Прозаик и драматург Леонид Николаевич Андреев родился в августе 1871 г. в Орле в семье землемера. В 1891 г., окончив орловскую гимназию, он поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1893 г. был отчислен за неуплату. Но вскоре ему удалось перевестись в Московский университет, за обучение в котором внесло плату Общество пособия нуждающимся.
В 1897 г. Андреев окончил университет и начал службу помощником присяжного поверенного. Одновременно он печатает в газетах репортажи о судебных процессах, фельетоны, очерки и рассказы. В 1901 г. в петербургском издательстве "Знание" на средства Горького вышла книга избранных рассказов Андреева. Сборник имел успех и выдержал в следующие пять лет двенадцать переизданий. В январе 1902 г. в газете "Курьер" появился рассказ "Бездна", впервые привлекший к Андрееву широкое внимание читающей публики. (Сюжет этой остро психологической истории действительно любопытен. Двое молодых людей - студент Немовецкий и юная девушка Зиночка - гуляют за городом и ведут возвышенный разговор. Конец идиллии кладут трое пьяных бродяг. Избив студента, они уводят Зиночку и совершают над ней насилие. Немовицкий долго бродит потом в темноте, натыкается на лежащую без чувств девушку и, утратив над собой всякую власть, сам ее насилует). Проблема сосуществования двух начал в человеке – сознательного и инстинктивного – поднималась в русской литературе и раньше, однако Андреев в своем рассказе поставил и решил ее с демонстративным, даже шокирующим вызовом. Грань, разделяющая «цивилизованного человека» и «зверя» оказалась в его трактовке пугающе тонкой.
В феврале 1902 г. Андреев женился на Александре Велигорской. Обретя материальное благополучие, он смог в 1903 г. отойти от ежедневной газетной рутины и полностью сосредоточился на литературном труде. После «Бездны» он один из самых читаемых русских авторов. Каждое его произведение рождает многочисленные отклики. Так большой общественный резонанс имела напечатанная в 1904 г. повесть Андреева «Жизнь Василия Фивейского». (О страданиях «современного русского Иова», чья вера подвергается испытаниям через бесчисленные личные потери). На события русско-японской войны, поразившей российское общество колоссальными и бессмысленными людскими потерями, Андреев откликнулся повестью «Красный смех». (Здесь оказались предвосхищенными многие темы и мотивы западных писателей «потерянного поколения»; Андреев одним из первых, прежде Хемингуэя и Ремарка, описал войну, как бессмысленную бойню, жестоко уродующую тело и душу человека).
Андреев был глубоко возмущен расстрелом 9 января 1905 г. Этим объясняется радикализм его политических выступлений во время первой русской революции. Он сотрудничает в большевистской газете "Борьба", участвует в секретном совещании финской Красной Гвардии, предоставляет в феврале 1905 г. свою квартиру для заседаний ЦК РСДРП. Арестованный вскоре после этого, писатель провел несколько дней в одиночной камере Таганской тюрьмы. В июле 1905 года Андреев вместе с Горьким участвует в литературно-музыкальном вечере, сбор от которого идет в пользу Петербургского комитета РСДРП и семей бастующих рабочих Путиловского завода. Спасаясь от нового ареста Андреев в конце 1905 г. уехал в Германию. Там он пережил одну из самых страшных трагедий своей жизни - смерть любимой супруги при рождении второго сына.
В эти годы Андреев пробует себя на поприще драматурга. Его первая и, быть может, лучшая пьеса «К звездам», проникнутая пафосом революционной борьбы и верой в силу человеческого разума, появилась в 1905 г. Но за первыми поражениями революции и смертью жены в творчестве Андреева последовал «обрыв». Его следующие пьесы «Жизнь человека» (1906), «Царь-Голод» (1907), «Тьма» (1907) проникнуты метафизическими мотивами рабства истории у вселенского зла, фатального противостояния человека Неотвратимому. Работая над пьесами, писатель разрабатывает собственную теорию современного театра. В отличие от реалистической драмы «переживания» с ее иллюзией живой жизни он создает драму-«представление», заключающую в себе «обобщения целых полос жизни» человечества. Все действующие его первой модернистской драмы «Жизнь человека» не живые люди, а символы. В качестве одного из главных героев здесь выведен «Некто в сером», символизирующей собой равнодушное к радостям и горестям Человека метафизическое начало мира. Пьеса с огромным успехом шла в двух ведущих театрах той эпохи – театре Комиссаржевской и МХТ Станиславского и Немировича-Данченко.
