Золя

Константин Рыжов
Эмиль Золя родился в Париже в апреле 1840 г., в семье итальянского инженера. Детство его прошло в городе Эксе, где его отец руководил строительством мостов, каналов  и других сооружений. В 1847-1852 гг. Эмиль обучался в частном пансионе, а потом в коллеже города Экса. В 1857 г. он поступил в парижский лицей Людовика Святого, однако  экзамен  на степень бакалавра наук так и не сдал и вынужден был из-за тяжелого материального положения оставить учебу. Поначалу Золя перебивался случайными заработками и терпел нестерпимую нужду. Наконец, в 1862 г. ему удалось устроиться упаковщиком книг в издательстве «Ашетт» (через некоторое время его перевели в бюро рекламы). Работая здесь, Золя в возрасте 24 лет опубликовал в издательстве Этцеля свои «Сказки Нинон» (1864). Потом появляется его роман «Исповедь Клода» (1865). Обе книги были выдержаны в духе романтизма и имели некоторый успех. В 1866 г. Золя оставил работу у Ашетта и с этого времени до конца своих дней вел жизнь профессионального литератора. Очень скоро писатель отошел от романтизма.  Чтение работы Клода Берно «Введение в экспериментальную медицину» и книги Дарвина «Происхождение видов» окончательно определило направление его творчества.  Золя примкнул к только что заявившему о себе крылу писателей натуралистической школы. Первый же его натуралистический  роман «Тереза Ракен» (1867) имел скандальный успех. Золя добился известности, хотя его и обвинили  в болезненном интересе ко всему патологическому.
В конце 60-х гг. у Золя зародился замысел большой многотомной эпопеи, в которой была бы представлена история одной семьи в годы Второй империи. После долгих размышлений он приступил к работе над серией романов, получившей название «Ругон-Маккары», В отличие от Бальзака, составившего единый план «Человеческой комедии» уже после ее написания, Золя целый год работал над  генеалогическим древом Ругон-Маккаров. В 1869 г. он представил  издателю Лукруа план серии с подробным пояснением как всего замысла в целом, так и отдельных его частей. Заинтересованный Лакруа заключил с автором долговременный договор.
Подобно тому, как наука  стремилась к систематизации, универсальности концепции, Золя поставил перед собой задачу охватить все сферы деятельности в их взаимосвязи, понять движущие силы общественного развития, его направления и этапы, его цель. Вторая империя предстает в его эпопее как огромный общественный организм. В самом деле, в «Ругон-Маккарах» нашли отражение столица и провинция, мир и война, прогресс и реакция, общественная и частная жизнь. Перед нами проходят все сферы человеческого бытия: любовь, политика, экономика, религия. Члены  семейств Ругонов и Маккаров  проникают во все социальные слои и группы тогдашне эпохи. Золя подробно, последовательно и живописно изображает буржуазию, правительственные круги, шахтеров, парижскую бедноту, мир искусства, церковников, военных, банкиров, крестьян, ученых, продажных женщин и аристократию. Всего в эпопее выведено 1200 персонажей. Цикл состоит из двадцати романов, каждый из которых  является законченным и достаточно автономным произведением, одновременно социально-бытовым и символико-аллегорическим.
Вводным романом серии стала «Карьера Ругонов» (1871), основные события которого приурочены к 1851 г. – году бонапартистского переворота. Кроме того, здесь рассказывается история возникновения семьи и дается первоначальная комбинация наследственных качеств, которые дадут потом  такое многообразие вариантов во всех потомках. Родоначальницей семьи является Аделаида Фук, дочь  богатого плассанского огородника, который умер в сумасшедшем доме. Именно Аделаида передает своим потомкам слабость, неустойчивость нервной системы.  Однако последствия этого могут быть разными: «истерия или энтузиазм, слабоумие или священное безумие». Если у одних героев это ведет к деградации, нравственной гибели, то у других превращается в склонность к экзальтации, возвышенным чувствам, в стремлении к идеалу. Аделаида выходит замуж за батрака Ругона, который обладает  цепкостью, устойчивостью, стремлением  к прочному положению. После его смерти в жизни Аделаиды появляется первая и единственная ее любовь – пьяница и бродяга-контрабандист Маккар. Его дети от Аделаиды наследуют  любовь к переменам, эгоизм, нежелание и невозможность чем-нибудь серьезно заниматься, склонность к алкоголю. Потомки Пьера Ругона, единственного законного сына Аделаиды, - преуспевающие дельцы; потомки Маккара – алкоголики, преступники, безумцы или творческие люди. Но и тех и других объединяет одно: стремление любой ценой подняться вверх, непомерные амбиции, эгоизм, тяга к наслаждению. По мысли Золя, такие герои как нельзя лучше соответствовали эпохе Второй империи.
