Теодор Драйзер, написавший эту трилогию («Финансист», 1912, «Титан», 1914 и «Стоик», 1947), первоначально планировал изобразить Фрэнка Каупервуда сверхчеловеком. Была такая модная идея от полусумасшедшего философа Фридриха Ницше (1844 – 1900). Прототипом главного героя был успешный капиталист Чарльз Йеркс (1857 –1905). Его биография послужила каркасом для повествования объемом в полторы тысячи страниц.
«Гениальный предприниматель» и в произведении, и в реальности не закончил средней американской школы, не прочитал ни одной книги. Первая его сделка – перепродажа партии мыла – была совершена им в пятнадцать лет. Начал он с обычной спекуляции, затем занялся махинациями на бирже, а впоследствии вкладывал «трудовые доходы» преимущественно в дорожное строительство, в том числе в Лондонскую подземку.
В России (СССР) больше всего известна первая книга трилогии, вышедшая в 1930 году, две другие, не знаю, когда были переведены, но опубликованы сразу после смерти Сталина в 1953 году.
Роман «Финансист» казался нам, советским читателям, прежде всего, любовной историей. Сначала юный Фрэнк добивался замужней женщины старше его на пять лет и, когда ее супруг неожиданно умер, женился на ней. Лилиан родила ему двух детей – мальчика и девочку. Через несколько лет он влюбился в 16-летнюю Эйлин Батлер – дочь одного из трех крупнейших воротил Филадельфии (штат Пенсильвания).
Кто немного отвлечется от мастерски написанной любовной коллизии, тот с совершенной очевидностью поймет, что именуемое на белом свете «бизнесом» никогда не основывалось на честности и справедливости, а напрямую связано с воровством общественных средств (налогов). Казенные деньги, пускаемые в оборот дорвавшимся до них частными лицами, и являются основой предпринимательства. На первых порах, покуда территория США была не освоена, подобный вид деятельности шел в ногу с прогрессом, а сегодня, когда в мире не сохранилось почти свободных от прогресса мест, бизнес превратился в довольно-таки примитивное жульничество.
Поскольку Каупервуд не имел права пользоваться казной Филадельфии для своих операций, а один из отцов города Батлер возненавидел Фрэнка за соблазнение любимой дочери, то наш герой оказывается в тюрьме. Эйлин его не только не бросает, но и всячески поддерживает. Это лучшие страницы повествования.
Первая часть трилогии заканчивается освобождением Каупервуда в связи со смертью Батлера, его удачной игре на бирже и отъездом с Эйлин в Чикаго.
Во второй части автор продолжает развивать идею о гениальности Фрэнка в качестве предпринимателя. Единственное, что делает ее менее убедительной, так это бесконечные увлечения главного героя женщинами разных возрастов и разных социальных положений. Хотя в Чикаго Капервуд добился развода и женился на Эйлин.
Когда Фрэнк принимается за строительство дворца в Нью-Йорке для себя, Эйлин и картинной галереи, судьба заносит его в элитный публичный дом в пригороде. У его хозяйки есть двенадцатилетняя дочь Беренис (Беви), которую наш герой впервые видит на фотографии. Через несколько лет Беви становится любовницей Каупервуда и ему кажется, что он нашел, наконец, подлинную музу. С ней он переезжает в Лондон и вкладывает деньги в расширение Лондонского метро, постепенно оттесняя других конкурентов. Туда же он перевозит и Эйлин, поскольку развестись с ней нереально: в те годы еще требовалась видимость соблюдения приличий.
До конца жизни Йеркса – литературного прообраза Каупервуда – оставалось лет пять, но Драйзер уже разочаровался в теории сверхчеловека. Первая мировая война и последующие события с очевидностью продемонстрировали, что индивид ничем управлять не может, а индивидом, как представлялось тогда впавшему в атеизм мыслящему миру, управляют стихийные силы.
Теодор Драйзер писал третью часть трилогии с большим трудом, постоянно откладывая. Вышла она уже после смерти писателя и после Второй мировой войны. По-моему, в «Стоике» в большей степени речь идет о Беренис, потому что ни Каупервуд (он под занавес сошелся со своей двоюродной племянницей), ни Эйлин не способны порождать новые смыслы. Им надо уходить со сцены. Сначала умирает Фрэнк, а через три года его несчастная жена. Правдоподобна была лишь их бескорыстная любовь в первой книге. Там, где царствует откровенное стяжательство, не остается пространства для подлинной жизни. Современная действительность с непредвзятой очевидностью нам это показывает. С каждым годом всё яснее и яснее…
Беви отправляется в Индию, встречает там выдающегося гуру, который показывает ей иллюзорность и одновременно бесконечность жизни. Она возвращается в Нью-Йорк и организует больницу для неимущих.
20.12.2019