Последний адрес Владилена Фурмана

Леомар Фурман
 

15 сентября 2019 года на доме по адресу Москва, Кривоколенный пер.11/13   была установлена мемориальная табличка "Последний адрес" (как жертве сталинских репрессий) моему младшему брату  Владилену Фурману.

    Табличка установлена на угловой части дома на пересечении Кривоколенного и Архангельского переулков.
 
Этот дом в Интернете назван строением №1. Мой младший брат Владик прожил в этом доме с 1934 года до ареста в январе 1951 года.

От нас на этом мероприятии присутствовали живущие в Москве мой племянник Алекс Каневский и сестра зятя Марина Смирнская.


Моя дочка организовала видеосвязь и, благодаря моему племяннику Алику Каневскому в Москве, весь процесс я наблюдал и слушал в прямом эфире.

Организатором и вдохновителем этого мероприятия был внук Сусанны Печуро - Алексей Макаров.

Трое - Сусанна, мой брат Владик и их лидер - Боря Слуцкий, стояли у истоков создания организации в конце августа 1950 г.
 
После присоединения к ним в этом же месяце Жени Гуревича и Владика Мельникова они дали название организации - “Союз борьбы за дело революции”.

Конспирация была нулевая. За ними следили, их прослушивали и через 4,5 месяца 17 января 1951 года всех 16 арестовали. 

С Макаровым я познакомился по переписке в начале августа 2010 года.

Вот что он написал мне о себе:
“Мне 25 лет, в подростковом возрасте я узнал о судьбе моей бабушки и меня это совершенно поразило! В тоталитарную эпоху кто-то пытался бороться?! Моя бабушка была посажена в 17 лет?! Я интересовался историей и хотел работать в "Международном Мемориале". В 15 лет я начал сотрудничать с программой "Мемориала"  "История инакомыслия в СССР. 1953-1987", участвовал в разных проектах, несколько лет назад я стал сотрудником архива "История ГУЛАГа" и архива Самиздата Международного Мемориала. Занимаюсь изучением диссидентского движения и судеб политзаключенных послесталинского времени, самиздата, культуры памяти о Холокосте в СССР, историей молодежного сопротивления сталинизму в военные и послевоенные годы. Несколько лет назад закончил Историко-архивный институт, который закончила и бабушка. Преподаю историю в частной школе.”

Я выслал ему 3 экземпляра своих воспоминаний, один - для Сусанны и 2 - для библиотеки Мемориала. От него же я узнал, что Сусанна умерла 3 января 2014 года.
Он сообщал  мне и о ходе согласования по мемориальной табличке и о дате мероприятия.

Весь процесс организаторами был записан на youtube и моя старшая внучка Эстер Шнейдер нашла эту запись в Интернете:


адрес: Москва, Кривоколенный 11 \ 13

По этому адресу на YouTube три видео сюжета:
- Сам процесс установки таблички,
- Выступление там поэта Тимофеевского,
- Выступление там Марины Смирнской.

https://www.youtube.com/watch?v=39o4JF_6S5c
https://www.youtube.com/watch?v=Sob_UulNeq8
https://www.youtube.com/watch?v=VLhx4acntOM


Оксана Матиевская
16 сентября в 00:20
 
Поэт  Александр Тимофеевский, будучи школьником, ходил в литературный кружок Дома пионеров. Дружил со старшими ребятами, чем очень гордился. И вот в какой-то момент, это был 1951 год, старшие вдруг разом исчезли, и младшие пошли их разыскивать.
- Самое страшное, что я видел в жизни - это глаза их родителей...
17-летнюю Сусанну Печуро арестовали ночью, взяли из кровати, где она спала с куклой.
Владилену Фурману, Борису Слуцкому, Евгению Гуревичу было по 18-19 лет. Студенты. Ну, и писали стихи, рассказы и сказки в литературном кружке Дома пионеров. А ещё был подпольный кружок "Союз борьбы за дело революции".
- Они говорили, - рассказывает Александр Павлович, - мы можем поступить в институты, а деревенские ребята - нет, ведь у них нет даже паспортов, разве это справедливо?
У этого Союза был манифест, где говорилось, что в стране - диктатура, а провозглашаемые свободы - фикция. Ещё про империалистический характер внешней политики и фарсовый характер выборов.
Арестовали 16 человек.
Десятерых приговорили к 25 годам, троих - к 10, а Фурмана, Слуцкого и Гуревича - расстреляли.
В 1956 году дело пересмотрели, и - нет, не реабилитировали - троим расстрелянным посмертно заменили приговор на 10 лет.
Полная реабилитация, за отсутствием состава преступления, была только в 1989 году.

15 сентября 2019 года появился памятный знак с именем Владилена Фурмана на доме 11\13 в Кривоколенном переулке.

Два года потребовалось на то, чтобы договориться с жильцами.

23.02.2020 на радиостанции “ЭХО МОСКВЫ” была показана передача:
"О суде над членами “Союза борьбы за дело революции”".
Передача записана на youtube
https://www.youtube.com/watch?v=AWHdJmb6LLY