Второй роман эпопеи «Добыча» (1872) должен был, по замыслу Золя, изобразить торжество победителей-бонапартистов, на которых после победы обрушился золотой дождь. На страницах романа воссоздается лихорадочная атмосфера первых дней империи, вся пропитанная неуемной жаждой денег и наслаждений. Главным героем романа является Аристид Ругон, сын Пьера Ругона. Переехав из Плассана в Париж, он делается финансистом и пускается в темные спекуляции с недвижимостью, чему  чрезвычайно благоприятствует затеянная Наполеоном III  реконструкция Парижа. В то время как сам Аристид  охвачен манией богатства, его близкие неудержимо вовлечены  в водоворот чувственных наслаждений. Символом ужасной порчи нравов становится мрачная, животная  страсть, на волю которой отдаются молодая жена Аристида Рене и его сын Максим. Описывая их ночные оргии, Золя сознательно вызывает у читателя ассоциации с древним мифом о Федре и Ипполите. Но при этом он как бы выворачивает его наизнанку – грех  кровосмешения, перед которым в ужасе остановились античные герои, - с легкостью свершается в современном Париже.
Третьей книгой серии стало «Чрево Парижа» (1873) – своеобразный роман-натюрморт о буднях знаменитого Центрального рынка в Париже. Он повествует о размеренной жизни мелких торговцев. Его героиня Лиза Маккар, в замужестве Кеню, содержит колбасную лавку. Но подлинный герой романа – сам Центральный рынок. Этот огромный, пестрый, разнообразный мир съестного такой же символ эпохи мещанства, бездуховной плоти, культа пищеварения, каким был собор Парижской Богоматери в одноименном романе Гюго. Через три года после «Чрева» выходит политический роман «Его превосходительство Эжен Ругон». В центре внимания здесь оказываются государственная верхушка, ближайшее окружение императора – беспринципные депутаты и министры. Главный герой романа Эжен Ругон, другой сын Пьера Ругона, стремительно продвигается  по служебной лестнице и  доходит до министерского кресла.
В 1877 г. Золя публикует роман «Западня», наделавший много шума. По сути, это была первая книга эпопеи, обратившая на себя внимание широкой публики и прессы (первые шесть томов «Ругон-Маккаров» прошли почти незамеченными). Все влиятельные газеты поместили на роман свои рецензии, хотя  значительная часть их была резко отрицательной, они подогрели интерес читателя. В короткий срок «Западня» выдержала более сорока переизданий. Книга освещала трагедию  и гибель простой рабочей семьи, трагедию будничную, заурядную, но от этого не менее  страшную. Главная героиня романа Жервеза Маккар, внучка Аделаиды. Отец Жервезы Антуан пошел в отцовскую породу: как и контрабандист Маккар, он алкоголик, бездельник и эгоист. Подобно многим девушкам из своей среды Жервеза рано вступает во взрослую жизнь. У нее, совсем еще юной, уже три сына. Вместе со своим любовником Лантье она уезжает в Париж, где тот ее бросает. Жервеза честная, добросовестная, любящая мать. Она выходит замуж за кровельщика Купо  и мечтает о тихом семейном счастье. Но ее мечтам не суждено сбыться. После несчастного случая – падения с крыши и увечья – Купо начинает пить. Жервезе не под силу  одной справиться со свалившимися на нее несчастьями. Постепенно, незаметно для себя она опускается; безобидная рюмочка превращается в постоянное пьянство. Всеми брошенная, потерявшая человеческий облик, Жервеза умирает в грязном углу, и никто даже не вспоминает о ней.
