Песни дорог войны. Где ж ты, мой сад?

Владимир Калабухов
                ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ГДЕ Ж ТЫ, МОЙ САД?»

     «Где ж ты, мой сад?» – песня, слова которой написаны в 1943 году, а музыка создана только в 1948 году. Стихи А.И. Фатьянова «Пусть нелегко до тебя дойти» появились, скорее всего, в одной из фронтовых газет. Где, как и когда они стали песней «Где ж ты, мой сад?», история умалчивает.

     Автор слов – Алексей Иванович Фатьянов (1919 – 1959) – советский фронтовой поэт-песенник, участник Великой Отечественной войны. В Венгрии при взятии города Сехешфехервар был ранен. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995, посмертно).

     Автор музыки – Васиилий Павлович Соловьёв-Седой (1907 – 1979) – советский российский композитор, пианист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских и Ленинской премий. В годы войны жил в Чкалове (ныне Оренбург). В эвакуации весной 1942 года познакомился с поэтом Фатьяновым, ставшим его постоянным творческим партнёром. В 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. Награждён тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «В память 250-летия Ленинграда», «Ветеран труда».

     Одним из первых исполнителей песни «Где ж ты, мой сад?» был Владимир Александрович Нечаев (1908 – 1969) – советский певец, лирический тенор. Заслуженный артист РСФСР. С 1942 года – солист Всесоюзного радио. В 1944 – 1969 годах выступал в дуэте с Владимиром Александровичем Бунчиковым (1902 – 1955), лирический баритон.

    Песня «Где ж ты, мой сад?» входила и входит в репертуары артистов эстрады Л.П. Барашкова, Г.М. Белова, Ю.Я. Зиганшиной, Т.Н. Овсиенко, Т.О. Талановой и других:

     – Лев Павлович Барашков (1931 – 2011) – советский актёр театра и кино, эстрадный певец. Заслуженный артист РСФСР. Заслуженный артист Каракалпакской АССР;

     – Геннадий Михайлович Белов (1945 – 1995) – советский и российский эстрадный певец (лирический тенор). Заслуженный артист РСФСР;

     – Юлия Яковлевна Зиганшина (рожд.1970) – Заслуженная артистка Республики Татарстан, российская певица, исполнительница романсов, авторской песни; композитор; играет на виолончели, гитаре, бас-гитаре. С концертами гастролирует по России и за рубежом;

     – Татьяна Николаевна Овсиенко (рожд. 1966) – эстрадная певица, была одной из участниц группы «Мираж» (1988 – 1990), известна в основном благодаря своей сольной карьере. Заслуженная артистка России. С 2011 по 2013 год являлась членом Комиссии Общественного совета при МВД России по защите прав и законных интересов сотрудников ОВД, членов их семей и ветеранов МВД России. Награждена медалью НАТО «За миротворческую деятельность» в Косово, медалью Министерства обороны РФ «За воинскую доблесть» I степени, медалью «200 лет МВД России», нагрудным знаком Северо-Кавказского военного округа «За службу на Кавказе»;

     – Татьяна Олеговна Таланова (рожд. 1989) – фолк-, джаз-, эстрадная певица из Ярославля, исполнительница песен военных лет.

                ГДЕ Ж ТЫ, МОЙ САД?

     Где ж ты, мой сад, вешняя заря?
     Где же ты, подружка, яблонька моя?
     Я знаю, родная, ты ждёшь меня, хорошая моя.
     Я знаю, родная, ты ждёшь меня, хорошая моя.
               Снятся бойцу карие глаза,
               На ресницах тёмных – светлая слеза,
               Святая, скупая, девичья горючая слеза.
               Святая, скупая, девичья горючая слеза.
     Пусть нелегко до тебя дойти,
     Я вернусь, родная, жди и не грусти.
     С победой приеду – любовь твоя хранит меня в пути.
     С победой приеду – любовь твоя хранит меня в пути.
               Где ж ты, мой сад, вешняя заря?
               Где же ты, подружка, яблонька моя?
               Я знаю, родная, ты ждёшь меня, хорошая моя.
               Я знаю, родная, ты ждёшь меня, хорошая моя.

     В Интернете можно посмотреть и послушать песню «Где ж ты, мой сад?». Вот несколько клипов перечисленных выше исполнителей:

     – Владимир Нечаев:
               http://propianino.ru/gde-zh-ty-moj-sad-pesni-vov#_;

     – Лев Барашков:
               http://www.youtube.com/watch?v=ntMQeft_oYo;

     – Геннадий Белов:
               http://www.youtube.com/watch?v=MYmtsZBQUW0;

     – Юлия Зиганшина:
               http://www.youtube.com/watch?v=2K9kdsSObSc;

     – Татьяна Овсиенко:
               http://www.youtube.com/watch?v=-esMgGIa6yE;

     – Татьяна Таланова:
               http://www.youtube.com/watch?v=TeCKFSXx4Ks.

     По материалам сайтов Интернета.

     Возвращение к содержанию сборника «Песни дорог войны» – http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.

     2020