Музыкант Глава 1. Часть 4. Концерт

Галина Дейнега
 Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
1.4. КОНЦЕРТ
   1963-й год отпечатался у нашего героя яркими картинами путешествия и встречей с прекрасным. «Врачи рекомендовали подлечить меня евпаторийскими грязями. В сопровождении мамы я отправился в далёкое путешествие. Пять суток добирались теплоходом до Владивостока. Перед глазами стояла голубая гладь воды до горизонта. Пересели на поезд, и за окном замелькала зелень тайги. Семь суток двигались до Харькова. Путь до Байкала ничем особо не удивил. Затем целый день поезд шёл вдоль берега величественного озера. На станциях мы выходили из вагона, любовались красотой, питались жареным омулем. Впечатления на всю жизнь!
   После Байкала более двух суток сплошным ковром шли огромные, стройные лиственницы с ярко-зелёной хвоей. Казалось, им не будет конца. Особенно красиво выглядела дорога от Новосибирска до Красноярска. Лиственные леса солнечные».
  Я вставила свои познания:
  — Лиственница — столь ценная порода, что до середины 19 века в России был запрет на её вывоз. Древесина не гниёт в воде, а становится от воды ещё прочней. Она шла на строительство кораблей, мостов, шпал. Из брусьев строили дома. Лиственницы живут 500-800 лет.
   — Сейчас, увы, на тех местах, как видно на снимках из космоса, пустоты от пожаров и вырубок. Тысячи гектаров пустот! Глядя на это, слёзы наворачиваются. Вот что сделала с природой человеческая алчность!
    Описание событий продолжилось: «После Красноярска замелькали города, сёла. Доехали мы до Харькова. Погостили три дня у родственников и поездом отправились в Крым. В Евпатории лечение грязями заняло полтора месяца. Здесь и произошла встреча с популярным артистом, первым исполнителем многих песен, которые тут же становились шлягерами  и продолжают жить до наших дней.
   Гуляю по городу. Прохожу мимо летней эстрады. Останавливаюсь у афиши. Читаю: «Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады Эмиль Горовец поёт в сопровождении оркестра под управлением Владимира Тартаковского».
   Подъезжает автобус с артистами. Выгружают музыкальные инструменты. Надо готовиться к выступлению, а зал и сцена закрыты. Послали за сторожем. Когда тот придёт? Время подгоняет. Положили доски к забору, стали перетаскивать аппаратуру. Мужчина, что на афише (как я понял, и есть Горовец), обращается ко мне:
   — Парень, хочешь бесплатно попасть на концерт?
   — Хочу!
   — Помоги перенести аппаратуру!
   Дело сделано. Тут и сторож подошёл. Горовец усадил меня на «гостевые» места.
   Как выглядит Горовец, я раньше не знал, но его яркий голос между тенором и баритоном часто звучал по радио. Теперь мне удалось увидеть и его самого, и его эмоциональную манеру исполнения песен. Этакую восторженную, экзальтированную. Понравилась новая песня «Я шагаю по Москве», исполненная в красках джаза. Фильм с одноимённым названием выйдет на год позже, и песня там прозвучит в исполнении Никиты Михалкова менее выразительно.
   Концерт окончен. Публика разошлась. Я под сильным впечатлением сижу в опустевшем зале, прикованный к скамье, словно железо к магниту. Подходит Горовец.
   — Парень, а ты чего ждёшь?
   — Так надо же помочь аппаратуру погрузить.
   — Молодец!
   От концерта я получил огромное удовольствие. И от исполнения песен, и от задорной игры оркестра».
   — Но оркестр назывался инструментальным, — замечаю я.
   —  Манера-то была джазовая! Просто тогда джаз преследовали, поэтому писали «оркестр» или «инструментальный ансамбль». Под названием “оркестр” подразумевался полный джазовый состав или симфоджазовый. Он включал ритм группу: барабаны, бас, гитару, фортепиано, четыре трубы, четыре тромбона, пять-шесть саксофонов. Обязательно кто-нибудь из саксофонистов играл на кларнете или флейте
   — Эмиль Горовец был первым исполнителем многих песен Владимира Шаинского, Андрея Петрова, Яна Френкеля, Вано Мурадели, Арно Бабаджаняна, Модеста Табачникова и других композиторов. Писал музыку и на свои стихи, и на слова поэтов-современников: Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и других. В 1973 году эмигрировал в Израиль, затем перебрался в США. Вошёл в историю эстрады как советский, израильский и американский певец, композитор и автор песен, педагог, переводчик, радиоведущий. В 1989-м году приехал в Москву и был растроган до слёз, узнав, что многие песни, выданные им в эфир, живут. В 1999-м дал в Москве несколько концертов.
