление 2–го Округа перенесли в станицу Кассельскую.
    В станицу Изобильную Михаил Каличев и его верные спутники прибыли 25 марта. Полковник Донецков построил казачью сотню и представил ей нового командира. Михаил стоял перед строем казаков в новой офицерской форме, на кителе которой сияли его боевые ордена. После церемонии представления полковник пригласил Михаила к себе в штаб, чтобы ознакомить его с оперативной обстановкой. Донецков готовил свой отряд к нападению на Соль–Илецк. Из соседней станицы Ветлянской пришли известия, что туда направляется отряд председателя Соль–Илецкого горсовета Персиянова, который затем проследует в станицу Изобильную. Во время их разговора прискакал вестовой от Дутова и сообщил, что под натиском красных отрядов В. К. Блюхера атаман оставил Верхнеуральск и отошёл к станице Краснинской.
    Заняв Оренбург и утвердившись на территории Оренбургского войска, большевики решили сразу показать казакам свою силу. Всех казаков они считали врагами власти, а потому не особо церемонились с ними. Всюду – в городах и в станицах начались кровавые расправы, грабежи и разбой. Несколько станиц в целях устрашения большевиками было сожжено дотла, миллионы пудов хлеба были вывезены ими или уничтожены, тысячи голов лошадей и скота угнаны или зарезаны на местах, масса имущества разграблена.
    Все казачьи станицы и посёлки, в независимости от того, принимали они участие в борьбе против большевиков или же оставались нейтральными, заплатили денежные контрибуции, а затем ещё были обложены громадными налогами. Много офицеров, чиновников, казаков и даже казачек расстреляли, а ещё больше посадили в тюрьмы. В особенности большевики свирепствовали в городе Оренбурге. Такие действия быстро отрезвили тех казаков, которые ещё верили в «нейтралитет».
     Офицерство, рассредоточенное по казачьим станицам, начало срочно сколачивать вооруженные отряды казаков для борьбы с Красной Армией. Такой отряд был создан атаманом станицы Изобильной Ямщиковым и белогвардейскими офицерами Донецковым, Ершовым и Рожковым. Командовал этим отрядом полковник Донецков. Из линейных казачьих станиц, расположенных вдоль реки Илек, притоку Урала, первый сигнал к вооружённому восстанию пришёл из станицы Изобильной.

http://proza.ru/2019/10/03/132