От «Западни» идут, как расходящиеся лучи, четыре романа: «Жерминаль», «Творчество», «Человек-зверь» и «Нана»; в центре каждого из них – судьба детей Жервезы, трех сыновей от Лантье и дочери от Купо. Если в «Западне» Золя изобразил самые низы общества, мир ремесленников и обитателей бедных предместий, то в «Нана» (1880) он показал мир полусвета, шикарных куртизанок, ресторанчиков и кулис маленьких театров. Это роман  о тайнах ночного Парижа и интимных развлечениях буржуа. Его героиня Анна Купо - дочь Жервезы Маккар. Отличаясь необыкновенной красотой и притягательностью, она с ранней юности ведет жизнь продажной женщины и не видит в этом ничего предосудительного. Золя показывает, как вся обстановка продажной Второй империи, где каждый, не гнушаясь средствами, старается отхватить долю от общего пирога, сделала Нана символом эпохи. Ее сравнивают с «золотой навозной мухой», живущей на куче нечистот, под которой подразумевается Империя. В финале романа Нана умирает от оспы. Ее тело, обезображенное болезнью, покрытое коркой гноя, уже разлагающееся, все еще осенено роскошной копной золотых волос. Такова Империя – страшный труп, едва прикрытый внешним блеском. «Нана» - это еще не финал, но близкий предвестник финала. Как и «Западня», роман стал настоящей сенсацией и в короткий срок выдержал пятнадцать переизданий. К Золя, наконец, пришло материальное благополучие. Он обзавелся собственным домом в Медане и избавился от диктата издателей, сильно тяготившего его в прежние годы.
В 1886 г. появляется один из лучших романов Золя - «Жерминаль», рассказывающий о забастовке шахтеров. На этот раз центральное место  в повествовании занимает не отдельный человек (Этьен Лантье лишь один из многих персонажей), а толпа. Согласно своему натуралистическому методу, Золя, прежде чем приступить к работе, накопил огромный документальный материал. Он прочитал несколько научных работ  и отправился непосредственно на место событий, чтобы впитать  тамошнюю «атмосферу». Писатель спускается в шахту, присутствует на рабочих собраниях, посещает кабачки, в которых шахтеры коротают часы недолгого отдыха, изучает систему креплений, измеряет длину галерей, делает заметки  об инструментах и специальных терминах. Его интересовали болезни шахтеров, их быт, их досуг, их жалобы и чаяния. Как раз в это время по Франции прокатилась волна забастовок шахтеров, и это обострило интерес к «Жерминали». Таинственный мир современного пролетариата, социалистические идеи – все это было новым явлением в литературе. Читающая публика жадно набросилась на новый роман Золя, и он ее не разочаровал. Такого сильного, полнокровного и беспощадно откровенного рассказа о жизни рабочих французская литература еще не знала. 
«ЖЕРМИНАЛЬ». В 1865 г. молодой механик Этьен Лантье остается без работы и отправляется на север Франции, в Монсу, чтобы наняться в шахтеры. Он снимает комнату в семье шахтера Маэ, отца семерых детей. Описывается шахтерский поселок, где люди живут бедно и скученно. Перегородки между квартирами такие тонкие, что ни у кого не может быть от других никаких секретов. Даже дети посвящены во все подробности интимной жизни взрослых. Вместе с Этьеном читатель наблюдает, как ранним утром шахта, словно ненасытное чудовище, проглатывает одного за другим несколько сотен рабочих. Потом он спускается вниз вместе с Маэ, его сыном Захарией и дочерью Катриной и следует вслед за ними в забой. Работа откатчика кажется ему невыносимо тяжелой. Придирки инженеров, теснота, грубость одного из забойщиков Шаваля, который явно положил глаз на Катарину, все это страшно раздражает Этьена. Но другого места работы для него не предвидится, и он вынужден остаться в Монсе.
Пока мужчины в шахте жена Маэ ведет дома борьбу с нуждой. Ее помощница – восьмилетняя горбунья Альзира, не по летам развитая и очень умная девочка. Но кроме нее еще трое младших детей: Ленора, Анри и новорожденная Эстела. Еда в доме кончилась. Денег нет. Лавочник Мегра, которому они задолжали уже шестьдесят франков, отказывается отпускать продукты в долг. Но в конце концов ей удается занять денег и приготовить обед. Возвращаются с работы старшие члены семьи. После обеда все начинают мыться. В доме, разумеется, нет ванны, нет даже уголка, где можно укрыться от чужих глаз. Катрина первая при всех моется в лохани, сделанной из распиленной пополам бочки, потом совершенно нагая идет к себе наверх. Никого это не смущает и не удивляет – давняя привычка убила всякий стыд. После обеда Катрина отправляется за новой лентой и сталкивается с Шавалем. Тот увлекает ее в разрушенный сарай и на груде старых канатов лишает невинности. Этьен оказался случайным свидетелем этой сцены, увы, более чем обычной для шахтерского поселка, где все девушки заводили любовные связи чуть не с четырнадцати лет. Но Этьен потрясен  увиденным: день работы рядом с Катрин не прошел для него бесследно. Он успел почувствовать исходящее от нее очарование. Мысль, что ей овладел другой мужчина, заставляет его по-настоящему страдать.