   — Я весьма охотно исполнял песни из репертуара Горовца: «Маленькая девочка (Ночным Белградом)» (Д. Кралич, Д. Фире), «На седьмом этаже» (П. Аедоницкий, Ю. Цейтлин),  «Катарина» (М. Марини, Ю. Цейтлин), «Смоленский мальчишка» (А. Основиков, Л. Дербенёв), «Голубые города» (А. Петров, Л. Куклин). Особенно часто пел «Я шагаю по Москве» (А. Петров, Г. Шпаликов) и «Ты не печалься» (М. Таривердиев, Н. Добронравов): «Ты не печалься, ты не прощайся,всё впереди у нас с тобой». 
   — Мне особенно нравится:«Лечу я на небо седьмое, где ты меня ждёшь на седьмом этаже».
   — Золотая коллекция!
   Собеседник сделал небольшой экскурс в историю песен: «Мне очень повезло, что моя юность проходила в шестидесятые, в период самых лучших советских песен. Написанные профессиональными композиторами и поэтами, в отличном исполнении они звучали по радио, в кинофильмах и тут же подхватывались массами. Мелодии их чёткие, запоминающиеся. Популярные композиторы тех лет: Микаэл Таривердиев, Давид Тухманов, Александра Пахмутова, Владимир Шаинский. Его “Лада” стала супер-популярной, а его детские песни — классика.
   В конце шестидесятых начался переход в эпоху вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) и расцвет эстрадной песни. Популярные ВИА того времени: «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне». В то же время произошло некоторое ослабление требований к качеству песен. Хорошие музыканты повернули от песенного творчества к классической музыке. Например, Александр Эшпай. Его известные до сих пор  песни, исполненные Леонидом Утёсовым, Марком Бернесом,  Владимиром Трошиным, Майей Кристалинской, датированы периодом 1957-1967.
   К концу восьмидесятых многие ВИА распались. Зазвучала поп-музыка. Новые поп-коллективы стали именоваться группами. Эстрадные песни стали ещё проще. На их фоне ярко выделился и получил популярность композитор Раймонд Паулс. Хитами стали его песни на слова Михаила Танича, Роберта Рождественского, Ильи Резника, Евгения Евтушенко, исполненные Аллой Пугачёвой, Лаймой Вайкуле, Валерием Леонтьевым.
   В восьмидесятые в противовес советской эстраде возник новый жанр – “русский рок”. Молодые люди старались переиначить песни на свой лад. Основой для русской музыки стали иностранные мелодии. Цензура ещё существовала. Многие группы были запрещены, ушли в подполье. С распадом Советского Союза исчезла цензура. Несмотря на непрофессиональный подход к музыке, исполнители нового направления начали сниматься в популярных кинофильмах, собирать большие площадки. С развитием дискотек в СССР появился рэп (ритмический речитатив). Пика популярности в девяностые достигли  жанр и культура хип-хоп. На смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии. Слова песен без поэзии, музыка упрощённая, звуки синтетические. Выступления превратились в шоу, стали сопровождаться подтанцовкой, затем добавились спецэффекты.
   В нулевые за поп-музыку взялись федеральные каналы, запустив шоу «Фабрика звёзд».  Легкие тексты и танцевальная музыка перешли и в десятые годы. Изменилась подача. Внимание стали привлекать яркими видеоклипами».
— В СССР, — отметила я, — воспитывали созидателей, творцов. Этому служили и образование, и культура. Рыночные отношения требуют потребителей. На это и сделан поворот.
— Но есть ещё композиторы советской школы. Они и активно участвуют в разного рода шоу, и пишут хорошую музыку для оркестров, мастеров вокала. Пример, Игорь Крутой. Композитор Игорь Матвиенко возглавляет продюсерский центр и пишет музыку для песен группы “Любэ”, которые подхватывают слушатели. Песня “Конь” (“Выйду ночью в поле с конём”) стала народной.
— А в праздничных концертах, — заключила я, — на главной сцене страны по-прежнему звучат советские песни из Золотой коллекции.
Продолжение http://proza.ru/2019/12/13/669