Трельяж

Анатолий Комаристов
    
Давно это было… Семьдесят шесть лет тому назад…

Красная Армия освободила наш городок от немцев в начале февраля 1943 года, а в марте или апреле недалеко от базара открылась парикмахерская.

Какая парикмахерская была в городке до войны я, честно говоря, на помню. Новая находилась в небольшой комнате полуразрушенного здания, рядом с общепитовской столовой. Горожане называли эту харчевню «забегаловка».

Во время оккупации городка немцами моя тётя, она воспитывала меня и младшую сестру, стригла меня большими портновскими ножницами рядами, как овцу. Теперь же я с несколькими монетами в кармане, выданными мне тётей, самостоятельно пошел в «настоящую» парикмахерскую.

За давностью лет я не помню сколько тогда стоила стрижка мальчика наголо. Но, забегая вперёд, скажу, что после расплаты с парикмахершей у меня даже остались две или три монеты.

Интерьер тесной парикмахерской был не просто бедным, а убогим, за исключением одного предмета.

В одном углу стояла старинная деревянная вешалка для одежды, в другом — две или три табуретки для посетителей. Ближе к единственному небольшому окну постоянно горела и почему-то ужасно дымила печка—буржуйка. Парикмахерша тётя Соня сама топила её и грела на ней в чайнике воду для приготовления мыльной пены, когда надо было побрить клиента.

Что поразило меня тогда в парикмахерской? Стоящие на старинном красивом резном столике, три не очень больших зеркала, соединенные между собой металлическими петельками, под углом друг к другу.

Такое зеркало я увидел впервые. Много лет спустя я узнал, что это зеркало называется трельяж.

Кресла для клиентов не было — стоял обычный стул. На маленьком столике на салфетке лежали опасные бритвы, помазки, чашка с маленьким кусочком мыла, расчески, ножницы, ржавая машинка для стрижки волос и большой деревянный гребень.

Тётя Соня усадила меня на стул, накрыла белой простынёй не первой свежести.

Я посмотрел в зеркало и ужаснулся…

Я не один! Я вижу себя сразу в трех зеркалах — спереди в анфас, слева и справа —в профиль. Это было так необычно и интересно! Я давно не видел себя в хорошем зеркале.

Дома у нас в большой комнате на старом комоде всегда стояло небольшое старинное зеркало, с потемневшей и местами отслоившейся амальгамой.

Смотреть в то зеркало было не очень приятно. Своё лицо я видел очень бледным, как в тумане, и даже слегка искаженным. 

Зеркало исчезло после того, как в комнате, перед отступлением из городка, спали немецкие солдаты. Зачем оно понадобилось им я не знаю…

А зеркало — трельяж, так понравилось мне, что я каждый месяц, а иногда и чаще, стал просить денег у тёти  и ходить в парикмахерскую не столько с целью подстричься, а скорее просто полюбоваться на свое отражение в трех зеркалах.

Уж больно интересно было видеть себя сразу с трех сторон!

Не верите? Напрасно…