Начинаются рабочие будни. Этьен втягивается в жизнь шахтерского поселка и вскоре превращается в настоящего углекопа. А поскольку он имел некоторое образование, читал  книги и газеты, интересовался политикой, к нему стали относиться с уважением. Своеобразным политическим клубом поселка слыл кабачок «Авантаж». Этьен вскоре перезнакомился со всеми его завсегдатаем. Здесь собираются поклонники различных учений, в том числе русский анархист Суварин, бежавший во Францию поле неудачного покушения на жизнь императора. Сам Этьен кое-что слышал о марксизме и переписывался с одним из деятелей Интернационала. Он предлагает создать кассу взаимопомощи, чтобы ее можно было в дальнейшем использовать как забастовочный фонд. Влияние Этьена укрепляется. Мало-помалу он пробуждает дух борьбы во всем поселке. Между тем, живя в доме Муэ, Этьен постоянно сталкивается с Катериной. Он спит в одной кровати с ее младшим братом Жанленом. Напротив - кровать Катрины, в которой она спит вместе с Альзирой. Им постоянно приходиться одеваться и раздеваться в присутствии друг друга. Наконец, Шаваль, ревнуя Катрину к Этьену, запретил ей возвращаться домой. Она осталась жить у любовника, хотя тот обращается с ней день ото дня все хуже и хуже.
Надвигается кризис. Угольная компания каждый день снижает объемы добычи. Хозяевам, в принципе, сейчас даже выгодна забастовка. Они понижают плату за вагонетку добываемого угля с 50 сантимов до сорока. Вместе с тем из-за ужесточения штрафов и простоев зарплата оказывается совершенно мизерной. Гнев и горечь переполняют сердца. Семена, брошенные Этьеном, дают всходы. Вскоре в шахте случается обвал, во время которого Жанлену переломало ноги.
Вечером  в «Авантаже» принимают решение начать забастовку. Основное требование – Угольная компания должна вернуться к прежней оплате труда. По решению товарищей к директору шахты Энбо отправляется делегация рабочих.  Однако переговоры ничего не дают. Начинается изматывающая силы борьба. Этьен незаметно для себя становится во главе всеобщей забастовки, к которой присоединяется десяток шахт. Потом десять тысяч шахтеров Монсу становятся членами Интернационала. Но Интернационал послал им всего  4 тысячи франков и больше не оказал никакой реальной  помощи. Между тем все запасы иссякают. Лавочники отказываются отпускать в кредит. Рабочие страдали от голода. Компания терпела убытки. Пайщиков пугают начавшиеся разрушения  в галереях и забоях. Ведь в каждую шахту были вложении миллионы франков, а теперь, без надлежащего надзора, все могло разрушиться в несколько недель.  Но никто не желает идти на уступки.
Жены шахтеров отправляются к лавочнику Мегра, но тот наотрез отказывает им в кредите. Начинается настоящий голод. Сердца ожесточаются. Рабочие клянутся стоять до конца. Шахта в Жан-Барте, не принадлежащая Компании, продолжает работать. Шаваль, завидовавший популярности Этьена, попытался возмутить рабочих, но хозяин подкупил его, пообещав повышение. Рабочие из Монсу, горя гневом, отправляются в Жан-Барте и учиняют там жестокий погром. Потом так же громят оборудование на других соседних шахтах. Кто может работать, когда они умирают от голода? Только предатели! Забастовка должна сделаться всеобщей. Лишь тогда их голос будет услышан! Предателя Шеваля едва не забивают до смерти. Но Катрина, не побоявшись толпы, с неожиданной яростью вступилась за своего любовника, и его отпустили. Разгоряченные рабочие возвращаются в Монсу. Толпа выходит из-под контроля. Ей овладевают темные инстинкты разрушения. Вместо организованного сопротивления  начинается обычный погром. Напрасно Этьен пытается утихомирить шахтеров и их жен: его больше никто не слушает. Голодные рабочие бьют стекла. Увидев богатый экипаж, они едва не расправились с несколькими дамами. Наконец, женщины набрасываются на  лавку Магра. Лавочник в ужасе пытается спастись на крыше, падает на землю и разбивается насмерть. Женщины кружат вокруг трупа подобно волчицам. Они стаскивают с лавочника штаны и выхолащивают его. Кусок окровавленного мяса водружается на древко, как знамя. Но разграбить лавку они не успели – явились конные жандармы и положили конец погромам.
