Из книги «Разоблачённая Изида» т.1 Е.П. Блаватской:
(стр. 107 т.1) «Так же, как наша планета совершает в течение года оборот вокруг солнца и в то же время в течение каждых двадцать четырёх часов совершает оборот вокруг своей оси, пробегая, таким образом, меньший цикл внутри большего, так и работа меньших циклических периодов завершается и снова начинается внутри Великого Сароса».
Это оборот физического мира, но
«Оборот физического мира, согласно древней доктрине, сопровождается таким же оборотом в мире мыслительном – духовная эволюция мира совершается циклами так же, как физическая. Поэтому в истории мы наблюдаем регулярное чередование приливов и отливов развития человечества».
Почему так происходит? Движение возможно только по окружности. То, что нам видится движением по прямой, есть часть движения по окружности. Для того чтобы это движение происходило поступательно, а не на одном месте, необходимо движение по спирали. Но почему происходят падение и возрождение? Дуальность? Накопление отрицательной энергии?
«Великие царства и империи мира сего после достижения кульминационного взлёта своего величия снова опускаются вниз в соответствии с тем же законом, по которому они когда-то поднимались; и человечество, опустившись до самой низкой точки, снова собирается с силами и опять восходит, причём высота его восхождения, по закону прогрессии циклов, на этот раз будет немного выше той точки, с которой оно последний раз начало свой спуск. Деление истории человечества на Золотой, Серебряный, Медный и Железный века не есть выдумка.
То же самое мы видим в литературе народов. После века великой вдохновенности и неосознанного творчества непременно наступает век критиканства и сознательности. Первый доставляет материал для анализирующего и критикующего рассудка второго. Таким образом, все те великие личности, которые подобно гигантам возвышаются в истории человечества, как Будда Сидхарта и Иисус в области духовной и Александр Македонский и Наполеон в области физических завоеваний – только отражение изображения человеческих типов, существовавших десятки тысяч лет до этого в предыдущих эпохах, снова воссозданные таинственными силами, управляющими судьбами нашего мира. Нет ни одной выдающейся личности во всех анналах как священной, так и светской истории, чьих прототипов мы не смогли бы обнаружить в полувыдуманных и в полудействительнных преданиях давно исчезнувших религий и мифологий. Как звезда, мерцающая на неизмеримом расстоянии над нашими головами в беспредельности небе, отражается в спокойных водах озера, так и образы людей допотопных веков отражаются в периодах времени, охватываемого взорами истории".
Чем же мы должны руководствоваться, опираясь на знания древних учений?
«Как вверху, так и внизу. То, что было, вернётся опять. Как на небесах, так и на земле»
«Числа Пифагора» - говорит Порфирий, - «были иероглифическими символами, посредством которых он объяснял все идеи, касающиеся природы всего».
"Истинно, только в древности мы должны искать истоки всего».
Вопрос в том, достигли мы такого уровня сознания, чтобы разобраться в этих учениях?