Вдохновленный успехом, Андреев замыслил создать цикл пьес, который охватил бы фактически все крупные проблемы, тревожащие сознание современников, - «Царь Голод», «Война», «Революция», «Бог, дьявол и человек». «Жизнь человека» должна была стать прологом к этой тетралогии. Из задуманного был написан только «Царь Голод» (1908), а идея «Бога, дьявола и человека» в модифицированном виде претворилась в драме «Анатэма» (1909), сочиненной в ином стилевом ключе. (Композиционно драма построена по образцу книги Иова. Пролог – спор Бога с Анатэмой, сатаной. Центральная часть – история подвига и смерти праведного еврея Давида Лейзера. Бедный Лейзер, «любимый сын Бога», принимает миллионы, предложенные Анатэмой и раздает свое богатство бедноте мира. Люди, отчаявшиеся в жизни, исполняются надеждой и отовсюду идут к Лейзеру. Но миллионы быстро иссякают, и обманутые в своих надеждах люди побивают Давида камнями как предателя. Любовь и справедливость оказываются обманом, добро – «великим злом», ибо Давид не смог сотворить его для всех).
Работая над своими «драмами-представлениями» Андреев не забывал и традиционного театра. В том же 1908 г., одновременно с экстрановаторским, экспрессионистским «Царем Голодом» он пишет виртуозно-сценическую, реально-бытовую и вместе с тем романтически-приподнятую мелодраму «Дни нашей жизни». Она немедленно стала популярнейшей, «репертуарной» пьесой русского театра и не сходила со сцены многие годы. Тогда же появляется символическая монодрама «Черные маски», действие которой перенесено в Италию XII века. (Помимо главного героя – герцога Лоренцо – все остальные персонажи выступают здесь как фантомы его «сумеречного» воображения (по сути же он окружен пустотой, которая бесконечно меняет свои маски), в конце концов, чтобы избавиться от наваждений, герцог поджигает свой замок и гибнет в огне).
Самым значительным прозаическим произведением этого периода стала повесть "Иуда Искариот и другие" (1907). Всем известный библейский сюжет был подвергнут здесь кардинальному переосмыслению. Ученики Христа выведены у Андреева трусливыми обывателями, а Иуда – подлинным посредником между Христом и людьми. Образ его двойствен: он одновременно труслив и мужественен, вульгарен и лиричен, ущербен и целен. Формально Иуда - предатель, а по сути - единственно преданный Христу человек. Он приносит апостолам оружие, предупреждает их о грозящей Христу опасности, а после смерти Учителя следует за ним. В уста Иуды автор вкладывает весьма глубокий этический постулат: "Жертва - это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?" Андреев охарактеризовал это произведение как "нечто по психологии, этике и практике предательства". Предательство Иуды – это некий чудовищный в своей предельности эксперимент: над учениками Христа, иерусалимским людом и, в конечном итоге, над самим собой. Парадокс повести заключается в том, что именно благодаря предвиденьям и самоотрицанию Иуды обеспечивается победа нового учения и создается новая вселенная, духовным властителем которой становится Христос.
В апреле 1908 г. Андреев женился на Анне Денисевич и поселился в Петербурге. Лето супруги проводили на даче в Финляндии. После навала Первой мировой войны они жили там постоянно. Первую мировую войну Андреев приветствовал как "борьбу демократии всего мира с цесаризмом и деспотией, представителем каковой является Германия". В 1916 г. он стал редактором откровенно шовинистической газеты "Русская воля". Восторженно приветствовал Андреев и Февральскую революцию. Однако эйфория его убывала по мере того, как большевики укрепляли свои позиции. Уже в сентябре 1917 года он писал, что "завоеватель Ленин" ступает "по лужам крови". Противник любой диктатуры, он не смог смириться и с диктатурой большевистской. В октябре 1917 г. Андреев уехал в Финляндию. В декабре, когда Финляндия отделилась от России, он оказался в эмиграции. В марте 1919 года в парижской газете "Общее дело" вышла статья Андреева "S.O.S!", в которой он обратился к "благородным" гражданам за помощью и призвал их к объединению, чтобы спасти Россию от "дикарей Европы, восставших против ее культуры, законов и морали", превративших ее "в пепел, огонь, убийство, разрушение, кладбище, темницы и сумасшедшие дома". Неспокойное душевное состояние писателя сказалось на его физическом самочувствии. В сентябре 1919 г. Леонид Андреев неожиданно скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии на даче у друга, писателя Вальковского. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет «Дневник Сатаны» (о похождениях Сатаны, воплотившемся в американского миллиардера Вандергуда) было опубликовано в 1921 г.
Творчество Андреева не укладывается полностью ни в одно из модернистских течений. Он ощутимо соприкоснулся с символистами, предвосхитил многие приемы выразительности, свойственные экспрессионистам, по направлению художественного мышления был близок к реализму и вместе с тем имел глубоко мистический взгляд на мир.
Модернизм и постмодернизм http://proza.ru/2010/11/27/375