После жандармов в Монсу прибыл целый полк солдат. Но работа по-прежнему не возобновлялась. Рабочие сидят голодные, в нетопленных домах (Компания отказалась отпускать забастовщикам уголь). Зачинщики беспорядков (в том числе Маэ) уволены. Шаваль донес на Этьена. Его повсюду ищут, но он успел скрыться в старой шахте. Жанлен втайне ото всех снабжает его едой, которую добывает с помощью воровства. На бедную семью Маэ обрушились новые несчастья. Заболела и умерла Альзира, всегда бывшая первой помощницей матери. Но когда Этьен заговорил с Маэ, что бессмысленную забастовку пора кончать, его жена чуть не надавала ему пощечин. «Значит, мы умирали с голоду целых два месяца, я продала все свое имущество, мои дети заболели – и все для того, чтобы снова начались несправедливости?.. Да когда я только подумаю об этом, кровь стынет у меня в жилах! Нет, нет! Теперь я все сожгу, все уничтожу, но не сдамся!»
Ночью Этьен заходит в «Авантаж» и здесь сталкивается с Шавалем. Вспыхивает драка, и Этьен избивает соперника. Тот в ярости прогоняет от себя Катрину.  Между тем, желая спасти быстро разрушающиеся шахты, Компания нанимает бельгийцев. Против штрейкбрехеров  вспыхивает новое возмущение. Собирается возмущенная толпа. Шахтеры, доведенные до предела отчаяния, готовы на все.  Смерть угрожает не только приезжим, но и охраняющим их солдатом. В них летят камни.  Не столько из ненависти, сколько из чувства самозащиты солдаты открывают огонь на поражение. Среди четырнадцати убитых  – Маэ.
Расстрел безоружной толпы вызывает громкий резонанс. Правление Компании, испуганное тем, как далеко зашло дело, выпускает воззвание: рабочим предлагают вернуться на работу, их требования будут внимательно рассмотрены. Мало кто откликнулся на этот призыв. Но отношение к Этьену после расстрела резко переменилось. Теперь толпа винит его во всех несчастьях. Когда он проходил по поселку, вслед ему несутся проклятья.
Спустя неделю рабочие начинают постепенно возвращаться в шахты. И тогда Суварин, до этого спокойно наблюдавший за событиями, решает нанести Компании свой удар. Ночью он спускается в шахту Ворё и разрушает обшивку, сдерживающую напор подземных вод. Утром Катрина решает отправиться на работу. Этьен отправляется вместе с ней. Но едва рудокопы спускаются вниз, начинается наводнение, которое сопровождается обвалами. В обреченную шахту устремляется вода из канала и вскоре вся она скрывается на дне озера.
Но быть может, кто-то все-таки остался в живых? Компания, репутация которой основательно подмочена событиями в Монсу, начинает лихорадочные спасательные работы. И тут происходит взрыв газа, во время которого погибает Захария. Наводнение и обвалы отрезали путь к отступлению Этьену, Шавалю и Катрин.  Два врага оказались запертыми в одной тюрьме, и причина их взаимной ненависти была с ними. Когда Шаваль попытался у него на глазах овладеть девушкой, Этьен камнем раскроил ему череп. Катрин и Этьен остались вдвоем. Любовь, которую они уже давно ощущали друг к другу, наконец овладела ими, сметая все препятствия. Их соединение на пороги смерти было страстным и пылким. Но потом Катрин стала быстро терять силы. Она умерла через несколько дней. Но Этьен остался жив. Он был единственный, кого извлекли из погибшей шахты спасатели. Он вышел на поверхность изможденный голодом и совершенно седой.
Вскоре, хотя Компания не пошла ни на какие уступки, работа возобновилась на всех шахтах. Даже вдова Маэ пошла работать – ведь больше некому кормить ее детей. Роман заканчивается прощанием Этьена и Маэ. Он уходит из Монсу. Но уходит совсем другим  человеком с мыслью продолжать борьбу против власти капитала.
****
 Брат Этьена Клод Лантье - главный герой романа «Творчество» (1886). Вместе с ним читатель  попадает в художественный Париж  с его спорами о новом искусстве. Клод блестящий, одаренный художник. Но его бескомпромиссная жажда совершенства оборачивается против него. В своей жене и натурщице Кристине он перестает видеть живую женщину. Все его  эмоции и чувства принадлежат не ей, а той, что рождается под его кистью. Салоны отвергают его картины, буржуа не желают их покупать. Даже ближайшие друзья, считавшие его когда-то главой новой «школы пленэра» принимают его едва ли не сумасшедшим. В конце концов, художник кончает с собой возле неудавшейся картины.
Роман «Человек-зверь» (1890) отличает мастерское изображение индустриального города. Золя и раньше вводил  в свои произведения описания «второй природы» - городских площадей, зданий, рынков, вокзалов, машин. В романе «Человек-зверь» он пошел дальше, одушевив существо из железа и пара. Паровоз, носящий имя Лизон – один из центральных образов романа, символ технического прогресса. Но под слоем цивилизации таятся страшные, звериные инстинкты, и бурная современная жизнь может оказать болезненное влияние  на нервную систему человека, вызвав в нем «бунт нервов». Жак Лантье, второй сын Жервезы Маккар, машинист на железной дороге, одержим манией убийства, - это результат сочетания наследственного проклятья  с грубым воздействием индустриальной среды. Финальная сцена романа имеет глубоко символический смысл: железнодорожный состав, набитый солдатами, которые едут на фронт, остается без управления; с безумной скоростью несется он к неминуемой катастрофе, а его пассажиры заглушают страх перед войной выпивкой, криками и песнями, не понимая, что погибнуть им суждено много раньше.
 «Ругон-Маккары» завершаются двумя романами, каждый из которых подводит своеобразный итог обеим линиям цикла – социальной и биологической. Роман «Разгром» (1892) рисует страшное поражение Франции во франко-прусской войне, крушение Империи и Парижскую Коммуну. Книга эта создавалась с особенной тщательностью. Золя прочитал около ста сочинений о франко-прусской войне, не только французских, но и немецких. Были тщательно изучены военные приказы, распоряжения, сводки, донесения, карты. Он побывал  в районе событий, проделал путь, который прошла отступающая французская армия от Реймса до Седана, изучил места боев. Писатель постарался узнать до мельчайших подробностей военный быт, психологию солдата и офицера. Но главным источником сведений стали для Золя рассказы очевидцев. В центре романа опять оказался массовый герой – Шалонская армия, движущаяся к Седану навстречу гибели. В действиях военных царит неразбериха, трусость и прямое предательство. Армия лишена боевого духа, необходимого единства; она обречена на поражение уже заранее, до решающего сражения, несмотря на подвиги лучших сынов народа. Под дулами вражеских орудий, попав в окружение, она сдается на милость победителя. Символом новой Франции оказывается главный герой романа Жан Маккар. В конце он возвращается в деревню с мыслью построить заново свой разрушенный дом, как бы возрождая тем самым всю Францию.
Последний, двадцатый роман цикла «Доктор Паскаль» (1893) - это подведение окончательных итогов, прежде всего – разъяснение проблемы наследственности применительно к семье Ругон-Маккаров. В центре повествования – старый ученый Паскаль Ругон. На него не пало ни одно из проклятий рода. Но с другими Ругонами его роднит страстная преданность науке и эмоциональность. Доктор Паскаль – врач. Он создает теорию наследственности и подробно объясняет ее законы  на примере каждого члена своей семьи, давая тем самым возможность читателю понять закономерность каждой отдельной судьбы. Здесь вновь сводятся вместе многие герои эпопеи. В возрасте  ста с лишним лет умирает в сумасшедшем доме основательница рода Аделаида.
Покончив с «Ругон-Маккарами», Золя тотчас принялся за новый цикл романов. В своих последних полупублицистических циклах: трилогии  «Три города» (1894-1898) и тетралогии «Четыре Евангелия» (1899-1902) Золя проповедует  идею новой земной религии. Этот утопический идеал  отстаивает в цикле «Три города» «неверующий священник» Пьер Фроман, а в цикле «Четыре Евангелия» - четыре его сына (каждый из которых назван именем одного из евангелистов и является героем отдельного романа). От упорной работы писатели оторвали перипетии  политической борьбы, связанной с потрясшим всю Францию пресловутым «делом Дрейфуса». В январе 1898 г.  появилось знаменитое открытое письмо Золя президенту Франции «Я обвиняю», в котором писатель смело разоблачал подтасовки и ошибки процесса. Это письмо было подобно разорвавшейся бомбе и взбудоражило весь мир. Вскоре писатель был обвинен в «оскорблении Военного трибунала», приговорен к году тюрьмы и в июле 1898 г. вынужден был бежать в Англию. На родину Золя вернулся летом 1899 г. В сентябре 1902 г. он неожиданно скончался, отравившись угарным газом. Причиной смерти стали неисправности дымохода в парижской квартире Золя.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100